Классный час ко Дню рождения поэта «А. С. Пушкин — великий русский поэт»
Цели: познакомить детей с некоторыми страницами биографии поэта, пробудить интерес к его творчеству, создать целостный гармоничный облик поэта; развивать познавательный кругозор детей; воспитывать интерес к познанию, формировать гражданскую позицию.
Оборудование: портрет поэта, подсвечник со свечой, пианино, презентация с иллюстрациями из альбома «А. С. Пушкин»: портреты матери, отца, сестры Ольги, брата Льва, барельефы няни, фотографии старинной Москвы, лицея в Петербурге; иллюстрации художников к сказкам; рисунки детей по произведениям поэта; выставка книг; музыкальное сопровождение.
Запись на доске: …
Великим быть желаю,
Люблю России честь….
Учитель. Наш разговор об этом гениальном человеке мы начнем не совсем обычно. Моя бывшая ученица Татьяна исполнит романс «Л помню чудное мгновенье…» на стихи А. С. Пушкина, а музыку написал композитор М. Глинка.
— Сегодня наш классный час пройдет в форме литературной гостиной. Музыкальное сопровождение будет обеспечивать наша ученица, успешно занимающаяся в музыкальной школе.
Ведущий 1. А. С. Пушкин! Когда мы впервые услышали это имя? Конечно же, в раннем детстве. Трудно найти человека, который не знал бы и не читал замечательные произведения великого русского поэта.
Еще при жизни его называли «незаходящим солнцем русской поэзии».
Прошло уже более 210 лет со дня его рождения, а наша любовь к нему не ослабевает, стихи его читаются с большим интересом.
Ведущий 2. Сегодня мы лишь прикоснемся к некоторым страницам его жизни, вспомним замечательные произведения поэта. И в память о нем зажжем свечу у портрета.
Во время классного часа педагог обращается к подготовленной заранее слайд-презентации.
Слайд 1.
Появляются поочередно на экране: фотографии А. С. Пушкина в детстве, во время учебы в Лицее, его автопортреты и т. д.
Учитель. Кто из вас знает дату и место рождения поэта? (Ответы детей.)
Слайд 2.
Показ слайда: А. С. Пушкин родился 6 июня 1799 года в Москве.
Учитель. В этом году мы будем отмечать его 217-й день рождения.
Ведущий 1.
Москва! Как много в этом звуке
Для сердца русского слилось,
Как много в нем отозвалось!
— Москва пушкинского детства поражала богатством одних и жалким существованием других людей. В Москве того времени красовались великолепные башни Кремля, красивейшие соборы, церкви, дома местной знати. А рядом с ними ютились жалкие жилища бедноты.
Ведущий 2. В то время, когда родился Пушкин, столицей России был город Петербург. Москва же была тем местом, куда зимой собиралось русское дворянство, жившее летом в деревнях и селениях. И Москва становилась «культурным центром». Во всех домах гремела музыка, молодежь веселилась на балах.
Звучит фортепианная музыка, а на ее фоне ученики ведут рассказ.
Ученик 1. Но была еще и другая Москва — образованная. Все больше знатных людей хотело жить в Москве. В городе строились великолепные дворцы, библиотеки, университеты, театры. Там стали издаваться книги, по которым училась читать и писать вся Россия.
Ученик 2. Дом Пушкиных относился к образованным домам того времени.
Слайд 3.
На слайде — отец поэта.
Отец поэта Сергей Львович Пушкин — потомок знатного рода, который имел свой фамильный герб. Он очень любил литературу. Дружил со многими известными тогда русскими писателями, сам собрал большую библиотеку.
Слайд 4.
На слайде — мать поэта.
Ученик 1. Мать поэта Надежда Осиповна до замужества носила фамилию Ганнибал. Она была образованна, остроумна, необыкновенно красива, любила развлечения и всегда блистала на балах.
Слайд 5.
На слайде — дядя поэта.
— А дядя Пушкина Василий Львович, брат отца, был довольно известным в то время поэтом.
