Конспект урока математики в начальной школе. Тема: Деление круглых чисел на однозначное число
Задачи:
– закрепить знания таблицы умножения;
– совершенствовать навык решения задач на уменьшение и увеличение числа в несколько раз;
– повторить геометрический материал по темам: «Прямоугольник», «Периметр прямоугольника»;
– развивать логическое мышление, концентрацию внимания, мелкую моторику рук учащихся, слух, внимание; воспитывать мотивацию к учебной деятельности.
Оборудование: тетради, карандаши цветные (фломастеры), наглядный материал к дидактической игре «Туристы», «шифровки» по количеству учащихся, стаканчики с фасолью, текст задачи, сундук, бумажные солнышки для обратной связи.
Ход урока
I. Организационный момент.
Проверяется готовность учащихся к уроку, наличие необходимых рабочих принадлежностей.
II. Закрепление изученного материала.
Учитель. Сегодня мы отправимся на поиски клада на остров Умножение. Нам предстоит собраться в путь, для этого нужно вспомнить таблицу умножения, которая поможет добраться до острова без проблем. Вы готовы? Тогда в путь!
1. Дидактическая игра «Туристы».
На доске изображен рюкзак и представлены картинки с нарисованными принадлежностями, необходимыми для туристов (по количеству учеников в классе), под которыми записаны примеры на умножение.
Учитель. Чтобы собраться в поход, следует правильно решить все примеры-«шифровки», потому что мы не знаем, в каком направлении двигаться. Чтобы справиться с этой сложной ситуацией, нам нужно расшифровать древнее послание.
Учитель раздает каждому ученику карточки с представленным зашифрованным словом.
Ответ: север.
Учитель помещает на доску карту путешествия.
Физкультминука
Учащиеся под руководством учителя выполняют движения по тексту.
Раз, два — выше голова.
(Выпрямиться, поднять голову вверх.)
Три, четыре — руки шире.
(Развести руки в стороны.)
Пять, шесть — тихо сесть.
(Сесть за столы.)
Семь, восемь — лень отбросим.
2. Графический диктант.
Учитель. Мы узнали направление движения и можем отправляться в путь. Смотрите, впереди огромная гора! Как же нам её обойти и не заблудиться?! Поможет в этом магический знак, который мы попробуем изобразить, написав графический диктант:
1) одна клеточка влево;
2) одна клеточка вверх;
3) одна клеточка вправо;
4) одна клеточка вверх;
5) две клеточки влево;
6) одна клеточка вверх;
7) две клеточки вправо;
8) одна клеточка вверх;
9) одна клеточка вправо;
10) одна клеточка вниз;
11) две клеточки вправо;
12) одна клеточка вниз;
13) две клеточки влево;
14) одна клеточка вниз;
15) одна клеточка вправо;
16) одна клеточка вниз;
17) две клеточки влево.
На доску вывешивается знак, который должен был получиться, и сравнивается учащимися с их результатом.
3. Работа с задачей.
За один рейс лодка может переправить на другой берег 3 человека. Сколько лодок понадобится, чтобы переправить 30 человек?
Учитель помещает на доску рисунок, иллюстрирующий задачу.
— О чем говорится в задаче?
— Каков вопрос задачи? Прочтите.
— Что нам известно? Как это записать?
— Что еще мы знаем? Как это записать?
— Что необходимо узнать в задаче? Как это записать?
— По сколько человек можно рассадить в лодки?
— При помощи какого действия можно это записать?
Самостоятельная запись решения.
30: 3 = 10 (л.)
Ответ: 10 лодок.
Учитель. Чтобы проверить решение, выкладываем ответ фасолью на столе.
4. Геометрическая задача.
— Вот мы и добрались до заветного места, только вот незадача, мы не знаем, в каком именно месте спрятан клад. Чтобы справиться с этим недоразумением, необходимо выполнить еще одно задание:
— Начертите прямоугольник со сторонами 4 см и 6 см. Найдите сумму длин сторон прямоугольника.
Р = 4 см • 2 + 6 см • 2 = 8 см + 12 см = 20 см.
Ответ: 20 см.
Учитель переворачивает свой прямоугольник, на обороте написано местонахождение клада: «Под деревом».
— И вот мы нашли клад! Но как открыть сундук?!
Мы должны правильно решить примеры и получившаяся цепочка чисел откроет замок на сундуке.
30 : 3 =
20 : 4 =
70 : 7 =
50 : 5 =
40 : 5 =
80 : 8 =
30 : 6 =
60 : 6 =
Ответы: 10, 5, 10, 10, 8, 10, 5, 10.
Учащиеся открывают сундук, находят в нем табличку со словом «знания» и конфеты.
III. Итог урока.
— Какие темы сегодня повторили?
— Вам понравился урок? Если «да» — нарисуйте улыбку на бумажном солнышке, если «нет» — грустную мордашку.
— Что вам понравилось больше всего? А что не понравилось?
Домашнее задание.
Решить примеры и раскрасить рисунок в соответствии с цветом ответа по теме «Деление круглого числа на однозначное число».