13.11.2024 Подмосковная олимпиада школьников 1-й тур Русский язык 7-8 класс

13.11.2024 Подмосковная олимпиада школьников 1-й тур Русский язык 7-8 классПоделиться:

Задания 1-го тура по Русскому языку

7-8 класс

Задание 1. Звучание живой речи. Как известно, в русском языке есть буквы, выполняющие разделительную функцию в слове: мягкий знак и твёрдый знак. Они отделяют гласный от согласного, разделяют морфемы. Мягкому знаку также присущи функции обозначения грамматической формы слова и обозначения мягкости согласного на письме.

1. Сгруппируйте данные слова в соответствии с тем, есть ли в слове буква, выполняющая разделительную функцию.
подъезд
распутье
гарь
льняное
адъютант
колье
зять
лье
рантье
насыпь
Твёрдый знак в слове выполняет разделительную функцию
Мягкий знак в слове выполняет разделительную функцию
Мягкий знак в слове не выполняет разделительную функцию
2. Распределите слова в соответствии с конкретной функцией мягкого знака (в случае, если в одном слове сочетается выполнении функции смягчения согласного и какой-либо другой функции, то смягчение согласного не указывается):
скамья
(что сделать?) рыть
роль
тоннель
гостья
женитьба
Разделительная функция
Обозначение грамматической формы слова
Смягчение согласного
3. Мысленно составьте слово из представленных частей. Выделите слово, котором должен быть мягкий знак и не должен быть твёрдый знак:
Приставка под, корень игр/ыгр, суффикс а, суффикс глагола прошедшего времени, нулевое окончание.
Приставка раз, корень езд/езж, суффикс а, суффикс инфинитива.
Приставка рас, корень пуск/пуст, суффикс и, суффикс инфинитива

Задание 2. Загадки морфологии. В русском языке наблюдается переход слов из одной части речи в другую. Например, процесс перехода слов в имя существительное называется субстантивацией, процесс перехода в имя прилагательное – адъективацией.

1. Определите, какой частью речи является выделенное слово в данном предложении.
Было видно, что этот прибывший — душа их компании, и, когда я, пообедав, уходил, за их столом было шумно, весело, с хохотом и шутками.
имя существительное
имя прилагательное
имя числительное
глагол
причастие (форма глагола)
деепричастие (форма глагола)
наречие
союз
предлог
междометие
2. Установите, какой части речи изначально принадлежало слово.
имя существительное
имя прилагательное
имя числительное
глагол
причастие (форма глагола)
деепричастие (форма глагола)
наречие
союз
предлог
междометие
3. Определите верную характеристику имени существительного, в словосочетании с которым слово, выделенное в предложении, выполняло бы функцию той части речи, к которой изначально принадлежало. Слово, выделенное в предложении, не может для решения этой задачи быть изменено в числе и падеже.
нарицательное, одушевлённое, -го склонения, ср.р., ед.ч., вин.п.
нарицательное, одушевлённое, -го склонения, м.р., ед.ч., им.п.
нарицательное, одушевлённое, -го склонения, ж.р., ед.ч., вин.п.
нарицательное, одушевлённое, -го склонения, ж.р., ед.ч., тв.п.
4. Среди представленных предложений найдите такое, в котором представлено слово, подвергшееся такому же переходу, что и слово из  вопроса (из той же части речи в ту же часть речи).
Хорошо изученное не забывается.
Горячее было очень вкусным.
Такое могло случиться только с кем-то очень удачливым.
Весёлый человек – душа компании.

Задание 3. Латынь и фразеология. Фразеологизмы (устойчивые выражения) имеют различные источники происхождения, они могут быть заимствованными и исконно русскими. Устойчивое выражение могло прийти из латинского языка (латинизмы), может быть заимствованным из античной мифологии (мифологизмы), из Библии (библеизмы), они могут быть афоризмами (крылатыми выражениями), пришедшими из  литературы. У фразеологизмов может быть научное происхождение.

