25.09.2025 ЕКР Русский язык 9 класс ответы и задания

25.09.2025 ЕКР Русский язык 9 класс ответы и заданияПоделиться:

Единая контрольная работа “ЕКР” по Русскому языку для 9 класса

Вариант 1001 задания и ответы для подготовки к ОГЭ по Русскому языку

Прочитайте текст и выполните задания 1–3, 6–8. Обратите внимание, что в ряде предложений пропущены буквы и знаки препинания.
(1)В первый год м..ей жизни, в день к..кого-то праздника, по старому п..верью, р..дители мои устроили г..дание: они разл..жили крест, детскую саблю, рюмку и книжку. (2)К чему первому притронусь, то и пред..пределит мою судьбу. (3)Принесли меня. (4)Я тотчас потянулся к сабле, потом поиграл рюмкой, а до прочего не хотел..сь дотрагиваться. (5)Рассказывая мне впоследствии об этой сценке, отец смеялся: «Ну, думаю, дело плохо! (6)Будет мой сын рубакой и пьяницей!» (7)Старинное это гаданье, однако, и сбылось, и не сбылось. (8)Сабля, действительно, предрешила мою жизненную дорогу, но и от книжной премудрости я не отрёкся. (9)В четырнадцать лет увлечённо читал и писал стихи, в пятнадцать перешёл на «Анну Каренину», а в шестнадцать прочитывал и разбирал с товарищами всё подряд. (10)А пьяницей, к счастью, не стал. (11)Рассказы отца прошедшего тернистый путь от солдата до капитана детские игры всё это настраивало на определённый лад. (12)Мальчишкой я по целым часам пропадал в гимнастическом городке 1-го Стрелкового батальона стрелял в тире пограничников. (13)Ходил версты за три на стрельбище стрелковых рот пробирался с солдатами считавшими пробоины в укрытие перед мишенями. (14)Пули свистели над головами; было страшно, но очень занятно. (15)На обратном пути вместе со стрелками подтягивал солдатскую песню: Греми, слава, трубой За Дунаем за рекой. (16)Моё страстное увлечение придавало мне вес в глазах мальчишек и вызывало их зависть… (17)Словом, прижился в военной среде, приобретя приятелей среди офицерства, а ещё более – среди солдат. (18)Будущая офицерская жизнь представлялась мне тогда в ореоле сплошного веселья и лихости, а не в бремени трудов и забот, как это бывает в действительности. (19)По мере перехода в высшие классы свободного времени конечно, становилось меньше, появились другие интересы, воинские упражнения мои почти прекратились. (20)Не бросил я только гимнастики и преуспевал в «военном строе», который был введён в программу реального училища в 1889 году. (21)Во всяком случае, когда я окончил училище, хотя высокие баллы по математическим предметам сулили лёгкую возможность поступления в любое высшее техническое заведение, об этом и речи не было. (22)Я избрал военную карьеру. (23)Было ли это следствием гадания? (24)Не знаю… (По А.И. Деникину*)

Задание 1. Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.
1) представлялась мне (предложение 18)
2) времени становилось меньше (предложение 19)
3) который был введён (предложение 20)
4) сулили возможность (предложение 21)
5) я избрал (предложение 22)

Задание 2. Расставьте знаки препинания в предложениях 11–13 текста. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.
Рассказы отца(1) прошедшего тернистый путь от солдата(2) до капитана(3) детские игры(4) всё это настраивало на определённый лад.
Мальчишкой(5) я по целым часам пропадал в гимнастическом городке 1-го Стрелкового батальона(6) стрелял в тире пограничников. Ходил версты за три на стрельбище стрелковых рот(7) пробирался с солдатами(8) считавшими пробоины(9) в укрытие перед мишенями.

Задание 3. Вставьте пропущенные буквы в предложениях 1–4 текста. Укажите все цифры, на месте которых пишется буква О.
В первый год м..(1)ей жизни, в день к..(2)кого-то праздника, по старому п..(3)верью, р..(4)дители мои устроили г..(5)дание: они разл..(6)жили крест, детскую саблю, рюмку и книжку. К чему первому притронусь, то и пред..(7)пределит мою судьбу. Принесли меня. Я тотчас потянулся к сабле, потом поиграл рюмкой, а до прочего не хотел..(8)сь дотрагиваться.

