СЦЕНАРИЙ занятия «РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ» для обучающихся
Занятие 12 Профессия — жизнь спасать
Дата проведения: 24 ноября.
Цели занятия: развитие представлений обучающихся о деятельности российских служб спасения; углубление представлений о ценности человеческой жизни, значении милосердия и взаимопомощи; развитие мотивации к ответственному отношению к собственной и чужой жизни; актуализация знаний о правилах безопасного поведения в повседневной жизни и в экстремальных ситуациях.
Формирующиеся ценности: патриотизм, служение Отечеству и ответственность за его судьбу.
Основные смыслы
- Безопасность и спасение жизни людей — приоритетные задачи государства.
- МЧС России — ведомство, обеспечивающее безопасность граждан, спасение населения и помощь в чрезвычайных ситуациях.
- Российские службы спасения — это современное техническое обеспечение, четкая организация, профессионализм и командная работа сотрудников.
- Спасатели — настоящие герои. Главные качества спасателей: сострадание, отвага, сила, внимательность и психологическая устойчивость, умение быстро ориентироваться и принимать решения.
- Многих чрезвычайных ситуаций можно избежать, соблюдая правила безопасности.
Продолжительность занятия: 30 минут.
Рекомендуемая форма занятия: познавательная беседа. Занятие включает просмотр видеоматериалов и выполнение интерактивного задания.
Комплект материалов:
- сценарий;
- методические рекомендации;
- видеоматериалы;
- интерактивное задание;
- презентация.
Этапы занятия
Мотивационно-целевой этап: просмотр видеороликов, беседа.
Основной этап: беседа, просмотр видеоролика, выполнение интерактивного задания.
Заключительный этап: беседа.
Мотивационно-целевой этап
Учитель организует просмотр видеоролика-анонса со Станиславом Саломатиным.
Учитель: Каждый человек дорожит своей жизнью и хочет жить в безопасности. Но бывают такие сложные ситуации, когда невозможно защитить себя самостоятельно и тогда нужна помощь специалистов. Угадайте, о ком мы будем сегодня говорить:
Они придут на помощь нам, Когда бушует океан,
Когда землетрясение, Тайфун иль наводнение. Рискуя жизнью, нас спасут — Такой у них опасный труд!
Ответы обучающихся.
Учитель организует просмотр фрагмента мультсериала
«Аркадий Паровозов».
Вопросы для обсуждения:
- Кто такие спасатели?
- В чем их суперсила?
- От чего спасатели защищают людей?
- Какое правило нарушили Машенька и Саша?
Ответы обучающихся.
Основной этап
Учитель: Во все времена человечеству угрожала опасность от стихийных бедствий или чрезвычайных ситуаций (презентация к занятию, слайд 1). Люди приходили друг другу на помощь: тушили пожары, спасали утопающих, вместе противостояли наводнениям, землетрясениям и т. д. Потому что главная ценность — это человеческая жизнь, ради спасения которой все объединялись.
Вопросы для обсуждения:
- Почему важно действовать сплоченно в трудных ситуациях?
- Можно ли справиться с любой опасностью без специальных знаний?
- Кто такие спасатели? Что они делают?
- Как вы думаете, почему человек выбирает профессию спасателя?
Ответы обучающихся.
Учитель: Для того чтобы стать спасателем, нужно хотеть помогать другим людям, не бояться опасностей. Ведь спасателям приходится работать в очень сложных ситуациях: в любую погоду, при очень низкой или высокой температуре, на воде, в горах или во время пожара.
Вопросы для обсуждения:
- Как вы думаете, опасная ли это профессия?
- Как вы думаете, сколько времени на раздумье у спасателя?
Почему он должен действовать быстро?
- Может ли быть спасателю страшно? Что ему помогает преодолеть страх?
- Какими качествами должен обладать спасатель?
Ответы обучающихся.
Учитель: Давайте узнаем, как становятся спасателями, у Михаила Олеговича Князева, мастера-пожарного
Специализированной пожарно-спасательной части им. А. П. Кудряшова г. Санкт-Петербурга.
Учитель организует просмотр видеоролика-интервью с Михаилом Князевым.
Учитель: Спасатель должен следить за своей физической подготовкой, тренироваться, быть сильным и выносливым.
Например, тренировки у пожарных проходят в обстановке, которая очень похожа на реальные условия при пожаре (презентация к занятию, слайд 2). На спасателях надето снаряжение весом в 20 килограмм — это примерный вес первоклассника! В специальной камере стоит полная темнота, а также включаются различные шумовые эффекты — плач, крик пострадавших — для создания дополнительной психологической нагрузки. А температура там может достигать 40 градусов! Нужно ли спасателям тренироваться, даже если они уже закончили обучение? Почему тренировки должны быть постоянными?
Ответы обучающихся.
