ПЕРВЫЙ ТУР. 10-11 КЛАССЫ.
Время на подготовку первой и второй частей – 3 часа.
ПЕРВАЯ ЧАСТЬ. ИСТОРИЧЕСКОЕ ЭССЕ.
Максимальная оценка – 50 баллов
Вам предстоит работать с высказываниями историков и современников о событиях и деятелях отечественной истории и о важных исторических процессах. Выберите из них одно, которое станет темой Вашего сочинения-эссе. Ваша задача – сформулировать собственное отношение к данному утверждению и обосновать его аргументами, представляющимися Вам наиболее существенными. При выборе темы исходите из того, что Вы:
- Ясно понимаете смысл высказывания (не обязательно полностью или даже частично быть согласным с автором, но необходимо понимать, что именно он утверждает).
- Можете выразить свое отношение к высказыванию (аргументировано с огласиться с автором либо полностью или частично опровергнуть его высказывание).
- Располагаете конкретными знаниями (факты, статистические данные, примеры, в том числе из историографии и источников) по данной теме.
- Владеете терминами, необходимыми для грамотного изложения своей точки зрения.
При написании работы постарайтесь исходить из того, что Жюри, оценивая Ваше эссе, будет руководствоваться следующими критериями:
- Обоснованность выбора темы (объяснение выбора темы и задач, которые ставит перед собой в своей работе участник). Оценивается вводная часть к работе – не более 10 баллов. Требуется внятное оригинальное объяснение, дем онстрирующее заинтересованность в теме, и четкая постановка задач работы, исходя из понимания смысла высказывания (должно быть сформулировано 4 задачи и общая проблема высказывания). Обращаем Ваше внимание на то, что необходимо пояснить, чем Вас заинтересовало именно предложенное высказывание, а не просто декларировать интерес к периоду (личности, событию, процессу и т.д.). При постановке задач работы постарайтесь максимально соотнести формулируемые задачи с конкретным высказыванием, не рекомендуется предлагать задачи, раскрытие которых напрямую не относится к определению Вашей авторской позиции по отношению к высказыванию.
- Оценка основной части к работе (макс. 35 баллов):
При оценке каждой из выделенных задач учитываются:
- – грамотность использования исторических фактов и терминов;
- – аргументированность авторской позиции.
- – творческий характер восприятия темы, ее осмысления. Требуется ярко выраженная личная позиция, заинтересованность в теме, оригинальные (имеющие право на существование, исходя из фактов и историографии) мысли, задачи и пути их решения. Работа написана хорошим литературным языком с учетом всех жанровых особенностей эссе.
- – знание различных точек зрения по избранному вопросу. Обращаем Ваше внимание на то, что работа с различными авторскими позициями должна вестись на протяжении всего эссе; при раскрытии каждой из задач необходимо корректно и конкретно изложить несколько позиций, отраженных в литературе и (или) источниках с указаниями на авторов и названия работ , продемонстрировать собственное отношение к изложенным позициям.
- Умение автора делать конкретные выводы по сути своей позиции, исходя из смысла высказывания и задач, сформулированных во введении. Необходимо сформулировать выводы по каждой из рассмотренных задач и по общей проблеме, определить свое отношение к позиции автора высказывания. Оценивается заключение к работе – не более 5 баллов.
Необходимо обозначить цифрами части работы:
- Введение.
- Основная часть.
- Заключение.
Вы можете не переписывать полностью тему эссе, а только указать ее номер и автора цитаты.
Например, Тема № 1 (А.А. Горский).
ТЕМЫ
- «Последняя четверть Х в. стала временем существенной трансформации… Правящая элита
«Руской земли» в целом перешла от исключительно экспансионистских, в нешне ориентированных методов государственного строительства к внутриполитическим механизмам управления и использованию внутренних ресурсов (что не исключало военных экспедиций как средств реализации политических планов)» (А.А. Роменский).
- «Оглядывая весь круг деяний невского героя, легко заметить: он удивительно схож с послужным списком его отца. Во всех своих делах и походах Александр не был первопроходцем; он шел буквально «след в след» за отцом, повторив его судьбу даже в деталях. Однако его победы выглядят несравненно ярче не только из-за перемены исторического фона — они словно вспышки во мраке всеобщего отчаяния! — но и благодаря его молодости, блеску личного мужества» (Н.С. Борисов).
