СЦЕНАРИЙ занятия «РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ» для обучающихся
Занятие 6
Что такое уважение?
Ко Дню учителя
Дата проведения: 6 октября.
Цели занятия: формирование представлений о значении уважения в человеческих взаимоотношениях, о роли и значении профессии учителя для общества и каждого человека; формирование осознанного уважительного отношения к людям, результатам их труда, обществу, культуре и окружающей среде; повышение мотивации к ответственному поведению и самосовершенствованию.
Формирующиеся ценности: взаимоуважение, служение Отечеству и ответственность за его судьбу.
Основные смыслы
- Уважение — это признание достоинств личности и основа гармоничного развития общества.
- Осознание ценности труда является неотъемлемой частью духовно-нравственной культуры человека.
- Путь во взрослую жизнь связан с ответственностью за свои поступки и с соблюдением принятых общественных норм, через которые мы проявляем свое отношение к окружающим.
- Учитель играет важную роль в формировании личности и жизненных ценностей ребенка наряду с семьей.
Продолжительность занятия: 30 минут.
Рекомендуемая форма занятия: познавательная беседа. Занятие включает просмотр видеоматериалов и выполнение интерактивных и практических заданий.
Комплект материалов:
- сценарий;
- видеоматериалы;
- методические рекомендации;
- интерактивное задание;
- практические задания;
- дополнительные материалы;
- презентация.
Этапы занятия
Мотивационно-целевой этап: просмотр видеоролика-анонса, беседа.
Основной этап: беседа, просмотр видеороликов, выполнение интерактивного и практического заданий.
Заключительный этап: беседа, выполнение практического задания.
Мотивационно-целевой этап
Учитель организует просмотр видеоролика-анонса со Станиславом Соломатиным.
Вопросы для обсуждения:
- Как вы понимаете слово «уважение»?
- Как вы проявляете уважение к родным и друзьям?
- За что мы уважаем других людей?
Учитель: Спасибо за ответы! Давайте узнаем, что такое уважение, у Героя Труда Российской Федерации, учителя гимназии № 1 города Волоколамска Московской области Татьяны Ивановны Бабуровой и ее ученицы, учителя русского языка и литературы, заместителя директора киноколледжа № 40
«Московской международной киношколы» Марии Петровны Валюгиной.
Основной этап
Учитель организует просмотр видеоролика-интервью с федеральными спикерами.
Учитель: Сегодня мы неслучайно говорим об уважении (презентация к занятию, слайд 1). Каждый день вы проводите в школе, общаясь со своими одноклассниками и учителями. Учителя, как и родители, принимают огромное участие в вашем воспитании, помогают развиваться, узнавать новое, взрослеть. Во все времена профессия учителя была уважаемой и значимой. Многие люди всю жизнь с теплом вспоминают своих школьных учителей, которые не только открыли для них мир знаний, но и сопровождали их на пути взросления.
Вопросы для обсуждения:
- Какие знания вы получаете в школе?
- Радует ли хорошее поведение и успехи в учебе ваших учителей? Почему?
- Кто из вас хотел бы в будущем стать учителем и почему?
Ответы обучающихся.
Учитель организует просмотр 2D-ролика.
Учитель: Мы можем проявлять уважение к принятым в обществе правилам поведения, к природе и животным, к семье, к культуре, к окружающим.
Вопросы для обсуждения:
- Знаете ли вы, что не только люди проявляют уважение друг к другу, но и животные?
- Какие примеры уважительного поведения в мире животных вы можете привести?1
Учитель: Уважение проявляется во внимательности, корректности, вежливости, учтивости, пунктуальности, благодарности, терпимости, заботе о людях и природе (презентация к занятию, слайды 3 и 4).
Каждый человек может по-разному выражать свое уважение. Давайте выполним практическое задание и определим, какими способами мы можем выразить уважение к другим людям.
