Школьный этап ВСОШ по Истории 9 класс 2025/26 по Московской области
Материалы по Истории 9 класс для Московской области (задания и ответы)
1. Перед Вами текст из исторического источника, посвящённый определённому историческому событию. Определите, какие из нижеследующих суждений верные.
Итак, ставка царя не располагала точными данными о том, где находится обоз Левенгаупта. Еще хуже обстояло дело в ставке короля — там вообще ничего не знали о судьбе обоза. Похоже, что это неведение и вынудило Карла ХII вопреки своему обыкновению проявлять нерешительность, которую он ни разу не выказывал за всю предшествующую историю своих успешных походов. Справедливости ради отметим, что и с трудностями король впервые встретился тоже на белорусской земле: его армия впервые подверглась непрерывным нападениям «партий», заставлявшим ее ежечасно и ежеминутно находиться в напряжении, что изнуряло моральные и физические силы солдат и офицеров; впервые шведская армия не могла себя обеспечить продовольствием — с такого рода трудностью она не встречалась ни в разоренной Речи Посполитой, ни тем более в богатой Саксонии. Когда Карл ХII отправил свою армию на Украину, оставив на произвол судьбы обоз и корпус Левенгаупта, он пошел на риск, ибо подвергал смертельной опасности и главные силы, и двигавшийся на помощь им корпус. Но в том-то и дело, что поступать так, а не иначе короля вынуждали обстоятельства – иного выхода у него не было. В самом деле, идти через Смоленск на Москву Карл XII не мог, ибо сознавал, что на этом пути его армию подстерегали испытания еще более тяжкие, чем те, которые доводилось ей переживать на белорусской земле. Топтаться на одном месте король тоже не мог, ибо голод с каждым днем усиливался, тем более что он не знал, сколь долго продлится ожидание обоза — неделю, две, месяц? А между тем уже иссякали последние резервы продовольствия. сентября, т. е. накануне того дня, когда король принял роковое решение двигаться на Украину, Боур доносил Петру: «Неприятель стоит на одном месте, четвертый день людям корму и лошадям ничего нет»
Полтавская баталия, которая произойдёт вскоре, будет названа Петром «матерью нашей победы».
События в тексте происходили после обеих битв у Нарвы.
Во время событий, о которых идёт речь в тексте, Россия имела статус империи.
В тексте идёт речь о материальных проблемах шведской армии в глубине российской территории.
События в тексте происходили в 1705 году.
В ходе упомянутых в тексте событий перестанет существовать Речь Посполитая.
Речь идёт о битве у Лесной.
Левенгаупт, упомянутый в тексте, — это шведский генерал.
В тексте идёт речь о событиях, которые произошли накануне Полтавской баталии.
Упомянутым в тексте событиями предшествовала битва при мысе Гангут.
2. Перед Вами имена деятелей всемирной истории, а также перечень фактов, которые относятся к этим деятелям. Соотнесите каждый факт с соответствующим деятелем.
Английская писательница, автор романов “Гордость и предубеждение”, “Чувство и чувствительность” и прочих.
Французский король, на чей период пришелся расцвет стиля рококо и Семилетняя война.
Философ эпохи Просвещения, был главным составителем “Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремесел”.
Первый король Великобритании из Ганноверской династии.
Шведский ученый-биолог, первым создавший единую классификацию растительного и животного мира.
Французский поэт и теоретик искусства, известный сегодня по своему сборнику сказок “Сказки матушки Гусыни”.
Один из наиболее известных деятелей Великой французской революции и клуба якобинцев.
Король Речи Посполитой, союзник Петра I в Северной войне.
Императрица, для обеспечения интересов которой в 1713 году была издана Прагматическая санкция, которая однако не предотвратила войну за австрийское наследство.
Автор “Робинзона Крузо”.
*Перетащите элементы на пустые поля сверху
Максимилиан Робеспьер
Мария Терезия
Шарль Перро
Карл Линней
Людовик ХV
Георг I
Август II Сильный
Джейн Остин
Даниель Дефо
Дени Дидро
3. Перед Вами – изображения знаменитых памятников русский культуры, созданных до XVIII-го века. Соотнесите описание города с памятником, который в нём расположен.
В Древней Руси в этом городе находилась кафедра митрополита.
Наравне с оружием и самоварами, этот город славится своими печатными пряниками.
В этом городе находится ботик, построенный Петром I для плавания по водам местного озера.
По преданию, уроженкой этого города была княгиня Ольга.
Во время Великой Отечественной войны этот город был целью немецкой операции «Тайфун».
Князь, который основал этот город, также основал город Юрьев.