- «В деяниях Василия III явно больше положительного и полезного для страны, чем неудач и потерь… Однако заслуги Василия высвечиваются в основном при сравнении его времени с эпохами Ивана III или Ивана Грозного. Данное обстоятельство подтверждает, что правление Василия III — это переходный период. Когда происходило превращение Великого княжества Московского и государства всея Руси в Российское царство» (А.И. Филюшкин).
- «Социальная ломка, связанная с утверждением крепостного права, болезненно отозвалась на положении народа и стала одной из существенных причин Смуты начала XV II в. Однако главной причиной явилась не классовая борьба, а раскол, поразивший дворянство и вооруженные силы государства в целом. Годуновская династия пала после того, как против нее выступили гарнизоны южных крепостей, произошел мятеж в дворянском ополчении и в столице» (Р.Г. Скрынников).
- «Софья и Голицын, с одной стороны, Пётр I – с другой, являлись продолжателями изменений, которые захватили Россию в «век новшеств» (XVII в.). Разница между ними была в методах и темпах реформирования России, отношении к русским традициям и понимании необходимой России европеизации» (Т.В. Черникова).
- «Дочь Петра I являлась стержнем государственной жизни своего времени, и именно она, по мере сил и способностей неся тяжёлое бремя власти, ввела Россию в русло неторопливого и размеренного развития после грандиозных потрясений петровской эпохи, недальновидных опытов верховников и террора «бироновщины»» (В.П. Наумов о Елизавете Петровне).
- «Участие личных друзей Александра I в государственных реформах можно назвать одной из особенностей его царствования. В своих стремлениях модернизировать Российскую империю, базируясь на общих либеральных принципах, император не был одинок. У него имелась возможность опереться на определенный слой просвещенной элиты» (А.Ю. Андреев).
- «Александру II явно повезло с двумя обстоятельствами, которых так не доставало его предшественникам: с моментом начала реформ (кризис, связанный с поражением России в Крымской войне, заставил на время умолкнуть противников преобразований и воодушевил сторонников перемен) и наличием союзников и помощников, готовых до конца отстаивать дело реформ» (Л.М. Ляшенко).
- «Неудачный опыт войны с Японией… оказал влияние на дальнейшее развитие и жизнь русских вооруженных сил. Россия успела залечить свои раны и сделать большой шаг вперед в смысле укрепления своего военного могущества… Но, с другой стороны, русская армия начала войну… с плохо подготовленным высшим командным составом, имея у себя в тылу не подготовленную для ведения большой войны страну и ее военное управление и
совершенно не подготовленную к переходу для работ на военные нужды промышленность» (А.М. Зайончковский).
- «НЭП состоял не просто в замене продразверстки налогом, а в развертывании товарно- денежных отношений, создании полноценной рыночной экономики… Именно этому много внимания и сил посвятил Сокольников… Тут напрашивается далеко идущий вывод: кто был главным идеологом и деятелем НЭП: В.И. Ленин, Н.И. Бухарин или Г.Я. Сокольников?» (М.И. Воейков).
- «О грандиозности замысла свидетельствует его исключительно важное военно-политическое значение для дальнейшего хода Второй мировой войны, невиданный размах, а также количество одновременно или последовательно предусмотренных планом и, казалось бы, самостоятельных, но вместе с тем тесно связанных между собой фронтовых операций, направленных к достижению общих военно-стратегических задач и политических целей» (А.М. Василевский о плане операции «Багратион»).
- «Недовольство самых разных слоев общества стало для Хрущева роковым. Не столько заговор против Первого секретаря ЦК КПСС узкого круга лиц, сколько бунт аппарата на фоне равнодушия общества и интеллектуальной элиты привел его 14 октября 1964 г. к поражению» (Н. Верт).
- «Проблема ухода президента порождает проблему передачи власти. Б. Н. Ельцин… использовал механизм «объявления наследника», более характерный для советской системы, с которой он отчаянно боролся… Вместе с тем, только после победы на досрочных президентских выборах В.В. Путин стал полноправным «наследником» Б. Н. Ельцина, что говорит о том, что передача власти произошла демократическим путём» (И.Н. Веревкина).
ВТОРАЯ ЧАСТЬ. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ
Максимальная оценка – 50 баллов
Перед Вами исторических документов. Напишите на их основе работу на тему:
«Государственное регулирование правового статуса крестьян в конце XVI – начале XVII
в».
