06.10.2025 Разговоры о важном для 1-2 класса «Что такое уважение? Ко Дню учителя»

О важном 6 октября Поделиться:

Говорим о важном с Татьяной Бабуровой Смотреть

СЦЕНАРИЙ занятия «РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ» для обучающихся

Занятие 6

Что такое уважение?

Ко Дню учителя

Дата проведения: 6 октября.

Цели занятия: формирование представлений о значении уважения в человеческих взаимоотношениях, о роли и значении профессии учителя для общества и каждого человека; формирование осознанного уважительного отношения к людям, результатам их труда, обществу, культуре и окружающей среде; повышение   мотивации   к   ответственному   поведению и самосовершенствованию.

Формирующиеся ценности: взаимоуважение, служение Отечеству и ответственность за его судьбу.

Основные смыслы

  • Уважение — это признание достоинств личности и основа гармоничного развития общества.
  • Осознание ценности труда является неотъемлемой частью духовно-нравственной культуры человека.
  • Путь во взрослую  жизнь  связан  с  ответственностью за свои поступки и с соблюдением принятых общественных норм, через которые мы проявляем свое отношение к окружающим.
  • Учитель играет важную роль в формировании личности и жизненных ценностей ребенка наряду с семьей.

Продолжительность занятия: 30 минут.

Рекомендуемая форма занятия: познавательная беседа. Занятие включает просмотр видеоматериалов и выполнение интерактивных и практических заданий.

Комплект материалов:

  • сценарий;
  • видеоматериалы;
  • методические рекомендации;
  • интерактивное задание;
  • практические задания;
  • дополнительные материалы;
  • презентация.

Этапы занятия

Мотивационно-целевой этап: просмотр видеоролика-анонса, беседа.

Основной этап: беседа, просмотр видеороликов, выполнение интерактивного и практического заданий.

Заключительный этап: беседа, выполнение практического задания.

Мотивационно-целевой этап

Учитель       организует       просмотр       видеоролика-анонса со Станиславом Соломатиным.

Вопросы для обсуждения:

  • Как вы понимаете слово «уважение»?
  • Как вы проявляете уважение к родным и друзьям?
  • За что мы уважаем других людей?

Учитель: Спасибо за ответы! Давайте узнаем, что такое уважение, у Героя Труда Российской Федерации, учителя гимназии № 1 города Волоколамска Московской области Татьяны Ивановны Бабуровой и ее ученицы, учителя русского языка и литературы,  заместителя  директора  киноколледжа  №  40

«Московской международной киношколы» Марии Петровны Валюгиной.

Основной этап

Учитель  организует  просмотр  видеоролика-интервью с федеральными спикерами.

Учитель: Сегодня мы неслучайно говорим об уважении (презентация к занятию, слайд 1). Каждый день вы проводите в школе, общаясь со своими одноклассниками и учителями. Учителя, как и родители, принимают огромное участие в вашем воспитании, помогают развиваться, узнавать новое, взрослеть. Во все времена профессия учителя была уважаемой и значимой. Многие люди всю жизнь с теплом вспоминают своих школьных учителей, которые не только открыли для них мир знаний, но и сопровождали их на пути взросления.

Вопросы для обсуждения:

  • Какие знания вы получаете в школе?
  • Радует ли хорошее поведение и успехи в учебе ваших учителей? Почему?
  • Кто из вас хотел бы в будущем стать учителем и почему?

Ответы обучающихся.

Учитель организует просмотр 2D-ролика.

Учитель:  Мы  можем  проявлять  уважение  к  принятым в обществе правилам поведения, к природе и животным, к семье, к культуре, к окружающим.

Вопросы для обсуждения:

  • Знаете ли вы, что не только люди проявляют уважение друг к другу, но и животные?
  • Какие примеры     уважительного       поведения      в     мире животных вы можете привести?1

Учитель: Уважение проявляется во внимательности, корректности, вежливости, учтивости, пунктуальности, благодарности, терпимости, заботе о людях и природе (презентация к занятию, слайды 3 и 4).

Каждый человек может по-разному выражать свое уважение. Давайте выполним практическое задание и определим, какими способами мы можем выразить уважение к другим людям.