Местное население этого города исповедует ислам.
Рядом с этим городом находится церковь Покрова на Нерли и дворец Андрея Боголюбского.
В этот город на княжение из Ладоги перебрался князь Рюрик.
В кремле этого города снимали фильм «Иван Васильевич меняет профессию».
4. Перед Вами текст, посвященный событиям истории России начала XIX в. Выберите один верный ответ из предложенных трёх.
При разговоре о внешней политике Александра I основное внимание уделяется его противостоянию с императором Франции . Это действительно важная страница в биографии российского монарха, учитывая его личное участие в битве под и заключении мирного договора. Однако в правление Александра Россия вела активную на южных рубежах. Так, именно в его правление в результате войны 1806-1812 гг. с к России была присоединена . В заключении мира участвовал прославленный полководец . Кроме того, в состав России в 1801 г вошла территория современной . Это привело к столкновению с , которая издревле считала регион Закавказья своим. Россия выиграла эту войну, в 1813 г. по договору получив в свой состав территорию современного Азербайджана.
5. Перед Вами – некоторые утверждения о событиях. Ваша задача – определить по ним, о каком именно событии идёт речь, и выбрать год каждого из них.
Заключение русско-шведского договора, по которому России отошла крепость Нейшлот.
Заключение договора с Османской империей, по которому Россия получила территории между Южным Бугом и Днестром (по старому стилю).
Отмена указа о престолонаследии Петра I.
Публикация документа, регламентирующего крестьянский труд при Павле Первом.
Арест автора «Путешествия из Петербурга в Москву».
Публикация Екатериной II сочинения из статей, представлявших собой компиляцию (выборку) из трудов её любимых философов.
Сражение русско-турецкой войны, за которое А.В. Суворов получил приставку к своей фамилии.
Основание университета, который сегодня носит имя М.В. Ломоносова.
Раздел Речи Посполитой, в соответствии с которым Россия получала польскую часть Ливонии и часть Белоруссии — до Двины, Друти и Днепра, включая районы Витебска, Полоцка и Мстиславля.
Взятие российскими войсками столицы Пруссии.
*Перетащите элементы на пустые поля сверху (каждый может быть использован несколько раз)
1790
1755
1791
1767
1789
1760
1743
1772
1797
6. Перед Вами – карты государств, с которыми Россию связывает многовековая история двусторонних отношений. Соотнесите факт о государстве с его картой.
В рамках операции «Согласие» в 1941 г. советские и британские войска заняли территорию этой страны и свергли правившего там шаха.
Противостояние Российской империи с этим государством в Средней Азии известно как «Большая игра».
До 1945 г. в состав этой страны входил современный Калининград.
В центре столицы этой страны находится башня, названная в честь князя Гедимина.
Население этой страны принадлежит к народам финно-угорской группы.
Единственная страна мира, которая стала жертвой ядерного оружия.
В 1999 г. Россия подписала с этой страной договор о создании Союзного государства.
До 1990-х гг. эта страна была центром Югославии.
С нападения нацистской Германии на эту страну началась Вторая мировая война.
На территории этого государства находилась крепость Порт-Артур.
7. Перед Вами список из событий российской истории, а также перечень изображений современников этих событий, проживавших за рубежом. Соотнесите каждое событие с его современником.
Феодальная война
Война за польское наследство.
Реформа государственных крестьян.
Дюденева рать
Первая пятилетка.
8. Перед Вами пять отрывков, посвященных правлению Петра Великого, а также список их авторов. Соотнесите каждый фрагмент с его автором.
Отрывки:
“Да, Петр Великий сделал много в России. Смотришь и не веришь, считаешь и недосчитаешься. Мы не можем открыть своих глаз, не можем сдвинуться с места, не можем оборотиться ни в одну сторону без того, чтобы он везде не встретился с нами, дома, на улице, в церкви, в училище, в суде, в полку, на гулянье — везде он, всякий день, всякую минуту, на всяком шагу! Мы просыпаемся. Какой ныне день? 1 января 1841 года — Петр Великий велел считать годы от Рождества Христова, Петр Великий велел считать месяцы от января. Пора одеваться — наше платье сшито по фасону, данному Петром Первым, мундир по его форме. Сукно выткано на фабрике, которую завел он, шерсть настрижена с овец, которых развел он. Попадается на глаза книга — Петр Великий ввел в употребление этот шрифт и сам вырезал буквы”.
