Материалы олимпиады Взлет по Экологии 5-6 класс для Московской области (задания и ответы)
1. Прочитайте фрагмент рассказа М. Пришвина «Жень-Шень».
Между тем Хуа-лу, сделав еще несколько шагов к моему шатру, вдруг поднялась на задние ноги, передние положила высоко надо мной, и через виноградные сплетения просунулись ко мне маленькие изящные копытца. Мне было слышно, как она отрывала сочные виноградные листы, любимое кушанье пятнистых оленей, довольно приятное и на наш человеческий вкус. По ее большому вымени, из которого сочилось молоко, я вспомнил о ее олененке, но, конечно, не посмел наклониться и посмотреть из дырочки по сторонам: тут где-то он должен быть непременно. Как охотника, значит тоже зверя, меня очень соблазняло – тихонечко приподняться и вдруг схватить за копытца оленя. Да, я сильный человек и чувствую, что, возьмись я крепко-накрепко обеими руками повыше копытцев, я оборол бы ее и сумел бы связать поясным ремешком. Всякий охотник поймет мое почти неудержимое желание схватить зверя и сделать своим. Но во мне еще был другой человек, которому, напротив, не надо хватать, если приходит прекрасное мгновение, напротив, ему хочется то мгновенье сохранить нетронутым и так закрепить в себе навсегда. Конечно, все мы люди, и понемногу у нас у всех это есть: ведь и самый страстный охотник с трудом скрепит в себе слабое сердце, когда простреленный зверь умирает, и самый нежный поэт хотел бы присвоить и цветок, и оленя, и птицу. Я как охотник был себе самому хорошо известен, но никогда я не думал, не знал, что есть во мне какой-то другой человек, что красота, или что там еще, может меня, охотника, связать самого, как оленя, по рукам и ногам. Во мне боролись два человека. Один говорил: «Упустишь мгновенье, никогда оно тебе не возвратится, и ты вечно будешь о нем тосковать. Скорей же хватай, держи, и у тебя будет самка Хуа- лу, самого красивого в мире животного». Другой голос говорил: «Сиди смирно! Прекрасное мгновенье можно сохранить, только не прикасаясь к нему руками». Это было точно как в сказке, когда охотник прицелился в лебедя – и вдруг слышит мольбу не стрелять ее, подождать. И потом оказывается, что в лебеди была царевна, охотник удержался, и вместо мертвого лебедя потом перед ним явилась живая прекрасная царевна. Так я боролся с собой и не дышал. Но какой ценой мне то давалось, чего мне стоила эта борьба!
К какому трофическому уровню относится пятнистый олень (Хуа-лу) в экосистеме?
Продуцент
Консумент I порядка
Консумент II порядка
Редуцент
2. Какая функция природного капитала отражена в данном отрывке рассказа М.Пришвина «Жень- Шень»?
Здоровьесберегающая (обеспечение здоровья человека)
Эстетическая (развития художественного восприятия природы)
Регулирующая (услуги, связанные с обеспечением природой различного рода регулирующих функций)
Ресурсная (обеспечение природными ресурсами производства товаров и услуг)
3. Какие адаптации помогают пятнистым оленям выживать в природе?
Толстый слой жира для защиты от холода
Жизнь в больших стадах для защиты
Чуткий слух и обоняние для обнаружения опасности
Пятнистая окраска для маскировки в лесу
Способность менять цвет шерсти зимой
Спячка зимой
Быстрый бег для спасения от хищников
4. Изучите таблицу, в которой приведены особенности питания пятнистого оленя на территории островов Антипенко и Сибирякова в заливе Петра Великого Приморского края с 2016 по 2020 гг.
Какой вид растений на острове Антипенко имеет самую высокую оценку поедаемости?
Чубушник тонколистный
Барбарис амурский
Свидина белая
Калина Саржента
5. Какие растения доминируют в рационе пятнистого оленя на островах Антипенко и Сибирякова?
Ильм Японский и Крушина даурская
Чубушник тонколистный и Мелкоплодник ольхолистный
Актинидия коломикта и Клен мелколистный
Дуб монгольский и Бересклет священный
6. Эрозия почв – это разрушение поверхностного плодородного слоя земли из-за воздействия осадков и ветра. Один из способов борьбы с ней – террасирование склонов (см.рисунок).
Какая из перечисленных причин усиливает водную эрозию почвы?
Распашка земли вдоль склона
Использование органических удобрений вместо минеральных
Посадка деревьев с глубокими корнями на склонах
Создание террас на холмистой местности
7. Выберите наиболее важное для человека свойство почвы:
Пластичность
Пористость
Плодородие
Сыпучесть
8. Сопоставьте каждую экологическую проблему с её кратким описанием.
Кислотные дожди
Разрушение озонового слоя
Пластиковое загрязнение
Опустынивание
Перенаселение
*Перетащите элементы на пустые поля сверху
Превращение плодородных земель в пустыни из-за засухи и нерационального землепользования
Выпадение осадков с высокой кислотностью из-за выбросов серы и азота
Массовое скопление отходов из синтетических материалов в океанах и на суше
Истончение защитного слоя стратосферы из-за хлорфторуглеродов (ХФУ)
Чрезмерная эксплуатация ресурсов из-за роста численности населения
9. Большинство растений и животных не могут жить в городах, но некоторые виды, наоборот, прекрасно здесь приживаются. Их называют синантропными (приспособившимися к жизни рядом с человеком). Для них городская среда даже удобнее, чем дикая природа. Какие преимущества города́ дают таким животным и растениям?
Нет типичных конкурентов и хищников
Стабильный климат без перепадов температур
Чистый воздух без выхлопных газов
Отсутствие шума и вибраций
Дополнительные кормовые ресурсы (пищевые отходы, плоды и семена декоративных растений)
Имеется больше потенциальных убежищ
Официальные задания, ответы Школьного этапа ВСОШ по Экологии для 5-6 класс, проходящая 15-16.09.2025 в Московской области. Работу пишут на официальном сайте Моя школа – mo.olymponline.ru