13.10.2025 Разговоры о важном для 1-2 класса «Как понять друг друга разным поколениям?»

13.10.2025 Разговоры о важном для 1-2 класса Поделиться:

Видео "Говорим о важном" Смотреть

СЦЕНАРИЙ занятия «РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ» для обучающихся

Занятие 7

Как понять друг друга разным поколениям?

Дата проведения: 13 октября.

Цели занятия: формирование у обучающихся уважительного отношения к семейным ценностям и опыту разных поколений; ценностного отношения к семье как основе общества; создание условий для осознания важности взаимного уважения, диалога и обмена опытом между разными поколениями для преодоления конфликтов и построения гармоничных отношений.

Формирующиеся ценности: крепкая семья, историческая память и преемственность поколений.

Основные смыслы

  • Противостояние «отцов и детей» — вечная проблема человеческих отношений.
  • Каждое поколение  имеет  свой  уникальный  опыт и ценности, обогащающие общество.
  • Взаимопонимание формируется на основе общих ценностей, объединяющих все поколения. Связь поколений — условие сохранения традиций и ценностей.
  • Преодоление проблем во взаимоотношениях поколений возможно благодаря  взаимоуважению,  пониманию и обмену опытом.

Продолжительность занятия: 30 минут.

Рекомендуемая форма занятия: познавательная беседа. Занятие включает просмотр видеоматериалов и выполнение практического задания.

Комплект материалов:

  • сценарий;
  • методические рекомендации;
  • видеоматериалы;
  • практическое задание;
  • презентация.

Этапы занятия

Мотивационно-целевой этап: просмотр видеоролика-анонса, беседа.

Основной этап: беседа, просмотр видеороликов, выполнение практического задания.

Заключительный этап: беседа.

Мотивационно-целевой этап

Учитель организует просмотр видеороликаанонса со Станиславом Соломатиным.

Учитель: Ребята, кто рядом с нами находится каждый день? Кто помогает собраться в школу, сделать домашнее задание, прокатиться на велосипеде или починить игрушку?

Ответы обучающихся.

Учитель: Верно! Рядом с нами родители, братья, сестры, бабушки и дедушки! Вместе с семьей мы начинаем и заканчиваем день, и любая семья абсолютно уникальна. Во многих семьях есть старшие родственники — бабушки и дедушки и даже прабабушки и прадедушки. Все мы относимся к разным поколениям. Именно

так обычно называют группу людей, рожденных в один период. Мы можем говорить о старших и младших поколениях.

Все члены семьи абсолютно разные и отличаются друг от друга привычками, вкусом или любимым делом, но объединяет всех именно доброе и уважительное отношение друг к другу.

Основной этап

Учитель: Лучше всего видно, как меняются и взрослеют люди, именно в семье. Все поколения внутри семьи тесно связаны, и часто взрослые говорят про еще совсем маленького ребенка, что он внешне похож или имеет характер как у бабушки или папы. Таким образом, часто поколения семьи отражаются в нас: в нашей внешности, характере, даже привычках.

Вопросы для обсуждения:

  • Много ли в вашей семье поколений?
  • На кого из членов вашей семьи вы больше всего похожи?

Или хотите быть похожи?

  • Можно ли сказать, что ваша семья большая?

Ответы обучающихся.

Учитель: Семья — это дружная команда, где все поддерживают друг друга и каждый готов прийти на помощь. Давайте посмотрим несколько изображений и скажем, что их объединяет.

Учитель организует работу с презентацией (презентация к занятию, слайды 2, 3, 4).

Вопросы для обсуждения:

  • Что общего между этими картинками?
  • Какие эмоции они у вас вызывают?
  • Как относятся    друг   к    другу    люди,   изображенные на картинках?
  • Какие дела объединяют каждую семью?

Ответы обучающихся.

Учитель: Каждая семья проводит совместно время по- разному: кто-то ходит в походы, занимается спортом, некоторые семьи любят приглашать в гости своих друзей и вместе сидеть за большим столом.

Вопросы для обсуждения:

  • С кем из своих родных вы любите проводить время? Что вы делаете вместе?
  • На какие темы вы любите разговаривать с родителями, бабушками и дедушками?
  • Чему бы вы хотели научиться у своих родителей?

Ответы обучающихся.

