17-19.09.2025 ВСОШ Школьный этап Русский язык 4 класс в Москве ответы, задания

17-19.09.2025 ВСОШ Школьный этап Русский язык 4 класс в Москве ответы, заданияПоделиться:

Ответы ВСОШ по Русскому языку 4 класс для г. Москвы

1. Прочитайте текст и выполните задание к нему.

Октябрь уж наступил – уж роща отряхает
Последние листы с нагих своих ветвей;
Дохнул осенний хлад – дорога промерзает.
Журча ещё бежит за мельницу ручей,
Но пруд уже застыл; сосед мой поспешает
В отъезжие поля с охотою своей,
И страждут озими от бешеной забавы,
И будит лай собак уснувшие дубравы.
А. С. Пушкин «Осень». Отрывок

Дан список слов, каждое из которых является исторически однокоренным к одному из выделенных в тексте слов. Соотнесите каждое выделенное слово в тексте с его исторически однокоренным словом из списка.
усыпальница
простуда
холодильник
природа
воздухоплавание
степень

Ответы:
наступил — степень
роща — природа
дохнул — воздухоплавание
хлад — холодильник
застыл — простуда
уснувшие — усыпальница

2. Прочитайте текст и выполните задание.
Женщины спешат по мокрому тротуару. Их лёгкие пальто уже совсем промокли. Листья, которые срывают с деревьев порывы ветра, кружатся в воздухе осенним вихрем. Природа постепенно засыпает. И только воспомина¬ния об ушедших летних днях всё ещё яркие, словно цветные картинки в альбоме. Каждый из прохожих мечтает о горячем чае и торопится скрыться от этой промозглой погоды. Здания очень мрачные в такой дождливый день. Небо затянуто свинцовыми тучами, и солнца не видно даже в просветах.

Один ученик решил выписывать из текста в таблицу грамматические основы предложений, но только такие, в которых оба главных члена предложения стоят в форме множественного числа. В результате у него получилась такая таблица.
Подлежащее
женщины
листья
воспоминания
здания
Сказуемое
спешат
срывают
яркие
мрачные

1. Найдите ошибку в графе «Сказуемое» таблицы, исправьте её и напишите верное слово

2. Заполните пропуски (1) и (2) грамматической основой из 2-го предложения (выделено в тексте).

3. Представьте, что существует агентство, которое рекламирует части речи. Прочитайте текст одной такой рекламы и выполните задания.
Вы стесняетесь своих названий, имён, должностей? Не переживайте: анонимность – наш конёк! Мы сумеем рассказать о Вашем количестве, лице, роде и падеже, не называя Вас по имени. Мы можем говорить о Вас весь день, не повторяясь, и уважительно отнестись к Вашей персоне, а к Вашим соперникам – не очень. Используйте нас чаще, Ваши _

Название какой части речи пропущено в конце текста?
существительные
прилагательные
местоимения
числительные
глаголы
наречия

В тексте употреблено существительное Х, в котором исторически выделяется корень греческого происхождения со значением «имя». Этот же корень мы встречаем в целом ряде лингвистических терминов

Какое слово является словом Х?
используйте
стесняетесь
названий
имён
должностей
переживайте
анонимность
конёк
количестве
падеже
повторяясь
уважительно
персоне
соперникам

4. Соотнесите термины, содержащие искомый корень, с их значениями.

ТерминыЗначения
СинонимыСлова одной части речи, противоположные по лексическому значению
ЗоонимыСлова, которые одинаково пишутся и произносятся, но имеют совершенно разные лексические значения
ТопонимыСлова одной части речи, близкие по лексическому значению
АнтонимыИмя собственное для любого места на планете
ОмонимыКлички животных

Какое слово из текста исторически родственно порядковому числительному (это такие числительные, которые называют порядок предметов при счёте: первый, пятый, десятый…)?
используйте
стесняетесь
названий
имён
должностей
переживайте
анонимность
конёк
количестве
падеже
повторяясь
уважительно
персоне
соперникам

5. Давайте вспомним с вами замечательный мультсериал «Приключения Лунтика и его друзей». Там много действующих лиц.
Найдите среди перечисленных персонажей мультфильма такие имена, которые образованы при помощи суффикса от существующих в русском языке слов.
Лунтик
Генерал Шер
Шнюк
Пчелёнок
Вупсень
Баба Капа

Запишите в начальной форме слова, от которых они образованы.

6.Перед вами кроссворд, который составил учитель, чтобы проверить знания школьников в области фразеологии. Он заметил, что есть много фразеологизмов, в которые входит одно и то же слово, и разделил фразеологизмы на блоки так, чтобы в каждом из блоков 1–4 во всех фразеологизмах внутри блока содержалось общее слово. Он попросил нейросеть проиллюстрировать фразеологизмы внутри каждого из блоков. Затем он составил кроссворд, содержащий общее слово для каждого из фразеологизмов из блоков 1–4. Впишите в кроссворд общее слово из каждого блока, следуя указаниям ниже.

