Конспект игры путешествия для 1 класса
Игра-путешествие в 1 классе. Тема: Солнце и звезды
Цели: формировать представление детей о Солнце и звездах, о планетах Солнечной системы, их разнообразии и размерах; развивать познавательный интерес учащихся.
Оборудование: иллюстрированный материал или слайды с изображением планет и Солнца; карта звездного неба; рисунок или бумажный макет космического корабля.
Ход занятия
I. Введение.
Сообщение темы и задач занятия.
— Сегодня — игра-путешествие на космическом корабле. Но корабль не простой, а волшебный. И полетит с нами вместе к звездам наш замечательный волшебник Звездочет.
II. Основная часть.
Начало путешествия.
1. «Цамба-Драмба».
— Сейчас мы прочитаем волшебные слова, которые и помогут нам отправиться в путешествие на межпланетном корабле.
Звездочет.
Говорят, что колдовство –
Ерунда и баловство.
Хоть не верю в ерунду я –
Потихонечку колдую:
«Цамба-Драмба-Гребешок,
Жаб зажаренных мешок,
Кроли-Троли-Профитроли,
Без горчицы и без соли.
Поколдую, пошепчу,
Посолю да поперчу,
Я подую, поколдую:
Сделай всё, что захочу! –
Сделай так, чтобы мне
Очутиться на Луне!»
Гаснет свет, «включаются» звездочки (на слайдах).
Звездочет.
На Луну — Ура! Ура –
Мчит космический корабль!
Подлетаем… Всё в порядке!
Выбрал место для посадки.
Трах! Бах! — Ну и ну! –
Прилунились на Луну!
«Космический корабль» прилуняется.
2. Луна — спутник Земли.
Звездочет. Что такое Луна? (Естественный спутник Земли) Луна находится от Земли на расстоянии 384 км. Поверхность (показ слайдов) в основном гористая, покрыта многочисленными кратерами ударного (метеоритного) происхождения. Лунный грунт — реголит. Первый человек ступил на поверхность Луны 21 июня 1969 года (Н. Армстронг, США).
Путешествие продолжается.
3. Солнце — звезда.
Звездочет. Как вы думаете, какая самая близкая к Земле звезда? (Солнце)
— Солнце — круг или шар? Земля — это… (шар). Если небесные тела похожи друг на друга, то и Солнце тоже имеет форму… (шара).
— Как вы думаете, далеко ли до Солнца?
Звездочет. Если бы турист пешком отправился к Солнцу, ему пришлось бы идти 3500 лет. На автомобиле понадобится около 200 лет, на самолете — почти 20 лет, на ракете — несколько месяцев. А вот солнечный лучик долетит до нас за 8 минут 19 секунд. И только солнечный лучик может рассказать, как жарко на Солнце: на его поверхности 6000 градусов.
— Что может Солнце?
— А что было бы без Солнца? Подумайте и расскажите.
Можно предложить детям для сравнения картинки с изображением цветущей планеты Земля и опустошенной.
4. Звезды и созвездия.
Звездочет. Солнце не просто светит днем, оно создает нам день. Днем не заметен слабый блеск других звезд. И только ночью, когда Солнца на небе нет, они становятся видны.
Звездочет. Представьте, что наступила ночь. Что вы можете увидеть на небе?
Загадка:
Поле не меряно… (небо),
Овцы не считаны… (звезды),
А пастух рогат… (месяц).
Звезды, как и Солнце, — раскаленные шары. Они находятся дальше, чем Солнце, разного размера (есть даже больше Солнца), и поэтому нам кажутся такими маленькими. Есть парные звезды, они расположены близко друг к другу. Звезд очень много, но человек без помощи специального прибора — телескопа может видеть только маленькую их часть.
Во время рассказа Звездочет показывает детям иллюстрацию звездного неба (или слайды), дети рассматривают, делятся впечатлениями.
— Чтобы людям было легче сосчитать звезды, их объединили в созвездия и дали имена.
Игра «На кого похожа?».
Детям раздать картинки с изображением различных созвездий. Одни, не показывая картинки, должны рассказать, какое у них созвездие (на кого похоже), а другие отгадывают. Звездочет сообщает правильное название созвездия, дети повторяют и запоминают.
Путешествие продолжается.
5. Планеты.
Звездочет обращает внимание детей на небесные тела, которые светятся, но не блестят, не мерцают.
Звездочет. Что это может быть? Вспомнил, это планеты.
Звездочет показывает иллюстрацию с изображением вращения планет.
— Сколько их здесь? (9)
— Одинаковые они или разные по размеру?
Дети рассматривают, сравнивают.
Звездочет. Представьте себе, что Солнце — это большой арбуз (выставляется картинка с изображением арбуза), то планета Юпитер будет выглядеть крупным яблоком. Сатурн — яблоко поменьше. Уран и Нептун напоминают вишню. Земля и Венера — это горошины. Марс, Меркурий, Плутон выглядят просто зернышками по сравнению с другими планетами. Найдите эти планеты на звездном небе.
Рассказ Звездочета о планетах.
Мы с вами живем в Солнечной системе, в большой «семье» планет, все они разные по величине, по природным условиям и по своему строению. Различными дорогами они летят вокруг Солнца. Кроме 9 больших планет, вокруг Солнца вращается множество мелких (астероидов).
Беседа «Зачем летают в космос?».
— Кто был первым космонавтом? (Юрий Гагарин)
Звездочет показывает фотографии.
— Сейчас космонавты долго живут и работают на космических станциях. Здесь они проводят научные исследования. Космос изучают при помощи автоматических приборов. Результаты наблюдений передают по радио и телевидению на Землю. Они дают информацию о погоде, циклонах, полезных ископаемых и др. Люди запускают в космос искусственные спутники.
— Для чего они это делают? (Приборы на них рассказывают о верхних слоях атмосферы)
Дети рассматривают иллюстрации.
Рисование «Спутник Земли».
Задание: нарисуйте свои искусственные спутники Земли, попробовав себя в роли художников-конструкторов.
Путешествие заканчивается.
III. Итог занятия.
Домашнее задание.
Звездочет раздает детям «заколдованные» листы бумаги (на них воском нарисованы созвездия) и просит их дома (по желанию), раскрасить и принести на выставку к следующему занятию.