СЦЕНАРИЙ занятия «РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ» для обучающихся
Занятие 7
Как понять друг друга разным поколениям?
Дата проведения: 13 октября.
Цели занятия: формирование у обучающихся уважительного отношения к семейным ценностям и опыту разных поколений; ценностного отношения к семье как основе общества; создание условий для осознания важности взаимного уважения, диалога и обмена опытом между разными поколениями для преодоления конфликтов и построения гармоничных отношений.
Формирующиеся ценности: крепкая семья, историческая память и преемственность поколений.
Основные смыслы
- Противостояние «отцов и детей» — вечная проблема человеческих отношений.
- Каждое поколение имеет свой уникальный опыт и ценности, обогащающие общество.
- Взаимопонимание формируется на основе общих ценностей, объединяющих все поколения. Связь поколений — условие сохранения традиций и ценностей.
- Преодоление проблем во взаимоотношениях поколений возможно благодаря взаимоуважению, пониманию и обмену опытом.
Продолжительность занятия: 30 минут.
Рекомендуемая форма занятия: познавательная беседа. Занятие включает просмотр видеоматериалов и выполнение практического задания.
Комплект материалов:
- сценарий;
- методические рекомендации;
- видеоматериалы;
- практическое задание;
- презентация.
Этапы занятия
Мотивационно-целевой этап: просмотр видеоролика-анонса, беседа.
Основной этап: беседа, просмотр видеороликов, выполнение практического задания.
Заключительный этап: беседа.
Мотивационно-целевой этап
Учитель организует просмотр видеоролика—анонса со Станиславом Соломатиным.
Учитель: Ребята, кто рядом с нами находится каждый день? Кто помогает собраться в школу, сделать домашнее задание, прокатиться на велосипеде или починить игрушку?
Ответы обучающихся.
Учитель: Верно! Рядом с нами родители, братья, сестры, бабушки и дедушки! Вместе с семьей мы начинаем и заканчиваем день, и любая семья абсолютно уникальна. Во многих семьях есть старшие родственники — бабушки и дедушки и даже прабабушки и прадедушки. Все мы относимся к разным поколениям. Именно
так обычно называют группу людей, рожденных в один период. Мы можем говорить о старших и младших поколениях.
Все члены семьи абсолютно разные и отличаются друг от друга привычками, вкусом или любимым делом, но объединяет всех именно доброе и уважительное отношение друг к другу.
Основной этап
Учитель: Лучше всего видно, как меняются и взрослеют люди, именно в семье. Все поколения внутри семьи тесно связаны, и часто взрослые говорят про еще совсем маленького ребенка, что он внешне похож или имеет характер как у бабушки или папы. Таким образом, часто поколения семьи отражаются в нас: в нашей внешности, характере, даже привычках.
Вопросы для обсуждения:
- Много ли в вашей семье поколений?
- На кого из членов вашей семьи вы больше всего похожи?
Или хотите быть похожи?
- Можно ли сказать, что ваша семья большая?
Ответы обучающихся.
Учитель: Семья — это дружная команда, где все поддерживают друг друга и каждый готов прийти на помощь. Давайте посмотрим несколько изображений и скажем, что их объединяет.
Учитель организует работу с презентацией (презентация к занятию, слайды 2, 3, 4).
Вопросы для обсуждения:
- Что общего между этими картинками?
- Какие эмоции они у вас вызывают?
- Как относятся друг к другу люди, изображенные на картинках?
- Какие дела объединяют каждую семью?
Ответы обучающихся.
Учитель: Каждая семья проводит совместно время по- разному: кто-то ходит в походы, занимается спортом, некоторые семьи любят приглашать в гости своих друзей и вместе сидеть за большим столом.
Вопросы для обсуждения:
- С кем из своих родных вы любите проводить время? Что вы делаете вместе?
- На какие темы вы любите разговаривать с родителями, бабушками и дедушками?
- Чему бы вы хотели научиться у своих родителей?
Ответы обучающихся.
Учитель: Давайте послушаем, что говорят об отношениях между разными поколениями российские музыканты Владимир Пресняков и Наталья Подольская, которые в браке уже 15 лет.
