Факты из видеоролика «Металлургия» 10-11 класс

Поделиться:

Профориентационное занятие «Россия промышленная: узнаю достижения страны в сфере промышленности и производства»

Введение

Подготовка к уроку Темы 7

Дорогой педагог!

Для проведения занятия рекомендуется заранее разделить обучающихся на 4 группы, распечатать и нарезать раздаточные материалы, а также подготовить клей в случае, если работа с «Картой отрасли» предполагается в формате вклеивания ячеек (подробности задания — в соответствующей части сценария).

Желаем успехов Вам и ребятам!

Вступительное слово

Слово педагога: Приветствую вас, ребята! У нас сегодня очень важная тема занятия. Я без преувеличения могу сказать, что она является частью фундамента экономического развития России. Я говорю о промышленности. Всё, что нас окружает — это так или иначе продукт промышленности. А наша страна является одной из главных промышленных держав, и мы способны производить промышленные товары практически любого вида. Только представьте себе масштаб отрасли и какое количество профессий здесь задействовано?

Сегодня мы подробнее поговорим о том, какие виды промышленности существуют, изучим глубже некоторые её направления и поймём, какие специалисты востребованы сегодня. А их, поверьте, далеко не мало!

 

 

Обсуждение в классе

Слово педагога: В современной мировой промышленности занято примерно 500 миллионов человек, а промышленное производство за последние десятилетия выросло более, чем в 50

 

раз. Конечно же, промышленность играет огромную роль в создании новых рабочих мест, что тесно связано с ростом занятости населения.

Структура промышленности в России — многоотраслевая, и каждая отрасль состоит из подвидов. Скажите мне, молочный комбинат — это промышленное предприятие?

Ответы обучающихся.

Слова педагога: А что ещё мы можем назвать промышленным предприятием?

Ответы обучающихся.

Слова педагога: Да, так же, как и станкостроительный завод, угольная шахта, швейная фабрика, мебельная фабрика, химическое производство, мясокомбинат, металлургический комбинат, электростанция и т.д. А теперь внимание на экран.

 

 

Знакомство с отраслью

 

 

Видеоролик «Знакомство с отраслью»

Видеоролик рассказывает о развитии промышленности в нашей стране, знакомит с направлениями и статистикой о количестве задействованных в разных отраслях людей.

 

 

Обсуждение видеоролика

 

Слово педагога: Ребята, давайте обсудим ролик. Может быть, какие-то факты или профессии вам запомнились больше всего? Какие и почему?

Ответы обучающихся.

 

 

 

Игра «Будущее или реальность»

Воспользуйтесь презентацией «Будущее или реальность».

Слово педагога: Мы с вами уже поговорили о видах промышленности и посмотрели видео. Настало время проверить ваши знания или интуицию! Сейчас на экране будут появляться различные факты про российскую промышленность. Ваша задача — определить, какие факты уже реальны, а какие станут такими только в будущем. Итак, игра «Будущее или реальность»:

1)   Зафиксирован новый исторический рекорд страны по выпуску дизельного топлива

РЕАЛЬНОСТЬ. В 2022 году выпуск дизельного топлива составил 84,7 млн тонн.

 

2)    В Якутии разведаны 93 новых месторождения газа, нефти, вольфрама, графита, алмазов и металлов. Их бюджетная эффективность превышает два триллиона рублей

БУДУЩЕЕ. Этого ещё не случилось, но эти месторождения планируется разведать в течение 10 лет.

3)    В России разработан межорбитальный буксир с ядерным двигателем

БУДУЩЕЕ. Разработки аппарата «Зевс» уже идут, по прогнозам, одного заряда ему хватит на 10 лет.

4)     8 миллионов тонн бумаги и картона производят 25 основных целлюлозно-бумажных комбинатов в России

РЕАЛЬНОСТЬ. Их мощностей хватает для того, чтобы обеспечить бумагой всю страну.

5)    Производство лакокрасочных покрытий показало лучший результат с 1991 года

РЕАЛЬНОСТЬ. А производство цемента показывает активный рост седьмой год подряд.

6)     Сегодня большинство промышленных предприятий в России используют технологии искусственного интеллекта (ИИ)

БУДУЩЕЕ. Через 10 лет будет именно так, ИТ-отрасль развивается стремительно. А сегодня ИИ используют 30% промышленных предприятий

7)    Поезд «Иволга 3.0», который создали российские конструкторы, уже способен развивать скорость до 160 км/ч

РЕАЛЬНОСТЬ. Поезд «Иволга 3.0» выпускается на Тверском вагоностроительном заводе.

8)     Россия — лидер в изучении дальнего космоса

РЕАЛЬНОСТЬ. Российские учёные с помощью телескопа «Спектр-РГ» за последние годы открыли миллионы новых объектов в космосе, например, чёрные дыры и квазары.