Документ А. Фрагмент обыскной книги. Лета 7096-го априля в тринадесять день. Приежжали губные старосты Деревския пятины Василей Иванов сын Мусин да Ондрей Михайлов сын Бонков по государевой царевой великого князя грамоте в Деревскую пятину спрашивати Троицкова игумена Деонисья1 да рядовых людей2 по челобитию Ивана Непецына на старца на Стахиа Никольского монастиря в беглых крестьиянех, что они збежали в заповедния годы, в 90-м году, из-за Ивана Непецина, а Иван был
на государеве службе.
И Троицкий игумен Деонис сказал по священьству, а рядовыя люди Кузьма Федоров сын Дрожжин, да Кит Онтонов сын сказали по государеву крестному целованию: из-за Ивана Непецина, из деревни с Крутца Васька да Трешка Гавриловы дети в заповедныя годы, в 90 -м году, збежали, а ныне живут те крестияне в Никольском монастири у старца Стахия.
К сему обыску Куземко Дрожжин руку приложил. К сему обыску игумен Деонисий руку приложил.
Документ Б.
Лета 7110-го ноября в 28 день. Великий государь царь и великий князь Борис Федорович всея Руси и сын его великий государь царевич князь Федор Борисович всея Руси пож аловали во всем Московском государстве велели крестьяном давати выход. А отказывати и возити крестьян дворянам, которые служат из выбору3, и жилцам4, и Стрелецкого приказу сотникам, и Посолского приказу переводчиком, и детем боярским промеж себя.
А срок крестьян отказывати и возити Юрьев день осенней, да после Юрьева дни две недели. А пожилого крестьяном платити за двор по рублю да по два алтына.
А в дворцовые села, и в черные волости, и за потриарха, и за митрополиты, и за епискупы, и за монастыри, и за бояр, и за околничих, и за дворян болших, и за дияков, и за стольников, и за стряпчих, и за голов стрелецких – и из-за [всех] них – в нынешнем во 110-м году крестьян возити не велети. А в Московском уезде всем людем промеж себя да из иных городов в Московской уезд крестьян не отказывати и не возити.
А которым людем промеж себя в нынешнем во 110-м году крестьян [разрешено] возити, и тем возити меж себя одному человеку из-за одного человека крестьянина одново или дву, а больше одному из-за одного не возити.
Документ В. Уложение царя Василия Шуйского.
Лета 7115 марта в 9 день. Которые крестиане от сего числа перед сим за 15 лет в книгах
101-го году положены, и тем быть за теми, за кем писаны.
А будет крестьяне вышли за кого инаго, и в том есть на крестьян тех или на т ех, кто их держит, [подано] челобитье, и те дела не вершены, или кто сентебря по 1 -е число сего года будет бить челом, и тех крестьян отдавать по тем книгам с женами, и детми, и со всеми их животы тем, за кем они писаны.
А не было о которых крестьянех челобитья по сей день, и сентебря по 1-е не будет, и тех после того не отдавати, а написати их в книги за тем, за кем они ныне живут.
А буде которые отныне, из-за кого вышед, перейдут к иному кому бы то ни было, и тот, к кому придет, примет противо сего нашего уложениа, и у того, крестьянина взяв, перевести ему со всеми того крестьянина пожитки, откуду он перебежал. Да с него же на царя государя за то,
1 Имеется в виду игумен расположенного рядом с владением Ивана Непецина Троицкого монастыря.
2 То есть зависимые люди данного монастыря.
3 «Дворяне, которые служат по выбору» – провинциальные дворяне, получившие право краткосрочной службы в Государевом дворе, низший слой служилых людей Государева двора.
4 Жильцы – следующий (более высокий) после дворян по выбору чин служилых людей Государева двора.
что принял противно уложениа, доправити 10 рублев: не принимай чужого. Да с него же за пожилое тому, чей крестьянин, за двор за всякий год по три рубли.
А в городех наместником, воеводам, и дьяком, и всяким приказным людем наведыватися от старост и свясченников: нет ли где пришлых вновь? И ему оных брати и спрашивати накрепко: чей он, откуда и когда бежал, и не подговорил ли его кто? И буде скажет, кто его подговорил, и того подговорщика казнити торговою казнию5, да с него же взяти в казну десять рублев.
А с приимщиков со всякого, кто его принимал и более семи дней держал, доправити в
казну по десять рублев за двор.
А примут коего крестьянина в царевы и великого князя села, или волости, или в черные волости, или в патриарши, и монастырские села, и за прием имати на старосте, кто ту волость тогда ведал и пришлаго принял, а пожилые и за дворы имати на тех селех и волостях, а в городех на всех посадцких по сему уложению.
