Классный час «Без друзей меня чуть-чуть», 4 класс

Поделиться:

Сценарий классного часа для учащихся начальной школы «Без друзей меня чуть-чуть»

Цели деятельности педагога: создать условия для формирования у детей доброжелательного отношения к окружающим их людям, умений ценить друзей, дружбу, заботиться о близких людях; способствовать формированию ценностного отношения ребенка к себе и окружающим его людям, дружного и сплоченного коллектива; развитию артистических способностей у детей; на основе примеров и жизненного опыта детей показать важность и ценность настоящей дружбы.

Воспитательные результаты:

— результаты первого уровня: приобретение школьниками знаний о важности и ценности доброжелательного отношения к окружающим, дружбы, ее законах и правилах; овладение способами самопознания, рефлексии;

— результаты второго уровня: формирование ценностного отношения к дружбе, осознание важности и ценности настоящей дружбы.

Оборудование: запись песни «Улыбка» (муз. В. Шаинского, ел. М. Пляцковского); плакаты «Дружба в классе не нужна», «Дружба в классе нужна»; фотографии мам; вырезанные из бумаги цветы.

Сценарий занятия

I. Сообщение темы занятия.

— Сегодня мы будем вести разговор о дружбе, выясним, что такое настоящий друг, умеете ли вы дружить. Стихотворения и рассказы, ваши личные наблюдения помогут вам понять, важно ли иметь друга и кто может стать вашим настоящим, надежным другом.

Игра «Займи позицию».

В противоположных концах класса вывешиваются два плаката; на одном написано «Дружба в классе не нужна», на другом — «Дружба в классе нужна». Учащимся предлагается определить свою позицию.

Мозговой штурм «Дружба — это…».

Учащиеся высказывают свои мысли. Учитель подводит итог и дает определение понятию «дружба».

II. Беседа о дружбе.

— Дружба — это близкие отношения, основанные на взаимном доверии, преданности, общности интересов, идей, целей. Дружба связывает не только отдельных людей, но и целые коллективы, предприятия, классы. Есть дружба народов, существуют особые дружеские отношения между странами.

• Зачем дружба нужна людям?

• Кто такие друзья?

• Какого человека можно назвать другом?

— Друг — это человек, который непременно поможет в трудную минуту, с которым можно поделиться и радостью, и печалью, которому можно доверить самые сокровенные желания и тайны.

Подготовленный ученик читает стихотворение.

ТРЕБУЕТСЯ ДРУГ

Все живут, не тужат, а со мной не дружат!

…………………………………..

Предлагаю Ильиной: «Ты дружи со мной одной».

Есть разряд у Ильиной и девчонок свита.

Подружусь я с Ильиной — стану знаменита.

Все пятерки до одной у Светловой Нади.

Я прошу: «А ты со мной подружись хоть на день.

Будешь ты меня спасать — дашь контрольную списать».

А девчонки на дыбы! Говорят: «Молчала бы!»

Не вставать же на колени, уговаривать подруг…

Напишу я объявленье: Срочно требуется друг.

А. Барто

— Как вы думаете, какими должны быть друзья? (Верными, надежными.)

— Чем отличаются слова «друг», «товарищ», «приятель»?

— Какими качествами должен обладать настоящий друг? (Честный, преданный, порядочный, скромный, доброжелательный.)

Физкультминутка

Хлопайте в ладоши,

День такой хороший!

Вдвое веселее,

Если рядом друг.

Протяните руку,

Улыбнитесь другу,

И добрее станут

Сразу все вокруг!

— Какие отношения должны быть между друзьями?

III. Чтение и анализ литературных произведений.

Подготовленный ученик читает стихотворение.

ВРЕДНЫЕ СОВЕТЫ

Если друг твой самый лучший

Поскользнулся и упал,

Покажи на друга пальцем

И хватайся за живот.

Пусть он видит, лежа в луже, —

Ты ничуть не огорчен.

Настоящий друг не любит

Огорчать своих друзей.

Г. Остер

— Вам понравились советы «настоящим друзьям»? Почему?

— Как нужно поступить в этой ситуации?

— Как можно переубедить героя стихотворения изменить его представление о дружбе?

— Как помочь ему стать добрее, внимательнее?

— Что такое уважение? (Уважение — это почтительное отношение к человеку.)

— Что такое взаимопомощь и дружба? (Взаимопомощь — это взаимная помощь, помощь друг другу; дружба — это уважительные отношения между людьми, помогающими друг другу.)

— Что такое порядочность и честность? (Порядочность — это выполнение человеком своих обещаний, честность — это умение всегда говорить правду.)

Подготовленные учащиеся читают стихотворения о дружбе.

БЕРЕГИТЕ ДРУЗЕЙ

Знай, мой друг, вражде и дружбе цену,

Ты судом поспешным не греши.

Гнев на друга, может быть, мгновенный,

Изливать покуда не спеши.

………………………….

Люди, я прошу вас, ради бога,

Не стесняйтесь доброты своей,

На земле друзей не так уж много:

Опасайтесь потерять друзей.