Задание 4. Раскройте скобки и запишите слово «пламя» в соответствующей форме, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
Яркий язычок (пламя) костра светился в темноте.

Задание 5. Замените словосочетание «возможность поступления», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью примыкание. Напишите получившееся словосочетание.

Задание 6. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Запишите номера ответов.
1) Увлечение рассказчика военным делом не нравилось ребятам.
2) При гадании рассказчик потянулся к сабле, потом поиграл рюмкой.
3) Гаданию так и не суждено было сбыться.
4) В детстве рассказчику военная жизнь казалась временем трудов и забот.
5) Вместо учёбы в техническом учебном заведении рассказчик избрал военную службу.

Задание 7. В предложениях 1–6 найдите слово с лексическим значением «храбрый, отважный человек, мастерски владеющий холодным оружием». Выпишите это слово.

Вариант 1002 задания и ответы для подготовки к ОГЭ по Русскому языку

Прочитайте текст и выполните задания 1–3, 6–8.
Обратите внимание, что в ряде предложений пропущены буквы и знаки препинания.
(1)В командировки мама и отец ездили очень часто: они вместе проектировали заводы, которые строились где-то очень далеко от нашего города. (2)Я оставался с бабушкой – маминой мамой. (3)В неблагополучных семьях родители, уехав из дому, вообще не присылают писем, в благополучных пишут примерно раз или два в неделю – мы с бабушкой получали письма каждый день. (4)Мои родители соблюдали строгую очерёдность: одно письмо – от отца, другое – от мамы. (5)Порядок ни разу не нарушился. (6)В конце письма неизменно стояла дата, а чуть пониже было написано: «8 часов утра». (7)Значит, отец и мама писа́ли после своей утренней пробежки и перед работой. – (8)Фантастика! – сказала однажды бабушка. – (9)Хоть бы раз перепутали очередь!.. (10)Я н.. мог понять: восторга..тся она моими родителями или в чём-то их упрека..т. (11)Это было отл..чительной бабушкиной ч..ртой: по её тону часто нельзя было опред..лить, шутит она или говорит всерьёз, хвалит или высме..вает. (12)Я-то восхищался ими, поскольку мы часто восхища..мся поступками, на которые сами не способны. (13)Конечно, бабушка была счастлива за свою дочь, гордилась её мужем, то есть моим отцом, но она, как и я, редко следовала тем правилам, к которым нас с ней стремились приучить. (14)Например мама и отец старались закалить нас. (15)Но мы с бабушкой не желали обливаться ледяной водой и вставать по воскресеньям ещё раньше чем в будни чтобы идти на лыжах или в поход. (16)Мы сознавали что нечётко делаем гимнастику. (17)Вообще, мои родители то и дело обвиняли нас обоих в нечёткости: мы нечётко сообщали, кто и когда звонил маме или отцу по телефону, нечётко соблюдали режим дня. (18)Проводив маму с отцом в очередную командировку, мы с бабушкой тут же, как заговорщики, собирались на экстренный совет. (19)Невысокая, сухонькая, с коротко подстриженными волосами, бабушка напоминала озорного мальчишку. (20)А этот мальчишка, как говорили,сильно смахивал на меня. (21)И не только внешне. – (22)Ну-с, сколько денег откладываем на кино? – спрашивала бабушка. – (23)Побольше! – говорил я. (24)И бабушка, любившая ходить в кино, как и я, откладывала побольше, а деньги потом экономились на обедах. (25)По мнению родителей, мы с бабушкой поступали неразумно и были неправильными людьми, и это нас объединяло. (По А.Г. Алексину*)\

Задание 1. Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.
1) проектировали заводы (предложение 1)
2) я оставался (предложение 2)
3) получали письма (предложение 3)
4) было написано (предложение 6)
5) это было (предложение 11)

Задание 2. Расставьте знаки препинания в предложениях 14–16 текста. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.
Например(1) мама и отец старались закалить нас. Но(2) мы с бабушкой не желали обливаться ледяной водой(3) и вставать по воскресеньям ещё раньше(4) чем в будни(5) чтобы идти на лыжах(6) или в поход. Мы сознавали(7) что нечётко делаем гимнастику.