9)     Газ — основное топливо для автомобилей

БУДУЩЕЕ. Газомоторное топливо экологично, поэтому сегодня в России рассматривается возможность перехода всего транспорта на этот вид топлива к 2060 году.

  • Арктика — основное место для добычи золота и других цветных металлов в России БУДУЩЕЕ. В Арктике сосредоточено 12% российских запасов золота, 22% меди и 42% свинца, сегодня в стране активно исследуются возможности создания в Арктике новых горно-обогатительных комбинатов.

 

 

Карта отрасли

Обратите внимание, работать с «Картой отрасли» можно двумя способами:

Распечатать экземпляры таблицы с пустыми ячейками и предложить ребятам заполнить их от руки. Для заполнения ячеек использовать слайд «Ячейки для карты отрасли».

 

Распечатать экземпляры таблицы с пустыми ячейками и шаблон «Ячейки для карты отрасли». Шаблоны нарезать и раздать каждой группе, чтобы ребята вклеили заготовки в ячейки таблицы.

Для проверки вы можете воспользоваться слайдом «Карта отрасли» или версией раздаточных материалов для педагогов.

Слово педагога: Ну что же, мы неплохо размялись. Продолжим погружение в мир промышленности? Вы уже разделились на 4 группы, а я раздам вам части отраслевой карты. Карта в данном случае — не термин из географии, а структура: отрасли, их подотрасли и продукты, которые есть в нашей жизни благодаря тому или иному направлению. Части отраслевой карты перепутаны, ваша задача — вклеить эти части в таблицу в правильной последовательности. У вас на это будет 7 минут. Дам вам одну подсказку. Глобально можно сказать, что всю промышленность можно разделить на лёгкую и тяжёлую, но в нашем задании более подробная классификация, поэтому машиностроение рассматривайте как отдельную отрасль.

Каждая группа может презентовать одну отрасль или обсудить варианты ответов всем классом.

 

 

Задание для просмотра видеоролика

Для проведения игры вы можете заранее раздать каждой группе раздаточный материал

«Факты  Металлургия». Обратите внимание, что для педагога подготовлена версия с правильными ответами. Также для проверки фактов после просмотра видеоролика вы можете воспользоваться презентацией «Презентация: факты — Металлургия».

Слово педагога: Мы уже многое узнали о промышленности и о том, кто в ней работает. Пора

— увидеть. Сейчас вы познакомитесь с одной очень важной для нашей страны отраслью — металлургией. Попробуйте прямо сейчас оглянуться и найти в нашем классе 5-10 любых вещей сделанных из металла.

Ответы обучающихся (ручка или шарик в ручке, оконная или дверная ручка, магнит на доске, замочек от молнии на рюкзаке, пуговица, серёжка, колечко, цепочка, магнитная доска и так далее).

И это только в классе, а сколько всего металлического вокруг нас. Есть чёрные и цветные металлы, у них есть множество всевозможных свойств. Металлы надо получать, обрабатывать, создавать определённые сплавы, придавать формы… И за всё это отвечают металлурги.

Но, прежде чем мы познакомимся с ними и начнём смотреть видеоролик, я раздам каждой группе список фактов. Ваша задача — внимательно смотреть видео и найти среди этих фактов недостоверные.

 

Если вы находите подтверждение факту — ставьте галочку, если вы с ним не согласны — ставьте крестик. Начинаем, будьте внимательны!

1)   Состав сплава стали — всегда один и тот же

НЕВЕРНО. Существует множество «рецептур», они определяют марку стали.

2)    Металлургические предприятия могут использовать в своём производстве не только железную руду, но и металлический лом

ВЕРНО. В зависимости от географического положения и технического оснащения предприятия.

3)    Вилки и ложки не могут быть использованы в качестве сырья при производстве металлических изделий

НЕВЕРНО. Могут. При переработке можно использовать как вилки и ложки, так и целые поезда.

  • Для того чтобы придать металлу нужную форму, его нужно разогреть до 1200℃ ВЕРНО. Приблизительно при такой температуре металл становится мягким, но ещё не плавится, поэтому можно менять форму металлических заготовок.

5)    Технологический процесс на предприятии хаотичен, но это не мешает специалистам выполнять свою работу

НЕВЕРНО. Технологический процесс на любом заводе выстроен и отлажен до мельчайших деталей.

6)     Сталевару в его работе очень помогают мышь и клавиатура

ВЕРНО. Некоторые процессы уже автоматизированы, и часть работ выполняют манипуляторы и роботы.

7)    Для того чтобы стать инженером-технологом, нужно обладать гуманитарным складом ума

НЕВЕРНО. Металлургия любит аналитическое и математическое мышление.

8)     На металлургических предприятиях требуются только работники технологических специальностей

НЕВЕРНО. Для слаженной работы предприятия требуются разные специалисты: экономисты, бухгалтеры, ИТ-специалисты.

