17.04.25 СтатГрад по Русскому языку 9 класс РЯ2490601-02

17.04.25 СтатГрад по Русскому языку 9 класс РЯ2490601Поделиться:

Тренировочная работа СтатГрад №4 по Русскому языку для 9 класса

Вариант РЯ2490601 задания и ответы для подготовки к ОГЭ по Русскому языку

Задание 1. Прослушайте текст и напишите сжатое изложение. Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом. Объём изложения – не менее 70 слов. Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

Прочитайте текст и выполните задания 2, 3.
(1)Понятие погоды уже давно стало в нашем сознании синонимом чего-то ненадёжного, неустойчивого, зыбкого. (2)То же самое можно, в принципе, отнести и к земному климату, хотя люди только недавно осознали его неустойчивость и стали задумываться над тем, что же всё-таки обеспечивает и относительную стабильность климату, и благоприятную для всего живого температуру на Земле. (З)Некоторые из условий стабильности климата хорошо известны современной науке: постоянство солнечного излучения, мощная океаническая и воздушная прослойка, служащая аккумулятором тепла на планете, перемешивание воздушных масс в нижних слоях атмосферы. (4)Но для объяснения отмеченной выше температурно-климатической устойчивости этих чисто физических факторов, кажется, недостаточно. (5)Учёные начинают предполагать, что важнейшим гарантом жизни на Земле является совокупность видов живых организмов, сложившаяся исторически, то есть биота: она, по их мнению, препятствует деградации окружающей среды до непригодного для жизни состояния.

Задание 2. Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.
1) понятие стало (предложение 1)
2) люди осознали (предложение 2)
3) некоторые из условий известны (предложение 3)
4) факторов недостаточно (предложение 4)
5) учёные начинают предполагать (предложение 5)

Задание 3. Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики предложений текста.
Запишите номера ответов.
1) Сказуемое предложения 1 простое глагольные.
2) Предложение 2 содержит 3 (три) грамматические основы.
3) Предложение 3 простое, осложнённое однородными членами предложения с обобщающим словом.
4) Предложение 4 сложное с бессоюзной связью между частями.
5) Предложение 5 осложнено обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом.

Задание 4. Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого списка подберите соответствующую позицию из второго списка.
ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА
А) Если вторая часть бессоюзного сложного предложения обозначает причину, то между частями предложения ставится двоеточие.
Б) Если вторая часть бессоюзного сложного предложения дополняет первую, то между частями предложения ставится двоеточие.
В) Обстоятельство, выраженное сравнительным оборотом, обособляется.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1) Нам приходилось ночевать в живописнейших местах: в альпийских лугах вблизи высоких ледников горного Кавказа, на берегах горных рек, а как-то раз мы забрались в покинутый пастушеский шалаш, сделанный из лёгких деревянных палочек.
2) Мне хотелось петь и плясать, как плясали в воде у носа корабля резвые дельфины: ещё никогда не охватывало меня с такою силою счастье свободного бытия.
3) Шалаш разлетелся, как лёгкий карточный домик, и мы оказались под открытым звёздным небом.
4) Галина, делая огромное над собой усилие, решила продолжать привычные домашние хлопоты: утром чай, ребятишки идут в школу, потом надо сготовить обед, потом уборка, ужин.
5) А в деревне поговаривали, будто и не было никакого проверяющего, а просто из города прислали журналиста.
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Задание 5. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должно стоять кавычки. (1) Синяя птица (2) – пьеса бельгийского драматурга и поэта Мориса Метерлинка, которая стала очень популярна после постановки на сцене Художественного театра в (3) Москве (4).
Станиславский определил задачи будущей постановки так: (5) Она должна быть наивна, проста, легка, жизнерадостна, весела и призрачна, как детский сон (6). И вот уже более ста лет на подмостках (7) Московского Художественного театра произносится волшебная фраза: (8) Если человек найдёт Синюю птицу, он будет всё знать, всё видеть (9).

Задание 6. Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера ответов.
1) СТЯНУТЬ – на конце приставки перед буквой, обозначающей глухой согласный, пишется буква С.
2) ГРУСТНЫЙ (человек) – написание непроизносимой согласной в корне проверяется подбором однокоренного слова «грусть», в котором согласный звучит отчётливо.
3) ФАРШИРОВАННЫЙ (перец) – написание НН в слове определяется наличием суффикса -ОВА-.
4) ПОГЛОЩАТЬ – в корне слова пишется непроверяемая гласная.
5) НЕХОРОШАЯ (квартира) – НЕ пишется слитно с именем прилагательным, которое не употребляется без НЕ.

