Духовно-нравственное воспитание личности на уроках английского языка с использованием ИКТ

Поделиться:

Духовно-нравственное воспитание личности на уроках английского языка с использованием информационно-коммуникативных технологий

Автор: Клюева Наталья Владимировна, учитель английского языка МБОУ СОШ№27 им. Ю. С. Кучиева г. Владикавказ РСО-Алания

В статье рассматриваются аспекты применения информационно-коммуникативных технологий в процессе духовно-нравственного воспитания личности на уроках английского языка. Материал статьи актуален для подготовки уроков и внеклассных мероприятий по английскому языку.

Духовно-нравственное воспитание личности  на уроках английского языка с использованием информационно-коммуникативных технологий

If we are to teach real peace in this world, and if we want to be proud of our country, we shall have to begin with the children.

Mohandas Gandi

Говорят, что писатель живет в своих произведениях, художник в картинах, скульптор — в скульптурах, а учитель — в мыслях, делах и поступках своих учеников. Первостепенной задачей учителя английского языка является приобщение учащихся к универсальным глобальным ценностям, формирование умения общаться с представителями других культур.

На сегодняшний день английский язык — это не просто интересная дисциплина, а важное средство для диалога культур. Постепенно английский язык становится инструментом международного общения  и общечеловеческого единения.

Перед учителем английского языка стоят современные задачи, открывающие дорогу инициативе, проявлению креативности, мотивирующие на поиск нового активного педагогического инструмента обучения. Учитывая тот факт, что сегодняшние учащиеся увлечены компьютером, таким мощным инструментом может быть использование информационно-коммуникативных технологий в учебно-воспитательном процессе. Исследователи в области современных информационных технологий в образовании (Б.Ю.Щербаков, М.И.Станкин и др.) рассматривают использование информационных технологий как «наиболее перспективное направление, интегративным  составляющим обучения, поскольку оно изначально ориентировано по своей, как технологической, так и социокультурной сути, на свободное, в достаточной мере самостоятельное и ответственное проективно-гибкое обучение».

Мною информационно-коммуникативные технологии используются в следующих направлениях:

— проведение уроков;

— создание презентаций и проектов;

— разработка и проведение внеклассных мероприятий, конкурсов;

— проведение электронного тестирование;

— создание портфолио;

— накопление и систематизация дидактического материала;

— календарно-тематическое планирование уроков.

Одним из наиболее перспективным является использование  информационно-коммуникативных технологий  в сфере духовно-нравственного воспитания учащихся. В результате реализации президентской программы по компьютеризации учебных заведений в каждой российской школе есть компьютер. Многие учащиеся знакомы с информационными технологиями, активно пользуются компьютером как в школе, так и дома. Через интерес к компьютерным технологиям можно изменить формы и методы духовно-нравственного воспитания школьников.

К сожалению, мы не можем часто вывозить школьников на экскурсии за пределы нашей республики и посещать знаменитые театры и музеи, но благодаря современным информационно-коммуникативных технологиям это стало возможным. Благодаря Интернету, находясь в классе, мы можем совершать виртуальные экскурсии по Эрмитажу и Британскому музею, по Третьяковской галерее и галерее ТЭЙТ, по Государственной Библиотеке в Москве и Библиотеке Конгресса США; смотреть постановки в Большом театре и Шекспировском театре и т.д.

При этом учащиеся не пассивно воспринимают представленную им информацию, а активно включаются в процесс сбора, обработки и систематизации электронного материала для подготовки презентаций и проектов. Эта работа способствует воспитанию чувства товарищества, развивает умение работать в группах, а также воспитывает учащихся толерантности, проявлению уважения как к друг другу, так и к представителям других культур. Так, учащиеся успешно выполняют проекты и создают презентации на темы ценностно-этического характера с самостоятельным выходом в глобальную сеть («We are friends», «My home is my castle», «The roots of my family», «How to resolve conflicts», «Around our country», «The greatest pages of Russian history» и т.д.). При создании и последующей затем защите творческой работы каждый учащийся в той или иной степени демонстрирует такие качества личности как упорство, смелость мышления, креативность, стремление добиться успеха.

