17-19.09.2025 ВСОШ Школьный этап Русский язык 5-6 класс в Москве ответы, задания

17-19.09.2025 ВСОШ Школьный этап Русский язык 5-6 класс в Москве ответы, заданияПоделиться:

Ответы ВСОШ по Русскому языку 5-6 класс для г. Москвы

1. Прочитайте текст и выполните задание к нему.

Унылая пора! очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдалённые седой зимы угрозы.
А. С. Пушкин «Осень». Отрывок

2. Дан список из девяти слов, шесть из которых являются исторически однокоренными к одному из выделенных в тексте слов. Соотнесите каждое выделенное слово в тексте с его исторически однокоренным словом из списка.
переполох
желтизна
воскресение
крушение
пухлый
окрылённый
сокровище
отдушина
ростовщик

3. Прочитайте текст.
Осенний лес был удивительно красивый. Золотые листья шуршали под ногами. Яркое солнце пробивалось сквозь высокие деревья. Прохладный ветер нёс лёгкие потоки свежего воздуха. Маленькая речка тихо журчала, убегая вдаль. Пушистые облака медленно плыли по голубому небу. Безмятежная тишина царила вокруг. Эти невероятные моменты покоя прерывали своими голосами только редкие птицы. В такие минуты вспоминаешь, как природная красота вдохновляет человека.

4. Один лингвист решил выписывать в таблицу из текста словосочетания, где главное слово является существительным, а зависимое – прилагательным и они оба стоят в именительном падеже. В результате у него получилась такая таблица.

НомерГлавное словоЗависимое слово
1лескрасивый
2листьязолотые
3солнцеяркое
4ветерпрохладный
5потокилёгкие
6речкамаленькая
7облакапушистые
8тишинабезмятежная
9красотаприродная

1. Найдите ошибки в таблице, укажите номера лишних строк
2. Заполните пропуски (1) и (2) подходящим словосочетанием из ТОГО ЖЕ текста.

5. Прочитайте текст и выполните задания.
Сменил прописку лист кленовый, Слетев лениво на газон, И снова осень, снова в школу, И начинается сезон. Сезон сериала жизни новый, Но повторится всё, как встарь: Сентябрь, звонки, задачи, баллы И чей-то старенький букварь

Сколько слогов в данном тексте произносится в словоформе «сериала»?
2 слога
3 слога
4 слога
5 слогов

Сколько слогов в данном тексте произносится в словоформе «сентябрь»?
2 слога
3 слога
4 слога
5 слогов

Какое слово из текста исторически родственно числительному «семь»?
сменил
лист
слетев
осень
снова
сезон
сериала
сентябрь
старенький

Ознакомьтесь со статьёй из этимологического словаря Н. М. Шанского.
Сезо́н. Заимств. в XIX в. из франц. яз., где saison восходит к лат. satio, sationis «сев, время сева», суф. производному от satare «сеять». См. однокорневое сеять.

Первоначально слово «сезон» означало только одно время года. Какое?
зима
весна
лето
осень

Какое из слов исторически родственно названию одной из букв кириллицы?
лист
лениво
осень
школа
встарь
звонки
баллы
букварь

Какое из слов второго четверостишия в начальной форме имеет омофон? Омофоны – это слова, которые звучат одинаково, но пишутся по-разному и имеют разное значение.
лист
лениво
осень
школа
встарь
звонки
баллы
букварь

Какое из слов исторически родственно слову «конец»?
сменил
кленовый
лениво
школу
начинается
жизни
повторится
задачи

6. Рассмотрите слова старуха, засуха, Петруха, голодуха, медовуха, бытовуха, братуха. Подумайте, как они были образованы
Выберите слово, которое образовано отличным от других способом.
старуха
засуха
петруха
голодуха
медовуха
бытовуха
братуха

7. Все слова, кроме выбранного вами в задании а), образованы с помощью одного и того же элемента, но в разном значении. Выберите те слова, у которых в словарях будет помета прост. (просторечное) или разг.(разговорное).
старуха
засуха
петруха
голодуха
медовуха
бытовуха
братуха

8. Перед вами кроссворд, который составил учитель, чтобы проверить знания школьников в области фразеологии. Он заметил, что есть много фразеологизмов, в которые входит одно и то же слово, и разделил фразеологизмы на блоки так, чтобы в каждом из блоков 1–4 во всех фразеологизмах внутри блока содержалось общее слово. Он попросил нейросеть проиллюстрировать фразеологизмы внутри каждого из блоков. Затем он составил кроссворд, содержащий общее слово для каждого из фразеологизмов из блоков 1–4. Впишите в кроссворд общее слово из каждого блока, следуя указаниям ниже.