Учитель: В различных ситуациях на помощь людям приходят спасатели разных специальностей, например, помимо пожарных, есть спасатели-водолазы, горноспасатели, пиротехники, альпинисты и даже кинологи (презентация к занятию, слайд 3). Как вы думаете, при каких обстоятельствах они помогают людям?
Ответы обучающихся.
Учитель организует выполнение интерактивного задания.
Учитель: В России есть специальное ведомство, ответственное за помощь людям в чрезвычайных ситуациях. Это Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России). Символом ведомства является
«Белая Звезда Надежды и Спасения» (презентация к занятию, слайд 4).
Вопросы для обсуждения:
- Как вы думаете, почему в России вопросами спасения занимается целое министерство?
- Как вы думаете, почему символом МЧС России выбрана именно Звезда Надежды?
- Почему во время спасательных операций важна командная работа?
Ответы обучающихся.
Учитель: Символ МЧС — это символ пути и надежды, а четыре длинных луча — возможности российского ведомства выполнять свои функции во всех направлениях. Каждый гражданин России может быть уверен, что в опасной ситуации ему на помощь придут профессионалы-спасатели.
Мужество и профессиональная работа российских спасателей известны всему миру, ведь Россия никогда не остается в стороне, если людям нужна помощь. Российские специалисты проводили поисково-спасательные работы после стихийных бедствий и тушили лесные пожары в Алжире, Иране, Италии, Японии, Индонезии, Греции, Португалии, Израиле, Сербии, Египте, Турции и многих других странах.
Как вы думаете, почему российские спасатели приходят на помощь людям в других странах?
Ответы обучающихся.
Учитель: Многие профессиональные спасатели заслужили своей отвагой и храбростью звание героев и высокие государственные награды. Работа спасателя — это настоящее служение Отечеству и ежедневный героизм (презентация к занятию, слайд 5). Так, например, спасатель Михаил Грачев, командир отделения пожарной части в Ярославской области, только за один день спас жизни трех человек!
Вопросы для обсуждения:
- Как люди относятся к героям?
- Почему герой не боится жертвовать собой ради других?
- Думают ли сами спасатели, что они герои, когда выполняют свою работу?
Ответы обучающихся.
Региональный компонент. Учитель организует разговор о выдающихся спасателях региона.
Учитель: Спасать человеческие жизни профессиональным спасателям помогают братья наши меньшие — животные (презентация к занятию, слайд 6). Например, собаки ищут людей в лесах и горах, под обломками зданий, помогают находить взрывчатые вещества. Собак тренируют профессионалы, которых называют кинологами.
А еще спасатели используют лошадей: с их помощью они могут добраться туда, куда не доезжает техника или не летают вертолеты, перевезти грузы и даже вывезти раненых.
Вопросы для обсуждения:
- Как вы думаете, почему в некоторых ситуациях животных- спасателей не заменит даже самая современная техника?
- О каких примерах спасения людей животными вы читали или слышали?
Ответы обучающихся.
Заключительный этап
Учитель: Помимо профессиональных спасателей, бывают и неравнодушные к окружающим люди, чья помощь спасает человеческие жизни, потому что желание защитить другого — естественное стремление каждого человека.
Вопросы для обсуждения:
- Почему следует быть внимательным к окружающим людям?
- Как нужно себя вести, если человеку стало плохо на улице?
- К кому нужно обратиться, чтобы попросить о помощи?
- Знаете ли вы телефон службы спасения? Назовите его.
Почему обязательно нужно помнить этот телефон?
Ответы обучающихся.
Учитель: Мы знаем, что профессионалы придут к нам на помощь даже в самых сложных ситуациях. Но стоит быть внимательными к своим действиям и помнить о личной ответственности, чтобы не создавать опасные ситуации для себя и окружающих людей.
Вопросы для обсуждения:
- Какие могут быть опасные ситуации? Что нужно, чтобы они не возникли?
- Почему каждому человеку необходимо соблюдать правила безопасности? К чему приводит их нарушение?
- Какие правила безопасности вы знаете?
- Что значит быть ответственным человеком?
Ответы обучающихся.
Постразговор
Что почитать
- Драгунский В. «Денискины рассказы. Пожар во флигеле, или Подвиг во льдах»
- Житков Б. «Что я видел. Дым. Пожар в море»
- Шинкарчук С. «Правила пожарной безопасности для школьников»
Проектная и внеурочная деятельность, внеклассные мероприятия
- Всероссийская электронная олимпиада по пожарной безопасности: https://вдпо.рф/olimppb/2025
- Создание комикса о деятельности спасателей «Герои нашего времени»
- Выставка детских рисунков «Такие разные спасатели»
- Викторина по правилам безопасности для школьников
«Наша безопасность в наших руках!»
- Спортивное мероприятие для младших школьников
«Будущие спасатели»
- Встреча со спасателем в рамках обсуждения правил безопасности жизнедеятельности: обучающиеся заранее готовят свои вопросы для встречи




Сценарий урока