В декларации третьего тысячелетия (United Nations Millenium Declaration), принятой ООН в сентябре 2000 года, приведен перечень ценностей, имеющих приоритетное значение для человечества: Freedom, Equality, Tolerance, Respect for nature, Shared responsibility. Работая в группах над проектами и презентациями, учащиеся приобретают эти ценности, учатся уважать друг друга, уважать право других людей отличаться от них, а также осознают, что принадлежать не только к окружающему им сообществу, но и являются субъектами всего мира.

На сегодняшний день очень важно проведение уроков, направленных на развитие терпимости, взаимопонимания, интеграции, взаимодействия. Проблема толерантности приобрела глобальные масштабы, на ней остановился в своём выступлении «Образование: необходимая утопия» председатель Международной комиссии по образованию для XXI века Жак Делор: «Возникает вопрос, как организовать совместную жизнь в «планетарной деревне» в условиях, когда мы не способны ужиться в рамках естественных сообществ: нации, региона, города, деревни, просто с соседом». Целая серия урок с использование информационных технологий посвящен этой проблеме. Так, на одном из занятий класс был разделен на три группы. Каждая группа подготовила проект, содержащий социокультурные сведения о трех державах: Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии, Соединенные Штаты Америки и Российская Федерация. Затем после презентации полученной информации совместно был создан проект «Globalization».

Нельзя не сказать и об использовании такого современного средства как интерактивная доска. В этом устройстве сочетается проекционная технология с сенсорным устройством, благодаря этому ученики имеют возможность быть «соучастниками» урока, выполняя различные упражнения на доске. Создание уроков для интерактивной доски — это очень интересный творческий процесс, требующий от учителя направленности на постоянный творческий поиск. С использованием интерактивной доски smart board мною были разработаны и проведены следующие уроки: «People and good jobs», «In the world of idioms», «Music — the soundtrack of our lives», «The law is the law», «The famous people of our city», «An ideal state». Подобные уроки способствуют активизации инициативы и творческого самовыражения учителя и учащихся, делает процесс обучения и воспитания одновременно увлекательны, интересным и эффективным.

Наблюдения и сопоставительный анализ результатов обученности классов, где информационно-коммуникативные технологии применятся в системе, показали следующее: учащиеся показывают более высокую степень мотивации, заинтересованности английским языком, демонстрируют достаточно хороший уровень коммуникативной компетенции и воспитанности, а также  отличаются информационной компетентностью и умением работать в группах, коллективе. Анкетирование, проведенное в этих классах, показывает:

— 85% учащихся считают, что уроки с применением информационно-коммуникативных технологий полезные и интересные;

— 52% полагают, что благодаря новым технологиям лучше усваивается учебный материал;

— 45% привлекает возможность проявить свои творческие способности при создании проектов и презентаций.

Безусловно, применение информационно-коммуникативных технологий способствует интенсификации учебно-воспитательного процесса, ведет к раскрытию и развитию личностных качеств учащихся, но как говорили древние римляне «Aurelia mediocritas!» , надо придерживаться правила золотой середины — толькое разумное сочетание традиционных и активных форм и методов обучения с применением информационно-коммуникативных технологий способствует достижению успеха.

Литература

1. Беляева Л.А., Иванова Н.В. Презентация PowerPoint и ее возможности  при обучении иностранным языкам, ИЯШ №4 2008.

2. Грушевицкая Т.Г., Попков В.Д., Садохин А.П. Основы межкультурной коммуникации: Учебник для вузов / Под ред. А.П. Садохина. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.

3. Федеральная программа развития образования от 15.05.2000 г. №1418, // Вестник образования. 2000.- №12

4. Щербаков Б.Ю. Парадигмы современного образования: человек и культура. — М.: Логос, 2001.