Учитель организует выполнение практического задания
«Ладонь: 5 граней уважения» (обводим на листе ладонь и подписываем по пальцам2)
- Слова (вежливая речь, деликатность, комплименты).
- Дела (выполнение договоренностей, оказание помощи, поддержки).
- Время (соблюдение сроков).
- Границы (знание и соблюдение личных границ других людей).
- Внимание (наблюдательность, забота, умение слушать и слышать других).
1 Примеры отношений между животными представлены в презентации к занятию (слайд 2).
2 Для обучающихся 1 класса практическое задание проводится устно.
Учитель: Помимо школы и общения с друзьями, мы, конечно же, проводим время со своей семьей. Именно дома все мы можем немного расслабиться, отдохнуть, но должно ли это влиять на то, как мы общаемся с нашими близкими?
Наши родные также нуждаются во внимании, заботе и уважении. Именно в семье мы учимся тому, как нужно правильно общаться с другими людьми, ценить их и уважать. Ежедневно мы видим, как наши родители общаются со своими родителями, как младшие слушаются старших, не перебивают их в разговоре, помогают им в домашних делах, уважая труд родителей и свой труд. А взрослые стараются с пониманием относиться к детям, поддерживать их, учитывать их мнение в разных вопросах.
Вопросы для обсуждения:
- Как мы проявляем уважение к нашим родным?
- Является ли помощь в уборке, соблюдение порядка дома проявлением уважения?
- Почему важно, чтобы все члены семьи уважали друг друга?
Ответы обучающихся.
Учитель: Доброжелательные отношения в семье всегда ценились в нашем обществе. С самых древних времен люди рассказывали друг другу сказки, где герои относились с почтением к старшим, к своим братьям и сестрам. Давайте вспомним, какие это сказки?
Вопросы для обсуждения:
- Как тема уважения отражается в русских народных сказках? Приведите примеры сказок, где герои вежливо обращаются к родителям и друзьям.
- Какие персонажи запомнились благодаря их доброму и уважительному отношению к другим людям?
Ответы обучающихся.
Учитель: Спасибо за ответы! Давайте посмотрим фрагмент из замечательного мультфильма, снятого по сказке А. С. Пушкина
«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», и разберем, как там показаны отношения между персонажами.
Учитель организует просмотр и обсуждение фрагмента мультипликационного фильма «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».
Вопросы для обсуждения:
- Почему семь богатырей удивились, когда вошли в терем?
- Как они обращаются к царевне?
- Почему царевна поклонилась богатырям?
Ответы обучающихся.
Учитель: Уважение имеет множество граней и, как мы уже сказали, проявляется через наши добрые поступки.
Можно сравнить наши добрые поступки с драгоценными камнями, которые мы дарим другим людям. Давайте выполним интерактивное задание и посмотрим, какие поступки могут сверкать, как драгоценные камни, и радовать окружающих.
Учитель организует выполнение интерактивного задания
«Шкатулка поступков».
Учитель: Давайте поговорим о том, за что мы уважаем других людей.
Вопросы для обсуждения:
- Как вы думаете, уважают только тех людей, у которых все получается и которые никогда не ошибаются? Или все люди имеют право на уважение?
- Почему для человека важно, чтобы к нему прислушивались, относились с вниманием?
Ответы обучающихся.
Учитель: Правильно, ребята! Уважения достоин абсолютно каждый человек. Умение принимать ценность другого человека, принимать его особенности и отличия — это и есть уважение. Каждого из нас следует уважать как отдельную личность, учитывая наши поступки и отношение к окружающим.
Мы с вами поговорили об уважении к учителям, к нашим родным и близким. Отметили, что это очень хорошо, когда уважение бывает взаимным. Но что же тогда делать с теми, кто всех обижает, обманывает, совершает плохие поступки?
Ответы обучающихся.
Учитель: К сожалению, все мы знаем, что есть люди, которые совершают плохие поступки. Нам может не нравиться их поведение, но наше уважительное отношение часто помогает им задуматься над своим поведением и начать исправляться.
