Тренировочная работа №2 СтатГрад по Истории 11 класс
Вариант № ИС2410202
Задание 1. Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
СОБЫТИЕ
А) принятие Конституции «развитого социализма»
Б) издание Новоторгового устава
В) Ялтинская конференция «Большой тройки»
Г) первое издание Свода законов Российской империи
ГОД
1) 1667 г.
2) 1785 г.
3) 1832 г.
4) 1943 г.
5) 1945 г.
6) 1977 г.
Задание 2. Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности в таблицу.
1) установление протектората О. Кромвеля в Англии
2) введение опричнины
3) принятие Судебника Ивана III
Задание 3. Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами, относящимися к этим процессам (явлениям, событиям): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРОЦЕСС (ЯВЛЕНИЕ, СОБЫТИЕ)
А) восстание под предводительством Е.И. Пугачёва
Б) борьба русских земель против власти Орды
В) Первая мировая война
Г) присоединение Сибири
ФАКТ
1) Чигиринские походы
2) битва на реке Воже
3) осада Перемышля
4) поход атамана Ермака
5) битва при Малоярославце
6) осада Уфы
Задание 4. Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквой, выберите номер нужного элемента.
Пропущенные элементы:
1) Рига
2) ссылка А.Д. Меншикова
3) расстрел рабочей демонстрации против повышения цен и снижения трудовых расценок
4) 1690-е гг.
5) Новочеркасск
6) 1890-е гг.
7) строительство Беломорско-Балтийского канала
8) 1820-е гг.
9) Минск
Задание 5. Установите соответствие между событиями (явлениями, процессами) и участниками этих событий (явлений, процессов): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
СОБЫТИЕ (ЯВЛЕНИЕ, ПРОЦЕСС)
А) венчание Ивана IV на царствие
Б) принятие решения о вводе советских войск в Афганистан
В) создание «Народной воли»
Г) спор за ярлык на великое княжение между московским и нижегородским князьями
УЧАСТНИК
1) митрополит Алексий
2) А.И. Желябов
3) А.Л. Ордин-Нащокин
4) митрополит Макарий
5) Ю.В. Андропов
6) П.С. Салтыков
Задание 6. Прочтите отрывок из дневника.
«Ежедневно смертные приговоры за вредительство, за убийство или покушение на убийство, иногда за убиение рабкоров, селькоров, хлебозаготовителей, которых, действительно, стали истреблять как-то стихийно. Обычно в первую голову присуждают «попа», затем «кулаков» и всяких «бывших» людей. Всюду глубокое брожение. Отнимают у крестьян всё: хлеб, овёс, картошку. За недоставку – конфискация имущества. Недаром «ВКП» расшифровывают теперь так: второе крепостное право. Кроме того, массовые аресты. Забирают мужиков десятками по деревням и куда-то угоняют; не то на работы, не то по тюрьмам. Хватают всех по указаниям, очевидно, заинтересованных лиц и групп. Цель, говорят, уничтожить сопротивление коллективизации. Идут расстрелы и по «интеллигентной» линии. За генералами и офицерами – инженеры и химики. Аресты приняли неслыханные размеры. …Разорение в деревне полное. Хозяйство разрушено вконец. И всё это ради торжества коллективизма, который теперь хотят уже осуществить много раньше конца пятилетки. Всякое нежелание войти в коллектив беспощадно карается. Недавно проезжий видел в Туле море мужицких голов на площади: то родственники провожали 500 крестьян, высылаемых на принудительные работы на север».
Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке верные суждения.
Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) События, описанные в отрывке, относятся к периоду Гражданской войны в России.
2) В том же десятилетии, к которому относятся дневниковые записи, образовался СССР.
3) Автор отмечает процветающее состояние советской деревни.
4) К десятилетию, к которому относятся данный отрывок, в СССР распространился лозунг «Пятилетку в четыре года!».
5) В тексте упоминается аббревиатура – часть названия правящей партии большевиков.
6) Автор отмечает, что репрессии коснулись представителей интеллигенции.
Задание 7. Установите соответствие между деятелями культуры и фактами их биографий: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ДЕЯТЕЛЬ КУЛЬТУРЫ
А) митрополит Иларион
Б) Ф.И. Шаляпин
В) В.П. Астафьев
Г) Симеон Полоцкий
ФАКТ БИОГРАФИИ
1) исполнитель главной роли в опере «Борис Годунов»
2) писатель, автор повести «Царь-рыба» и произведений жанра «фронтовая проза»
3) жил в XI в.
