17.03.2025 СтатГрад Русский язык 9 класс РЯ2490501

17.03.2025 СтатГрад Русский язык 9 класс РЯ2490501Поделиться:

Диагностическая работа СтатГрад №2 по Русскому языку для 9 класса

Вариант РЯ2490501 задания и ответы для подготовки к ОГЭ по Русскому языку

Прослушайте текст и выполните задание 1. Сначала напишите номер задания, а затем – текст сжатого изложения. Сжатое изложение напишите от того же лица, от которого ведётся повествование в исходном тексте.

Задание 1. Прослушайте текст и напишите сжатое изложение. Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом. Объём изложения – не менее 70 слов. Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.
Текст для прослушивания В середине XX века Антарктида для многих была сплошным белым пятном, а потому попасть туда было пределом мечтаний многих журналистов. Знания были скудными даже у специалистов, что уж говорить о нас – репортёрах. Известия о первой советской антарктической экспедиции воспринимались тогда так же, как вести с первых космических кораблей… Я мечтал попасть в Антарктиду, но это было не так просто. Должнó было сойтись невероятное количество условий. Надо было, чтобы туда летел самолёт. Чтобы был у тебя знакомый лётчик, который бы месяца за два до старта позвонил и сказал: «Летим, и пока никому ни слова…». Ты и сам не шибко заинтересован, чтобы кто-нибудь знал. Сразу захотят полететь не меньше десятка газетчиков. А в самолёт столько не возьмут! И значит, твои шансы уменьшаются в десять раз. Начинаешь готовить всякие необходимые в этих случаях бумаги. Просишь отпуск на работе. Если все визы в порядке, то надо скорее делать прививки. В общем, подготовка требуется нешуточная. Я побывал в Антарктиде в сáмом конце 1963 года. Вернувшись оттуда, я часто видел её во сне. Я помнил почерневшие от солнца и ветра лица людей, громадные пространства под самолётом без единого тёмного пятнышка земли, свист ветра, крики пингвинов, пищание радио в нашем домике, вечерние тихие разговоры и ощущение оторванности от всего, с чем вырос и что видел до этого.

Прочитайте текст и выполните задания 2, 3.
(1)Русские сезоны – выступления артистов русской императорской оперы и балета за границей, организованные С. П. Дягилевым в летние месяцы 1908 – 1910-х годов, которые повлияли на развитие не только русского, но и европейского искусства. (2)Театральным Русским сезонам предшествовало множество мероприятий, призванных расширить познания зрителя о русском искусстве: выставки (например, Русская художественная выставка в рамках парижского Осеннего салона, проведённая в 1906 году), Исторические русские концерты в Париже (1907). (З)Дягилев преследовал великую цель: он хотел познакомить Европу с операми русских композиторов в исполнении наиболее знаменитых русских певцов, новаторскими постановками М. М. Фокина, искусством артистов императорского балета. (4)Спектакли Русских сезонов начали приобретать огромный успех, а современники Дягилева писали: «Дягилев сделал три вещи: он открыл Россию русским, открыл Россию миру; кроме того, он показал мир, новый мир – ему самому». (5)Благодаря русским сезонам было обозначено начало периода интенсивного влияния русского балета на балет Европы, а позднее Америки и других континентов.

Задание 2. Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.
1) которые повлияли (предложение 1)
2) множество предшествовало (предложение 2)
3) Дягилев хотел познакомить (предложение 3)
4) спектакли начали (предложение 4)
5) начало было обозначено (предложение 5)

Задание 3. Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики предложений текста. Запишите номера ответов.
1) Первая часть предложения 1 осложнена однородными обособленными определениями.
2) Предложение 2 простое, осложнённое однородными членами предложения с обобщающим словом.
3) Предложение 3 сложноподчиненное с придаточным изъяснительным.
4) Предложение 4 содержит цитату.
5) Предложение 5 содержит составное именное сказуемое.

