Задания школьного этапа «ВСОШ» Химия 7-8 класс
Задание 1. Чебурашка и Крокодил Гена играли в химические загадки. Чебурашка думал, думал и наконец придумал целых три:
- Тёмно‑бурая летучая жидкость с резким неприятным запахом.
- Лёгкий газ, взрывающийся в смеси с кислородом.
- Лучший друг девушек, художников и любителей шашлыков.
Гена смог понять, что речь в загадках идёт о простых веществах, причём первая загадка имеет отношение к галогенам, а вещество из второй загадки при реакции с кислородом образует воду.
Чебурашка дал ему подсказку – первые буквы в русских названиях элементов, образующих простые вещества из загадок: Б – в первой, В – во второй, У – в третьей.
Помогите Крокодилу Гене, записав символы химических элементов, простые вещества которых фигурируют в этих загадках.
1.
Задание 2. 2.
Задание 3. 3.
Задание 4. Основу химических соединений составляют атомы химических элементов, которых на сегодняшний день известно 118. В небольшом кроссворде загаданы 6 русских названий химических элементов‑неметаллов, которые иногда можно встретить в составе органических соединений.
Решите кроссворд, записывая каждое слово в отдельную ячейку.
По вертикали:
2. В порции воздуха, содержащей 100 молекул, можно найти около 21 молекулы, составленной из атомов этого химического элемента.
Задание 5. 4. В той же порции воздуха можно найти около 78 молекул, составленных из атомов этого химического элемента.
Задание 6. 6. Образует крайне реакционноспособное газообразное простое вещество. При комнатной температуре в нём сгорают уголь, сера, стальная вата и даже вода!
Задание 7.
По горизонтали:
1. Русское название этого элемента состоит из трёх букв. Тем же словом в народе называют сосновый или еловый лес, произрастающий на сухой почве.
Задание 8. 3. Элемент, столь давно известный, что до сих пор не удаётся точно установить происхождение его названия. В период арабской алхимии его простое вещество жёлтого цвета считалось «отцом» всех металлов, созревающим в земле. Чем дольше происходило созревание, тем более «благородным» получался металл.
Задание 9. 5. Благодаря своей способности светиться в темноте при окислении на воздухе элемент и его простое вещество получили название от греческих слов «свет» и «несу». Примечательно, что этот элемент образует несколько простых веществ, из которых в темноте светится только белое простое вещество.
Задание 10. Геометрическая прогрессия – последовательность чисел (членов прогрессии) a1, a2, a3, …, в которой первый член отличен от нуля, а каждый из последующих получается из предыдущего члена умножением его на ненулевое фиксированное число q (знаменатель прогрессии). Таким образом, ai = ai−1 ⋅ q. Молярные массы газов X1 – X5, округлённые до целых чисел, образуют геометрическую прогрессию M1, M2, 8, 16, M3, M4, M5. Об этих газах известно следующее:
- X1 – самый лёгкий из существующих газов;
- X2 – благородный газ;
- X3 – один из основных компонентов воздуха;
- X4 – бесцветный газ с едким запахом горящей спички;
- X5 при сильном нагревании разлагается с образованием фиолетовых паров простого вещества и газа X1.
Чему равен знаменатель упомянутой прогрессии?
Задание 11. Запишите формулы газов X1 – X5.
X1
Задание 12. X2
Задание 13. X3
Задание 14. X4
Задание 15. X5
Задание 16. Сочиняя очередную задачку про химические и физические явления, автор хотел вставить сюда много красивых картинок. Однако для его списка явлений таких изображений в интернете не нашлось. Тогда он решил воспользоваться одной из нашумевших нейросетей для генерации красивых картинок. Взглянув на изображения, автор с сожалением понял, что компьютеру ещё очень далеко до возможностей человеческого разума, но всё же получилось забавно.
Какие изображённые нейросетью явления относятся к химическим, а какие – к физическим?
