Конспект классного часа для 1 класса
Цели: учить чувствовать настроение другого, быть внимательным к близким людям, помогать им, поддерживать в трудную минуту; учить анализировать свое поведение, свои поступки; развивать воображение.
Оборудование: платок, фартук, клубок ниток, спицы, газета, кастрюля, тарелка, ложка.
Ход классного часа
Актуализация знаний
(Подготовленные ученики читают стихотворение С. Погорельского «Попробуй волшебником стать».)
Стать добрым волшебником
Ну-ка попробуй!
Тут хитрости
Вовсе не нужно особой!
Понять и исполнить желанье другого
Одно удовольствие, честное слово!
На клумбе цветок — его листья повисли.
Грустит он, о чем? Угадал его мысли?
Он хочет напиться. Эй, дождик, полей!
И дождик струится из лейки твоей.
А что же сестренка скучает в сторонке?
Волшебное что-нибудь сделай сестренке!
И ты обернулся ретивым конем –
Галопом сестренка помчалась на нем!
Хоть мама еще не вернулась с работы,
Нетрудно узнать ее думы — заботы:
«Вернусь — хорошо бы пошить, почитать,
Да надо с уборкой возиться опять».
И ты совершаешь веселое чудо:
Ковер засверкал, засияла посуда!
И ахнула мама, вернувшись домой:
«Да это как в сказке! Волшебник ты мой!»
Учитель. Ребята, а вы поняли, как мальчику удалось стать волшебником?
(Выслушиваются ответы ребят.)
Игра с превращениями (инсценировка ситуаций)
Ситуация 1
Учитель. А теперь садитесь поудобнее и закройте глаза.
(В это время учитель завязывает себе платок, надевает передник, превращаясь в бабушку. По хлопку дети открывают глаза.)
Ребята, кто я теперь?
Ученики. Бабушка.
Учитель. А кто из вас будет мне внучонком или внученькой?
(Выбираются по желанию.)
Сейчас мы посмотрим, может ли мой внучек (внучка) понять и исполнить желание другого.
(На стол выкладываются клубок ниток, спицы, газета.
Бабушка делает вид, что ищет что-то. Через некоторое время спрашивает внука: «Ты, внучок, не видел ли мои очки?» Если внук догадывается помочь бабушке найти очки, то бабушка рада: «Ой, спасибо тебе, вдвоем-то искать веселее!» Если внук не помогает, то горько вздыхает: «Полдня ищу! Ни вязать, ни газету почитать».)
Обсуждение
— Как вел себя внук по отношению к бабушке? Помогал искать очки? Какой он? Что о нем можете сказать? Как бы вы поступили на его месте? Почему? (Дети, отвечая на вопросы, рассуждают.)
Ситуация 2
Учитель. Продолжим играть.
(Выбирают другого «внука».
На столе появляется кастрюля, тарелка, ложка.)
— Иди, внучек, кушай! (Сама бабушка расстроена, всхлипывает, вытирает платком глаза.)
— Я тут тебе супчику сварила, иди, милый, покушай! (Вытирает платком глаза, опять всхлипывает.)
— Не обожгись,- горячий супчик! Ешь, мой хороший!
(Если внук ни о чем не спрашивает, то игра заканчивается. Если спросил, то бабушка объясняет причину своего расстройства, при этом благодарит внука за заботу.)
Обсуждение
— Что случилось с бабушкой? По чему это было заметно? Как поступить в такой ситуации? А с вами было подобное? Что вы чувствовали? (Выслушиваются высказывания детей.)
Учитель. Ну вот, окончена игра, и с бабушкой прощаться нам пора.
Физкультминутка
Мы посуду мыли сами.
Помогали дружно маме,
(Имитируют движения мытья посуды.)
А потом мы постирали
И белье прополоскали.
(Показывают, как стирают и полощут белье.)
Ситуация 3. Дед и внуки
У нас гуляют во дворе два мальчика, два братца.
За ними нашей детворе в футболе не угнаться.
Легко ли бегать целый день,
Порою против ветра,
Да так, что собственная тень
Отстанет на полметра!
Но вот во двор выходит дед
Позвать внучат к обеду.
— Здесь вашим внукам равных нет! –
Заметил кто-то деду.
Дед неохотно молвил: «Да…»
Потом добавил строже:
— Я обгоняю их всегда, когда звонят в прихожей,
Когда нам срочно нужен хлеб или не хватит соли,
Хоть я и стар, и полуслеп, и… не мастак в футболе.
Э. Островская
Обсуждение
— Можно ли мальчиков назвать внимательными, предупредительными? О чем надо задуматься этим ребятам? Понаблюдайте, не случается ли таких ситуаций в вашем доме.
Вывод
Учитель. Как по-вашему, ребята, ваши мамы и бабушки, а также папы и дедушки любят, когда вы их радуете? А как часто вы их радуете? Вспомните, пожалуйста, кого и как вы порадовали совсем недавно. Поделитесь с нами.
(Дети рассказывают о своей помощи близким.) А вот если вы заболели, как поступает мама? Ученики. Она лечит, заботится, кормит чем-то вкусным, переживает.
Учитель. А если мама заболела, то как вы поступаете? (Выслушиваются ответы детей.)
Давайте послушаем стихотворение Е. Благининой «Посидим в тишине».
Мама спит, она устала.
Ну и я играть не стала.
Я волчка не завожу,
Я уселась и сижу.
Не шумят мои игрушки,
Тихо в комнате пустой,
А по маминой подушке
Луч крадется золотой.
И сказала я лучу:
«Я тоже двигаться хочу.
Я бы многого хотела:
Вслух читать и мяч катать,
Я бы песенку пропела,
Я б могла похохотать,
Да мало ль я чего хочу!
Но мама спит, и я молчу.
Луч метнулся по стене,
А потом скользнул ко мне:
«Ничего, — шепнул он будто,-
Посидим и в тишине».
Учитель. Кто из вас поступает так, как эта девочка? А если вы заметите, что у мамы грустные глаза, как вы теперь поступите?
Ученики. Надо спросить, что случилось.
Учитель. А я знаю лекарство от грусти и слез. Оно помогает всем: и мамам, и бабушкам, и сестренкам. Я его могу вам подарить, но унесет его с собой тот, кто запомнит наизусть волшебные слова. Если в доме кто-то плачет, вы ему скажите, что
Ежик, ходит он в лесу
С барабулькой на носу.
Ежик ей ладошкой машет,
А она поет и пляшет.
Если хочешь, мы с тобой
Завтра тоже в лес пойдем
И такую барабульку
Обязательно найдем!
Ученики. Они смешные, озорные, и сразу становится весело. (Учим это стихотворение наизусть, можно придумать движения и выполнять их, декламируя данное стихотворение.)
Подведение итогов
— Что вы сегодня запомнили? О чем надо помнить всегда?
Домашнее задание
Нарисовать Барабульку. (Если позволяет время данного урока, то можно нарисовать и на уроке.)
Автор: Н.М. Ивонина