Задание 4. Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА
A) Определение, выраженное причастным оборотом, стоящим после определяемого слова, обособляется.
Б) Если обобщающее слово стоит перед однородными членами, то после него ставится двоеточие.
B) Согласованное приложение, стоящее после определяемого слова, обособляется. ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1) И невероятное признание Оли Мещерской, ошеломившее начальницу, совершенно подтвердилось: офицер заявил судебному следователю, что Мещерская сама вдруг сказала ему, что и не думала никогда любить его.
2) На вторые сутки небо стало бледнеть, горизонт затуманился: близилась земля, и острова показались вдали.
3) Сюда в эту пору стекается самое отборное общество, от которого зависят все блага цивилизации: и фасон смокингов, и прочность тронов, и объявление войн, и благосостояние отелей, в которых они с азартом предаются автомобильным и парусным гонкам.
4) Наша кошка, любительница диванного отдыха, внезапно стала проявлять нехарактерную для неё активность, громко мяукая по ночам и царапая диваны.
5) Как писал М.Ю. Лермонтов, Тамань – самый скверный городишко из всех приморских городов России.

Задание 5. 5 Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые. Игнатик легко перемахнул через забор (1) и (2) крепко держа за руку друга (3) потянул за собой Яра. Когда Яр перевалился через ограду (4) и почувствовал (5) как вкусно и знакомо здесь пахнет досками (6) он сразу понял (7) они попали в голубятню (8) построенную когда-то давно (9) а теперь оставленную.

Задание 6. 6 Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.
1) КОЖАНЫЙ (карман) в имени прилагательном, образованном с помощью суффикса -АН-, пишется одна буква Н.
2) БЕССОВЕСТНЫЙ (поступок) – на конце приставки перед буквой, обозначающей глухой согласный звук, пишется буква С.
3) ПАЛЬТО – написание безударной чередующейся гласной в корне проверяется ударением.
4) ГОРЯЧ – в наречии, оканчивающемся на шипящий, буква Ь не пишется.
5) ИЗРЕДКА – написание суффикса -А в наречии определяется наличием приставки ИЗ-.

Задание 7. Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы. Укажите все цифры, на месте которых пишется буква Е (Ё). Дер.(1)венская усадьба, начало марта, первые недел.(2) В(3)ликого поста. Дни тёмные, однообразные. Но это уже канун весны. Я живу затвори(4)ком, за работой с утра до вечера. Нынче я опять не замет(5)л, как прошёл мой день. Но вот т(6)мнеет за окнами. Усталый, умиротвор.(7)нный, я кладу перо, мысленно благодаря Бога за силы, за труд, одеваюсь и выхожу на крыльцо. Расст(8)лается утренн(9)й туман.

Задание 8. Раскройте скобки и запишите слово «гектар» в соответствующей форме, соблюдая нормы современного русского литературного языка. Около двух (гектар) леса высадили наши волонтеры за прошлый год.