17-19.09.2025 ВСОШ Школьный этап Русский язык 5-6 класс в Москве ответы, задания

Укажите в кроссворде общее слово (существительное в начальной форме) во всех фразеологизмах, проиллюстрированных на картинках А–В.

17-19.09.2025 ВСОШ Школьный этап Русский язык 5-6 класс в Москве ответы, задания

Укажите в кроссворде общее слово (прилагательное в начальной форме) во всех фразеологизмах, проиллюстрированных на картинках Г–Е.

17-19.09.2025 ВСОШ Школьный этап Русский язык 5-6 класс в Москве ответы, задания

Укажите в кроссворде общее слово (существительное в начальной форме) во всех фразеологизмах, проиллюстрированных на картинках Ж–И.

17-19.09.2025 ВСОШ Школьный этап Русский язык 5-6 класс в Москве ответы, задания

Укажите в кроссворде общее слово (существительное в начальной форме) во всех фразеологизмах, проиллюстрированных на картинках К–М.

17-19.09.2025 ВСОШ Школьный этап Русский язык 5-6 класс в Москве ответы, задания

9. В одном из вхождений в Национальном корпусе русского языка встречаем:
Может, пятижды, если первая в очереди, да год високосный. [Герман Садулаев. Таблетка (2008)]
Укажите основу, от которой образовано выделенное слово.
Какой словообразовательный элемент был добавлен к основе?
Запишите наречие Х, образованное по той же модели и с наименьшим числовым значением.
В отличие от всех остальных подобных наречий, Х может иметь ещё одно значение. Назовите это значение с помощью наречия:
много раз
далеко
когда-то
невзначай

10. Даны следующие слова:
1) внимание
2) выборы
3) тепло
4) добро
5) каникулы
6) горе
7) будни
8) сумерки

Эти имена существительные очень легко разделить на две равные группы по одному из грамматических признаков этой части речи. Но вот у слов одной из групп есть удивительное свойство: они, сочетаясь со словами А (5 букв) и Б (4 буквы), выражают то, что обозначают слова другой группы. Слова А и Б являются антонимами.
1) Разделите слова на группы. Первой будет группа, в которую войдёт слово (1).
2) Укажите слова А и Б.

11. Нейросеть составила «языковой портрет» слова «звезда», но допустила несколько ошибок. Укажите ошибочные суждения (возможно, частично неточные).
Устойчивые сочетания со словом «звезда» и их значения: звёзд с неба не хватает (человек средних способностей); звезда первой величины (планеты, большие и яркие звёзды на небе); родиться под счастливой звездой (быть удачливым); хватать звёзды с неба (быть успешным); звёздная болезнь (о самомнении, высокой самооценке знаменитостей, обычно в спорте и на эстраде; разг., шутл.); верить в свою звезду (перен.: в своё назначение, в свою судьбу); звёздный час (момент высшего подъёма, напряжения и испытания сил).
Звезда – небесное тело, по своей природе сходное с Солнцем, вследствие огромной отдалённости видимое с Земли как светящаяся точка на ночном небе.
Звезда – (перен., разговорное) светлое пятно на лбу животного.
Звезда – (устаревшее) геометрическая фигура с остроконечными высту­пами, равномерно расположенными по окружности.
Звезда – воинский значок такой формы, носимый на форменном головном уборе.
Звезда – имя существительное, ж. р., 3 скл.
Однокоренные слова: звёздочка, звёздный, созвездие, звездолёт, звездочёт, звездопад, звездоносец, звездануть, звёзды, зазвездиться.

12. Антонимы – это слова, которые обладают противоположным значением. Ниже для трёх пар прилагательных, являющиеся в своем основном значении антонимами, указаны существительные, с которыми эти прилагательные сочетаются особенно часто. Существительные приводятся в начальной форме. Запишите все прилагательные в начальной форме.

Пара 1А: чай, спор, след
Б: пот, оружие, взгляд
Пара 2А: здоровье, надежда, звено
Б: впечатление, удар, мороз
Пара 3А: положение, время, болезнь
Б: ветерок, походка, движение

13. Как известно, в потоке речи звуки взаимодействуют и влияют друг на друга. Ниже даны словосочетания 1–3. В каждом примере (словосочетании) определите одинаковые звуки для каждого из слов. Запишите найденный звук в поле для ответа без употребления знака транскрипции.
1) огромный вокзал
2) отбить доску
3) дымок из труб


Официальные задания, ответы Школьного этапа ВСОШ по Русскому языку для 5-6 класс, проходящая 17, 18, 19 сентября 2025 в г. Москва. Работу пишут на официальном сайте МЭШ – school.mos.ru