Олимпиада ВСОШ по Русскому языку 4 класс для г. Москвы (задания и ответы)
1. Прочитайте текст и выполните задание к нему.
Октябрь уж наступил – уж роща отряхает
Последние листы с нагих своих ветвей;
Дохнул осенний хлад – дорога промерзает.
Журча ещё бежит за мельницу ручей,
Но пруд уже застыл; сосед мой поспешает
В отъезжие поля с охотою своей,
И страждут озими от бешеной забавы,
И будит лай собак уснувшие дубравы.
А. С. Пушкин «Осень». Отрывок
Дан список слов, каждое из которых является исторически однокоренным к одному из выделенных в тексте слов. Соотнесите каждое выделенное слово в тексте с его исторически однокоренным словом из списка.
усыпальница
простуда
холодильник
природа
воздухоплавание
степень
2. Прочитайте текст и выполните задание.
Женщины спешат по мокрому тротуару. Их лёгкие пальто уже совсем промокли. Листья, которые срывают с деревьев порывы ветра, кружатся в воздухе осенним вихрем. Природа постепенно засыпает. И только воспомина¬ния об ушедших летних днях всё ещё яркие, словно цветные картинки в альбоме. Каждый из прохожих мечтает о горячем чае и торопится скрыться от этой промозглой погоды. Здания очень мрачные в такой дождливый день. Небо затянуто свинцовыми тучами, и солнца не видно даже в просветах.
Один ученик решил выписывать из текста в таблицу грамматические основы предложений, но только такие, в которых оба главных члена предложения стоят в форме множественного числа. В результате у него получилась такая таблица.
Подлежащее
женщины
листья
воспоминания
здания
Сказуемое
спешат
срывают
яркие
мрачные
1. Найдите ошибку в графе «Сказуемое» таблицы, исправьте её и напишите верное слово
2. Заполните пропуски (1) и (2) грамматической основой из 2-го предложения (выделено в тексте).
3. Представьте, что существует агентство, которое рекламирует части речи. Прочитайте текст одной такой рекламы и выполните задания.
Вы стесняетесь своих названий, имён, должностей? Не переживайте: анонимность – наш конёк! Мы сумеем рассказать о Вашем количестве, лице, роде и падеже, не называя Вас по имени. Мы можем говорить о Вас весь день, не повторяясь, и уважительно отнестись к Вашей персоне, а к Вашим соперникам – не очень. Используйте нас чаще, Ваши _
Название какой части речи пропущено в конце текста?
существительные
прилагательные
местоимения
числительные
глаголы
наречия
В тексте употреблено существительное Х, в котором исторически выделяется корень греческого происхождения со значением «имя». Этот же корень мы встречаем в целом ряде лингвистических терминов
Какое слово является словом Х?
используйте
стесняетесь
названий
имён
должностей
переживайте
анонимность
конёк
количестве
падеже
повторяясь
уважительно
персоне
соперникам
4. Соотнесите термины, содержащие искомый корень, с их значениями.Термины Значения Синонимы Слова одной части речи, противоположные по лексическому значению Зоонимы Слова, которые одинаково пишутся и произносятся, но имеют совершенно разные лексические значения Топонимы Слова одной части речи, близкие по лексическому значению Антонимы Имя собственное для любого места на планете Омонимы Клички животных
Какое слово из текста исторически родственно порядковому числительному (это такие числительные, которые называют порядок предметов при счёте: первый, пятый, десятый…)?
используйте
стесняетесь
названий
имён
должностей
переживайте
анонимность
конёк
количестве
падеже
повторяясь
уважительно
персоне
соперникам
5. Давайте вспомним с вами замечательный мультсериал «Приключения Лунтика и его друзей». Там много действующих лиц.
Найдите среди перечисленных персонажей мультфильма такие имена, которые образованы при помощи суффикса от существующих в русском языке слов.
Лунтик
Генерал Шер
Шнюк
Пчелёнок
Вупсень
Баба Капа
Запишите в начальной форме слова, от которых они образованы.
6.Перед вами кроссворд, который составил учитель, чтобы проверить знания школьников в области фразеологии. Он заметил, что есть много фразеологизмов, в которые входит одно и то же слово, и разделил фразеологизмы на блоки так, чтобы в каждом из блоков 1–4 во всех фразеологизмах внутри блока содержалось общее слово. Он попросил нейросеть проиллюстрировать фразеологизмы внутри каждого из блоков. Затем он составил кроссворд, содержащий общее слово для каждого из фразеологизмов из блоков 1–4. Впишите в кроссворд общее слово из каждого блока, следуя указаниям ниже.
1. Укажите в кроссворде общее слово (существительное в начальной форме) во всех фразеологизмах, проиллюстрированных на картинках А–В.
2. Укажите в кроссворде общее слово (существительное в начальной форме) во всех фразеологизмах, проиллюстрированных на картинках Г–Е.
3. Укажите в кроссворде общее слово (прилагательное в начальной форме) во всех фразеологизмах, проиллюстрированных на картинках Ж–И
4. Укажите в кроссворде общее слово (прилагательное в начальной форме) во всех фразеологизмах, проиллюстрированных на картинках К–М
7. В русском языке есть прилагательные, обозначающие некоторый признак, который условно можно расположить на шкале «больше – меньше». Какое грамматическое свойство следует из значения таких прилагательных?
Возможность обозначать принадлежность какому-то лицу.
Наличие краткой формы.
Возможность образовывать существительные, называющие качества, например «смелость, злость».
Наличие степеней сравнения.
8. При этом шкала «больше – меньше» может быть разной. Существует «норма» – это среднее значение признака, а есть «полюса»: шкала идёт от нормы в обе стороны – большого полюса и малого полюса в зависимости от значения слов, которые выражают степень признака. Соотнесите каждый тип шкалы с двумя примерами-иллюстрациями.предельная шкала непредельная шкала нормативная шкала Большой слон, большой заяц Совершенно безлюдное место Мы ехали довольно быстро Сиденье было достаточно удобное. Высокий человек, высокое дерево Решение было абсолютно неправильным.