Учитель организует просмотр видеоролика с семьей российских музыкантов Владимиром Пресняковым и Натальей Подольской.
Учитель: В семье, в школе, в любом обществе все люди разные: внешность, одежда, любимые игрушки и еда, мечты и желания. Знакомиться и общаться с другими людьми — это очень интересно и увлекательно. Для этого важно уметь слушать, находить общий язык, уважительно относиться друг к другу и поддерживать.
Вопросы для обсуждения:
- Почему общение с разными людьми помогает развиваться и расширять свой кругозор?
- Как научиться внимательно слушать своих родных и друзей?
Ответы обучающихся.
Учитель: Обычно когда дети смотрят на взрослых людей, им очень сложно представить, что старшие родственники тоже когда-то были детьми. Но для понимания друг друга полезно осознавать, что каждый человек был маленьким, взрослел и менялся. И вы будете становиться взрослее и со временем все лучше начнете понимать поступки и слова своих родных.
Вопросы для обсуждения:
- Нравится ли вам слушать рассказы своих родных о детстве?
- Знаете ли вы, как ваши родители, бабушки и дедушки учились в школе? В какие игры они любили играть?
- Чьи истории вам нравятся больше всего?
Ответы обучающихся.
Учитель: Задумывались ли вы, что дедушки и бабушки тоже были маленькими и совершали шалости? Давайте послушаем, как об этом рассказывала поэтесса Юнна Мориц.
Учитель читает вслух фрагмент стихотворения Юнны Мориц
«Детство и дедство».
Вот новость для ребенка:
Твой дед не так давно Ребенком был и звонко Разбил мячом окно!
Не так давно, как мячик, Он прыгал и летал,
Твой дед — веселый мальчик, И он другим не стал!
Такой же он ребенок, Как ты, сейчас и здесь — Хоть двести бороденок На дедушку повесь!
Учитель: Получается, что хотя детство дедушки было давно, он все равно в душе остается ребенком. И очень часто взрослые мечтают хотя бы ненадолго вернуться в детство, чтобы снова радоваться жизни и беззаботно проводить время.
Поколения отделяет друг от друга большой период, но мы все равно можем понимать друг друга и находить общий язык. И часто общие дела и занятия помогают нам в этом.
Вопросы для обсуждения:
- Какие общие дела вы делаете вместе со взрослыми?
- Что любят ваши родители, бабушки и дедушки?
- Чему бы вы могли научить своих родных?
Ответы обучающихся.
Учитель: Каждая семья как раз интересна тем, что в ней соединяются люди разных возрастов: дети, родители, бабушки и дедушки. Вместе мы можем обсуждать разные темы, делиться опытом. Однако иногда бывают разногласия и недопонимания.
Вопросы для обсуждения:
- Что происходит в семье, если кто-то вдруг не принимает и не понимает желаний другого?
- Почему родные люди начинают ссориться?
Ответы обучающихся.
Учитель организует просмотр фрагмента мультипликационного фильма «Трое из Простоквашино».
Вопросы для обсуждения:
- Правильно ли папа Дяди Федора понял, почему его сын уехал?
- Что можно было бы посоветовать родителям в данной ситуации?
- Почему мы уверены в том, что Дядя Федор и его родители помирятся?
Учитель: Итак, мы можем прийти к выводу, что очень важно заботиться друг о друге. Взрослые стараются услышать желания своих детей, дети — не огорчать взрослых своим поведением.
На прошлом занятии мы говорили об уважении и какими
«волшебными словами» и поступками его можно выражать. Иногда для этого не нужны большие поступки — достаточно маленьких, но очень важных шагов. Какие «волшебные слова», которые помогают нам уважать друг друга, вы знаете?
Давайте представим, что мы сейчас обращаемся к нашим родным. Как мы можем назвать их, что мы можем пожелать?
Учитель организует выполнение практического задания
«Волшебные слова». Обучающиеся говорят вслух добрые слова и фразы, адресованные их родным.
Вопросы для обсуждения:
- За что вы благодарны родителям?
- За что вы хотите поблагодарить своих бабушек и дедушек?