Метано‑этановый дождь на Титане
Задание 17. Взрыв сверхновой – финал жизненного цикла звезды
Задание 18. Растворение железного гвоздя в соляной кислоте
Задание 19. Прокисание молока
Задание 20. Разогревание пищи в микроволновке
Задание 21. Взрыв гремучего газа – смеси водорода и кислорода 2:1
Задание 22. В основе работы криогенных установок разделения воздуха лежит метод низкотемпературной перегонки, базирующийся на разности температур кипения компонентов воздуха. Жидкий воздух подвергли низкотемпературной перегонке, при этом один из компонентов воздуха остался в жидкой фазе, а другой компонент перешёл в паровую фазу. Считайте, что жидкий воздух представляет собой смесь азота (Tкип = −196 °C) и кислорода (Tкип = −183 °C). Молекулы азота и кислорода можно представить как соприкасающиеся шарики (атомы), межатомное расстояние между центрами шариков (ядер атомов) равно 0,121 нм для O2 и 0,109 нм для N2.
Примечание: 1 нм = 10−9 м.
Каким из компонентов воздуха при перегонке обогащается газовая фаза?
кислородом
азотом
Задание 23. Определите межатомное расстояние в молекуле оксида азота (II). Ответ выразите в нанометрах, округлите до тысячных.
Задание 24. При длительном пропускании сероводорода H2S через ацетон C3H6O образуется маслообразное вещество без запаха – тритиоацетон. При нагревании 1 моль этого вещества в качестве единственного продукта разложения можно получить до 3 моль тиоацетона. В попытке очистить тритиоацетон при помощи перегонки с водяным паром немецкими химиками Э. Бауманном и Э. Фроммом был получен тиоацетон, который тут же оказался разнесён лабораторной вытяжкой по всему Фрайбургу в микроскопических количествах. Однако и этого было достаточно, для того чтобы вызвать срочную эвакуацию среди населения, поскольку тиоацетон по праву обладает самым отвратительным запахом среди существующих веществ. Запах тиоацетона настолько неприятен, что вызывает рвоту и потерю сознания.
Определите массовую долю серы в тиоацетоне. Ответ выразите в процентах, округлите до целых.
Задание 25. Сколько тиоацетона можно получить из 100 граммов тритиоацетона? Ответ выразите в граммах, округлите до целых.
Задание 26. Установите соответствие между символами элементов и телами и веществами, в которых эти элементы содержатся.
– воздух, аммиак, азид лития
– рыцарский меч, танк, чугун
– уголь, метан, бриллиант
– пирит, сероводород, сульфид углерода (IV)
– вода, земная кора, человек
– негашёная известь, гашёная известь, флюорит
Задание 27. При взаимодействии азотной кислоты (HNO3) различной концентрации с разными восстановителями могут образовываться различные продукты. Среди продуктов восстановления в основном можно выделить 6 веществ X1 – X6. Об этих веществах известно следующее:
- X1 – газообразное простое вещество, главный компонент воздуха;
- X2 – соль аммония белого цвета, при нагревании разлагается с образованием X3 и воды;
- X3 – его часто называют веселящим газом;
- X4 – самое лёгкое газообразное простое вещество;
- X5 – бесцветный газ, мгновенно буреющий на воздухе с образованием X6;
- X6 – при смешивании с X5 при охлаждении образуется тёмно‑синяя жидкость.
Вещество X2 образуется при взаимодействии аммиака с разбавленной азотной кислотой. Молярные массы веществ X1 – X6 соответствуют ряду
M(X4) < M(X1) < M(X5) < M(X3) < M(X6) < M(X2).
Также известно, что X3, X5, X6 – оксиды азота. Все вещества содержат не более трёх элементов в своём составе.
Определите формулы веществ X1 – X6.
X1
X2
X3
X4
X5
X6
NO2
N2O
NH4NO3
H2
N2
NO
Задание 28. Для приготовления волшебного уксуса алхимик Хоттабыч решил воспользоваться своими практическими лабораторными навыками. Сначала он приготовил бродильный раствор объёмом 2 литра. Для этого он смешал 0,8 кг сока мандрагоры, 1,27 л воды, добавил 0,1 кг сахара и оставил бродить.
Определите плотность свежеприготовленного бродильного раствора. Ответ выразите в г/мл, округлите до тысячных.