Задание 3. Вставьте пропущенные буквы в предложениях 10–12 текста. Укажите все цифры, на месте которых пишется буква И.
Я н..(1) мог понять: восторга..(2)тся она моими родителями или в чём- то их упрека..(3)т? Это было отл..(4)чительной бабушкиной ч..(5)ртой: по её тону часто нельзя было опред..(6)лить, шутит она или говорит всерьёз, хвалит или высме..(7)вает. Я-то восхищался ими, поскольку мы часто восхища..(8)мся поступками, на которые сами не способны.

Задание 4. Раскройте скобки и запишите слово «полтора» в соответствующей форме, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
Нам не хватало (полтора) килограммов помидоров.

Задание 5. Замените словосочетание «маминой мамой», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление.
Напишите получившееся словосочетание.

Задание 6. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Запишите номера ответов.
1) Родители рассказчика писали письма редко.
2) Родители обвиняли бабушку и внука в нечёткости.
3) Бабушка, как и внук, не любила ходить в кино.
4) Рассказчик восхищался своими родителями.
5) Письма родители рассказчика всегда писали после работы.

Задание 7. В предложениях 10–12 найдите слово с лексическим значением «выражать кому-либо неодобрение, недовольство». Выпишите это слово.

Вариант 1003 задания и ответы для подготовки к ОГЭ по Русскому языку

Прочитайте текст и выполните задания 1–3, 6–8.
Обратите внимание, что в ряде предложений пропущены буквы и знаки препинания.
(1)В эту ночь Сергей возвращался из соседн..й деревн.. . (2)Он шагал прямиком по степи́. (3)Пока совсем не ст..мнело, Сергей вид..л знакомые оч..ртания гор и не боялся сбиться с пути. (4)Но сум..рки сгущались. (5)И гор..зонт раста..л. (6)А скоро совсем ничего не стало видно, даже свою вытянутую руку. (7)И не было звёзд. (8)Глухая тёмная ночь навалилась, как тяжёлая чёрная вата. (9)Ветер, который летел с северо- запада, не смог победить эту плотную темноту, ослабел и лёг спать в сухой траве. (10)Сергей шёл и думал, что заблудиться ночью в степи в сто раз хуже, чем в лесу. (11)В лесу даже на ощупь можно отыскать мох на стволе или наткнуться на муравейник и узнать, где север и юг. (12)А здесь темно и пусто. (13)И тишина. (14)Слышно лишь, как головки каких-то цветов щёлкают по голенищам сапог. (15)Сергей поднялся на высокий холм и хотел идти дальше, но вдруг увидел в стороне маленький огонёк. (16)Он горел неподвижно, словно где- то далеко светилось окошко. (17)Сергей повернул на свет. (18)Он думал что ещё придётся много шагать но через сотню метров подошёл к низкой глинобитной мазанке. (19)Огонёк был не светом далёкого окошка а пламенем керосиновой лампочки. (20)Она стояла на плоской крыше мазанки бросая вокруг жёлтый рассеянный свет. (21)Сергей постучал в оконце и через несколько секунд услышал топот босых ног. (22)Скрипнул крючок. (23)Мальчик лет десяти или одиннадцати взглянул снизу вверх на Сергея. – (24)Заблудились? – (25)Мне надо на Кара-Сук, – сказал Сергей. – (26)Это правее, километра три отсюда. (27)А вы, видимо, не здешний? – (28)Будь я здешний, разве бы я заблудился? – раздражённо заметил Сергей. – (29)Случается… (30)Есть хотите? – (31)Хочу. (32)Мальчик скрылся за скрипучей дверью и сразу вернулся с большим куском хлеба и кружкой молока. – (33)Ты, что же, здесь один? – (34)Не… (35)Я с дедом. (36)Отару овец пасём. – (37)А зачем у вас лампа на крыше горит? – спросил Сергей, прожёвывая хлеб. – (38)Да так, на всякий случай. (39)Вдруг заплутается кто… (40)А в степи ни огонька. – (41)Спасибо, – сказал Сергей, протягивая кружку. (42)Сергей не стал объяснять, что сказал спасибо не за еду, а за огонёк, который избавил его от ночных блужданий. – (43)Ты каждую ночь зажигаешь свой маяк? – спросил Сергей. – (44)Каждую… (45)Только дед сердится, что я керосин зря жгу. (46)Я теперь стал рано-рано вставать, чтобы успеть погасить. (47)Дед проснётся, а лампа уже на лавке… (48)Мальчик негромко засмеялся, и Сергей тоже улыбнулся. (49)Вскоре Сергей задремал. (50)Когда он проснулся, то увидел, что ночь посветлела. (51)Снова проступили очертания гор, начинался синий рассвет. – (52)Эй, внук, – донёсся из мазанки стариковский голос, – лампу задул? (53)А то я сегодня рано встаю. (54)Мальчик вскочил – Сергей весело рассмеялся и протянул ему руку. – (55)Мне пора… (56)Спасибо за огонёк! (57)Мальчик смущённо подал маленькую ладонь и покосился на лампу. (58)Она всё ещё горела неподвижным жёлтым огнём. (По В.П. Крапивину*)

