Олимпиада ВСОШ по Литературе 9 класс для г. Москвы (задания и ответы)
1. Выберите подходящий вариант в выпадающем списке.
Некоторые фразы из художественных произведений начинают использоваться в качестве идиом в повседневной речи; они носят название «крылатые выражения». Рассмотрите иллюстрации.
2. Соотнесите крылатые выражения с иллюстрациями к текстам, из которых они происходят.
«Чума на оба ваших дома!»
«В деревню, в глушь, в Саратов!»
«И крестьянки любить умеют!»
«Блажен, кто смолоду был молод»
3. Впишите в пропуски подходящее по смыслу слово
Прочитайте крылатое выражение, определите, из какого оно произведения (запишите без кавычек и прочих символов), и укажите фамилию автора.
«Чума на оба ваших дома!»
Название произведения — Заполните пропуск
Фамилия автора — Заполните пропуск
4. Впишите в пропуски подходящее по смыслу слово
«В деревню, в глушь, в Саратов!»
Название произведения – Заполните пропуск
Фамилия автора – Заполните пропуск
5. Впишите в пропуски подходящее по смыслу слово
«И крестьянки любить умеют!»
Название произведения – Заполните пропуск
Фамилия автора – Заполните пропуск
6. Впишите в пропуски подходящее по смыслу слово
«Блажен, кто смолоду был молод».
Название произведения – Заполните пропуск
Фамилия автора – Заполните пропуск
7. Выберите подходящий вариант в выпадающем списке
Художественное творчество принято представлять фольклорными (изначально устными, где нет одного автора) и литературными (письменными и имеющими автора) текстами. Существует также такой феномен, как «неосознанное авторство»: когда автор есть, но он не считает себя автором текста, поскольку не воспринимает содержание текста как результат творческого вымысла. Этот феномен часто встречается на ранних этапах развития литературы. Прочитайте фрагменты текстов и определите, что это за текст: авторский, с неосознанным авторством (анонимный) или фольклорный.
Во славном было городе, Кронштадте,
Гостиный сын по улице гуляет,
И он носит красно золото на цевке,
Скатистый крупный жемчуг на атласе.
Из высокого из нового терема
Увидела его душа красная девица.
«Ах ты, душечка удалый, добрый молодец!
Ты продай, продай красно золото на цевке,
А скатистый крупный жемчуг на атласе!»
Да что заговорит удалый добрый молодец:
«Ах ты, душечка, душа, красна девица!
Красно золото на цевочке не чисто,
А скатистый крупен жемчуг не крупен.
Приходи, красна девица, к синему морю,
Ко тому ли ко хорошему кораблю,
Как в городе люди приумолкнут,
А в тереме свечки приутухнут,
И батюшка с матушкой спать лягут».
Но не десять серверов пускал
Наш Бож, но, склоняя для были,
вещие персты им подавали.
И на струны возлагая живые, –
Вздрагивали струны, трепетали,
сами князи славу рокотали.
Ответ не указан… ~
литературный авторский
фольклорный
Ревела буря, дождь шумил,
Во мраке молнии летали,
Беспрестанно гром гремел,
И ветры в дебрях бушевали…
К славе страстно дыша,
В стране суровой и угрюмой,
На диком береге стоя,
Сидел Ефим, объятый думой.
Эй, ухнем! Эй, ухнем!
Ещё разок, ещё раз!
Разовьём мы берёзку,
Разовьём мы кудряву!
Ай-да, да ай-да, ай-да, да ай-да,
Разовьём мы кудряву…
Жила-была маленькая девочка. Мать любила её без памяти, а бабушка ещё больше. Ко дню рождения внучки подарила ей бабушка красивую шапочку. С тех пор девочка всюду в ней ходила. Соседи так про неё и говорили:
– Вот Красная Шапочка идёт!
Как-то раз испекла мама пирожков, сказала дочке:
– Сходи-ка, Красная Шапочка, к бабушке, отнеси ей пирожок и горшочек масла да узнай, здорова ли она.
Собралась Красная Шапочка и пошла к бабушке.
8. Выберите подходящий вариант/варианты в выпадающем списке на изображении
Нередко писатели используют псевдонимы, и читатели зачастую знают только псевдоним, а не имя автора. Ниже приведён список настоящих имён писателей. Соотнесите имена с портретами.
Список настоящих имён писателей: Аврора Дюпен, Анна Горенко, Александр Гриневский, Алексей Пешков, Андрей Платонов.