17-19.09.2025 ВСОШ Школьный этап Русский язык 4 класс в Москве ответы, задания

1. Укажите в кроссворде общее слово (существительное в начальной форме) во всех фразеологизмах, проиллюстрированных на картинках А–В.

17-19.09.2025 ВСОШ Школьный этап Русский язык 4 класс в Москве ответы, задания

2. Укажите в кроссворде общее слово (существительное в начальной форме) во всех фразеологизмах, проиллюстрированных на картинках Г–Е.

17-19.09.2025 ВСОШ Школьный этап Русский язык 4 класс в Москве ответы, задания

3. Укажите в кроссворде общее слово (прилагательное в начальной форме) во всех фразеологизмах, проиллюстрированных на картинках Ж–И

17-19.09.2025 ВСОШ Школьный этап Русский язык 4 класс в Москве ответы, задания

4. Укажите в кроссворде общее слово (прилагательное в начальной форме) во всех фразеологизмах, проиллюстрированных на картинках К–М

17-19.09.2025 ВСОШ Школьный этап Русский язык 4 класс в Москве ответы, задания

7. В русском языке есть прилагательные, обозначающие некоторый признак, который условно можно расположить на шкале «больше – меньше». Какое грамматическое свойство следует из значения таких прилагательных?
Возможность обозначать принадлежность какому-то лицу.
Наличие краткой формы.
Возможность образовывать существительные, называющие качества, например «смелость, злость».
Наличие степеней сравнения.

8. При этом шкала «больше – меньше» может быть разной. Существует «норма» – это среднее значение признака, а есть «полюса»: шкала идёт от нормы в обе стороны – большого полюса и малого полюса в зависимости от значения слов, которые выражают степень признака. Соотнесите каждый тип шкалы с двумя примерами-иллюстрациями.

предельная шкала непредельная шкала нормативная шкалаБольшой слон, большой заяц
Совершенно безлюдное место
Мы ехали довольно быстро
Сиденье было достаточно удобное.
Высокий человек, высокое дерево
Решение было абсолютно неправильным.

9. На уроке ребята играли со словами, объясняя их значение. Слов много – и лексическое значение у каждого своё. Учитель предложил разложить карточки со словами только в четыре кучки. Он сказал, что значение предмета у имени существительного очень широкое и в каждой кучке должно оказаться по три слова, которые, учитывая их общее значение, будут похожи.
В кучке 4 окажутся слова с общим значением «качества, свойства, действия и состояния».
В кучке 1 окажутся слова с общим значением «конкретные предметы окружаю­щей действительности».
В кучке 2 окажутся слова с общим значением «живые существа».
В кучке 3 окажутся слова с общим значением «факты, события и явления».

10. Помогите ученикам выполнить задание. Распределите следующие слова на группы.

озероутросмелостьайсберг
птицаканикулыдобротаякорь
медведьоблачностьчеловеккрасота
17-19.09.2025 ВСОШ Школьный этап Русский язык 4 класс в Москве ответы, задания

11. Даны значения одного из слов. Соотнесите значения и примеры.

Согласный звук, произносимый с приближением средней части языка к твёрдому нёбу (в лингвистике).мягкая вода
Такой, который при давлении или обработке легко меняет форму.мягкие волосы
Хорошо смывающий мыло.мягкий свет
Тонкий, шелковистый.мягкая игрушка
Свежий, не чёрствый (разг.).мягкий хлеб
Переносное значение. Тихий, приглушенный.мягкий характер
Переносное значение. Кроткий, уступчивый, снисходительный.мягкий климат
Переносное значение. Умеренно-тёплый, без резких изменений.мягкий согласный

12. Антонимы – это слова, которые обладают противоположным значением. Ниже для трёх пар прилагательных, являющиеся в своём основном значении антонимами, указаны существительные, с которыми эти прилагательные сочетаются особенно часто. Существительные приводятся в начальной форме. Запишите все прилагательные в начальной форме.

13. Как известно, одна и та же буква может обозначать разные звуки. Школьник Вася заинтересовался данным вопросом и начал отмечать все подобные случаи. Так, он взял для анализа одной из стихотворений К. Д. Бальмонта
Приди на рассвете на склон косогора, –
Над зябкой рекою дымится прохлада,
Чернеет громада застывшего бора,
И сердцу так больно, и сердце не радо.
Недвижный камыш. Не трепещет осока.
Глубокая тишь. Безглагольность покоя.
Луга убегают далёко-далёко. Во всем утомленье – глухое, немое.

14. Вася решил посчитать, сколько раз в этом отрывке встречается звук [д]. Какой ответ у него получился? Запишите получившееся число в поле для ответа.


Официальные задания, ответы Школьного этапа ВСОШ по Русскому языку для 4 класс, проходящая 17, 18, 19 сентября 2025 в г. Москва. Работу пишут на официальном сайте МЭШ – school.mos.ru