4) современник царя Ивана Грозного
5) был воспитателем детей царя Алексея Михайловича
6) живописец, автор картины «Чаепитие в Мытищах»
Задание 8. Рассмотрите изображение и выполните задание.
Заполните пропуск в предложении: «Окончание битвы, которой посвящена марка, произошло в тысяча девятьсот _________________________ году».
Рассмотрите схему и выполните задания 9–12.
Задание 9. Укажите месяц начала битвы, события которой обозначены на схеме.
Задание 10. Напишите название города, обозначенного на схеме цифрой «1»
Задание 11. Прочтите текст о событиях, отображённых на схеме, и, используя схему, укажите название города, которое пропущено в этом тексте.
«После завершения Восточно-Померанской операции 61-я армия под командованием генерал-полковника П.А. Белова, взаимодействуя с 1-й армией Войска Польского, заняв город Нойруппин, двинулись к Эльбе и вышли к реке юго-восточнее города ________________. С запада к реке уже подходили части союзников».
Задание 12. Какие суждения, относящиеся к схеме, являются верными? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) На схеме цифрой «2» обозначено течение реки Висла.
2) Фронтом, изначальные позиции которого обозначены на схеме цифрой «3», командовал А.М. Василевский.
3) Цифрой «4» на схеме обозначены изначальные позиции в битве 1-го Украинского фронта.
4) Войска 2-го Белорусского фронта во время битвы, события которой обозначены на схеме, продвигались вдоль побережья Балтийского моря
5) Обозначенный на схеме цифрой «5» город – Потсдам.
6) В ходе битвы, события которой обозначены на схеме, советские войска заняли Лейпциг.
Прочтите отрывок из исторического источника и выполните задания 13 и 14 Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.
Из записок Ф.Ф. Вигеля
«Благоразумный ______________, перешёл из почитателей Великобритании в обожатели Наполеона, из англичанина сделался французом. Сия перемена в правилах и в образе мыслей была для него чрезвычайно полезна, ибо ещё более приблизила его к царю, при особе которого единственно остался он статс-секретарём, получив увольнение от должности своей в министерстве внутренних дел. Вскоре потом назначен он товарищем министра юстиции и управляющим комиссией составления законов. Не в одних двух должностях сих наследовал ________________ Новосильцеву, но и в беспредельной доверенности, коею сей последний пользовался у императора, а следующее затем пятилетие есть период, который по всей справедливости получил его название. Когда я начал знать _________________, из дьячков перешагнул он через простое дворянство и лез прямо в знатные. На новой высоте, на которой он находился, не знаю, чем почитал он себя; известно только, что самую уже знатность хотелось ему топтать. Он сочинил проект указа, утверждённый подписью государя, коим велено всем настоящим камергерам и камер-юнкерам, сверх придворной, избрать себе другой род службы. Несколько трудно было для превосходительных и высокородных, из коих некоторые были лет сорока, приискание мест, соответствующих их чинам (в коллегии не определяли новых членов); по нескольку человек посадили их за обер-прокурорские столы, других рассовали по министерствам. Чувствуя унижение своё, никто из них, даже те, которые имели некоторые способности, не хотели заняться делом, к которому никто не смел их приневоливать. Спрашивается после этого: не сам ли государь возбуждал подданных своих к идеям о равенстве и свободе? _________________ хотелось республики, в том нет никакого сомнения. Но чего же хотелось императору? Неужели представительного монархического правления?Указ, о коем говорю, был только прелюдием другого более жестокого и несправедливого указа. Для получения чинов статского советника и коллежского асессора обязаны были чиновники представлять университетский аттестат об экзамене в науках».
Задание 13. Напишите фамилию государственного деятеля, четырежды пропущенную в тексте. Назовите российского императора, упоминаемого в тексте. Укажите десятилетие, к которому относятся описываемые в тексте события.
Задание 14. Чем автор объясняет стремление государственного деятеля, фамилия которого четырежды пропущена в тексте, сочинить указ, о котором говорится в четвёртом абзаце? Как, согласно автору, отреагировали на указ, о котором говорится в четвёртом абзаце текста те, кого он коснулся? Установления какой формы правления, по мнению автора, добивался государственный деятель, фамилия которого четырежды пропущена в тексте?
При ответе избегайте цитирования избыточного текста, не содержащего положений, которые должны быть приведены по условию задания.