***********************
План работы.
- Характеристика исторического момента (до 5 баллов).
- Назовите две важнейшие реформы (с датами) в законодательстве о крестьянских переходах, проведённые в период, охватываемый источниками, но впервые введённые не ими (до 2 баллов).
- Назовите не менее трёх крупных исторических событий (с датами) в период, охватываемый источниками, которые могли дестабилизировать систему крестьянских переходов (до 3 баллов).
- Характеристика источников (до 5 баллов).
- Датируйте все предложенные документы с точностью до года в современном летоисчислении (до 2 баллов).
- К какой категории законодательных документов относится документ Б (1 балл)?
- Сформулируйте наиболее важное различие с точки зрения основной функции между
1) документами Б и В и 2) документом А (до 2 баллов).
- Крестьянские переходы (до 22 баллов).
- Можно ли утверждать, что на момент составления документа А все крестьянские переходы уже были юридически неправомерны? Ответ предложите в форме: Да/Нет (1 балл). Приведите одно обоснование из текста документа (1 балл).
- Можно ли утверждать, что накануне составления документа Б все крестьянские переходы уже были юридически неправомерны? Ответ предложите в форме: Да/Нет (1 балл). Приведите два обоснования из текста документа (до 2 баллов).
- Выпишите формулировки, различным образом характеризующие процедуру перехода крестьян в документе Б (до 2 баллов)? Что говорит различие между ними о роли новых владельцев и крестьян в практике переходов в этот период (до 2 баллов)?
- Изучите предложенные в документе категории землевладельцев, к которым и от которых можно и нельзя выходить крестьянам. Обобщив их, на основе документа назовите одну общую группу землевладельцев с разрешёнными переходами и три группы землевладельцев – с запрещёнными переходами (до 3 баллов).
- На основе этого наблюдения и текста документа ответьте на вопрос: что государство считало более выгодным решением для землевладельца – запрет или разрешение права крестьянского перехода. Ответ предложите в форме: Запрет/Разрешение (1 балл). Приведите одно обоснование Вашего ответа на основе документа (до 2 баллов).
5 Торговая казнь – публичное наказание кнутом.
- Можно ли утверждать, что на момент составления документа В любые крестьяне, перешедшие к другому владельцу, подлежали сыску и возврату? Ответ предложите в форме: Да/Нет (1 балл). Свой ответ обоснуйте текстом документа (до 2 баллов).
- Какие нормативные изменения в рассматриваемый период произошли применительно к сроку перехода (назовите одно изменение) и «пожилому» (назовите два изменения) (до 3 баллов)? Как изменилась функция «пожилого» (1 балл)?
- Розыск беглых крестьян (до 13 баллов).
- На основе соответствующих документов сравните процедуры сыска крестьян в начале и в конце рассматриваемого периода по следующим параметрам: 1) представители власти, вовлечённые в розыск крестьян; 2) цель их действий; 3) документальное основание для сыска. Ответьте на вопрос применительно к каждому из текстов, указав подпункты для каждого из них соответствующими буквами (до 8 баллов). Можно ли говорить о том, что произошло ужесточение процедуры сыска? Ответ предложите в форме: Да/Нет (1 балл).
- Укажите санкции, предусмотренные в документах за побег и содействие ему, а также круг лиц, на которых они налагаются в начале и в конце рассматриваемого периода. Ответьте на вопрос применительно к каждому из текстов, указав подпункты для каждого из них соответствующими буквами (до 4 баллов).
- Заключение. Отражение интересов государства в законодательстве о крестьянах (до 5 баллов).
- Опираясь на сведения документов и исторический контекст охваченного ими периода, сформулируйте государственный интерес в сфере регулирования крестьянских переходов, защита которого отражена во всех трёх документах (до 3 баллов).
- Какой режим крестьянских переходов максимально соответствовал защите данного государственного интереса (1 балл)? Можно ли сказать, что в приведённых документах отражено последовательное стремление государства защитить этот интерес? Ответ предложите в форме: Да/Нет. Свой ответ поясните (1 балл).
**********
В своей работе Вы обязаны точно нумеровать пункты и подпункты Вашего ответа в соответствии с данным планом. Если неверная нумерация пунктов и подпунктов плана или её отсутствие в Вашем ответе не позволяют однозначно соотнести Ваш ответ с заданием и/или критериями оценивания, это может быть формальным основанием для жюри не выставлять баллы за Вашу работу или её часть!