- Как вы ласково называете своих братьев и сестер?
- Как вы себя чувствуете, когда родные поддерживают вас и говорят вам нежные, добрые слова?
Ответы обучающихся.
Учитель: Поддержка родных всегда вдохновляет и помогает нам чувствовать себя увереннее. Она дает нам суперсилу, которая поможет преодолеть любые испытания и достичь любой поставленной цели (презентация к занятию, слайд 5).
Кроме добрых слов и пожеланий, семью также объединяют общие дела и традиции. Например, совместные праздники,
поездки в гости к родным, игры и чтение или просмотр мультфильмов.
Вопросы для обсуждения:
- Какие полезные дела вы делаете вместе всей семьей?
- Как вы отмечаете семейные праздники? Любите ли приглашать гостей?
- Представьте, что вы придумываете новую семейную традицию. Что это могло бы быть? (Например, каждую
субботу играть в настольную игру или весной вместе сажать цветы)
- Если бы вы написали книгу о своей семье и семейных традициях, как бы она называлась?
Ответы обучающихся.
Учитель: Вместе с бабушкой и мамой можно печь пироги и лепить пельмени, играть в футбол с папой и ходить за грибами с дедушкой. Опыт каждого поколения обогащает и помогает развиваться и расти. Когда-нибудь вы тоже станете старшим поколением и будете делиться своим опытом с младшими.
Вопросы для обсуждения:
- Проводите ли вы время с младшими братьями или сестрами? Чему вы их учите?
- Какие семейные традиции и увлечения вы бы хотели сохранить, когда станете взрослыми?
- Почему семья, в которой все друг друга понимают, — это самая большая ценность в мире?
Ответы обучающихся.
Учитель: Ваши родители — представители разных поколений, общение между которыми очень важно в масштабах всей страны. Скоро в Москве пройдет Всероссийский съезд родительских комитетов, где мамы и папы со всей страны смогут вместе обсудить, как сделать школу еще добрее, интереснее и безопаснее. Расскажите о съезде своим родителям и предложите присоединиться к этому большому и важному событию! (Презентация к занятию, слайд 6)
Заключительный этап
Учитель: Сегодня мы с вами узнали, что мы все разные и это очень интересно! Несмотря на различные взгляды и жизненный опыт, все поколения объединяет самое главное — наши ценности.
Иногда для этого достаточно просто отвлечься от своих дел, чтобы помочь бабушке, пообщаться с родителями, поиграть с младшими братьями или сестрами.
Самое главное — интересоваться друг другом! Спросите у старших: «А как было в ваше время?», — и вы услышите столько удивительных историй!
Вопросы для обсуждения:
- Что вам больше всего запомнилось на сегодняшнем занятии?
- Почему людям важно уметь слышать и понимать друг друга?
- Какие качества помогают людям в семье жить дружно?
(Ответы: доброта, умение слушать, готовность помочь)
Ответы обучающихся.
Постразговор
Что почитать
- Пермяк Е. «Чужая калитка: рассказы»
- Успенский Э. «Дядя Федор, пес и кот»
Что посмотреть
- Мультипликационный фильм «Нехочуха»: https://smotrim.ru/video/2743775
- Мультипликационный сериал «Про Миру и Гошу», серия
«Бабушка злится»:
https://rutube.ru/video/dddb9261eddf65215c4b3f95d72ceea8
Проектная и внеурочная деятельность, внеклассные мероприятия
- Интервью «А каким ты был ребенком?»: обучающиеся берут интервью у своих родных, задают вопросы об их детстве.
- Интервью «Мой учитель как школьник»: обучающиеся берут интервью у учителя, задают вопросы о школьных годах учителя.
- Книга «Летопись моей семьи»: семейный проект. Обучающиеся и их родители подбирают фотографии членов своей семьи, сопровождают фотографии подписями и небольшими рассказами.
- Выставка рисунков «Герб моей семьи»: обучающиеся изображают придуманный герб своей семьи и объясняют значение всех символов.
- Конкурс «Удиви меня!»: конкурс среди обучающихся на самую необычную и интересную историю о своей семье.