“Явился Петр… Он сквозь бурю и волны устремился к своей цели: достиг — и все переменилось! … Он имел великодушие, проницание, волю непоколебимую, деятельность, неутомимость редкую: исправил, умножил войско, одержал блестящую победу над врагом искусным и мужественным; завоевал Ливонию, сотворил флот, основал гавани, издал многие законы мудрые, привел в лучшее состояние торговлю, рудокопни, завел мануфактуры, училища, академию, наконец поставил Россию на знаменитую степень в политической системе Европы. …Но мы, россияне, имея перед глазами свою историю, подтвердим ли мнение несведущих иноземцев и скажем ли, что Петр есть творец нашего величия государственного? Забудем ли князей московских: Иоанна I, Иоанна III, которые, можно сказать, из ничего воздвигли державу сильную, и,— что не менее важно, учредили твердое в ней правление единовластное? И, славя славное в сем монархе, оставим ли без замечания вредную сторону его блестящего царствования?..”
“Петр Великий недооценил свой народ, когда захотел натянуть западный мундир на эту, в сущности, космополитическую цивилизацию, являющуюся достоянием всех. Но грубый наставник сильного ребенка, Петр Великий тем не менее открыл воспитаннику высокие судьбы, которые сулили ему стремительное движение к Западу. Не отбрасывайте преимуществ, завоеванных этим движением; цена заплаченная вами за них, восполнена… Оставайтесь европейцами, продолжая быть русскими!”
“Реформа Петра была борьбой деспотизма с народом, с его косностью. Он надеялся грозою власти вызвать самодеятельность в порабощённом обществе и через рабовладельческое дворянство водворить в России европейскую науку, народное просвещение как необходимое условие общественной самодеятельности, хотел, чтобы раб, оставаясь рабом, действовал сознательно и свободно. Совместное действие деспотизма и свободы, просвещения и рабства — это политическая квадратура круга, загадка, разрешавшаяся у нас со времени Петра два века и доселе неразрешённая.
…Народ по-своему взглянул на деятельность Петра. Из этого взгляда постепенно развились две легенды о Петре, в которых всего резче выразилось отношение народа к реформе, которыми даже в значительной степени определились ее ход и результаты: одна легенда гласила, что Петр — самозванец, а другая, что он — антихрист”.
“Петр не был вовсе славолюбцем-завоевателем и в этом явился полным представителем своего народа, не завоевательного по природе племени и по условиям своей исторической жизни. Гений Петра высказался в ясном уразумении положения своего народа, он сознал, что его обязанность — вывести слабый, бедный, почти неизвестный народ из этого печального положения посредством цивилизации. Трудность дела представлялась ему во всей полноте по возвращении из-за границы, когда он мог сравнить виденное на Западе с тем, что он нашел в России, которая встретила его стрелецким бунтом. Он испытал страшное искушение, сомнение, но вышел из него, вполне уверовавши в нравственные силы своего Народа, и не замедлил призвать его к великому подвигу, к пожертвованиям и лишениям всякого рода, показывая сам пример во всем этом. Ясно осознавши, что русский народ должен пройти трудную школу, Петр не усумнился подвергнуть его страдательному, унизительному положению ученика; но в то же время он успел уравновесить невыгоды этого положения славою и величием, превратить его в деятельное, успел создать политическое значение России и средства для его поддержания”.
*Перетащите элементы на пустые поля сверху
П.Я. Чаадаев
С.М. Соловьев, “История России с древнейших времён”
В.О. Ключевский, “Курс русской истории”
Н.М. Карамзин, “Записка о древней и новой России”
М.П. Погодин, “Петр Великий”
9. Перед Вами картина, на которой показано одно из примечательных событий российской истории, и вопросы к ней. Выберите один верный вариант ответа в каждом из пяти вопросов.
10. Перед Вами карта, отражающая важные исторические события на территории, которая в настоящее время входит в состав Московской области. Выберите из десяти приведённых ниже утверждений о карте пять верных утверждений.
Один из подписанных на карте городов в советское время назывался Калинин
Буквой «Г» на карте отмечен город Кашира
Буквой «А» на карте отмечена река Клязьма
Участником событий, показанных на карте, был Герасим Курин
Один из полководцев, чьи фамилии подписаны на карте, погиб во время выступления декабристов
События, показанные на карте, происходили до присоединения Крымского ханства к России
На карте подписан один город, носящий звание «Город-герой»
Участником событий, показанных на карте, был Александр Суворов
События, показанные на карте, происходили в царствование Александра I
Буквой «Д» на карте отмечен город Серпухов
Официальные задания, ответы Школьного этапа ВСОШ по Истории для 9 класс, проходящая 09-11.09.2025 в Московской области. Работу пишут на официальном сайте Моя школа – mo.olymponline.ru