Задание 29. Для выделения уксуса из забродившего раствора Хоттабыч произвёл отгонку уксуса из бродильного раствора. Свежеперегнанный уксус он разбавил водой, получив 2,5 литра 9 % (массовая доля) волшебного водного раствора уксусной кислоты плотностью 1,011 г/мл.
Содержание вещества в водном растворе иногда выражают с помощью объёмной, а не массовой доли. Объёмная доля вычисляется по формуле:
φ(уксусной кислоты)=V(чистой уксусной кислоты)/V(раствора)
Определите объёмную долю уксусной кислоты в волшебном уксусе объёмом 2,5 л, который приготовил Хоттабыч. Плотность чистой уксусной кислоты равна 1,05 г/мл. Ответ выразите в процентах, округлите до сотых
Задание 30. Рисунок, образованный некоторым набором химических элементов Э1 – Э7, представляет собой символ химического элемента X. Как получить этот рисунок? Для этого нужно взять короткопериодную периодическую систему (ПС) химических элементов Д.И. Менделеева, найти в ней упомянутые элементы и при помощи карандаша определённым образом соединить ячейки элементов между собой. Пример такого рисунка можно увидеть на изображении.
Запишите русское название элемента, символ которого изображен в примере.
Задание 31. Для элементов из набора Э1 – Э7 известно:
- Среди элементов Э1 – Э7 всего 3 металла.
- Элементы Э2, Э7, Э5 находятся в третьем периоде ПС.
- Элементы Э1 – Э3 находятся в III группе ПС, а элементы Э4 – Э6 в V группе ПС.
- Элементы Э1 – Э3 находятся в соседних клетках ПС, как и элементы Э4 – Э6.
Запишите символ химического элемента X.
Задание 32. Переходный металл A образует оксид AO3 и сульфид AS3. Навески одинаковой массы этих соединений содержат разное количество металла, причём в одном соединении в 1,333 раза больше металла по массе, чем в другом.
Запишите символ элемента A.
Задание 33. Сосед по подгруппе элемента A – хром – образует простое вещество, которое растворяется в соляной кислоте с образованием голубого раствора. Если через полученный раствор пропустить большое количество кислорода, то голубой цвет сменяется интенсивным зелёным. При упаривании этого раствора в осадок выпадают зелёные кристаллы вещества состава CrCl3 ⋅ 6H2O. При нагревании этого кристаллогидрата не получается выделить желаемый хлорид хрома (III) CrCl3, но происходит образование тёмно‑зелёного оксида B, газа C и воды.
Запишите формулу B.
Задание 34. Запишите формулу C.
Задание 35. Запишите символ элемента D, который также является соседом по подгруппе элемента A и хрома и обладает схожими с ними химическими свойствами.
Задание 36. Моль – количество структурных элементов в системе, равное числу Авогадро (6,02 ⋅ 1023 моль-1). Мы с вами привыкли использовать моль для обозначения количества вещества: числа штук атомов, молекул, ионов и т.п. Вы уже могли познакомиться с молярными величинами. Например, молярная масса молекулы кислорода равна 32 г/моль. Это значит, что 32 г кислорода содержит ровно 1 моль вещества, то есть 6,02 ⋅ 1023 молекул O2.
Сколько атомов углерода содержится в бриллианте массой в один карат (0,2 г)?
Результат X и показатель степени Y округлите до целого числа.
X • 10Y
В примере количество количество молекул О2 равно 6,02 ⋅ 1023, тогда X = 6, Y = 23.
X –
Y –
Задание 37. Чему равен молярный объём жидкой воды? Ответ выразите в миллилитрах, округлите до целых
Задание 38. Известно, что при нормальных условиях (0 °C, 1 атм) 1 моль любого идеального газа занимает объём 22,4 литра. То есть 22,4 л/моль – молярный объём любого идеального газа.
Сколько моль воздуха содержится в сувенирном мячике радиусом 10 см? Объём мячика можно рассчитать по формуле
V=(4π3)⋅R3,π=3,14
Ответ округлите до десятых.
Официальные задания и ответы ВСОШ для 7-8 класса школьного этапа 2024/25 всероссийской олимпиады школьников по Химии для г. Москва 18.10.2024 на официальном сайте МЭШ – school.mos.ru