9. На уроке ребята играли со словами, объясняя их значение. Слов много – и лексическое значение у каждого своё. Учитель предложил разложить карточки со словами только в четыре кучки. Он сказал, что значение предмета у имени существительного очень широкое и в каждой кучке должно оказаться по три слова, которые, учитывая их общее значение, будут похожи.
В кучке 4 окажутся слова с общим значением «качества, свойства, действия и состояния».
В кучке 1 окажутся слова с общим значением «конкретные предметы окружающей действительности».
В кучке 2 окажутся слова с общим значением «живые существа».
В кучке 3 окажутся слова с общим значением «факты, события и явления».
10. Помогите ученикам выполнить задание. Распределите следующие слова на группы.озеро утро смелость айсберг птица каникулы доброта якорь медведь облачность человек красота
11. Даны значения одного из слов. Соотнесите значения и примеры.Согласный звук, произносимый с приближением средней части языка к твёрдому нёбу (в лингвистике). мягкая вода Такой, который при давлении или обработке легко меняет форму. мягкие волосы Хорошо смывающий мыло. мягкий свет Тонкий, шелковистый. мягкая игрушка Свежий, не чёрствый (разг.). мягкий хлеб Переносное значение. Тихий, приглушенный. мягкий характер Переносное значение. Кроткий, уступчивый, снисходительный. мягкий климат Переносное значение. Умеренно-тёплый, без резких изменений. мягкий согласный
12. Антонимы – это слова, которые обладают противоположным значением. Ниже для трёх пар прилагательных, являющиеся в своём основном значении антонимами, указаны существительные, с которыми эти прилагательные сочетаются особенно часто. Существительные приводятся в начальной форме. Запишите все прилагательные в начальной форме.
13. Как известно, одна и та же буква может обозначать разные звуки. Школьник Вася заинтересовался данным вопросом и начал отмечать все подобные случаи. Так, он взял для анализа одной из стихотворений К. Д. Бальмонта
Приди на рассвете на склон косогора, –
Над зябкой рекою дымится прохлада,
Чернеет громада застывшего бора,
И сердцу так больно, и сердце не радо.
Недвижный камыш. Не трепещет осока.
Глубокая тишь. Безглагольность покоя.
Луга убегают далёко-далёко. Во всем утомленье – глухое, немое.
14. Вася решил посчитать, сколько раз в этом отрывке встречается звук [д]. Какой ответ у него получился? Запишите получившееся число в поле для ответа.
Олимпиада ВСОШ по Русскому языку 5-6 класс для г. Москвы (задания и ответы)
1. Прочитайте текст и выполните задание к нему.
Унылая пора! очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдалённые седой зимы угрозы.
А. С. Пушкин «Осень». Отрывок
2. Дан список из девяти слов, шесть из которых являются исторически однокоренными к одному из выделенных в тексте слов. Соотнесите каждое выделенное слово в тексте с его исторически однокоренным словом из списка.
переполох
желтизна
воскресение
крушение
пухлый
окрылённый
сокровище
отдушина
ростовщик
3. Прочитайте текст.
Осенний лес был удивительно красивый. Золотые листья шуршали под ногами. Яркое солнце пробивалось сквозь высокие деревья. Прохладный ветер нёс лёгкие потоки свежего воздуха. Маленькая речка тихо журчала, убегая вдаль. Пушистые облака медленно плыли по голубому небу. Безмятежная тишина царила вокруг. Эти невероятные моменты покоя прерывали своими голосами только редкие птицы. В такие минуты вспоминаешь, как природная красота вдохновляет человека.
4. Один лингвист решил выписывать в таблицу из текста словосочетания, где главное слово является существительным, а зависимое – прилагательным и они оба стоят в именительном падеже. В результате у него получилась такая таблица.Номер Главное слово Зависимое слово 1 лес красивый 2 листья золотые 3 солнце яркое 4 ветер прохладный 5 потоки лёгкие 6 речка маленькая 7 облака пушистые 8 тишина безмятежная 9 красота природная
1. Найдите ошибки в таблице, укажите номера лишних строк
2. Заполните пропуски (1) и (2) подходящим словосочетанием из ТОГО ЖЕ текста.
5. Прочитайте текст и выполните задания.
Сменил прописку лист кленовый, Слетев лениво на газон, И снова осень, снова в школу, И начинается сезон. Сезон сериала жизни новый, Но повторится всё, как встарь: Сентябрь, звонки, задачи, баллы И чей-то старенький букварь
Сколько слогов в данном тексте произносится в словоформе «сериала»?
2 слога
3 слога
4 слога
5 слогов
Сколько слогов в данном тексте произносится в словоформе «сентябрь»?
2 слога
3 слога
4 слога
5 слогов
Какое слово из текста исторически родственно числительному «семь»?
сменил
лист
слетев
осень
снова
сезон
сериала
сентябрь
старенький
Ознакомьтесь со статьёй из этимологического словаря Н. М. Шанского.
Сезо́н. Заимств. в XIX в. из франц. яз., где saison восходит к лат. satio, sationis «сев, время сева», суф. производному от satare «сеять». См. однокорневое сеять.
Первоначально слово «сезон» означало только одно время года. Какое?
зима
весна
лето
осень
Какое из слов исторически родственно названию одной из букв кириллицы?
лист
лениво
осень
школа
встарь
звонки
баллы
букварь
Какое из слов второго четверостишия в начальной форме имеет омофон? Омофоны – это слова, которые звучат одинаково, но пишутся по-разному и имеют разное значение.
лист
лениво
осень
школа
встарь
звонки
баллы
букварь
Какое из слов исторически родственно слову «конец»?