9)     Учиться на металлурга можно уже после 9 класса

ВЕРНО. Освоить рабочие специальности в области металлургии можно в колледже.

10)     Инженер-технолог должен быть внимателен и немногословен

НЕВЕРНО. Ему важно быть не только внимательным, но и коммуникабельным — уметь объяснить все нюансы производства своим коллегам.

11)   Если ты не можешь усидеть на одном месте, то тебе не подходит металлургия

НЕВЕРНО. Работники основного производства никогда не сидят на месте.

 

12)    Некоторые специалисты металлургической отрасли должны быть на связи круглосуточно

ВЕРНО. Производственный процесс непрерывен, и решения нужно принимать как можно быстрее.

13)    Один стальной слиток весит как два автомобиля.

ВЕРНО. Работать с такими весами можно только на большом и не менее тяжёлом оборудовании. Поэтому металлургия относится к тяжёлой промышленности.

  • Инженер-технолог на металлургическом заводе, как повар, который варит суп ВЕРНО. Данный специалист знает, как, когда и что добавить в сплав, чтобы получить определённую сталь.

15)    Сталь — очень редкий металл, его сложно добыть

НЕВЕРНО. Сталь — распространённый металл, из него сделано большинство окружающих нас конструкций.

Слово педагога: А теперь внимание на экран.

 

 

Видеоролик «Металлургия»

В видеоролике специалисты металлургического производства с большой любовью к своему делу рассказывают и показывают самые важные и интересные задачи, с которыми сталкиваются в своей работе.

 

 

Факты из видеоролика (проверка)

Слово педагога: Ну что, ребята, давайте узнаем, как каждая группа проанализировала предложенные факты.

Ответы обучающихся по очереди по группам. Один факт — одна группа и так по цепочке.

 

 

 

Профессиональная проба «Металлург»

Слово педагога: Ребята, а теперь представьте, что уже сегодня каждый из вас получит возможность, как герои из нашего ролика, создать многотонный металлический элемент. Хотите попробовать? Всё, что нужно для этого — зайти на страничку Профиграда ( https://profigrad.bvbinfo.ru/).

Там уже сегодня (19 октября) для вас открыт доступ к профпробе «Металлург». Пробуйте свои силы, выполняйте интересные задания, мне будет очень интересно узнать ваши впечатления.

 

И не забудьте получить артефакт, который будет вас ждать в конце пробы. Он вам пригодится для наших следующих занятий.

 

 

Расширение знаний об отрасли

 

 

Игра «Промышленная цепочка»

Задание выполняется по аналогии с «Картой отрасли». Также для выполнения задания рекомендуется воспользоваться Справочником для «Промышленной цепочки».

Слово педагога: Сейчас вы получите новый набор карточек — вашей задачей будет составить цепочки последовательностей от отрасли к конечному продукту, используя разные профессии. Восстановить цепочки вам поможет справочник профессий.

Ребята, напомню вам, что это не экзамен и не проверка знаний, не бойтесь ошибиться. Наша главная задача — погрузиться в тему и извлечь из неё максимум новых знаний.

Механика игры: педагог раздаёт нарезанные элементы отраслевой карты. Ученики должны собрать цепочку в следующем порядке: название отрасли, подотрасли, профессии и итоговый продукт.

Каждая группа рассказывает, как она собрала карту одной из отраслей.

Слово педагога: Ребята, вы молодцы!

 

 

Видеоролик про профессию «Специалист по аддитивным технологиям»

Слово педагога: Ребята, конечно, одного урока не хватит, чтобы познакомить вас со всеми отраслями промышленности, но время на то, чтобы познакомиться с ещё одним направлением у нас есть. Внимание на экран.

Просмотр видеоролика. Данный ролик рассказывает о новом направлении промышленности

— аддитивным технологиям или иначе — 3D печати. Оказывается, печатать можно даже из металла — и создавать уникальные детали и конструкции.

 

 

Обсуждение видеоролика

Слово педагога: Как вам эта отрасль? Согласитесь, здесь специалисты работают по-другому, при этом — это тоже промышленность. Поделитесь своими впечатлениями от просмотра.

 

Ответы обучающихся.

Заключение

Рефлексия по содержанию урока

 

Слово педагога: Дорогие ребята, большое спасибо за сегодняшний урок! На наших дальнейших уроках мы продолжим знакомиться с разными направлениями и профессиями, какие-то из специальностей вы даже сможете немного примерять на себя. И напоследок давайте задумаемся о сегодняшнем уроке. Я буду называть начало фразы, а вы её завершение (педагог может обращаться к конкретным ребятам  по  именам  или  по  желанию обучающихся):

Итак,

сегодня я узнал… было интересно… я понял, что… теперь я могу…

я почувствовал, что… я приобрёл…

я научился… я попробую…

мне захотелось…