Задание 7. Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы. Укажите все цифры, на месте которых пишется буква И.
Д(1)ревня была где-то за лесом. Если идти в неё по большой дорог.(2), нужно отмахать н.(3) один десяток километров. Лес шумит, успока.(4)вает. Тропинка, п.(5)тляя среди деревьев, поднимается на пр.(6)горки, спускается в ложбинки, заб.(7)раясь в чащобу осинника, выбегает на зарастающ.(8)е ельником поляны, и кажется, что она так и не выведет тебя н.Ликуда.
(По Л. Фролову)

Задание 8. Раскройте скобки и запишите слово «туфли» в соответствующей форме, соблюдая нормы современного русского литературного языка. Пара новых лакированных (туфли) аккуратно лежала в красивом подарочном пакете.

Задание 9. Замените словосочетание «отозваться с пренебрежением», построенное на основе управление, синонимичным словосочетанием со связью примыкание. Напишите получившееся словосочетание.

Прочтите текст и выполните задания 10-13.
(1)Саша вышел во двор и огляделся… (2)Двор был пуст, только у гаража, который стоял в глубине, ворота были открыты настежь. (3)Ну, машины – это была его страсть. (4)Он знал все марки советских автомобилей. (5)Саша несмело подошёл к гаражу, аккуратно заглянул в приоткрытые ворота и остановился на пороге. (б)Дальше идти без разрешения он боялся. (7)Шофёр, совсем молодой на вид парень, возился в моторе «Волги». (8)Он поднял голову и улыбнулся. – (9)3дравствуйте, дядя, – робко сказал Саша. – (Ю)Здравствуй, малый, если не шутишь, – ответил шофёр. – (1Г)Я не шучу. – (12)Саше понравилось, что шофёр назвал его малым. (13)Это для него звучало необычно, ну, вроде как он сродни стал этому необыкновенному человеку, от которого так хорошо пахнет бензином, мазутом и ещё чем-то таким, от чего просто захватывает дух. – (14)А если не шутишь, вот тебе ведро, принеси воды, – сказал шофёр. – (15)Вон там, в глубине гаража, есть водопровод. (16)Саша взял ведро, дужка его глухо звякнула. (17)И он, Саша, как настоящий взрослый, пошёл в глубь гаража. (18)В гараже было полутемно, но Саша совсем не боялся, он легко и свободно шёл среди машин. (19)Потом набрал полнёхонько ведро воды, еле дотащил, а когда шофёр сказал, что ведро, пожалуй, было для него тяжёлым, он улыбнулся: ерунда, мол, не такие таскали! (20)Хотя в своей жизни не притащил ни одного ведра воды. (21)И сейчас, когда тащил, от собственной неловкости облил себе ноги. (22)Шофёр залил воду в машину, закрыл капот и протянул Саше руку. – (23)3аходи, когда будет время, – сказал он. (24)Саша крепко пожал ему руку и ответил: – Обязательно зайду, я ведь живу в этом доме. (25)Шофёр уехал, а у Саши на руке осталась широкая тёмная полоса – это шофёр вымазал его руку машинным маслом. (26)Жалко, что во дворе не было ребят: некому было показать шофёрскую заметину. (27)Так и ушёл Саша домой, но шофёра теперь считал лучшим своим другом. (28)Прошло несколько дней, и как-то этот шофёр, выезжая из ворот, обругал Сашину бабушку. (29)Она стояла в воротах, разговаривала с женщиной и не видела, что загородила дорогу машине. – (ЗО)Эй, тётка!!! – грубо крикнул шофёр. – (31)Нашла где стоять, а то толкану машиной – костей не соберёшь! (32)И Саша это всё услышал. (ЗЗ)Это так кричали на его бабушку, на самого хорошего, доброго человека! (34)И кричал не кто-нибудь, а его друг-шофёр. (35)Саша покраснел, потом побелел и вдруг бросился со всех ног за машиной. (36)Он подскочил к шофёру и крикнул ему в лицо: – Если вы ещё раз когда-нибудь закричите на мою бабушку, я вас… я вас ударю! – (37)Он кричал высоким тонким голоском. (38)Вот сейчас что-то должно было случиться. – (39)Ух ты! – сказал шофёр. – (40)Какой рыцарь, прямо благородный рыцарь! (41)Он оглушительно рассмеялся. (42)Больше он ничего не мог сказать. (43)Просто не знал, что ему говорить. (44)Может быть, он готов был сквозь землю провалиться, так ему было стыдно. (45)До сих пор он часто так гремел басом на людей и никогда не задумывался, что обижает их. (46)Он кричал на них и уезжал дальше своей дорогой. (47)А тут впервые ему сказали такие слова. (48)И кто сказал? (49)Маленький мальчик, которого он мог одним щелчком опрокинуть на землю, о котором он даже не помнил, стоило ему уйти с работы. (50)Он даже не знал его имя.(51)А Саша стоял перед ним, как дикий зверёк, – решительный, отчаянный, готовый до конца отстоять свою бабушку. (52)Он сейчас совсем не боялся и совсем не стеснялся, это было с ним впервые. (53)Пусть все-все люди смотрят на него, а он ничего не боится. (54)Пусть на него смотрят случайные прохожие. (55)И только где-то в глубине его глаз шофёр увидел и боль, и обиду. (56)Тогда он сказал: – Ну, прости, малый, виноват. (57)Кругом сто раз виноват, и вы, бабушка, великодушно простите. (58)Он тронул машину и помахал Саше рукой. (59)А бабушка хотела сначала отругать Сашу за то, что он суёт нос не в своё дело, но потом передумала. (60)Разве можно ругать человека за благородные поступки? (61)Нет, конечно! (62)И бабушка это отлично знала. (63)Тем более что у неё в голове вдруг запела старая, забытая песня. (64)Ей захотелось запеть эту песню вслух – так у неё было радостно на сердце, но она сдержалась. (65)Пели одни глаза, пели тысячи мелких морщинок около глаз, пели губы. (66)Они почему-то расползлись в улыбку. (67)Никто бы даже не поверил, что бабушка умеет так весело и молодо улыбаться. (68)Пели руки, когда они стали, непонятно зачем, поправлять шапку у Саши. (69)Так у неё было хорошо на сердце, ведь до чего дожила: Саша заступился за неё! (70)Значит, не зря она сидела около него ночами, когда он болел. (71)Жив человечек! (По В.К. Железникову*)