Рассмотрите изображение и выполните задания 15, 16
Задание 15. Напишите фамилию высшего руководителя коммунистической партии в год выпуска данной марки. Используя изображение, приведите одно любое обоснование Вашего ответа.
Задание 16. Создание какого памятника произошло в том же столетии, в которое произошло событие, юбилею которого посвящена данная марка? В ответе скульптора – его автора.
Задание 17. Прочтите отрывки из воспоминаний.
А) «К весне наши войска на Украине продвинулись далеко вперёд. Но тут противник перебросил с запада свежие силы и остановил наступление 1-го Украинского фронта. Бои приняли затяжной характер, и это заставило Генеральный штаб и Ставку перенести главные усилия на новое направление. Зная обстановку, сложившуюся у соседа справа – Западного фронта, которым командовал генерал В. Д. Соколовский, и у соседа слева – 1-го Украинского фронта, мы приходили к выводу, что центр усилий будет перенесён на западное направление и предстоящая операция развернётся в Белоруссии. Это позволило бы советским войскам кратчайшим путём выйти на очень важные рубежи и создало бы в последующем выгодные условия для нанесения ударов по противнику на других направлениях. Ставка приняла решение о создании нового фронта между нашим и 1-м Украинским. Этот новый фронт огибал с юга Полесье до Владимир-Волынского и стал называться 2-м Белорусским, а наш фронт соответственно – 1-м Белорусским».
Б) «Враг не думал уходить из Белоруссии и создал сильную оборону на глубину в десятки километров. В конце июня получили приказ приготовиться к прорыву. Чтобы отвлечь внимание противника, немного раньше дважды провели разведку боем. Утром 24 июня на участке деревни Михайловка ударили сотни наших орудий. Дали залп «катюши». Левее нас наступала 354–я стрелковая дивизия. Везде на километр фронта были поставлены 207 орудий, и артподготовка была настолько сильной, что в продолжение часа передний край обороны противника был перерыт разрывами снарядов и мин. Как только артиллерия перенесла огонь на вторую линию обороны, наши пехотинцы снова ринулись в атаку. Ведя огонь на ходу, гвардейцы ворвались в траншеи противника. К полудню вся вражеская оборона была прорвана».
Укажите год, к которому относятся воспоминания из обоих представленных отрывков. Укажите кодовое название любой советской военной операции, осуществлённой в этом году. Приведите одно любое суждение, которым автор одного из отрывков указывает на способ отвлечения внимания противника.
При ответе избегайте цитирования избыточного текста, не содержащего положений, которые должны быть приведены по условию задания.
Задание 18. В 1433 г. звенигородский князь начал войну против московского великого князя.
Укажите:
а) причину войны, связанную с особенностями престолонаследия в роду Рюриковичей;
б) повод для войны, связанный с нанесённым личным оскорблением одному из её будущих участников;
в) последствие войны для процесса объединения русских земель.
Ответ оформите в следующем виде (обязательно соблюдайте порядок заполнения пунктов ответа).
а) _______________________________________________________________
б) _______________________________________________________________
в) _______________________________________________________________
Задание 19. Используя знания по истории России, раскройте смысл понятия «совнархозы».
Приведите один исторический факт, конкретизирующий данное понятие относительно истории России. Приведённый факт не должен содержаться в данном Вами определении понятия.
Задание 20. Запишите один любой тезис (обобщенное оценочное суждение), содержащий информацию о сходстве во внешней политике Михаила Фёдоровича и Алексея Михайловича по какому(-им)-либо признаку(-ам). Приведите два обоснования этого тезиса. Каждое обоснование должно содержать один или несколько исторических фактов.
При обосновании тезиса избегайте рассуждений общего характера.
Ответ оформите в следующем виде.
Тезис: ____________________________________________________________
Обоснования тезиса:
1) ______________________________________________________________
2) _______________________________________________________________
Задание 21. Используя исторические знания, приведите аргументы в подтверждение точки зрения, что в XVIII в., и в России, и в европейских странах происходило ограничение Церкви в её влиянии на общество и/или в хозяйственной сфере: один аргумент для России, один для любого европейского государства.
При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.
Ответ запишите в следующем виде.
Аргумент для России: ______________________________________________
Аргумент для европейского государства: _______________________________
Официальные ответы и задания для варианта ИС2410202 – Тренировочная работа №2 по Истории 11 класс в формате реального экзамена ЕГЭ, которая проводится 13 ноября 2024 года.