сменил
кленовый
лениво
школу
начинается
жизни
повторится
задачи
6. Рассмотрите слова старуха, засуха, Петруха, голодуха, медовуха, бытовуха, братуха. Подумайте, как они были образованы
Выберите слово, которое образовано отличным от других способом.
старуха
засуха
петруха
голодуха
медовуха
бытовуха
братуха
7. Все слова, кроме выбранного вами в задании а), образованы с помощью одного и того же элемента, но в разном значении. Выберите те слова, у которых в словарях будет помета прост. (просторечное) или разг.(разговорное).
старуха
засуха
петруха
голодуха
медовуха
бытовуха
братуха
8. Перед вами кроссворд, который составил учитель, чтобы проверить знания школьников в области фразеологии. Он заметил, что есть много фразеологизмов, в которые входит одно и то же слово, и разделил фразеологизмы на блоки так, чтобы в каждом из блоков 1–4 во всех фразеологизмах внутри блока содержалось общее слово. Он попросил нейросеть проиллюстрировать фразеологизмы внутри каждого из блоков. Затем он составил кроссворд, содержащий общее слово для каждого из фразеологизмов из блоков 1–4. Впишите в кроссворд общее слово из каждого блока, следуя указаниям ниже.
Укажите в кроссворде общее слово (существительное в начальной форме) во всех фразеологизмах, проиллюстрированных на картинках А–В.
Укажите в кроссворде общее слово (прилагательное в начальной форме) во всех фразеологизмах, проиллюстрированных на картинках Г–Е.
Укажите в кроссворде общее слово (существительное в начальной форме) во всех фразеологизмах, проиллюстрированных на картинках Ж–И.
Укажите в кроссворде общее слово (существительное в начальной форме) во всех фразеологизмах, проиллюстрированных на картинках К–М.
9. В одном из вхождений в Национальном корпусе русского языка встречаем:
Может, пятижды, если первая в очереди, да год високосный. [Герман Садулаев. Таблетка (2008)]
Укажите основу, от которой образовано выделенное слово.
Какой словообразовательный элемент был добавлен к основе?
Запишите наречие Х, образованное по той же модели и с наименьшим числовым значением.
В отличие от всех остальных подобных наречий, Х может иметь ещё одно значение. Назовите это значение с помощью наречия:
много раз
далеко
когда-то
невзначай
10. Даны следующие слова:
1) внимание
2) выборы
3) тепло
4) добро
5) каникулы
6) горе
7) будни
8) сумерки
Эти имена существительные очень легко разделить на две равные группы по одному из грамматических признаков этой части речи. Но вот у слов одной из групп есть удивительное свойство: они, сочетаясь со словами А (5 букв) и Б (4 буквы), выражают то, что обозначают слова другой группы. Слова А и Б являются антонимами.
1) Разделите слова на группы. Первой будет группа, в которую войдёт слово (1).
2) Укажите слова А и Б.
11. Нейросеть составила «языковой портрет» слова «звезда», но допустила несколько ошибок. Укажите ошибочные суждения (возможно, частично неточные).
Устойчивые сочетания со словом «звезда» и их значения: звёзд с неба не хватает (человек средних способностей); звезда первой величины (планеты, большие и яркие звёзды на небе); родиться под счастливой звездой (быть удачливым); хватать звёзды с неба (быть успешным); звёздная болезнь (о самомнении, высокой самооценке знаменитостей, обычно в спорте и на эстраде; разг., шутл.); верить в свою звезду (перен.: в своё назначение, в свою судьбу); звёздный час (момент высшего подъёма, напряжения и испытания сил).
Звезда – небесное тело, по своей природе сходное с Солнцем, вследствие огромной отдалённости видимое с Земли как светящаяся точка на ночном небе.
Звезда – (перен., разговорное) светлое пятно на лбу животного.
Звезда – (устаревшее) геометрическая фигура с остроконечными выступами, равномерно расположенными по окружности.
Звезда – воинский значок такой формы, носимый на форменном головном уборе.
Звезда – имя существительное, ж. р., 3 скл.
Однокоренные слова: звёздочка, звёздный, созвездие, звездолёт, звездочёт, звездопад, звездоносец, звездануть, звёзды, зазвездиться.
12. Антонимы – это слова, которые обладают противоположным значением. Ниже для трёх пар прилагательных, являющиеся в своем основном значении антонимами, указаны существительные, с которыми эти прилагательные сочетаются особенно часто. Существительные приводятся в начальной форме. Запишите все прилагательные в начальной форме.Пара 1 А: чай, спор, след Б: пот, оружие, взгляд Пара 2 А: здоровье, надежда, звено Б: впечатление, удар, мороз Пара 3 А: положение, время, болезнь Б: ветерок, походка, движение
13. Как известно, в потоке речи звуки взаимодействуют и влияют друг на друга. Ниже даны словосочетания 1–3. В каждом примере (словосочетании) определите одинаковые звуки для каждого из слов. Запишите найденный звук в поле для ответа без употребления знака транскрипции.
1) огромный вокзал
2) отбить доску
3) дымок из труб
Олимпиада ВСОШ по Русскому языку 7-8 класс для г. Москвы (задания и ответы)
1. Прочитайте текст, выполните задания к нему.
Дни поздней осени бранят обыкновенно,
Но мне она мила, читатель дорогой,
Красою тихою, блистающей смиренно.
Так нелюбимое дитя в семье родной
К себе меня влечёт. Сказать вам откровенно,Из годовых времён я рад лишь ей одной,
В ней много доброго; любовник не тщеславный,
Я нечто в ней нашёл мечтою своенравной.
А. С. Пушкин «Осень». Отрывок
Одному из выделенных в тексте слов по его историческому корню родственными будут слова 1–6. Запишите эти слова в соответствующие поля в начальной форме, если не указано иного, т. е. для существительных – в форме Им. п. ед. ч., для прилагательных – в форме Им. п. ед. ч. м. р., для глаголов – в форме инфинитива.