9. Выберите несколько вариантов ответов
В художественной литературе часто используется фантастический компонент, он может иметь разные формы: сказочная фантастика, где всё связано с волшебством, научная фантастика, когда невероятные события объясняются достижениями науки, сверхъестественное, когда обычное течение жизни нарушает вмешательство потусторонних сил. Определите по фрагменту текста те произведения, в которых присутствует сверхъестественный фантастический компонент.
1866 год ознаменовался удивительным происшествием, которое, вероятно, ещё многим памятно. Не говоря уже о том, что слухи, ходившие в связи с необъяснимым явлением, о котором идёт речь, волновали жителей приморских городов и континентов, они ещё сеяли тревогу и среди моряков. Купцы, судовладельцы, капитаны судов, шкиперы как в Европе, так и в Америке, моряки военного флота всех стран, даже правительства различных государств Старого и Нового Света были озабочены событием, не поддающимся объяснению.
Дело в том, что с некоторого времени многие корабли стали встречать в море какой-то длинный, фосфоресцирующий, веретенообразный предмет, далеко превосходивший кита как размерами, так и быстротой передвижения.
Негде, в тридевятом царстве,
В тридесятом государстве,
Жил-был славный царь Дадон.
С молоду был грозен он
И соседям то и дело
Наносил обиды смело,
Но под старость захотел
Отдохнуть от ратных дел
И покой себе устроить;
Тут соседи беспокоить
Стали старого царя,
Страшный вред ему творя.
Чтоб концы своих владений
Охранять от нападений,
Должен был он содержать
Многочисленную рать.
Быть или не быть, вот в чём вопрос. Достойно ль
Смиряться под ударами судьбы,
Иль надо оказать сопротивленье
И в смертной схватке с целым морем бед
Покончить с ними? Умереть. Забыться.
И знать, что этим обрываешь цепь
Сердечных мук и тысячи лишений,
Присущих телу. Это ли не цель
Желанная? Скончаться. Сном забыться.
Уснуть… и видеть сны? Вот и ответ.
Какие сны в том смертном сне приснятся,
Когда покров земного чувства снят?
Вот в чём разгадка. Вот что удлиняет
Несчастьям нашим жизнь на столько лет.
Муза, скажи мне о том многоопытном муже, который
Долго скитался с тех пор, как разрушил священную Трою,
Многих людей города посетил и обычаи видел,
Много духом страдал на морях, о спасеньи заботясь
Жизни своей и возврате в отчизну товарищей верных.
Всё же при этом не спас он товарищей, как ни старался.
В том селе был у одного козака, прозвищем Коржа, работник, которого люди звали Петром Безродным; может, оттого, что никто не помнил ни отца его, ни матери. Спросят, бывало, у сотника, правда ли, что они на другой же день почивают чумы; но вот так много лет знать этого не хотела и всеми силами старалась наделать ему родни, а то не бедному Петру было в ней столько нужды, сколько нам в прошлогоднем снеге. Она говорила, что отец его и теперь на Запорожье, был в плену у турок, перенёс мук бог знает каких и каким-то чудом, переодевшись евнухом, дал тягу. Чернобровым дивчатам и молодушкам мало было нужды до родни его. Они говорили только, что если бы он был одет в жупан, затянут красным поясом, надеть на голову шапку из чёрных смушек с щегольским золотым верхом, привесить к боку турецкую саблю, дать в одну руку нагайку, в другую люльку в красивой оправе, то заткнул бы он за пояс всех парубков тогдашних.
Каждое литературное произведение имеет хронотоп (единство времени и места действия), термин был введён М. М. Бахтиным. События могут разворачиваться в разных пространствах – топосах. Перед вами 5 современных изображений различных мест, где происходили события в произведениях, отрывки из которых приведены ниже.
10. Выберите подходящий вариант на изображении
Установите соответствие между текстами и изображениями. Затем запишите название произведения, из которого взят отрывок, а также фамилию автора данного текста (если автор выпустил произведение под псевдонимом, то запишите только псевдоним).
Я повернулся и пошёл прочь. С полчаса я бродил, то и дело останавливаясь и с недоумением глядя перед собою. Мне казалось, что я попал в сложные, но хорошо знакомые мне места. Вот и белая каменная церковь с зелёной крышей, вот и мост, вот и речка… Внезапно меня охватило неприятное чувство: я узнал эту местность. Это было то самое место, где я когда-то охотился с отцом… Становилось жарко, и я поспешил домой. Прошёл мимо пруда, в котором мы купались… У меня явилось всякое желание, чтоб обнаружить всё это неверным, это бесполезное наваждение… Мне случайно пришла в голову довольно любопытная идея. Действующие лица находились вот в каком положении. Князь с московским франтом сидел на лавке в красной комнате, и оба были заняты, кажется, серьёзным разговором. Княгиня, вероятно, более уж не владея собой, продолжала сидеть в уголку. Привычный её взор устремился в окно: больше на площадке никого не было.