1. Распределите фразеологизмы, указав источник происхождения. Обратите внимание на то, что могут быть распределены не все источники происхождения. Один источник может быть указан дважды.
Аредовы веки
Что написано пером, того не вырубишь топором
А воз и ныне там
Собака на сене
Латинское происхождение (латинизмы)
Крылатые выражения (афоризмы, высказывания писателей)
Библейское происхождение (библеизмы)
2. Определите значение фразеологизмов:
Аредовы веки
Что написано пером, того не вырубишь топором
А воз и ныне там
Собака на сене
Кто-то обладает некой собственностью, не пользуется ей и не дает сделать это другим
Никогда не пиши того, что не решаешься подписать
О неудовлетворительной, нежелательной ситуации, которая не улучшается со временем
Жить очень долго

Задание 4. Есть ли общее между словами и птицами? В российском языкознании издавна применяется термин гнездо в значении «совокупность слов, связанных друг с другом по происхождению». Во многих школьных учебниках употребляется такой термин, как словообразовательное гнездо – совокупность однокоренных слов, связанных друг с другом при помощи словообразовательных средств современного русского языка. Нас же с вами интересует гнездо этимологическое, слова в котором являются родственными не только на данном этапе развития языка, но и исторически. Этимологически связанными являются слова, произошедшие от одного праславянского корня. Такие «родственники» могут находиться в самых разных славянских языках, а также языках иных групп и семей.

Восстановите по описанию элементы этимологического гнезда.
1. Слово 1 имеет общий исторический корень со словами
2. Слово 2 является именем прилагательным, образованным от слова 1 со значением «неимущий человек» (также это слово употребляется по отношению к человеку, с которым случилось то, что названо словом 1).
3. Глагол 3 образован от корня слова 1, но с другим вариантом значения. Значение слова : «Устраивать неприятности и беспорядок шалостями и неосторожностью, проказничать».
4. К словоформе слова 1 добавили приставку и характерный суффикс, чтобы получилось существительное 4 со значением «Тот, кто одержал первенство».
5. Слово 5 наиболее близко по значению к слову 1. Значение данного прилагательного: «Тяжелое, несчастное (положение)».
6. Слово 6 является существительным, значительно отличающимся по значению от слова 1, имеющим значение «Предвзятое отрицательное мнение, отношение к кому-то или к чему-то».
→ Узнать ответ

Задание 5. История языка. Прочитайте и переведите отрывок из «Сочинений Максима Грека», ответьте на вопросы по тексту:
Прииде же вѣсть к великому князю, яко дополна царь Ахмат идеть со своею ордою и царевичи, уланы и князми, еще же и с королем во единой думе с Казимером, король бо и подвел его на великаго князя, хотя разорити християнство. Князь великий поиде на Коломну и сам став на Коломне, а сына своего, великаго князя Ивана, в Серпухове, постави, а князь Андрѣя Василиевича Меньшаго в Торусе, прочии князи и воеводы по инем мѣстам и инии по брегу.

1. Укажите корректный литературный перевод фразы “и с королем во единой думе с Казимером” на современный русский язык (с учётом контекста).
с королём думал о Казимере
думая совместно с королём Казимером
и в соглашении с королём Казимером

2. Выберите слово, в корне которого отражается то же явление, что и при сопоставлении слова КНЯЗМИ с современным русским вариантом. Примечание: необходимо проанализировать именно корень слова, не рассматриваются явления, возникающие на стыке морфем.
Казнь
Коза
Кузов
Возить
3. Выберите верный перевод фрагмента из текста: … король бо и подвел его на великаго князя, хотя разорити християнство …
… король же подвёл его, вынудив воевать с князем, хотя это разорить христиан.
…поскольку король подвёл его, враждуя с князем, желая сокрушить христианство.
… поскольку король и направил его против великого князя, желая сокрушить христианство.
4. Одного из имён собственных в тексте входит в состав фразеологизма с шутливым значением «очень высокий человек». Запишите этот фразеологизм.


Решили задания и ответы по Подмосковной Олимпиаде школьников (ПОШ) по Русскому языку для 7-8 класса 2024/25 проводится 13.11.2024