Учитель: Давайте послушаем, что говорят об отношениях между разными поколениями российские музыканты Владимир Пресняков и Наталья Подольская, которые в браке уже 15 лет.

Учитель организует просмотр видеоролика с семьей российских музыкантов Владимиром Пресняковым и Натальей Подольской.

Учитель: В семье, в школе, в любом обществе все люди разные: внешность, одежда, любимые игрушки и еда, мечты и желания. Знакомиться и общаться с другими людьми — это очень интересно и увлекательно. Для этого важно уметь слушать, находить общий язык, уважительно относиться друг к другу и поддерживать.

Вопросы для обсуждения:

  • Почему общение с разными людьми помогает развиваться и расширять свой кругозор?
  • Как научиться    внимательно    слушать    своих    родных и друзей?

Ответы обучающихся.

Учитель: Обычно когда дети смотрят на взрослых людей, им очень сложно представить, что старшие родственники тоже когда-то были детьми. Но для понимания друг друга полезно осознавать,  что  каждый  человек  был  маленьким,  взрослел и менялся. И вы будете становиться взрослее и со временем все лучше начнете понимать поступки и слова своих родных.

Вопросы для обсуждения:

  • Нравится ли вам    слушать    рассказы     своих    родных о детстве?
  • Знаете ли вы, как ваши родители, бабушки и дедушки учились в школе? В какие игры они любили играть?
  • Чьи истории вам нравятся больше всего?

Ответы обучающихся.

Учитель: Задумывались ли вы, что дедушки и бабушки тоже были маленькими и совершали шалости? Давайте послушаем, как об этом рассказывала поэтесса Юнна Мориц.

Учитель читает вслух фрагмент стихотворения Юнны Мориц

«Детство и дедство».

Вот новость для ребенка:

Твой дед не так давно Ребенком был и звонко Разбил мячом окно!

Не так давно, как мячик, Он прыгал и летал,

Твой дед — веселый мальчик, И он другим не стал!

Такой же он ребенок, Как ты, сейчас и здесь — Хоть двести бороденок На дедушку повесь!

Учитель: Получается, что хотя детство дедушки было давно, он все равно в душе остается ребенком. И очень часто взрослые мечтают хотя бы ненадолго вернуться в детство, чтобы снова радоваться жизни и беззаботно проводить время.

Поколения отделяет друг от друга большой период, но мы все равно можем понимать друг друга и находить общий язык. И часто общие дела и занятия помогают нам в этом.

Вопросы для обсуждения:

  • Какие общие дела вы делаете вместе со взрослыми?
  • Что любят ваши родители, бабушки и дедушки?
  • Чему бы вы могли научить своих родных?

Ответы обучающихся.

Учитель: Каждая семья как раз интересна тем, что в ней соединяются люди разных возрастов: дети, родители, бабушки и дедушки. Вместе мы можем обсуждать разные темы, делиться опытом. Однако иногда бывают разногласия и недопонимания.

Вопросы для обсуждения:

  • Что происходит в семье, если кто-то вдруг не принимает и не понимает желаний другого?
  • Почему родные люди начинают ссориться?

Ответы обучающихся.

Учитель               организует                просмотр                фрагмента мультипликационного фильма «Трое из Простоквашино».

Вопросы для обсуждения:

  • Правильно ли папа Дяди Федора понял, почему его сын уехал?
  • Что можно было бы посоветовать родителям в данной ситуации?
  • Почему мы уверены в том, что Дядя Федор и его родители помирятся?

Учитель: Итак, мы можем прийти к выводу, что очень важно заботиться друг о друге. Взрослые стараются услышать желания своих детей, дети — не огорчать взрослых своим поведением.

На прошлом занятии мы говорили об уважении и какими

«волшебными словами» и поступками его можно выражать. Иногда для этого не нужны большие поступки — достаточно маленьких, но очень важных шагов. Какие «волшебные слова», которые помогают нам уважать друг друга, вы знаете?

Давайте представим, что мы сейчас обращаемся к нашим родным. Как мы можем назвать их, что мы можем пожелать?

Учитель  организует  выполнение  практического  задания

«Волшебные слова». Обучающиеся говорят вслух добрые слова и фразы, адресованные их родным.