Задание 1. Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.
1) Сергей шёл (предложение 10)
2) можно (предложение 11)
3) здесь темно (предложение 12)
4) тишина (предложение 13)
5) слышно (предложение 14)

Задание 2. Расставьте знаки препинания в предложениях 18–20 текста. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.
Он думал(1) что ещё придётся много шагать(2) но через сотню метров подошёл к низкой(3) глинобитной мазанке. Огонёк был не светом далёкого окошка(4) а пламенем керосиновой лампочки. Она стояла на плоской крыше мазанки(5) бросая вокруг(6) жёлтый рассеянный свет.

Задание 3. Вставьте пропущенные буквы в предложениях 1–5 текста. Укажите все цифры, на месте которых пишется буква Е.
В эту ночь Сергей возвращался из соседн..(1)й дерев..(2) . Он шагал прямиком по степи. Пока совсем не ст..(3)мнело, Сергей вид..(4)л знакомые оч..(5)ртания гор и не боялся сбиться с пути. Но сум..(6)рки сгущались.
И гор..(7)зонт раста..(8)л.

Задание 4. Раскройте скобки и запишите слово «полтораста» в соответствующей форме, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
В книге нет (полтораста) страниц.

Задание 5. Замените словосочетание «раздражённо заметил», построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление.
Напишите получившееся словосочетание.

Задание 6. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Запишите номера ответов.
1) Пока совсем не стемнело, Михаил видел знакомые очертания гор и не боялся сбиться с пути.
2) На крыше небольшой мазанки горел фонарь.
3) На стук Сергею открыл мальчик лет десяти-одиннадцати.
4) Свет на крыше мазанки служил маяком для заплутавших путников.
5) Мальчик зажигал огонь на крыше в плохую погоду.

Задание 7. В предложениях 15–20 найдите слово с лексическим значением «сооружение, представляющее собой дом, хату из глины, сырцового кирпича или дерева, облепленного глиной». Выпишите это слово.

