14.04.2025 МЦКО по Русскому языку 10 класс 1 вариант

14.04.2025 МЦКО по Русскому языку 10 классПоделиться:

Официальные задания и ответы к МЦКО по Русскому языку для 10 класса на 14.04.2025 год, вариант № 1 заданий с ответами и решениями.

МЦКО по Русскому языку 10 класс задания и ответы

Вариант № 1 от 14.04.2025

Прочитайте текст 1 и выполните задания 1 и 2.

(1)В утренние часы огромный город кипит, и его неугомонные жители: спешащие прохожие, задумчивые мечтатели, неутомимые труженики – сплетают суету улиц в единое живое полотно. (2)Дома подслушивают их разговоры, витрины магазинов подмигивают заманчивым светом, а мостовые гудят от нескончаемого потока шагов. (3)В этом круговороте, в этом каменном улье каждый – часть пульсирующего ритма, и город, словно огромное сердце, бьётся в такт миллионам жизней. (4)А вечером улицы и площади окутываются мягким светом фонарей и ощущается особая атмосфера.

Задание 1.Подберите и запишите синоним к слову «неутомимый» из предложения 1.

Задание 2. А. Определите, о каком средстве художественной выразительности идёт речь: «Слово или выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит связь предмета или явления с каким-либо другим на основании их общего признака».

 гипербола эпитет сравнение метафора

Б. Выберите два верных примера этого средства выразительности.

 «город кипит» (предложение 1)
 «утренние часы» (предложение 1)
 «дома подслушивают» (предложение 2)
 «особая атмосфера» (предложение 4)
 «свет фонарей» (предложение 4)

Задание 3. Поставьте знак ударения в следующих словах.
досуг, дождалась, надолго, столяр

Задание 4. Установите соответствие между видами речевых ошибок и примерами, в которых допущены такие ошибки: к каждой позиции из первого столбца подберите и переместите с помощью компьютерной мыши соответствующий пример.

ВИДЫ РЕЧЕВЫХ ОШИБОКПРИМЕРЫ
смешение паронимов
неправильное употребление фразеологического оборота
речевая избыточность
ПРИМЕРЫ
В спорах с Павлом Петровичем Базаров ведёт себя непочтительно, насмешливо, поскольку он невежда.
Партнёры после прошедших переговоров ждали ответной реакции на свои предложения.
Он любил пускать туман в глаза, поэтому окружающие посмеивались над его рассказами.
Из поездки по Золотому кольцу России мы привезли целую коллекцию памятных подарков.
Родителям хочется оградить ребёнка от влияния улицы.

Задание 5. Укажите предложения, в которых формы выделенных слов образованы в соответствии с нормами русского литературного языка.
На своё день рождение друг пригласил бывших одноклассников.
В экологическом форуме приняли участие директора крупных предприятий города.
Всем известно, что самая высочайшая гора в России – Эльбрус.
Хозяин дома вышел из комнаты, не проронив ни слова, и гости многозначительно переглянулись.

Задание 6. А. Укажите слова, в которых пропущена гласная в суффиксе глагола.
Завис..шь от обстоятельств, спелая виш..нка, завед..вать кафедрой, намер..ваться выполнить, снега та..т, писаный красав..ц, обязательно выполн..те просьбу, посе..т зерно, ма..лся от безделья, старое пальт..цо, вывед..вать тайну, постро..нный объект, реж..щий нож, тонкая солом..нка, холщ..вый мешок.
Б. Вставьте в выделенные слова недостающие буквы.

Задание 7. Выберите правильный вариант написания слов, расположенных в скобках. Определите части речи этих слов, используя выпадающие списки.

Щёлкните левой кнопкой мыши на слово с верным написанием.

ПРЕДЛОЖЕНИЯЧАСТЬ РЕЧИ
Эта спортсменка всегда (собрана, собранна) и пунктуальна.причастие
имя прилагательное
наречие
союз
предлог
имя существительное с предлогом  местоимение с предлогом
Наши зарубежные гости прекрасно говорят (по-русски, порусски).причастие
имя прилагательное
наречие
союз
предлог
имя существительное с предлогом  местоимение с предлогом
Все оделись потеплее, я (тоже, то же) надела пальто.причастие
имя прилагательное
наречие
союз
предлог
имя существительное с предлогом  местоимение с предлогом
Поле (ограничено, ограниченно) посадками молодых деревьев.причастие
имя прилагательное
наречие
союз
предлог
имя существительное с предлогом  местоимение с предлогом
Мы очень спешили (на встречу, навстречу) с известным писателем.причастие
имя прилагательное
наречие
союз
предлог
имя существительное с предлогом  местоимение с предлогом
Туристам пришлось пробираться (по этому, поэтому) мосту.причастие
имя прилагательное
наречие
союз
предлог
имя существительное с предлогом  местоимение с предлогом