Учитель   организует   выполнение    практического   задания

«Ладонь:     5    граней    уважения»     (обводим      на листе   ладонь и подписываем по пальцам2)

  1. Слова (вежливая речь, деликатность, комплименты).
  2. Дела (выполнение договоренностей, оказание помощи, поддержки).
  3. Время (соблюдение сроков).
  4. Границы (знание   и соблюдение    личных   границ    других людей).
  5. Внимание (наблюдательность,    забота,   умение   слушать и слышать других).

1 Примеры отношений между животными представлены в презентации к занятию (слайд 2).

2 Для обучающихся 1 класса практическое задание проводится устно.

Учитель: Помимо школы и общения с друзьями, мы, конечно же, проводим время со своей семьей. Именно дома все мы можем немного расслабиться, отдохнуть, но должно ли это влиять на то, как мы общаемся с нашими близкими?

Наши  родные  также  нуждаются  во внимании,  заботе и уважении. Именно в семье мы учимся тому, как нужно правильно общаться с другими людьми, ценить их и уважать. Ежедневно мы видим, как наши родители общаются со своими родителями, как младшие слушаются старших, не перебивают их в разговоре, помогают им в домашних делах, уважая труд родителей и свой труд. А взрослые стараются с пониманием относиться к детям, поддерживать их, учитывать их мнение в разных вопросах.

Вопросы для обсуждения:

  • Как мы проявляем уважение к нашим родным?
  • Является ли помощь в уборке, соблюдение порядка дома проявлением уважения?
  • Почему важно,    чтобы    все   члены   семьи   уважали    друг друга?

Ответы обучающихся.

Учитель: Доброжелательные отношения в семье всегда ценились в нашем обществе. С самых древних времен люди рассказывали  друг  другу  сказки,  где  герои  относились с почтением к старшим, к своим братьям и сестрам. Давайте вспомним, какие это сказки?

Вопросы для обсуждения:

  • Как тема уважения отражается в русских народных сказках? Приведите примеры сказок, где герои вежливо обращаются к родителям и друзьям.
  • Какие персонажи запомнились благодаря их доброму и уважительному отношению к другим людям?

Ответы обучающихся.

Учитель: Спасибо за ответы! Давайте посмотрим фрагмент из замечательного мультфильма, снятого по сказке А. С. Пушкина

«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», и разберем, как там показаны отношения между персонажами.

Учитель организует просмотр и обсуждение фрагмента мультипликационного фильма «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».

Вопросы для обсуждения:

  • Почему семь богатырей удивились, когда вошли в терем?
  • Как они обращаются к царевне?
  • Почему царевна поклонилась богатырям?

Ответы обучающихся.

Учитель: Уважение имеет множество граней и, как мы уже сказали, проявляется через наши добрые поступки.

Можно сравнить наши добрые поступки с драгоценными камнями, которые мы дарим другим людям. Давайте выполним интерактивное задание и посмотрим, какие поступки могут сверкать, как драгоценные камни, и радовать окружающих.

Учитель  организует   выполнение   интерактивного задания

«Шкатулка поступков».

Учитель: Давайте поговорим о том, за что мы уважаем других людей.

Вопросы для обсуждения:

  • Как вы думаете, уважают только тех людей, у которых все получается и которые никогда не ошибаются? Или все люди имеют право на уважение?
  • Почему для человека важно, чтобы к нему прислушивались, относились с вниманием?

Ответы обучающихся.

Учитель: Правильно, ребята! Уважения достоин абсолютно каждый человек. Умение принимать ценность другого человека, принимать его особенности и отличия — это и есть уважение. Каждого из нас следует уважать как отдельную личность, учитывая наши поступки и отношение к окружающим.

Мы с вами поговорили об уважении к учителям, к нашим родным и близким. Отметили, что это очень хорошо, когда уважение бывает взаимным. Но что же тогда делать с теми, кто всех обижает, обманывает, совершает плохие поступки?

Ответы обучающихся.