Вариант 1004 задания и ответы для подготовки к ОГЭ по Русскому языку

Прочитайте текст и выполните задания 1–3, 6–8.
Обратите внимание, что в ряде предложений пропущены буквы и знаки препинания.
(1)Все мамы разные: молодые, красивые, седые и уставшие, добрые и строгие. (2)Но до са́мой старости они остаются для нас всё теми же мамами. (3)Ведь и взрослому человеку, так же как и ребёнку, нужен мамин совет. (4)Только мама, невзирая ни на что, поддержит в любых хороших начинаниях, а иногда и выручит в трудную минуту, простит тебе любую ошибку и неудачу, грубое слово и непонимание. (5)Только вздохнёт тихонько, смахнёт украдкой слезу с грустных глаз и… простит тебя. (6)Ведь сердце матери бездонно. (7)Ведь сердце матери способно простить тебе всё на свете. (8)Вдруг вспомнилось стихотворение Дмитрия Кедрина о том, как сын, вырвав сердце матери, понёс его жестокой возлюбленной. (9)Нелёгок был его путь, на скользком пороге он оступился и упал. (10)И в этот момент услышал, как сердце спросило: «Не ушибся, сынок?» (11)Мама простила предательство сына и его жестокость, потому что не может она иначе… (12)А руки матери… (13)Вы задумывались когда-нибудь, как много делают для вас мамины руки, как натружены они, как беспокойны – добрые, нежные, сильные и заботливые мамины руки. (14)Они самое первое, что мы почувствовали в жизни, когда пришли в этот новый, незнакомый и удивительный мир. (15)Они прижали нас к груди защитив от невзгод и тревог. (16)Мамина ладошка коснётся твоих волос потреплет их игриво и вот ушли все неприятности и огорчения как будто мама отвела их от тебя своей материнской рукой. (17)Самое дорогое сокровище самая большая ценность в нашей жизни руки нашей мамы! (18)Взявшие на себя всю боль и холод, все раны и удары жизни, все тяжести и непогоды – всё то, что ограждает нас от невзгод и позволяет быть счастливыми. (19)К сожалению, мы редко задумываемся о том, сколько времени и сил, сколько труда и здоровья, сколько ласки и заботы тратит на нас мама. (20)Вырастаем и, уехав из родного дома, забываем позвонить, написать пару строчек, подписать открытку к празднику. (21)А мама ждёт! (22)И находит любые оправдания нашей чёрствости, нашей занятости, нашему невниманию. (23)К сожалению, многие слишком поздно понимают, что забыли сказать много хороших слов своим мамам. (24)Чтобы этого не произошло, нужно дарить тепло матерям каждый день и час, ведь благодарные дети – лучший подарок для них. (25)Сколько бы мы н.. говорили о мам.., этого будет мало. (26)Каждая мама бескорыстно сдела..т всё для своего ребёнка. (27)Она будет переж..вать за твою судьбу независ..мо от того, сколько тебе лет. (28)Она отруга..т своего повзрослевш..го ребёнка, а потом пораду..тся за него и обязательно отметит все хорошие пер..мены, которые произошли с её всегда маленьким родным человечком. (29)Мама отдаст всё за то, чтобы ты стал настоящим человеком. (По И. Селивёрстовой*)

Задание 1. Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.
1) сердце бездонно (предложение 6)
2) способно простить (предложение 7)
3) сын вырвав сердце (предложение 8)
4) нелёгок был путь (предложение 9)
5) момент услышал (предложение 10)

Задание 2. Расставьте знаки препинания в предложениях 15–17 текста. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.
Они прижали нас к груди(1) защитив от невзгод и тревог. Мамина ладошка коснётся твоих волос(2) потреплет их игриво(3) и вот ушли все неприятности(4) и огорчения(5) как будто мама отвела их от тебя своей материнской рукой. Самое дорогое сокровище(6) самая большая ценность в нашей жизни(7) руки нашей мамы!

Задание 3. Вставьте пропущенные буквы в предложениях 25–28 текста. Укажите все цифры, на месте которых пишется буква И.
Сколько бы мы н..(1) говорили о мам..(2), этого будет мало. Каждая мама бескорыстно сдела..(3)т всё для своего ребёнка. Она будет переж..(4)вать за твою судьбу независ..(5)мо от того, сколько тебе лет. Она отруга..(6)т своего повзрослевш..(7)го ребёнка, а потом пораду..(8)тся за него и обязательно отметит все хорошие пер..(9)мены, которые произошли с её всегда маленьким родным человечком.

Задание 4. Раскройте скобки и запишите слово «шестьсот» в соответствующей форме, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
Самому древнему маяку из действующих до наших дней более (шестьсот) лет.

Задание 5. Замените словосочетание «мамины руки», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление.
Напишите получившееся словосочетание.

Задание 6. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Запишите номера ответов.
1) В стихотворении Дмитрия Кедрина говорится о том, что сын, вырвав своё сердце, отдал его возлюбленной.
2) Первое, что мы почувствовали в этой жизни, – материнские руки.
3) Мы редко задумываемся о том, как много внимания уделяет нам мама.
4) Мама переживает за тебя, пока ты маленький.
5) Сердце матери не способно простить предательства.

Задание 7. В предложениях 1–5 найдите слово с лексическим значением «скрытно, стараясь не привлекать внимания». Выпишите это слово.


Единая контрольная работа “ЕКР” по Русскому языку для 9 класса, вариант № 1001, 1002, 1003, 1004 задания, ответы – это уникальный материал для подготовки к ОГЭ, разработанный в соответствии с требованиями ФИПИ и форматом реального экзамена.