Ученик 2. Дом Пушкиных с удовольствием посещали многие знаменитые люди: Н. М. Карамзин, В. А. Жуковский. С произведением последнего мы с вами познакомились совсем недавно. И маленькому Саше Пушкину с детства приходилось становиться свидетелем литературных споров, слушать новейшие произведения.
Слайд 6.
На слайде — семья Пушкиных.
Учитель. В семье Пушкиных было 5 детей. В живых осталось трое: старшая Ольга (она была первой слушательницей ранних стихов поэта), Александр и Левушка.
Всю свою любовь мать отдавала младшему сыну Льву. А Александр рос молчаливым и замкнутым мальчиком.
— Расскажите, что вы знаете о детстве поэта.
Ученик 1. В то время в дворянских семьях было принято нанимать воспитателей для детей из числа иностранцев. Как правило, это были французы. Назывались они гувернерами. И семья Пушкиных не была исключением. Детей в ней воспитывали французы-гувернеры.
Ученик 2. Маленький Саша с детства пристрастился к чтению книг. Перечитывал их много раз. В основном он читал на французском языке. Это были Вольтер, Мольер. Пушкин любил говорить: «Чтение — вот лучшее учение».
Ученик 3. Благодаря книгам он с детства прекрасно знал французский язык и литературу. Любил разыгрывать перед сестрой маленькие комедии. Эта любовь к театру сохранилась в нем на всю жизнь.
Слайд 7.
На экране — запись:
• Родители.
• Французы-гувернеры.
• Арина Родионовна Матвеева.
• Бабушка со стороны матери.
Учитель. Вы уже знакомы с творчеством А. С. Пушкина — стихотворениями, сказками. Скажите, кто из этих людей повлиял на воспитание маленького Саши, а затем и на его творчество? (Ответы детей.)
— Французы-гувернеры не оставили ничего примечательного в сердце ребенка. Но ему очень повезло, что уже с раннего возраста он был связан с русской народной жизнью и имел возможность слышать меткую, образную русскую речь.
Ведь и бабушка поэта, и крепостная няня Арина Родионовна стали настоящими воспитателями и самое главное — дорогими его сердцу людьми.
Звучит музыка.
Ведущий 1. Когда Александру было 5 лет, его бабушка купила маленькое село Захарово, находящееся под Москвой. Оно располагалось в живописном месте. Здесь была и березовая роща, и пруд, и еловый лес, и речка.
Впервые дети попали в деревню. Именно там Саша развеселился, разыгрался. Он не сидел теперь целыми днями в библиотеке, а книги он мог читать и на берегу реки, и в роще… Бабушка вместо сказки на ночь рассказывала ему необыкновенную историю семьи Ганнибал.
Звучит народная музыка.
Ведущий 2. А как проходили праздники в деревне! Пушкины ходили туда слушать русские народные песни и смотреть, как девушки водят хороводы. Все здесь было такое милое и родное! Находясь в деревне, мальчик не раз наблюдал, как тяжело живется крепостному народу, как поет народ про свое житье грустные-прегрустные песни.
Музыка прекращается.
Ученик.
Вспоминая свое детство, поэт писал:
Мне видится мое селенье,
Мое Захарово.
На холмах домик мой; с балкона
Могу сойти в веселый сад…
Где старых кленов темный ряд
Возносится до небосклона,
И глухо тополи шумят.
Ученик 1. А. С. Пушкин стал сочинять уже в 8 лет. Много бессонных ночей он проводил в кабинете отца за чтением книг. Он имел необыкновенную память.
С русской поэзией его познакомила няня. Ее песни и сказки запомнились ему на всю жизнь. Многие рассказы он записывал, а затем использовал их сюжеты в своих сказках, романе «Евгений Онегин».
Звучит музыка.
Ученик 2. Некоторые стихи Пушкина не нравились людям, которые в то время руководили страной, потому что в них он призывал людей к свободе, освобождению от рабства. И царь принимает решение: выслать А. С. Пушкина из Петербурга на целых 4 года в глухие места. Он едет сначала в южную ссылку (Новороссия, Крым), а затем в село Михайловское. Добрая няня разделила с ним его участь. Именно там они особенно сроднились и подружились.