Вопрос для обсуждения:
- Какие примеры исправления поведения отрицательного персонажа из книг и мультфильмов вы можете привести?3
3 Здесь можно вспомнить и обсудить с обучающимися героя мультипликационного фильма
«В стране невыученных уроков», фрагмент из которого был предложен на занятии «Зачем человеку учиться? День знаний».
Ответы обучающихся.
Учитель: Взаимоуважение — это одна из ценностей нашего народа, которая передается из поколения в поколение.
Вопросы для обсуждения:
- Как вы понимаете пословицу: «Уважение покоится на взаимности»?
- Давайте представим друзей, которые общаются по- разному: один вежливо и с уважением, заботой о своем друге, а другой иногда не здоровается, может обидно пошутить или задеть. Как вам кажется, долго ли продлится их дружба?
Ответы обучающихся.
Учитель: Помимо уважения к людям, мы можем проявлять уважение к чужому труду, природе, животным, к традициям и культуре своего народа (презентация к занятию, слайд 5).
Вопросы для обсуждения:
- Почему для человека важно уважать свою культуру и традиции?
- Согласны ли вы с тем, что традиции объединяют людей, помогают им лучше понимать друг друга и взаимодействовать?
- Как люди проявляют уважение к культуре своей страны?
Заключительный этап
Учитель: Сегодня мы говорили о том, что такое уважение, почему необходимо бережно относиться ко всем людям и ко всему, что нас окружает.
Когда мы проявляем уважение к другим людям, мы ведем себя ответственно, по-взрослому, учимся принимать тех, кто находится рядом с нами. Мы уже сказали, что каждый человек имеет право на уважение, значит, мы можем уважать и самих себя тоже. Давайте подумаем: за что мы себя уважаем?
Ответы обучающихся.
Учитель организует выполнение практического задания «За что я себя уважаю?» (презентация к занятию, слайд 6). Учитель выделяет несколько областей, в которых обучающиеся могут себя выражать и тем самым вызывать у себя самих уважение. Все области представлены в виде круговой диаграммы. Учитель называет область, а обучающиеся сообщают о своих достижениях, успехах и т. п.
Области: помощь родителям (бабушкам и дедушкам), забота о своем здоровье, спортивные достижения, творческие достижения, успехи в учебе, общение с друзьями, активное участие в школьной жизни, добрые дела, забота о природе и животных.
Например: помощь родителям — уборка в своей комнате; аккуратное отношение к своей одежде; помощь в приготовлении пищи; мытье посуды и т. п.
Учитель: Видите, ребята, как много всего мы делаем хорошего и важного, что может вызывать восхищение нами. Своими достижениями, добрыми делами и постоянной работой над собой мы делаем наше общество и страну лучше и прекрасней! Давайте будем помнить, что мы ежедневно пополняем нашу сокровищницу драгоценными камнями добрых
дел, а нашу страну делаем богатой достойными и ответственными людьми!
Постразговор
Что почитать
- Осеева В. «Волшебное слово»
- Аксаков С. Т. «Аленький цветочек»
- Народные русские сказки. Из сборника А. Н. Афанасьева
Проектная и внеурочная деятельность, внеклассные мероприятия
- Проект «Известные люди моего региона». Обучающиеся представляют презентацию об известных и уважаемых людях своего региона.
- Акция «Уважаем старших!». Обучающиеся готовят рассказ о своих бабушках и дедушках. На уроках труда (технологии) или изобразительного искусства обучающиеся изготавливают поделки для подарка бабушкам и дедушкам.
- Флешмоб «Уважение — это…». Обучающиеся записывают короткие видеоролики о том, что такое уважение, затем монтируется один видеоролик с разными определениями.
- «Я умею так!». Вечер талантов обучающихся, где каждый может показать свои способности. Мероприятие направлено на развитие самоуважения и понимания своих сильных сторон.