Прочитайте текст 2 и выполните задания 8–10.
(1)Своё представление об истинном герое Александр Васильевич Суворов изложил в письме к своему крес..нику, Александру Карачаю, названному в его честь. (2)Ещё в детском возр..сте крес..ник Суворова, продемонстрировавший особые качества характера() был зачислен на военную службу поручиком. (3)Суворов по этому случаю послал ему письмо-наставление.(4)Суворов писал: «Достоинства военные суть: отвага для солдата, храбрость для офицера, мужество для генерала, но оные должны быть руководимы порядком и дисциплиной, управляемы неусыпностью и прозорливостью. (5)Будь чистосердечен с друзьями, умерен в своих нуждах и бескорыстен в поведении. (6)Являй искреннюю ревность к службе своему Государю, люби истинную славу, отличай любочестие от надменности и гордости, приучайся сызмальства прощать погрешности других и никогда не прощай их самому себе. (7)Обучай тщательно своих подчинённых и во всём подавай им пример. (8)Упражняй непр..станно глаз свой() только так стан..шь великим полководцем. (9)Умей пользоваться положением места. (10)Будь терпелив в трудах военных, не унывай от неудач. (11)Умей предупреждать случайные обстоятельства быстротой. (12)Различай предметы истинные, сомнительные и ложные. (13)Остерегайся безвременной запальчивости. (14)Храни в памяти имена великих мужей и подражай им с благоразумием в своих военных действиях. (15)Непр..ятеля не презирай() каков бы он н.. был. (16)Старайся знать его оружие и способ, как оным действует и сражается; знай, в чём он силён и в чём слаб. (17)Приучай себя к деятельности неутомимой, повелевай счастьем, один миг иногда доставляет победу. (18)Счастье покоряй себе быстротой Цезаря, коий и средь бела дня умел своих врагов уловлять и окружать и нападал на них, когда и где хотел. (19)Не упускай пресекать непр..ятелям жизненные припасы, а своему войску учись всегда доставлять пропитания вдоволь. (20)Да возвысит тебя Господь до геройских подвигов знаменитого Карачая». (21)В книге «Дух великого Суворова» есть ра..каз() как Александр Васильевич наказывал ново..пределившихся офицеров из столицы. (22)Если они являлись к нему не по форме одетыми, то он тотчас разыгрывал с ними шутку. (23)Он начинал при их по..влении кричать, делать вид() что боится их, уползал в угол и часто за стол и пр..сил, чтобы как можно скорее удалили от него новое странное привидение. (24)Кто-нибудь из его офицеров уводил испугавшегося великолепно убранного молодого человека, всё объяснял в ближайшей горнице, советовал оставить щегольство, переменить причёску, надеть мундир по форме. (25)Если после этого молодой офицер входил к Суворову, тот принимал его с учтивостью, расспрашивал о чём-либо, а о происшедшем или вовсе не упоминал, или с полусерьёзным видом говорил, что он прежде этого до смерти был испуган каким-то призраком. (26)Александр Васильевич любил всё русское, внушал любовь к Родине и повторял, что гордится тем, что он русский. (27)Не нравилось ему, если кто-нибудь старался подражать французам в выговоре и манерах. (28)Одному чтецу на французском языке он сказал: «Читай и говори по-французски так, чтобы все знали, что ты русский!» (29)Если Суворов знакомился близко с иностранцем, то любил называть его по имени и отчеству. (30)В бытность его в Финляндии он имел под своим начальством генерал-майора, инженера Прево де Люмьяна, которому велел называться Иваном Ивановичем, так его впоследствии и называли. (31)Горячий, живой патриотизм Суворова поражает нас. (32)Он был родным сыном России, сердце его билось русской кровью и в соответствии с сердцем действовал разум.

Задание 8. Выберите все ключевые слова и/или словосочетания, раскрывающие тему текста.

письмоРодинакнигапатриотизмвоенная служба

Задание 9. Укажите все ответы, в которых лексическое значение слова соответствует его значению в данном тексте.
Представление (предложение 1). Официальная бумага, содержащая осведомление, ходатайство о чём-либо.
Труд (предложение 10). Работа, занятие.
Являться (предложение 22). Приходить, прибывать.

Задание 10.1. Сформулируйте позицию автора по указанной проблеме: «Каким должен быть военный человек?»
Выберите вариант ответа, в котором верно сформулирована позиция автора.
Военный человек должен уметь красиво излагать свои мысли.
Военный человек должен быть воспитанным и начитанным человеком.
Военный человек должен быть истинным героем и обладать многими достоинствами.
Военный человек должен всё время помнить о своих родителях, жене, детях, друзьях и близких.

Задание 10.2. Выберите два примера, важных для понимания проблемы исходного текста: «Каким должен быть военный человек?»
Вставьте в выбранных примерах пропущенные буквы и знаки препинания.

«Ещё в детском возр..сте крес..ник Суворова, продемонстрировавший особые качества характера() был зачислен на военную службу поручиком» (предложение 2).
«Упражняй непр..станно глаз свой() только так стан..шь великим полководцем» (предложение 8).
«Непр..ятеля не презирай() каков бы он н.. был» (предложение 15).
«В книге “Дух великого Суворова” есть ра..каз() как Александр Васильевич наказывал ново..пределившихся офицеров из столицы» (предложение 21).
«Он начинал при их по..влении кричать, делать вид() что боится их, уползал в угол и часто за стол и пр..сил, чтобы как можно скорее удалили от него новое странное привидение» (предложение 23).

Задание 10.3. кажите, верно или неверно определено средство связи предложений в следующих фрагментах.

УтвержденияСредства связи указаны
верноневерно
Средствами связи предложений 1 и 2 являются формы слов.

(1)Своё представление об истинном герое Александр Васильевич Суворов изложил в письме к своему крес..нику, Александру Карачаю, названному в его честь. (2)Ещё в детском возр..сте крес..ник Суворова, продемонстрировавший особые качества характера() был зачислен на военную службу поручиком.

Средством связи предложений 7 и 8 является личное местоимение.

(7)Обучай тщательно своих подчинённых и во всём подавай им пример. (8)Упражняй непр..станно глаз свой() только так стан..шь великим полководцем.