(1) Общепринятый порядок, традиция, ритуал (сущ. м. р., 6 букв)
(2) Такой обычно является басня, таким может быть рассказ, притча, ситуация, событие, пример (прилагательное, 11 букв)
(3) Система знаний из какой-то сферы деятельности (сущ. ж. р., 5 букв)
(4) Исключительный, невероятный, выдающийся (талант, событие) (прилагательное, 11 букв)
(5) Притерпеться, приспособиться (приставочный глагол совершенного вида, 10 букв)
(6) Книга для школьника или студента (сущ. м. р.)
Выберите исходное слово из текста.
обыкновенно
дитя
откровенно
годовых
тщеславный
своенравной
2. Прочитайте текст и выполните задания к нему.
Внезапно тяжёлая дверь раскрылась. Все дамы повернулись в креслах и улыбнулись. Юная мисс вошла в комнату. На ней было элегантное платье, а в руках она держала тонкую книгу. Её нежная улыбка осветила всё вокруг. Девушка села в мягкое кресло. Она открыла книгу на первой странице. Вдруг музыка заполнила пространство. Это две сестры начали играть на фортепи¬ано в четыре руки. Музыка их была прекрасна, и вскоре весь дом пришёл послушать эту композицию.
3. Один лингвист решил выписывать в таблицу из текста словосочетания, где оба слова имеют женский род / стоят в форме женского рода. В результате у него получилась такая таблица.Номер Главное Зависимое 1 дверь тяжёлая 2 книгу тонкую 3 улыбка нежная 4 странице первой 5 музыка прекрасна 6 четыре руки 7 композицию эту 8 (1) (2) 9 (3) (4)
Найдите ошибки в таблице, укажите номера лишних строк.
Заполните пропуски (1), (2), (3), (4) подходящими словосочетаниями из ТОГО ЖЕ текста.
4. Прочитайте текст и выполните задания.
И о питьи потому же наказъ надобет от государя ключнику, какое питье носити про государя и государыне и про семью, и про гость, – и то все чинити и дѣлати и отдавати по государеву наказу, а о всякомъ обиходе ключнику государя по вся утра спрашиватися о естьвѣ и о питье. Государю съ женою о томъ о всяком обиходе в домашнемъ советовати и ключнику наказывати, какъ челядь кормити по вся дни: хлѣбъ решетной, шти да каша с ветчиною житкая, а игда густая с саломъ, переменяя часто, мяса как лучится дадут к обѣду, а в неделю и в празники иногды пироги, а иногды кисель, а иногды блины или иная какая ества; а у вужины шти да молоко или каша…
5. Какой фонетический процесс отражён в написании слов «празники», «посные»?
мена звуков (изменение звуков в зависимости от их позиции в слове).
оглушение согласных на конце
упрощение группы согласных
ассимиляция по глухости / оглушение в комбинации звуков
ассимиляция по звонкости / озвончение в комбинации звуков
редукция гласных
6. Какой фонетический процесс отражён в написании слов «житкая»?
оглушение согласных на конце
мена звуков
упрощение группы согласных
ассимиляция по глухости / оглушение в комбинации звуков
ассимиляция по звонкости / озвончение в комбинации звуков
редукция гласных
7. Соотнесите слова из текста с вариантами их перевода. Обратите внимание, что среди вариантов перевода есть лишние.Слова из текста Варианты перевода чинити в воскресенье наказывати устранять поломку ества еда шти в понедельник лучится получится, придётся в неделю штрафовать, подвергать наказанию листва щи отдавать распоряжение в течение семи дней выполнять, делать светится чти, почитай
8. Какое из слов текста имеет омограф (омографы − это слова разных частей речи или их форм, совпадающие в написании, но различающиеся значением и произношением)?
питье
чинити
государя
обиходе
ключнику
каша
иногды
пироги
кисель
вужины
9. В тексте встречаем слово Х, которое исторически родственно словам современного русского языка Y и Z. При этом слово Y может называть местность, расположенную в полосе жаркого климата, а слово Z (сущ., м. р.) обозначает человека, местом жительства или происхождения которого является Y. Отметьте слово, которое является словом Х.
Запишите слово Y в начальной форме.
Запишите слово Z в начальной форме.
питье
чинити
государя
обиходе
ключнику
каша
иногды
пироги
кисель
вужины
10. Прочитайте фрагмент текста и выполните задания.
– К себе вы более требовательны, чем к другим, ваша звёздность. – Верно, капитан, верно. Хотите совет? Мысленно всегда носите на себе мундир. Даже во сне. Это подтягивает. Мундирность прежде всего! В мыслях, чувствах, поступках, всегда. [Д. А. Биленкин, «Сила сильных», 1985]
1. В приведённом отрывке есть два слова, образованных по одной и той же модели. Пусть слово A – то, что встречается в фрагменте раньше, а слово B – позже. A и B в словообразовательных цепочках предшествовала одна и та же часть речи – C. Слово A образовано от слова D, а B от E c помощью суффикса F. D и E в свою очередь появились при помощи суффикса G, добавленного к основам слов H и I соответственно. Назовите пропущенные слова A–E и H–I, указывайте их строго в начальной форме без дополнительных знаков. Запишите суффиксы F и G без дефисов и прочих символов.
2. Окончание в глагольной форме сказал-а (учительница сказала) передаёт следующую информацию: глагольное действие совершалось одним субъектом (значение единичности; ср.: дети читали) женского пола (значение «…»; ср.: учитель сказал). [Под ред. П. А. Леканта, «Современный русский язык», 2017] В приведённом выше отрывке пропущено слово, которое образовано по той же модели, что и слова A и B в задании. Восстановите это слово и запишите его в той форме, в которой оно должно стоять в тексте.
