Слово педагога: Выбор профессии — это очень важное решение, которое влияет на жизнь человека. Но это не должно вас пугать: это не одномоментное действие, а, скорее, процесс, который может длиться всю жизнь. Главное — оставаться открытыми новым возможностям. Мы с вами уже выяснили, что факторов, влияющих на выбор, много. Но для начала нам надо их систематизировать.
Педагог демонстрирует слайды с факторами и поясняет их.
Слово педагога: Факторы можно разделить на внутренние и внешние.
Внутренние — это то, что исходит от самого человека.
- Например, интересы и увлечения — то, что ему нравится делать.
- Личные качества и навыки — то, в чём он успешен, его сильные стороны.
- Мотивация и цели — то, чего человек хочет достичь в жизни.
- Уровень образования — то, какое у человека образование: основное общее, среднее общее, среднее профессиональное или высшее, то, как он относится к обучению.
- Физические или психические особенности — например, такие черты, как темперамент, физическая выносливость или эмоциональная устойчивость, могут влиять на выбор профессии и условий работы.
Внешние факторы — это факторы окружающей среды.
- Например, семейные традиции и ожидания.
- Социальные — то, какие профессии считаются престижными, востребованными.
- Наши занятия, например, относятся к информационным факторам.
- Рынок труда и экономическая ситуация определяют, каковы перспективы трудоустройства и какой уровень заработной платы в выбранной сфере.
- От географии и природных ресурсов тоже зависит, какие специалисты будут востребованы.
Слово педагога: Какие факторы вы бы выделили в качестве ключевых для себя? Почему?
Ответы обучающихся.
Слово педагога: А как вы думаете, какие факторы являлись определяющими для ваших родителей? Почему?
Ответы обучающихся.
Слово педагога: Хорошо, спасибо, что поделились. Сегодня мы поговорим о том, как семья влияет на профессиональный выбор человека. Существуют три модели выбора профессии в семье: традиционная, индустриальная и постиндустриальная. Давайте познакомимся с каждой из них.