12-14.09-2025 Школьный этап по Литературе 5 класс Московская область с ответами

12-14.09-2025 Школьный этап по Литературе 5 класс Московская область с ответамиПоделиться:

Материалы олимпиады Взлет по Литературе 5 класс 2 вариант для Московской области (задания и ответы)

1. Отметьте верное утверждение
К жанрам обрядового фольклора относят сказки, легенды, мифы, пословицы,
поговорки и былины.
Произведения фольклора могут существовать только в устной форме. Если записать
колыбельную песню, она перестанет быть фольклором.
Обрядовый фольклор связан с народным земледельческим календарём и сменой
времён года.
Литературные сказки, написанные авторами, также относятся к фольклору.

2. Первоклассник Миша дал интервью школьному журналу «Почитайкин». Он делится
своими первыми впечатлениями, но ещё не знает многих слов про книжки.
Прочитайте, что рассказывает Миша, и помогите ему правильно назвать часть книги, о
которой он говорит. Выберите верный вариант.
«Я хотел найти в книге рассказ про ёжика. Перелистывать все страницы было долго.
Тогда я заглянул в начало, где был список всех разделов и текстов с их названиями,
да ещё и с номерами страниц! Я быстро нашёл нужную страницу и пошёл
перечитывать рассказ».
содержание
титульный лист
предисловие
план

3. Вам дано уравнение, в котором за X скрывается театральный термин. Найдите X,
выберите верный вариант.
X = общее название литературных произведений драматургических жанров (трагедии,
комедии, драмы, водевиля и т. д.).
действие
акт
сочинение
пьеса

4. Быль да небыль
Отметьте название былины, которой не существует.
«Исцеление Ильи Муромца»
«Илья Муромец и Святогор»
«Алёша Попович и Тугарин Змеевич»
«Илья Муромец и Змей Горыныч»

5. В каждом пропуске из выпадающего списка выберите один верный ответ.
Прочитайте текст и выберите термин, который пропущен.
Композиция каждого произведения имеет конкретные структурные элементы.
Например, начинается всё с экспозиции, а самый напряжённый момент, когда конфликт достигает своего пика, называется

6. Смотри не перепутай
Прочитайте отрывки из стихотворения Ф. И. Тютчева «Как неожиданно и ярко…». В
каком из отрывков есть эпитет? Выберите верный вариант.
Оно дано нам на мгновенье, Лови его — лови скорей!
Смотри — оно уж побледнело, Еще минута, две — и что ж?
Ушло, как-то уйдет всецело, Чем ты и дышишь и живешь.
О, в этом радужном виденье Какая нега для очей!

7. Сказочный патруль
утверждение и\или не выбрано верное, балл снижается.
Выберите все верные утверждения о сказке С. Т. Аксакова «Аленький цветочек».
Чудище в сказке оказалось заколдованным принцем.
Настенька, попросившая в подарок у отца аленький цветочек, — старшая из сестёр.
Сказка Аксакова считается фольклором.
Отец привозит из путешествия не только подарки для дочерей, но ещё и перстень от чудища

8. Перед вами предложения, в которых потерялись литературоведческие
термины. Расставьте все слова на нужные места.
Здесь Пушкин использует приём, который называется : «Тобой, одной тобой».
«Без труда не выловишь и рыбку из пруда» — это пословица, построенная с помощью приёма, который называется
Когда опоздавший на урок ученик говорит, что «бежал со скоростью света», он использует приём под названием
Выражение «Земля, как смутный сон» у Фета — пример того, что называется термином

9. Прочитайте отрывок из рассказа В. Ю. Драгунского «Друг детства». Отметьте все утверждения, которые правильно отражают содержание отрывка.
«Когда мне было лет шесть или шесть с половиной, я совершенно не знал, кем же я в конце концов буду на этом свете. Мне все люди вокруг очень нравились и все работы тоже. У меня тогда в голове была ужасная путаница, я был какой-то растерянный и никак не мог толком решить, за что же мне приниматься.
То я хотел быть астрономом, чтоб не спать по ночам и наблюдать в телескоп далекие звезды, а то я мечтал стать капитаном дальнего плавания, чтобы стоять, расставив ноги, на капитанском мостике, и посетить далекий Сингапур, и купить там забавную обезьянку. А то мне до смерти хотелось превратиться в машиниста метро или начальника станции и ходить в красной фуражке и кричать толстым голосом:
– Го-о-тов! Или у меня разгорался аппетит выучиться на такого художника, который рисует на уличном асфальте белые полоски для мчащихся машин. А то мне казалось, что неплохо бы стать отважным путешественником вроде Алена Бомбара и переплыть все океаны на утлом челноке, питаясь одной только сырой рыбой. Правда, этот Бомбар после своего путешествия похудел на двадцать пять килограммов, а я всего-то весил двадцать шесть, так что выходило, что если я тоже поплыву, как он, то мне худеть будет совершенно некуда, я буду весить в конце путешествия только одно кило. А вдруг я где-нибудь не поймаю одну-другую рыбину и похудею чуть побольше? Тогда я, наверно, просто растаю в воздухе как дым, вот и все дела». Когда рассказчик думал выучиться на художника, он был голодный.
Рассказчик любит сырую рыбу и хочет ей питаться, чтобы быть похожим на Алена Бомбара.
Рассказчик был слишком мал, чтобы определиться с профессией, поэтому представляет себя в разных ролях. Рассказчик мечтал стать капитаном дальнего плавания, чтобы купить обезьянку.

10 Прочитайте стихотворение М. Ю. Лермонтова и отметьте все верные утверждения о его форме и содержании.
Осень
Листья в поле пожелтели,
И кружатся и летят;
Лишь в бору поникши ели
Зелень мрачную хранят.
Под нависшею скалою,
Уж не любит, меж цветов,
Пахарь отдыхать порою
От полуденных трудов.
Зверь, отважный, поневоле
Скрыться где-нибудь спешит.
Ночью месяц тускл, и поле
Сквозь туман лишь серебрит.
Рифмовка в стихотворении — перекрёстная.
Стихотворение можно назвать развёрнутым осенним пейзажем.
Основной приём в стихотворении — олицетворение.
Строфа стихотворения состоит из трёх стихов.


Официальные задания, ответы Школьного этапа ВСОШ по Литературе для 5 класс 2 вариант, проходящая 12-14.09.2025 в Московской области. Работу пишут на официальном сайте Моя школа – mo.olymponline.ru