Ученик 3. В длинные зимние вечера в ветхом доме Арина Родионовна рассказывала поэту сказки. (Сейчас в Михайловском существует домик-музей.) Валил снег, ветер пел в печных трубах, жужжало веретено… и сказочный мир расцветал вокруг поэта. Александр Сергеевич, выражая свою любовь к няне, посвящал ей свои стихи.
Ученик читает стихотворение «Няне» («Подруга дней моих суровых…»).
Учитель. Но вернемся немного назад. Свое детство он провел в Москве. Поэт писал:
Края Москвы, края родные,
Где на заре цветущих лет
Часы беспечности я тратил золотые…
А юность поэта прошла в городе Петербурге. Он учился в Царском Селе, в Лицее. Чтобы учиться в этом учебном заведении, нужно было сдать вступительные экзамены, которые Александр выдержал с честью.
Ведущий 1. В Лицее у него появилось очень много преданных друзей, которые высоко ценили его талант писать стихи. Петербург нравился юному поэту, и он посвятил ему свои стихотворения.
Ученик читает стихотворение «Люблю, тебя, Петра творенье…».
Слайд 7.
На слайде — картина И. Е. Репина «Пушкин на лицейском экзамене в Царском Селе 8 января 1815 года».
Ведущий 2. Когда мы слышим имя Пушкин, то вспоминаем знакомый облик: вьющиеся волосы, бакенбарды, большой рот с полными губами, ясные глаза.
Много раз Пушкин изображал себя сам. Это называется автопортрет. Сохранилось около 90 его автопортретов. Он рисовал несколькими штрихами, очень точно передавая свои характерные особенности.
Слайд 8.
Учитель. Его профиль можно найти на полях рукописей, среди стихов. Сохранились его черновые тетради, письма, которые являются великим сокровищем русской культуры. Они хранятся в специальных сейфах в Пушкинском доме-музее в Петербурге.
Пушкин — первый русский поэт, который заговорил простым народным языком. Этот язык в его стихах, сказках, он льется свободно и звонко, как прозрачный родник. Поэт прекрасно владел русским языком и постоянно его изучал. Стихи Пушкина можно читать и слушать много раз. Они легко заучиваются.
В день рождения поэта в Москве, Петербурге, Михайловском, Болдине, то есть там, где он когда-то жил, проходят праздники пушкинской поэзии. На них звучат стихи великого поэта.
Представим себя участниками одного из таких праздников и еще раз насладимся этими произведениями. (Стихи по желанию читают дети; желательно, чтобы прозвучали и стихи о природе и отрывки из сказок.)
Учитель. Надо отметить, что специально для детей А. С. Пушкин сказок не писал, но они стали любимыми всем русским народом, особенно детьми. «Что за прелесть эти сказки! — говорил поэт. — Каждая есть поэма!» Он перенес в них образы народной фантазии: золотую рыбку, царевну Лебедь, Черномора и морских богатырей, затейницу белку, высмеял и осудил злых бояр, царей.
Слайд 9. Иллюстрации к сказкам.
Учитель. Первые иллюстрации к сказкам появились еще при жизни поэта. Их рисовали большие мастера своего дела — русские художники И. И. Левитан, И. Е. Репин, В. М. Васнецов и др. (Обращение к выставке рисунков.)
— А это наши дети старались проиллюстрировать работы А. С. Пушкина.
Звучит произведение Баха. Дети с учителем рассматривают и анализируют рисунки учащихся.
Ведущий 1. Погиб А. С. Пушкин очень рано — в 37 лет, на дуэли. Похоронили его в Псковской губернии в ограде Святогорского монастыря, недалеко от села Михайловское.
Слайд 10.
На слайде — памятники на месте дуэли и на могиле поэта.
Ведущий 1. Люди в благодарность за его творчество, назвали именем поэта город (бывшее Царское Село), площади и улицы в Москве, Петербурге, театры, библиотеки, школы, парки.
Стихи А. С. Пушкина переведены на многие языки мира, они стали основой для балетов, романсов. Сюжеты пушкинских произведений актуальны и в настоящее время.
Слайд 11.
Текст на слайде:
Великим быть желаю,
Люблю России честь…
Гасится свеча перед портретом поэта.
Автор: И. П. Лупанова