11. Перед вами кроссворд, который составил учитель, чтобы проверить знания школьников в области фразеологии. Он заметил, что есть много фразеологизмов, в которые входит одно и то же слово, и разделил фразеологизмы на блоки так, чтобы в каждом из блоков 1–3 во всех фразеологизмах внутри блока содержалось общее слово. Он попросил нейросеть проиллюстрировать фразеологизмы внутри каждого из блоков. Затем он составил кроссворд, содержащий общее слово для фразеологизмов каждого из блоков 1–3 и по 1 слову из каждого фразеологизма. Пользуясь указаниями ниже, решите кроссворд.
Укажите в кроссворде ОБЩЕЕ слово в начальной форме, которое встречается во всех трёх фразеологизмах, представленных на картинках А–В.
Укажите второе существительное в начальной форме из загаданного на картинке A фразеологизма, НЕ СОВПАДАЮЩЕЕ с общим словом, указанным вами в п. 1.
Укажите глагол в начальной форме из загаданного на картинке Б фразеологизма.
Укажите второе существительное в начальной форме из загаданного на картинке В фразеологизма, НЕ СОВПАДАЮЩЕЕ с общим словом, указанным вами в п.1.
Укажите ОБЩЕЕ слово в начальной форме, которое встречается во всех трёх фразеологизмах, представленных на картинках Г–Е.
Укажите второе существительное в начальной форме из загаданного на картинке Г фразеологизма, НЕ СОВПАДАЮЩЕЕ с общим словом, указанным вами в п. 5.
Укажите второе существительное в начальной форме из загаданного на картинке Д фразеологизма, НЕ СОВПАДАЮЩЕЕ с общим словом, указанным вами в п. 5.
Укажите второе существительное в начальной форме из загаданного на картинке E фразеологизма, НЕ СОВПАДАЮЩЕЕ с общим словом, указанным вами в п. 5.
Укажите ОБЩЕЕ слово в начальной форме, которое встречается во всех трёх фразеологизмах, представленных на картинках Ж–И.
Укажите прилагательное в начальной форме из загаданного на картинке Ж фразеологизма, НЕ СОВПАДАЮЩЕЕ с общим словом, указанным вами в п. 9.
Укажите второе существительное в начальной форме из загаданного на картинке З фразеологизма, НЕ СОВПАДАЮЩЕЕ с общим словом, указанным вами в п. 9.
Укажите второе существительное в начальной форме из загаданного на картинке E фразеологизма, НЕ СОВПАДАЮЩЕЕ с общим словом, указанным вами в п. 9.
12. [нъвстр’эʹч’ь°] может интерпретироваться как разные части речи. Соотнесите части речи, которыми может быть данная последовательность звуков, с тем, каким словом в словосочетании оно может быть, и тип связи в таком словосочетании.
1) Прилагательное
2) Наречие
3) Существительное
4) Глагол
5) Числительное
6) Местоимение
А) Главное слово, согласование
Б) Зависимое слово, согласование
В) Главное слово, управление
Г) Зависимое слово, управление
Д) Главное слово, примыкание
Е) Зависимое слово, примыкание
Ж) Не может быть такой частью речи
13. Кроме того, [нъвстр’эʹч’ь°] может выступать и как служебная часть речи. Какая?
союз
предлог
частица
Олимпиада ВСОШ по Русскому языку 9-10 класс для г. Москвы (задания и ответы)
1. Прочитайте текст, выполните задания к нему.
И с каждой осенью я расцветаю вновь;
Здоровью моему полезен русской холод;
К привычкам бытия вновь чувствую любовь:
Чредой слетает сон, чредой находит голод;
Легко и радостно играет в сердце кровь,
Желания кипят – я снова счастлив, молод,
Я снова жизни полн – таков мой организм
(Извольте мне простить ненужный прозаизм).
А. С. Пушкин «Осень». Отрывок
Одному из выделенных в тексте слов по его историческому корню родственными будут слова 1–6. Запишите эти слова в соответствующие поля в начальной форме, если не указано иного, т. е. для существительных – в форме Им. п. ед. ч., для прилагательных – в форме Им. п. ед. ч. м. р., для глаголов – в форме инфинитива).
(1) Совершаемый в зависимости от обстоятельств, не добровольный (11 букв)
(2) Докучать, ныть (глагол несов. в. II спр.)
(3) в роли сказ.: необходимо, требуется, надо (в корне согласный восточнославянского происхождения)
(4) Очень тягомотный и надоедливый человек (разг.– сниж. сущ.)
(5) Бесприставочный возвратный глагол I спряжения с южнославян¬ским сочетанием согласных в корне
(6) Заставлять что-либо сделать
Выберите исходное слово из текста.
ненужный
полезен
привычкам
чредой
счастлив
2. Прочитайте текст и выполните задания.
(1) Осенний парк казался невероятно живописным, (2) через пару дней он весь будет окрашен в багряные и золотые тона, (3) но уже сейчас мы не могли налюбоваться этой красотой, медленно прогуливаясь по усыпанным листьями дорожкам. (4) Осень уже почти одержала победу над уходящим летом. (5) Солнце, пробиваясь сквозь кроны деревьев, бросало причудливые тени на землю. (6) Можно подумать, (7) что мы оказались героями сказки. (8) Я попросил друга подержать мои вещи: (9) сфотографировать бы всю природу вокруг!
3. Один ученик решил выписывать в таблицу сказуемые разных видов из каждого предложения. Но его младший брат решил, что всё сделано неправильно и зачеркнул некоторые слова. В результате исправлений, внесённых братом, получилась такая таблица.
1 казался ?
2 будет ?
3 (не) могли ?
4 одержала ?
5 бросало ?
6 можно ?
7 оказались ?
8 попросил ?
9 сфотографировать (бы) ?
Восстановите правильный вариант там, где это необходимо. Запишите в поле ответа только то слово, которое необходимо добавить.
На основе выполненного задания а) сгруппируйте примеры по виду сказуемого.
