Конспект классного часа по ПДД для младших школьников 3 класса. Тема: Уроки Пети Светофорова
Цели: пропаганда среди детей Правил дорожного движения Российской Федерации, формирование твердых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах; привлечение младших школьников к систематическому изучению и выполнению Правил дорожного движения.
Задачи: развивать у детей способность быстро оценивать уличную обстановку и ориентироваться в ней; обучать и воспитывать грамотных участников дорожного движения; формировать навыки грамотных пешеходов и пассажиров посредством игры в соответствии с Программой.
Оборудование: магнитная доска; макет дороги, таблички с названиями станций, сигнальные карточки; кукла — Петя Светофоров.
Ход классного часа
I. Организационный момент.
Учитель.
Здравствуйте, дорогие ребята!
Долгожданный дан звонок —
Это начался кружок.
А кружок расскажет всем,
Как без бед и без проблем,
Рано утром не спеша
Прийти в школу малышам.
Усаживайтесь удобно, ведь сегодня вы не просто мальчики и девочки, сегодня вы путешественники, которым предстоит исполнить различные жизненные роли. Перед тем как отправиться в дорогу, я предлагаю вам потереть ладошки (показывает).
Потёрли, теперь приложите их к своим щёчкам. Чувствуете тепло? Тепло — это жизнь, а жизнь — это самое дорогое, что у нас есть. Жизнь надо беречь.
II. Постановка цели занятия.
Учитель. Сегодня я предлагаю вам отправиться в увлекательное путешествие. А всегда ли путешествие проходит в условиях безопасности?
Ответы детей.
— Где нас могут подстерегать опасные моменты и ситуации?
Ответы детей.
— Что нам помогает их преодолевать?
Ответы детей.
— В нашем путешествии мы расширим и пополним знания по ПДД, которые являются самыми надёжными помощниками в преодолении опасностей и неприятностей, подстерегающих нас на улицах и дорогах.
Город, в котором мы с вами живем,
Можно по праву сравнить с букварем.
Азбукой улиц, проспектов, дорог
Город всё время даёт нам урок.
Вот она, азбука, над головой:
Знаки развешены вдоль мостовой.
Азбуку города помни всегда,
Чтоб не случилась с тобою беда.
— Кто считает, что знает все правила ПДД и умеет пользоваться ими, покажите зелёную сигнальную карточку.
— Кто знает все правила, но не умеет правильно их применять, покажите жёлтую карточку-сигнал.
— Кто не всё знает и не всё умеет, покажите красную карточку-сигнал.
Учитель. Ребята, я вижу, что нам еще многому предстоит научиться и многое узнать. Для того чтобы пополнить копилку своих знаний по ПДД, мы отправимся в школу Пети Свето- форова.
III. Путешествие.
Учитель. На каком транспорте вы любите путешествовать? Какие виды городского транспорта вы знаете? (Троллейбус, автобус, трамвай, машина, метро.)
Загадка.
Красный вагон по рельсам бежит,
Всех, куда надо, он быстро домчит.
Заливистый звон его нравится детям.
На чем же мы с вами, ребята, поедем? (Трамвай.)
Прикрепляется макет трамвая на доску.
— Я вам открою секрет: как сделать так, чтобы этот трамвайчик поехал. Главное в трамвае — звоночек, чтобы все знали, что мы едем, и уступали нам дорогу. А звенит он вот так… (показывает).
Дети повторяют движения за учителем.
— Ещё трамваю нужны двери, чтобы входить и выходить на остановках. «Двери закрываются» — руки сомкнуть впереди себя. «Двери открываются» — руки развести в стороны, помогаем голосом: ш-ш-ш-ш.
А про колёса забыли! Без них даже сказочные трамваи не двигаются. А стучать колёса будут вот так (топают с усилением звука). Стоп!
Молодцы! Когда мы идём по улице, мы кто? (Пешеходы.) Показывает плакат «Пешеходы».
— А когда мы едем в трамвае или в другом транспорте, мы кто? (Пассажиры.)
Показывает плакат «Пассажиры».
— Как должен вести себя в транспорте пассажир?
Ответы детей.
К доске прикрепляется и каждому ребенку раздается «Памятка пассажира».
— В путь! Двери закрываются, звенит звонок, стучат колеса (показ движений детьми).
— Стоп! Остановка. Двери открываются! (Ш-ш-ш.)
— Остановка «Школа Пети Светофорова».
Вывешивается таблица «Школа Пети Светофорова».
1
Появляется Петя Светофоров — кукольный персонаж.
Петя Светофоров. Здравствуйте, ребята! Я Петя Светофоров, житель города, а какого, догадайтесь.
В два ряда дома стоят,
Десять, двадцать, сто подряд.
И квадратными глазами
Друг на друга все глядят.
Приглашают вас, ребят,
В славный город — авто… (град).
Вывешивается таблица «Автоград».
Постановка проблемной ситуации.
Учитель. Ребята, чего не хватает в нашем городе?
Учитель создает на доске по мере поступления ответов макет улицы с неправильной дорожной ситуацией: дома, дороги, тротуары, перекрёстки, машины, пешеходы.
— Что такое дорога? (Дорога — это обустроенная, приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо искусственная поверхность сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы.)
— Что такое перекресток? (Перекресток — это место пересечения, примыкания или разветвления дорог на одном уровне.)
— Что такое тротуар? (Тротуар — это элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов.)
— Кто такой пешеход? (Пешеход — это лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге.)
— Ребята, всё ли в порядке на улицах нашего города?
— Нет.
Идёт оценка дорожной ситуации.