Задание 9. Замените словосочетание «солдатик из олова», построенное на основе управление, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Прочитайте текст и выполните задания 10—13.
(1)Мишке всё сходило с рук: разбитые стёкла, драки, сорванные уроки. (2)К матери приходили учителя, милиционеры, родители обиженных ребят. (З)Мать молча выслушивала их и виновато опускала глаза, чувствуя вину. (4)А он стоял в стороне, словно его это не касалось. – (5)Что вы думаете с ним делать? – спрашивали у матери. (6)0на пожимала плечами. (7)Потом дрогнувшим голосом говорила, что он отбился от рук, что не может с ним совладать. (8)И начинала тихо плакать. (9)Когда к нему очень приставали, он обещал исправиться. (Ю)Лишь бы отвязались. (11)В школе грозили исключением, в милиции – колонией, но его это не пугало. (12)Он нащупывал слабые места взрослых и пользовался этим. (13)Таким был Мишка из девятой квартиры. (14)0днажды он появился во дворе с палкой, раскрашенной в белые и чёрные полосы. (15)Она напоминала милицейский жезл, шлагбаум, шкуру зебры, что приводило его в восторг. (16)На пути ему попалась старуха с внучкой. – (17)У вас дома кто-нибудь ослеп? – спросила старуха. – (18)С такими палками только слепые ходят. (19)0ни нащупывают палкой дорогу. (20)А чёрные и белые полосы для того, чтобы шофёры и вагоновожатые знали, что улицу переходит слепой. (21)Старуха ушла, но её слова не оставляли Мишку в покое. (22)Как крючья, они вцепились в его мысли и тащили на шумный городской перекрёсток, где полчаса тому назад в шагающем потоке людей он увидел неподвижную фигуру человека. (23)Человек стоял на углу, на пути потока, и смотрел в небо. (24)Человек что-то разглядывал в небе. (25)Он мог бы отойти в сторонку, чтобы не мешать людям переходить улицу, но, видимо, боялся упустить что- то в небе. (26)Мишку манила палка, звала, а рука его сама по себе стала тянуться к чёрным и белым полосам. (27)Вот она вцепилась в неё… (28)3азевавшийся прохожий не успел сообразить, что произошло, а Мишка уже мчался по улице, прижимая к себе полосатую палку. (29)Незнакомец не закричал, не кинулся вдогонку. (ЗО)Напротив, когда Мишка на бегу оглянулся, он увидел, что тот по-прежнему смотрит в небо, словно не заметил пропажи… (ЗГ)Человек был слепым! (32)06 этом Мишка догадался только после слов старухи, а тогда он сам себе говорил: «Ничего страшного. Купит себе другую палку.» (ЗЗ)Палка, похожая и на милицейский жезл, и на шлагбаум, и на шкуру зебры, сейчас стала для Мишки обузой. (34)А если слепой всё ещё стоит на краю тротуара, подняв незрячие глаза к небу, и не может сделать шагу без своей полосатой палки? (35)Нет, он не забросил палку и не спрятал её под лестницу, он прогнал от себя эту заманчивую мысль. (36)Он досадливо скривил нос и поплёлся к воротам. (37)Его никто не посылал, он сам себе велел вернуться на перекрёсток и отдать палку хозяину. (38)Чем ближе он подходил к перекрёстку, тем противней становилось на душе. (39)Он уговаривал себя не ходить, требовал, угрожал. (40)Но перед ним возникал человек, который в ожидании стоит на углу и незрячими глазами смотрит в небо и не может сдвинуться с места. (41)На перекрёстке слепого не оказалось. (42)Женщина, переходившая рядом с Мишкой дорогу, сказала: – Здесь, на перекрёстке, только что человека сбили. (43)Вот на скорой увезли. (44)Мишка похолодел. (45)А вдруг это был слепой? (46)Если бы он шёл с палкой, водители знали бы, что он слепой, и не рассчитывали на то, что человек видит. (47)Да нет, наверное, это не он. (48)Надо попытаться найти слепого. (49)Он наверняка блуждает по городу, беспомощно выставив вперёд руки. (50)Без полосатой палки он ни за что не найдёт дорогу домой. (51)Может быть, он бредёт по какому-нибудь далёкому кривому переулку, заблудился и ждёт, когда Мишка найдёт его? (52)Ещё есть надежда, она ешё теплится где-то в дальнем уголке души, и надо спешить. (53)Надо спешить.

Задание 10. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) Миша каждый раз горячо сожалел о своих проступках.
2) Однажды Мишу даже исключили из школы, и пришлось поступать в новую.
3) Миша отобрал полосатую палку на улице у слепого, который стоял и смотрел в небо.
4) Старушка сказала Мише вернуться, чтобы вернуть палку обратно хозяину.
5) Миша испугался, что на перекрестке сбили слепого.

Задание 11. Укажите номера предложений, в которых средством выразительности речи является сравнение.
1) А он стоял в стороне, словно его это не касалось.
2) Он нащупывал слабые места взрослых и пользовался этим.
3) Как крючья, они вцепились в его мысли и тащили на шумный городской перекрёсток, где полчаса тому назад в шагающем потоке людей он увидел неподвижную фигуру человека.
4) Палка, похожая и на милицейский жезл, и на шлагбаум, и на шкуру зебры, сейчас стала для Мишки обузой.
5) Он наверняка блуждает по городу, беспомощно выставив вперёд руки

Задание 12. В предложениях 33 – 39 найдите слово с лексическим значением «обещающий успех, выгоды, удовольствие». Выпишите это слово.


Диагностическая работа №2 по Русскому языку для 9 класса, вариант № РЯ2490501 задания, ответы – это уникальный материал для подготовки к ОГЭ, разработанный в соответствии с требованиями ФИПИ и форматом реального экзамена.