Учитель: К сожалению, все мы знаем, что есть люди, которые совершают  плохие  поступки.  Нам  может  не нравиться их поведение, но наше уважительное отношение часто помогает им задуматься над своим поведением и начать исправляться.

Вопрос для обсуждения:

  • Какие примеры исправления поведения отрицательного персонажа из книг и мультфильмов вы можете привести?3

3 Здесь можно вспомнить и обсудить с обучающимися героя мультипликационного фильма

«В стране невыученных уроков», фрагмент из которого был предложен на занятии «Зачем человеку учиться? День знаний».

Ответы обучающихся.

Учитель: Взаимоуважение — это одна из ценностей нашего народа, которая передается из поколения в поколение.

Вопросы для обсуждения:

  • Как вы  понимаете  пословицу:  «Уважение  покоится на взаимности»?
  • Давайте представим друзей, которые общаются по- разному: один вежливо и с уважением, заботой о своем друге, а другой иногда не здоровается, может обидно пошутить или задеть. Как вам кажется, долго ли продлится их дружба?

Ответы обучающихся.

Учитель: Помимо уважения к людям, мы можем проявлять уважение  к чужому  труду,  природе,  животным,  к  традициям и культуре своего народа (презентация к занятию, слайд 5).

Вопросы для обсуждения:

  • Почему для  человека  важно  уважать  свою  культуру и традиции?
  • Согласны ли вы с тем, что традиции объединяют людей, помогают им   лучше   понимать   друг   друга и взаимодействовать?
  • Как люди проявляют уважение к культуре своей страны?

Заключительный этап

Учитель: Сегодня мы говорили о том, что такое уважение, почему  необходимо  бережно  относиться  ко  всем  людям и ко всему, что нас окружает.

Когда мы проявляем уважение к другим людям, мы ведем себя ответственно, по-взрослому, учимся принимать тех, кто находится рядом с нами. Мы уже сказали, что каждый человек имеет право на уважение, значит, мы можем уважать и самих себя тоже. Давайте подумаем: за что мы себя уважаем?

Ответы обучающихся.

Учитель организует выполнение практического задания «За что я себя уважаю?» (презентация к занятию, слайд 6). Учитель выделяет несколько областей, в которых обучающиеся могут себя выражать и тем самым вызывать у себя самих уважение. Все области представлены в виде круговой диаграммы. Учитель называет область, а обучающиеся сообщают о своих достижениях, успехах и т. п.

Области: помощь родителям (бабушкам и дедушкам), забота о своем здоровье, спортивные достижения, творческие достижения, успехи в учебе, общение с друзьями, активное участие  в школьной  жизни,  добрые  дела,  забота  о природе и животных.

Например: помощь родителям — уборка в своей комнате; аккуратное отношение к своей одежде; помощь в приготовлении пищи; мытье посуды и т. п.

Учитель: Видите, ребята, как много всего мы делаем хорошего и важного, что может вызывать восхищение нами. Своими достижениями, добрыми делами и постоянной работой над  собой  мы делаем  наше  общество  и страну  лучше и прекрасней! Давайте будем помнить, что мы ежедневно пополняем нашу сокровищницу драгоценными камнями добрых

дел, а нашу страну делаем богатой достойными и ответственными людьми!

Постразговор

Что почитать

  • Осеева В. «Волшебное слово»
  • Аксаков С. Т. «Аленький цветочек»
  • Народные русские сказки. Из сборника А. Н. Афанасьева

Проектная     и     внеурочная     деятельность,     внеклассные мероприятия

  • Проект «Известные люди моего региона». Обучающиеся представляют презентацию об известных и уважаемых людях своего региона.
  • Акция «Уважаем старших!». Обучающиеся готовят рассказ о своих бабушках и дедушках. На уроках труда (технологии) или изобразительного искусства обучающиеся изготавливают поделки для подарка бабушкам и дедушкам.
  • Флешмоб «Уважение — это…». Обучающиеся записывают короткие видеоролики о том, что такое уважение, затем монтируется один видеоролик с разными определениями.
  • «Я умею так!». Вечер талантов обучающихся, где каждый может показать свои способности. Мероприятие направлено на развитие самоуважения и понимания своих сильных сторон.