4. Прочитайте текст и выполните задания.
А сѣно толко накапало или навьяло, или сыро, или слеглося, или затхлося, ино его в вѣдреной день в солнечной и на вѣтръ выносить ис сѣнницы да просушить и перетрясть, да и опять в сенницу скласть; а в стогу толко слеглося или затхлося, по тому же розослать и перетрясть, и просушить, и опять хорошенько сметать, да толко таково ино продастъ или лошедми кармить, да то изводит кое попортилося, а много – ино продастъ, а кое доброе, ино дале блюсть, и в суше покласть и сѣнницы укрыти.
5. Какой фонетический процесс отражён в написании «ис сѣнницы»?
ассимиляция по звонкости
редукция гласных
ассимиляция по глухости
диссимиляция по мягкости
оглушение согласных на конце
мена звуков
6. Какой фонетический процесс отражён в написании «кармить»?
редукция гласных
ассимиляция по звонкости
ассимиляция по глухости
диссимиляция по мягкости
оглушение согласных на конце
мена звуков
7. Как можно перевести слово «вѣдреной» в рассматриваемом тексте?
дрянной
дождливый
прохладный
погожий
ветреный
влажный
8. Соотнесите слова из текста с вариантами их перевода. Обратите внимание, что среди вариантов перевода есть лишние.Слова из текста Варианты перевода затхлося заплесневело сметать Разложить розослать вяло навьяло затерялось перетрясть перетрясти блюсть запрело сшить блюдце хранить передряга сложить
Выпишите из текста слово, исторически родственное словам «детектив» и «тога». Выписывайте в той же форме, в которой слово употреблено в тексте (без служебных частей речи).
Выпишите из текста слово, употреблённое в значении «использовать, употребить». Выписывайте в той же форме, в которой слово употреблено в тексте (без служебных частей речи).
В тексте встречаем слово Х, которое исторически родственно словам современного русского языка Y и Z. При этом слово Y называет знак препинания, а словом Z может обозначать и человека, и небесное тело.
Выпишите слово Х в той же форме, в которой слово употреблено в тексте.
Запишите слово Y в начальной форме. Запишите слово Z в начальной форме
9. Даны слова с общей финалью: чепец, палец, холодец, конец, боец, перец. Подумайте, в каком(-их) из этих слов всё ещё выделяется суффикс -ец?
чепец
палец
холодец
конец
боец
перец
10. Выберите пару(-ы) слов, где представлены исторически родственные слова (сейчас их связь утрачена)
холодец, холодильник
конец, начало
перец, пряник
боец, борона
чепец, черепица
палец, пальма
11. В каком(-их) слове(-ах) можно встретить такое явление, как полногласие?
чепец
палец
холодец
конец
боец
перец
12. Перед вами кроссворд, который составил учитель, чтобы проверить знания школьников в области фразеологии. Он заметил, что есть много фразеологизмов, в которые входит одно и то же слово, и разделил фразеологизмы на блоки так, чтобы в каждом из блоков 1–3 во всех фразеологизмах внутри блока содержалось общее слово. Он попросил нейросеть проиллюстрировать все фразеологизмы внутри каждого из блоков. Затем он составил кроссворд, содержащий общее слово для каждого из фразеологизмов из блоков 1–3 и по 1 слову из каждого фразеологизма. Пользуясь указаниями ниже, решите кроссворд.
Укажите в кроссворде ОБЩЕЕ слово в начальной форме, которое встречается во всех трех фразеологизмах, представленных на картинках А–В.
Укажите глагол в начальной форме из загаданного на картинке А фразеологизма.
Укажите глагол в начальной форме из загаданного на картинке Б фразеологизма.
Укажите второе существительное в начальной форме из загаданного на картинке В фразеологизма, НЕ СОВПАДАЮЩЕЕ с общим словом, указанным вами в п.1.
Укажите ОБЩЕЕ слово в начальной форме, которое встречается во всех трёх фразеологизмах, представленных на картинках Г–Е.
Укажите глагол в начальной форме из загаданного на картинке Г фразеологизма.
Укажите второе существительное (НЕ СОВПАДАЮЩЕЕ с общим словом, указанным вами в п. 5.) из фразеологизма в той же форме, в которой оно встречается во фразеологизме, загаданном на картинке Д.
Укажите второе существительное в начальной форме из загаданного на картинке E. фразеологизма, НЕ СОВПАДАЮЩЕЕ с общим словом, указанным вами в п. 5.
Укажите ОБЩЕЕ слово в начальной форме, которое встречается во всех трёх фразеологизмах, представленных на картинках Ж–И.
Укажите глагол в начальной форме из загаданного на картинке Ж фразеологизма.
Укажите прилагательное в начальной форме из загаданного на картинке З фразеологизма.
Укажите глагол в начальной форме из загаданного на картинке И фразеологизма.
13. Определите синтаксическую роль выделенного существительного в каждом предложении.Садись, пять. дополнение Лес рук! подлежащее Хоть кол на голове теши! сказуемое А голову ты дома не забыл? определение Мамочки, не переживайте, дети ещё на уроках. обстоятельство Дневник – твоё лицо! выделенное слово не является существительным На контрольной не совещаемся. выделенное слово может быть интерпретировано как разные члены предложения Только один мальчик, отличник, всё выучил. выделенное слово не является членом предложения
Олимпиада ВСОШ по Русскому языку 11 класс для г. Москвы (задания и ответы)
1. Прочитайте текст, выполните задания к нему
И забываю мир – и в сладкой тишине
Я сладко усыплён моим воображеньем,
И пробуждается поэзия во мне:
Душа стесняется лирическим волненьем,
Трепещет и звучит, и ищет, как во сне,
Излиться наконец свободным проявленьем –
И тут ко мне идёт незримый рой гостей,
Знакомцы давние, плоды мечты моей.