Задание 10. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) Саша очень любил машины, но никак не мог выучить марки автомобилей.
2) В гараже было полутемно, и Саша боялся в нем находиться.
3) Саша считал шофёра своим лучшим другом.
4) Шофёр часто громко ругался на окружающих и не задумывался, что это может их обидеть.
5) Бабушка отругала Сашу за то, что он спорит со старшими.

Задание 11. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является фразеологизм.
1) Саша покраснел, потом побелел и вдруг бросился со всех ног за машиной.
2) Может быть, он готов был сквозь землю провалиться, так ему было стыдно.
3) До сих пор он часто так гремел басом на людей и никогда не задумывался, что обижает их.
4) А бабушка хотела сначала отругать Сашу за то, что он суёт нос не в своё дело, но потом передумала.
5) Пели одни глаза, пели тысячи мелких морщинок около глаз, пели губы.

Задание 12. В предложениях 5-9 найдите синонимы (синонимическую пару). Выпишите эти синонимы.

Задание 13.1. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Какую роль в тексте играют сравнения?». Приведите в сочинении два примера из прочитанного текста, подтверждающие Ваши рассуждения. Приводя примеры, Вы можете использовать различные способы обращения к прочитанному тексту. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Задание 13.2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Значит, не зря она сидела около него ночами, когда он болел. Жив человечек!». Приведите в сочинении два примера из прочитанного текста, подтверждающие Ваши рассуждения. Приводя примеры, Вы можете использовать различные способы обращения к прочитанному тексту. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Задание 13.3. Напишите сочинение-рассуждение на тему «В чём заключается решимость человека?». Дайте обоснованный ответ на вопрос, сформулированный в теме сочинения. Приведите в сочинении два примера, подтверждающие Ваши рассуждения: один пример – из прочитанного текста, а другой – из прочитанного текста или из Вашего жизненного опыта. (Не учитываются примеры, источниками которых являются комикс, аниме, манга, фанфик, графический роман, компьютерная игра и другие подобные виды предоставления информации.) Приводя примеры, Вы можете использовать различные способы обращения к прочитанному тексту. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.


Тренировочная работа СтатГрад №4 по Русскому языку для 9 класса, вариант № РЯ2490601 задания, ответы – это уникальный материал для подготовки к ОГЭ, разработанный в соответствии с требованиями ФИПИ и форматом реального экзамена.