— Где должны ходить пешеходы?
— Где должны ездить автомашины?
— Какое движение на нашей улице: одностороннее или двустороннее?
— Где и как нужно переходить улицу?
— Что такое пешеходный переход?
— Как регулируется движение на улице?
— Какие сигналы светофора вы знаете?
— Ребята, назовите правила поведения пешеходов.
Дети называют правила поведения пешеходов.
Петя Светофоров прикрепляет на доску «Правила поведения пешеходов» и дарит ребятам памятки с этими правилами.
— А сейчас мы отправимся с вами в гости на станцию «Светофорная» в гости к Светофору.
Двери закрываются, звенит звонок, стучат колеса.
Стоп! Станция «Светофорная»!
2
Учитель вывешивает табличку с названием станции.
С виду грозный и серьезный,
Очень строгий светофор
С перекрёстка, с перекрёстка
На меня глядит в упор.
Всё, что хочет он сказать,
Я умею, я умею
По глазам его читать:
Свет зелёный, жёлтый, красный
Он сигналит не напрасно!
Игра «Собери светофор».
Петя Светофоров. Сейчас я проверю, как вы умеете читать сигналы светофора.
Группам детей раздаются пазлы.
— Ваша группа собирает пазл, который обозначает сигнал светофора «Стой!».
— Ваша группа собирает пазл, обозначающий сигнал светофора «Внимание!».
— А ваша группа собирает пазл, соответствующий сигналу светофора «Иди!».
Дети выполняют задание.
— Молодцы! Вы хорошо знаете сигналы светофора, и за это он дарит вам танец разноцветных огоньков.
Если горит зелёный свет, вы весело танцуете. Загорелся жёлтый — нужно остановиться и посмотреть налево и направо. Ну а если зажёгся красный — вы стоите на месте и грозите друг другу пальцем.
Дети под музыку танцуют, учитель меняет сигналы светофора.
— Мы хорошо с вами отдохнули, а теперь отправляемся дальше, на следующую станцию.
3
Учитель. Двери закрываются. Звенит звонок, стучат колёса.
Стоп! Станция «Игровая!»
Вывешивается табличка с названием станции.
— Ребята, посмотрите, а чего ещё не хватает в нашем городе на нашей улице? (Дорожных знаков.)
-Какие виды дорожных знаков вы знаете? (Предупреждающие и запрещающие.)
-Предупреждающие знаки — в треугольнике с красной обводкой. А запрещающие — это круг с красной обводкой. Сейчас мы с вами закрепим полученные знания.
Игра «Найди нужный знак».
Учитель делит детей на две команды, которые выстраиваются в колонны.
Задание первой команде: собрать предупреждающие знаки, второй — собрать запрещающие знаки.
По одному игроки команд должны добежать до цели (цель — сложенные вперемешку таблички с изображёнными на них дорожными знаками), выбрать нужный знак, вернуться к своей команде.
По окончании эстафеты — проверка выбора нужных знаков (обязательно повторить, какой это знак, что он обозначает).
Чтобы руки были целы,
Чтобы ноги были целы.
Знаки эти надо знать!
Надо знаки уважать!
— Молодцы! Запомните эти знаки: они ваши надёжные помощники! А в награду за отличную работу наш трамвай отвезёт вас в сказку.
4
Учитель. Двери закрываются, звенит звонок, колёса стучат.
Стоп! Двери открываются. Остановка. Станция «Сказочная».
— Ребята, вы узнали героя сказки? (Емеля.)
— Да, это Емеля. Вы помните, что Емеля отправился к царевне Несмеяне, чтобы рассмешить её. Но у нас не один Емеля, а целых три. Чтобы узнать, чей Емеля быстрее доедет до царевны, надо выполнить следующие задания.
Викторина «Будем ЗНАКомы».
1. Дорожный знак «Дети».
1) Ура! Уроки отменены!
2) Дети.
2. Дорожный знак «Светофорное регулирование».
1) Шарики без роликов.
2) Светофорное регулирование.
3. Дорожный знак «Дорожные работы».
1) Клад кота Леопольда.
2) Дорожные работы.
4. Дорожный знак «Пешеходный переход».
1) По роялю ходить запрещено.
2) Пешеходный переход.
Емеля продвигается дальше.
Конкурс «Загадки».
Ожидаешь ты посадки
На отведённой площадке,
Не нужна тебе сноровка
Это место — … (остановка).
Вот стоит на мостовой
Рослый, статный постовой.
Крутит, вертит головой,
Всем прохожим говорит:
«Путь сейчас для вас открыт». (Регулировщик.)
Чудо-палочка, она
Всем знакома, всем видна.
Днём заметна,
А под вечер
Изнутри освещена. (Жезл регулировщика.)
Емеля продвигается дальше.
Конкурс «Отгадай кроссворд».
1. Место, где мы живём. (Город.)
2. Цель изучения правил дорожного движения. (Безопасность.)
3. Что включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары и обочины? (Дорога.)
Определяется победитель. Награждение.
IV. Итог.
Учитель. Ребята, изменился ли сигнал вашего светофора, с которым мы работали в начале урока? Поднимите, пожалуйста, свои сигнальные карточки. Молодцы! Мы сегодня узнали много новых правил.
— Как вы думаете, их достаточно для того, чтобы сохранить свою жизнь в условиях города и вступить с этими знаниями во взрослую жизнь?
Ответы детей.
— Да, мы приподняли с вами планочку ваших знаний вверх, но с каждым годом нам нужно поднимать её выше и выше, поэтому у нас впереди ещё много встреч с Петей Светофоровым.
Автор: О. В. Басюк