А.С. Пушкин «Осень». Отрывок
Одному из выделенных в тексте слов по его историческому корню родственными будут слова 1–6. Запишите эти слова в соответствующие поля в начальной форме, если не указано иного, т. е. для существительных – в форме Им. п. ед. ч., для прилагательных – в форме Им. п. ед. ч. м. р., для глаголов – в форме инфинитива).
(1) Оправданный, обоснованный, объективно существующий (двухкорневое прилагательное)
(2) Дитя (сущ. ср. р., 4 буквы; корневой согласный не такой, как в слове (1))
(3) Соцветие на оси или уже такой плод (сущ. м. р., 7 букв, в историческом корне такой же согласный, как и в слове (2))
(4) Существующий с незапамятных времён, извечный
(5) Таким может быть период, этап, образование, школа
(6) Тот, кто побуждал других что-то сделать или сам это первый сделал (обычно неблаговидное) (сущ. м. р. с суффиксом деятеля, 8 букв)
Выберите исходное слово из текста.
воображеньем
пробуждается
стесняется
излиться
наконец
незримый
знакомцы
плоды
2. Прочитайте текст.
(1) Вечереет. (2) Сегодня раньше, чем вчера. (3) За окном зажигаются фонари, отбрасывая мягкий свет на мокрый асфальт. (4) На улицах суетятся, укрываются от накрапывающего дождя под зонтами. (5) Холодно. (6) Слева и справа – огоньки в домах. (7) Кто-то ждёт. (8) Наверное, готовит вкусный ужин. (9) В кафе играет тихая музыка, создавая атмосферу спокойствия и расслабленности. (10) Хочется зайти домой, согреться, выпить чашку горячего кофе и забыть о суете и проблемах.
Один лингвист решил записывать определённые данные о предложениях из текста.
В результате у него получилось следующее:
комбинация 2Н встретилась 2 раза.
комбинация 1П встретилась 4 раза;
комбинация 2П встретилась 3 раза;
комбинация 1Н встретилась 1 раз;
Расшифруйте, что обозначают 1, 2, Н и П в таблице лингвиста.
Какое предложение получило обозначение 1Н?
Какие предложения получили обозначение 2Н?
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
3. Прочитайте текст и выполните задания.
В домовитомъ обиходѣ коли лучится какое платья кроити себѣ или жене, или дѣтемъ, или людемъ: камчато или тафтяно, или изуфрено, или зенденинное, или сукняное, или сермяжное, или кожи как не краити, или на седло или омѣтюкъ, или сумы, или сапаги, или шуба, или кафтанъ, или терликъ, или однорятка, или какое платно ни буди, – и самъ государь или государыня смотри и смечаетъ остатки, тѣ остатки и обрески ко всему пригожаютца в домовитомъ дѣле: поплатить ветчаново товож портища или к новому прибавить, или какое ни буди починить, а остатокъ или обрезокъ какъ выручить, а въ торгу устанешъ прибираючи в лицо тѣмъ видомъ в три дороги купиш, а иногды и не приберешъ. А коли лучится какое платно кроити молоду человеку, сыну или дщери, или молодой невѣске, лѣтникъ или кортель, или шуба с поволокою – и што ни буди доброе и, кроячи, да загибати, вершка по два и по три на подоле и по краемъ, и по швомъ, и по рукавомъ, и какъ вырастетъ годы два или три или в четыре, и, распоровъ то платно и загнутое отправит, опять платно хорошо станет.
Какой фонетический процесс отражён в написании «сапаги»?
мена звуков
ассимиляция по звонкости
ассимиляция по глухости
диссимиляция по мягкости
упрощение группы согласных
редукция гласных
оглушение согласных на конце
Какой фонетический процесс отражён в написании «невѣске»?
мена звуков
ассимиляция по звонкости
ассимиляция по глухости
диссимиляция по мягкости
упрощение группы согласных
редукция гласных
оглушение согласных на конце
Что обозначают слова «камчато», «тафтяно», «изуфрено», «зенденинное», «сукняное», «сермяжно»?
Виды верхней одежды
Типы ситуаций, в которых используется та или иная одежда
Способы выкройки
Виды ткани, материала
Какому слову исторически родственно слово «платно»?
полотно
(царские) палаты
план
планка
Соотнесите слова из текста с вариантами их перевода. Обратите внимание, что среди вариантов перевода есть лишние.Слова из текста Варианты перевода краити зашить поплатить речные порты пригожаютца придется лучится внести необходимую сумму денег дщери разрезать ткань на куски определённой формы для изготовления одежды портища светится подоле одежды двери украсть пригождаются нижней части одежды очень большие брюки дочери
Каким современным наречием можно предельно точно перевести выражение «в три дороги» в рассматриваемом тексте?
В тексте встречаем слово Х, которое исторически родственно словам современного русского языка Y и Z. При этом слово Y называет мясной продукт, а слово Z – собирательное существительное, называющее разные тряпки и лоскуты ткани.
Выпишите слово Х в той же форме, в которой слово употреблено в тексте.
Запишите слово Y в начальной форме.
Запишите слово Z в начальной форме.
4. Эпонимом в лингвистике называют любое имя собственное, ставшее нарицательным. Примеров подобных случаев достаточно много, можно, например, вспомнить физические единицы измерения: ампер, цельсий, паскаль, джоуль, ньютон и т. д. Но если в физике ещё достаточно легко догадаться, в честь кого названо понятие, то в общеупотребительной лексике это сложнее. Давайте рассмотрим несколько случаев.
Слово A обозначает разновидность одежды, которая была названа так в честь великого русского писателя, хотя на первый взгляд может показаться, что название связано с плотностью ткани.
Слово B, знакомое всем и входящее в семантическую группу из 12 элементов, происходит от имени древнеримского правителя. Кстати, с этим деятелем связано и слово C, которым у нас называли главу государства.
Слово D – погребальная постройка, которая была названа по аналогии с роскошной гробницей карийского царя со схожим именем.