11. Впишите в пропуски подходящее по смыслу слово
Ответы записывайте без кавычек и прочих символов.
Название произведения –
Заполните пропуск
Фамилия (псевдоним) автора –
Заполните пропуск
12. Выберите подходящий вариант на изображении
Все говорят: нет правды на земле.
Но правды нет – и выше. Для меня
Так это ясно, как простая гамма.
Родился я с любовью к искусству;
Ребёнком будучи, когда высоко
Звучал орган в старинной церкви нашей,
Я слушал и заслушивался – слёзы
Невольные и сладкие текли.
Отверг я рано праздные забавы;
Науки, чуждые музыке, были
Постылы мне; упрямо и надменно
От них отрёкся я и предался
Одной музыке. Труден первый шаг
И скучен первый путь. Преодолел
Я ранние невзгоды. Ремесло
Поставил я подножием искусству;
Я сделался ремесленник: перстам
Придал послушную, сухую беглость
И верность уху. Звуки умертвив,
Музыку я разъял, как труп. Поверил
Я алгеброй гармонию. Тогда
Уже дерзнул, в науке искушённый,
Предаться неге творческой мечты.
Я стал творить; но в тишине, но в тайне,
Не смея помышлять ещё о славе.
13. Впишите в пропуски подходящее по смыслу слово
Ответы записывайте без кавычек и прочих символов.
Название произведения – Заполните пропуск
Фамилия (псевдоним) автора – Заполните пропуск
14. Выберите подходящий вариант на изображении
Дом деда был наполнен горячим паром взаимной вражды всех со всеми; она охватывала взрослых, и даже дети принимали в ней живое участие. Впоследствии из рассказов бабушки я узнал, что мать приехала как раз в те дни, когда её братья настоятельно требовали у отца раздела имущества. Неожиданное возвращение матери ещё более обострило и усилило их желание выделиться. Они боялись, что моя мать потребует приданое, причитающееся ей, но удержанное дедом, потому что она вышла замуж «самовольно», против его воли. Дядья считали, что это приданое должно быть поделено между ними. Они также давно и жестоко ссорились друг с другом о том, кому открыть мастерскую в городе, кому – за Окой, в слободе Кунавино.
15. Впишите в пропуски подходящее по смыслу слово
Ответы записывайте без кавычек и прочих символов.
Название произведения – Заполните пропуск
Фамилия (псевдоним) автора – Заполните пропуск
16. Выберите один из нескольких вариантов
Прочитайте стихотворение, ответьте на вопросы.
Гавриил Романович Державин (1743–1816)
Ключ
(1) Источник шумный и прозрачный,
(2) Текущий с горной высоты,
(3) Луга поит, долы злачны,
(4) Кропящий перлами цветы,
(5) О, коль ты мне приятен, любезен!
(6) Ты чист – и восхищаешь взоры,
(7) Ты быстр – и утешаешь слух;
(8) Как серна, скачуща на горы,
(9) Так мой к тебе стремится дух,
(10) Желаньем петь тебя горящий.
(11) Когда в струи твои сребристые
(12) Глядится красная заря,
(13) Какие пурпуры огнистые
(14) И розы пламенны, горя,
(15) С паденьем вод твоих катятся!
(16) Гора в день ясный покровенну
(17) Себя в тебе любуясь зрит;
(18) В твоих водах изображенну
(19) Дуброву ветерок струит,
(20) Волнует жатву золотую.
(21) Багряным бег твой становится,
(22) Как солнце катится с небес;
(23) Лучом кристалл твой загорится,
(24) В дали начнёт синеться лес,
(25) Туманов море разольётся.
(26) О! коль ночною темнотою
(27) Приятен вид твой при луне,
(28) Как бледны холмы над тобою
(29) И рощи дремлют в тишине,
(30) А ты один, шумя, сверкаешь!..
Какой стихотворный размер используется в стихотворении?
хорей
дактиль
ямб
анапест
17. Укажите правильный вариант рифмовки в стихотворении.
перекрёстная
кольцевая
парная
нет рифмы
18. Напишите ответ в строке (без учета регистра)
Как называется троп, использованный в строке 12?
Ответьте одним словом в И.п., ед. ч.
Введите правильный ответ…
19. Выберите один из нескольких вариантов
Как называется строфа, которой написано стихотворение?
квинтет
дистих
терцет
катрен
Официальные задания, ответы Школьного этапа ВСОШ по Литературе для 9 класс, проходящая 16, 17. 18 сентября 2025 в г. Москва. Работу пишут на официальном сайте МЭШ – school.mos.ru