Вопросы для обсуждения:

  • За что вы благодарны родителям?
  • За что     вы хотите    поблагодарить    своих    бабушек и дедушек?
  • Как вы ласково называете своих братьев и сестер?
  • Как вы себя чувствуете, когда родные поддерживают вас и говорят вам нежные, добрые слова?

Ответы обучающихся.

Учитель: Поддержка родных всегда вдохновляет и помогает нам чувствовать себя увереннее. Она дает нам суперсилу, которая поможет преодолеть любые испытания и достичь любой поставленной цели (презентация к занятию, слайд 5).

Кроме добрых слов и пожеланий, семью также объединяют общие  дела  и  традиции.  Например,  совместные  праздники,

поездки   в   гости   к   родным,   игры   и   чтение   или   просмотр мультфильмов.

Вопросы для обсуждения:

  • Какие полезные дела вы делаете вместе всей семьей?
  • Как вы     отмечаете    семейные    праздники?    Любите ли приглашать гостей?
  • Представьте, что    вы придумываете   новую    семейную традицию. Что это могло бы быть? (Например, каждую

субботу   играть  в настольную   игру   или   весной    вместе сажать цветы)

  • Если бы вы написали книгу о своей семье и семейных традициях, как бы она называлась?

Ответы обучающихся.

Учитель: Вместе с бабушкой и мамой можно печь пироги и лепить пельмени, играть в футбол с папой и ходить за грибами с дедушкой. Опыт каждого поколения обогащает и помогает развиваться и расти. Когда-нибудь вы тоже станете старшим поколением и будете делиться своим опытом с младшими.

Вопросы для обсуждения:

  • Проводите ли вы    время    с младшими   братьями    или сестрами? Чему вы их учите?
  • Какие семейные   традиции   и увлечения   вы бы   хотели сохранить, когда станете взрослыми?
  • Почему семья, в которой все друг друга понимают, — это самая большая ценность в мире?

Ответы обучающихся.

Учитель: Ваши родители — представители разных поколений, общение между которыми очень важно в масштабах всей страны. Скоро в Москве пройдет Всероссийский съезд родительских комитетов, где мамы и папы со всей страны смогут вместе обсудить,  как  сделать  школу  еще  добрее,  интереснее и  безопаснее.  Расскажите  о  съезде  своим  родителям и предложите присоединиться к этому большому и важному событию! (Презентация к занятию, слайд 6)

Заключительный этап

Учитель: Сегодня мы с вами узнали, что мы все разные и это очень интересно! Несмотря на различные взгляды и жизненный опыт, все поколения объединяет самое главное — наши ценности.

Иногда для этого достаточно просто отвлечься от своих дел, чтобы помочь бабушке, пообщаться с родителями, поиграть с младшими братьями или сестрами.

Самое главное — интересоваться друг другом! Спросите у старших: «А как было в ваше время?», — и вы услышите столько удивительных историй!

Вопросы для обсуждения:

  • Что вам   больше   всего   запомнилось    на сегодняшнем занятии?
  • Почему людям важно уметь слышать и понимать друг друга?
  • Какие качества помогают людям в семье жить дружно?

(Ответы: доброта, умение слушать, готовность помочь)

Ответы обучающихся.

Постразговор

Что почитать

  • Пермяк Е. «Чужая калитка: рассказы»
  • Успенский Э. «Дядя Федор, пес и кот»

Что посмотреть

  • Мультипликационный фильм               «Нехочуха»: https://smotrim.ru/video/2743775
  • Мультипликационный сериал «Про Миру и Гошу», серия

«Бабушка злится»:

https://rutube.ru/video/dddb9261eddf65215c4b3f95d72ceea8

Проектная     и     внеурочная     деятельность,     внеклассные мероприятия

  • Интервью «А каким ты был ребенком?»: обучающиеся берут интервью у своих родных, задают вопросы об их детстве.
  • Интервью «Мой учитель как школьник»: обучающиеся берут интервью у учителя, задают вопросы о школьных годах учителя.
  • Книга «Летопись моей семьи»: семейный проект. Обучающиеся и их родители подбирают фотографии членов своей семьи, сопровождают фотографии подписями и небольшими рассказами.
  • Выставка рисунков «Герб моей семьи»: обучающиеся изображают придуманный герб своей семьи и объясняют значение всех символов.
  • Конкурс «Удиви меня!»: конкурс среди обучающихся на самую необычную и интересную историю о своей семье.