Конспект урока игры во 2 классе. Литературное чтение
Игра «Крестики-нолики»
Цели: в игровой форме познакомить учащихся с миром литературного чтения; обобщить знания, полученные на уроках литературного чтения в 1 классе; развивать память, речь, мышление, воображение.
Планируемые результаты: учащиеся должны уметь хорошо ориентироваться в учебнике, знать систему условных обозначений, легко находить нужную главу и нужное произведение в учебнике.
Оборудование: жетоны с крестиками и ноликами по количеству учащихся, карточки с заданиями для игры; игровое поле, разделенное на 8 квадратов.
Ход урока
I. Организационный момент
(Учащиеся вытягивают жетоны, на которых нарисован крестик или нолик. Таким образом все делятся на 2 команды. Садятся за 2 больших стола.)
Сегодня мы проводим информационно-развлекательную игру «Крестики-нолики». Число 8 является ее символом. В игре 8 конкурсов. Тема игры: «Самое великое чудо на свете». Перед вами поле, где указаны номера конкурсов, в которых вы будете участвовать. После каждого конкурса подводится итог, который отмечается на игровом поле знаком команды. В игре победит та команда, чьих знаков окажется больше.
II. Работа по теме урока. Проведение конкурсов
Конкурс 1. «Угадай-ка»
Задания дают каждой команде по очереди.
Задания для 1-й команды
1. Сели птицы на страницу,
Знают быль и небылицы. (Буквы.)
2. Еду по грядам,
Рву без счету,
А все цело. (Чтение.)
3. Шея длинная такая,
Хвост крючком,
И не секрет:
Любит всех она лентяев,
А ее лентяи — нет! (Двойка.)
4. Белый зайчик прыгает
по черному полю. (Мел и доска.)
5. Хоть не шляпа, а с полями,
Не цветок, а с корешком.
Разговаривает с нами
Всем понятным языком. (Книга.)
Задания для 2-й команды
1. На странице букваря
Тридцать три богатыря.
Мудрецов-богатырей
Знает каждый грамотей. (Алфавит.)
2. В школьной сумке я лежу.
Как ты учишься, скажу. (Дневник.)
3. Семя плоско,
Поле гладко;
Кто умеет,
Тот и сеет.
Семя не всходит,
А плод приносит. (Писать на бумаге.)
4. Скажи: кто дела так боится.
Как палки — пес,
Как камня — птица? (Лентяй.)
5. Страну чудес откроем мы
И встретимся с героями.
В строчках
На листочках,
Где станции на точках. (Книга.)
Конкурс 2. «Бросай-ка»
— Возьмите в руки новый учебник по чтению. Как он называется? («Литературное чтение».)
— Назовите, кто составил для вас этот учебник. (Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова, Л.А. Виноградская, М.В. Бойкина.)
— Назовите условные обозначения учебника, объясните их. (Дети называют, что обозначают голубой, зеленый и розовый прямоутольники, объясняют и другие знаки.)
— Прочитайте, как называется первый раздел учебника. («Самое великое чудо на свете».)
— Как вы думаете, что можно назвать самым великим чудом на свете? (Ответы детей.)
— А сейчас пришло время для взаимоиспытаний. Ваша задача — прочитать текст на с. 5, рассмотреть иллюстрации, составить 4 вопроса по содержанию для команды соперников.
(Команда, задающая вопрос, выбирает отвечающего и бросает ему мяч.)
— Что такое библиотека? (Это собрание книг, которые один человек или много людей собрали и хранят.)
Конкурс 3. «Счастливый случай»
1. Самая первая книга ученика. (Букварь.)
2. У кого смерть на конце иглы? (У Кощея Бессмертного.)
3. Кто первый тянул репку? (Дед.)
4. Кто любил Красную Шапочку, кроме мамы? В слове-отгадке 3 слога. (Бабушка.)
5. Кто жених Мухи-цокотухи? (Комарик.)
6. Столица нашей Родины. (Москва.)
7. Аппарат, на котором Баба-яга совершает полет. (Ступа.)
8. Продавец лечебных пиявок. (Дуремар.)
Конкурс 4. «Музыкальная пауза»
(Учитель включает песню «Танец маленьких утят», а команды должны исполнить:
1-я команда — «Танец маленьких котят», 2-я команда — «Танец маленьких щенят».)
Конкурс 5. «Заморочки из бочки»
(Каждой команде выдается мешочек с контейнерами от киндер-сюрпризов, в которых есть задания.)
Задания для 1-й команды
1. Жилище Бабы-яги. (Избушка.)
2. Сказочная скатерть. (Самобранка.)
3. Где хранится смерть страшного долгожителя, героя русских народных сказок? (На конце иглы.)
4. Кто из обитателей болота стал женой царевича? (Лягушка.)
5. Папа Буратино. (Карло.)
6. Девичья краса — длинная… (коса).
7. Имя мальчика, который стал козленочком. (Иванушка.)
Задания для 2-й команды
1. Сестрица Иванушки. (Аленушка.)
2. Деревянный мальчик. (Буратино.)
3. Необычный вид транспорта, на котором герой русской народной сказки попал к царю во дворец. (Печка Емели.)
4. Что мешало спать принцессе? (Горошина.)
5. В какой сказке зимой собрали цветы? («Двенадцать месяцев».)
6. Самая «болтливая» птица. (Сорока.)
7. Верный друг Гены. (Чебурашка.)
Конкурс 6. «Ситуация»
Вам будут предложены ситуации и ответы к ним. Выберите правильный ответ.
Задания для 1-й команды
1. Когда почтальон Печкин постучал в дверь, что ему ответили?
а) «Дерни за веревочку, дверь и откроется»;
б) «Кто там?»; +
в) «У нас все дома».
2. Кто появлялся перед солдатом, когда он начинал высекать огонь с помощью огнива?
а) джинн;
б) три собаки; +
в) двое из ларца.
3. Что подарили эльфы Дюймовочке?
а) пропеллер;
б) крылышки; +
в) обручальное кольцо.
Задания для 2-й команды
1. Сергей Михалков рассказывал о человеке огромного роста. Как его звали?
а) Емеля;
б) Степан; +
в) Иван.
2. Как звали девочку из сказки «Серебряное копытце»?
а) Машенька;
б) Настенька;
в) Даренка. +
3. Как называется одна из сказок Ш. Перро?
а) «Кот в сапогах»; +
б) «Кошка в сапогах»;
в) «Курочка в сережках».
Конкурс 7. «Называй-ка»
Выберите одну из карточек. На обратной стороне написано название сказки. Вам за короткое время нужно подготовить и показать пантомиму, чтобы соперники догадались, какая это сказка. (Карточки: «Теремок», «По щучьему веленью».)
III. Подведение итогов урока
— Давайте подведем итоги.
Вы немало потрудились.
Вот закончилась игра.
Вы чему-то научились.
Результаты знать пора!
(Оглашение результатов конкурсов.)
— Так что же мы считаем самым великим чудом на свете?
Домашнее задание
Подобрать пословицы о книге, суметь объяснить их смысл.
Автор: Кутявина С. В.