Для многих будет очевидно, что слово E, обозначающее определенный салат, пришло в русский язык из французского, однако не все знают, что оно являлось фамилией шеф-повара, придумавшего изначальный рецепт данного блюда.
Наконец, всем известное слово F возникло из-за французского министра, с образа которого впервые и был срисован теневой профиль, обозначаемый данным словом.
5. Перед вами кроссворд, который составил учитель, чтобы проверить знания школьников в области фразеологии. Он заметил, что есть много фразеологизмов, пословиц и устойчивых выражений, в которые входит одно и то же слово, и разделил фразеологизмы на блоки так, чтобы в каждом из блоков 1–3 во всех фразеологизмах внутри блока содержалось общее слово. Он попросил нейросеть проиллюстрировать все фразеологизмы внутри каждого из блоков. Затем он составил кроссворд, содержащий общее слово для каждого из блоков 1–3 и по 1 слову из каждого фразеологизма.
Пользуясь указаниями ниже, решите кроссворд.
Укажите в кроссворде ОБЩЕЕ слово в начальной форме, которое встречается во всех трех фразеологизмах, представленных на картинках А–В.
Укажите второе существительное в начальной форме из загаданного на кар¬тинке А фразеологизма, НЕ СОВПАДАЮЩЕЕ с общим словом, указанным вами в п.1.
Укажите второе существительное в начальной форме из загаданного на кар¬тинке Б фразеологизма, НЕ СОВПАДАЮЩЕЕ с общим словом, указанным вами в п.1.
Укажите второе существительное в начальной форме из загаданного на кар¬тинке В фразеологизма, НЕ СОВПАДАЮЩЕЕ с общим словом, указанным вами в п.1.
Укажите ОБЩЕЕ слово в начальной форме, которое встречается во всех трёх фразеологизмах, представленных на картинках Г–Е.
Укажите глагол в начальной форме из загаданного на картинке Г фразеологизма.
Укажите второе существительное (НЕ СОВПАДАЮЩЕЕ с общим словом, указанным вами в п. 5.) из фразеологизма, загаданного на картинке Д и имеющего значение «негативные эмоции, тоска».
Укажите второе существительное в начальной форме из загаданного на кар¬тинке E фразеологизма, используемого в ситуации, когда говорят о возмездии, НЕ СОВПАДАЮЩЕЕ с общим словом, указанным вами в п. 5.
Укажите ОБЩЕЕ слово в начальной форме, которое встречается во всех трёх фразеологизмах, представленных на картинках Ж-И.
Укажите второе существительное в начальной форме из загаданного на картинке E фразеологизма, используемого в ситуации, когда говорят о возмездии, НЕ СОВПАДАЮЩЕЕ с общим словом, указанным вами в п. 9.
Укажите глагол в начальной форме из загаданного на картинке З фразеоло¬гизма.
Укажите глагол в начальной форме из загаданного на картинке И фразеоло¬гизма.
6. В русском языке есть так называемое местоимение (местоименное наречие) неизвестности как-то, которое имеет несколько значений.
Ниже даны предложения, разделите их на три равные группы в зависимости от значения как-то.
1. В восторге от этого ребята решили как-то отметить знаменательное событие. [И. Вольский. Пропасть им. Пантюхина: будет ли новый мировой рекорд? (1994)]
2. Александра Войтинского, владельца звукостудии в Москве, познакомили как-то с девушкой. [«Рекламный мир» (2000)]
3. Проштрафившейся сотруднице таможни нужно было как-то отличиться. [«Совершенно секретно» (2003)]
4. Видимо, Ольга как-то упустила момент её прихода и не понимала, что делается вокруг. [В. Белоусова. Второй выстрел (2000)]
5. В тот день возникло много неотложных дел, было как-то не до Шумахера. [«Известия» (2002)]
6. Вышла замуж. Детей родила как-то между делом. Сбросила заботу о них на «бабу Лаю». [И. Грекова. Перелом (1987)]
7. Ехал как-то вечером гражданин Ф. по улице Робеспьера на своём «жигулёнке» шестой модели. [«Криминальная хроника» (2003)]
8. …мы как-то перестали интересоваться жизнью друг друга. [В. Белоусова. Второй выстрел (2000)]
9. Надо как-то подготовиться, надо как-то понять, шутка ли, Новый Век!» [Евгений Гришковец. ОдноврЕмЕнно (2004)]
7. Какие обстоятельственные значения имеет как-то в выделенных группах? Выберите все подходящие значения из списка.
образа действия
способ действия
причина
следствие
время
условие
мера и степень
8. Среди данных имён существительных укажите те слова, которые можно метафорически (метонимически) применить к человеку.
зануда
обжора
проныра
подлиза
крошка
змея
растяпа
голова
шляпа
9. Традиционно у глагола выделяется два типа основы: основа инфинитива (основа прошедшего времени) и основа настоящего (будущего) времени. Укажите глаголы, у которых основа инфинитива отличается от основы прошедшего времени.
вести
искупаться
класть
пообедать
заставить
зябнуть
10. В таблице приведены данные о частотности в НКРЯ некоторых слов, которые начинаются цепочками букв из первого столбца таблицы, а заканчиваются цепочками букв, зашифрованными буквами A, Б, В и Г.А Б В Г при- 1637 3 4 7 вз- 951 0 0 414 по- 295 158 7066 1 между- 2 255 1 5 пред- 1 0 0 843 лево- 0 0 233 0
Определите цепочки букв A, Б, В и Г. Запишите в ответе только эти цепочки в том виде, в котором они встречаются в начальной форме слова.
Официальные задания, ответы Школьного этапа ВСОШ по Русскому языку для 4, 5-6, 7-8, 9-10, 11 класс, проходящая 17, 18, 19 сентября 2025 в г. Москва. Работу пишут на официальном сайте МЭШ – school.mos.ru