Р. Гамзатов

* * *

Иметь на свете друга совсем не так-то просто.

Приходится тянуться, раз друг большого роста.

А если привязался ты к маленькому другу,

Приходится нагнуться, чтоб оказать услугу.

 

Друзей не выбирают, друзей находят просто.

Какой уж попадется — такого будет роста.

И ты не хвастай другом огромной высоты,

Куда важнее в дружбе, какого роста ты.

Л. Устинов

* * *

Кто в дружбу верит горячо,

Кто рядом чувствует плечо,

Тот никогда не упадет,

В любой беде не пропадет,

 

А если и споткнется вдруг,

То встать ему поможет друг!

Всегда в беде надежный друг

Ему протянет руку.

С. Михалков

* * *

Если есть друзья на свете –

Все прекрасно, все цветет.

Даже самый сильный ветер,

Даже буря не согнет.

 

Мы и в дождь, и в снег, и в стужу

Будем весело шагать.

При любой погоде дружим –

Дружбы этой не порвать.

 

И любой из нас ответит,

Скажут все, кто юн и смел:

Мы с тобой живем на свете

Для хороших, славных дел.

И. Пшеницын

* * *

Раздаются порой голоса,

Что чудес никаких не имеется.

Есть на нашей Земле чудеса,

Но их надо найти, разумеется.

 

Дружба — главное чудо на свете всегда.

Сто открытий — для всех настоящие.

И любая беда не беда,

Если рядом друзья настоящие.

 

Друг не будет смотреть свысока,

Наизусть он характер твой выучит.

Нужно верить, что друга рука

В трудный час обязательно выручит.

— Вспомните слова с корнем -друж-.

— Именно дружить, общаться с людьми надо учиться с детства. Нельзя оставаться равнодушным к чужому горю; надо всегда помнить, что человек живет один раз, поэтому каждый день нужно творить добро.

Не стой в стороне равнодушно,

Когда у кого-то беда.

Рвануться на выручку нужно

В любую минуту, всегда.

 

И если кому-то поможет

Твоя доброта, улыбка твоя,

Ты счастлив, что день

Не напрасно был прожит!

Что годы живешь ты не зря.

 

Будь весел, чтоб радостней стало

Тому, с кем подружишься ты,

Чтоб каждому в жизни хватало

Прекрасной людской доброты.

 

Услышишь ты песенку чью-то,

И станет светлее кругом:

Волшебное самое чудо

Мы дружбой недаром зовем.

М. Пляцковский

— За что люди ценят дружбу? (За то, что другу можно доверить самые сокровенные тайны и не бояться, что о них узнают окружающие. Друг всегда выручит и поможет.)

— А вы сами умеете дружить? Много ли у вас друзей? Что вы делаете для того, чтобы сохранить дружбу?

— Как вы понимаете смысл пословицы «Не имей сто рублей, а имей сто друзей»?

— Всегда ли все гладко и хорошо в отношениях друзей? Могут ли друзья ссориться, спорить, мириться? Почему? (Ссорятся, потому что у каждого человека своя точка зрения на происходящее и каждому человеку свойственно ошибаться. Твое мнение не всегда может совпадать с мнением товарища. А мирятся потому, что если это настоящие друзья, то они не могут друг без друга. Они всегда простят друг другу ошибки.)

Обсуждение и проигрывание проблемной ситуации: «Кристина потеряла во время прогулки на площадке свою заколку. Она очень расстроена и готова заплакать. Заметив это, Максим подошел к ней, попытался успокоить девочку и предложил вместе поискать потерянную заколку». (Дети обыгрывают ситуацию. Обращают внимание на моральную помощь, которая выражается в сочувствии в связи с потерей.)

IV. Мама — близкий друг.

— Объясните пословицу «Нет лучше дружка, чем родная матушка». Кто ваш самый верный друг? (Мама.)

— С мамой вы всегда делитесь и радостью, и горем. Мама в любое время придет на помощь. Даже когда вы подрастете, все равно останетесь для нее самыми лучшими и любимыми.

Подготовленный ученик читает стихотворение.

МАМА

Руки морщинисты, волосы седы — мама!

Знаю, коснулись не раз тебя беды — мама!

Слово, как символ, носят столетья — мама!

Имя твое остается бессмертным — мама!

 

Жизнь и надежду дала нам с рожденья,

Счастье и горе несла с восхищеньем.

Ночи не спала, нас согревала,

Мягкой рукой лоб охлаждала — мама!

 

Первое слово сказал я простое,

Первое чувство хранит все святое,

Разные мамы на нашей планете,

И повторяют им радостно дети — мама!

 

Новая мама на старой планете,

Новое счастье и новые дети.

Вечная жизнь переливами света,

Новой любовью, как солнцем, согрета — мама!

 

Слова какого касаются беды,

Руки морщинисты, волосы седы,

Слово, как символ, коснулось столетья — мама,

Имя твое остается бессмертным — мама!

А. Стовба

— А только ли мама может быть настоящим другом? (Им может быть и папа, и бабушка, и дедушка, и т. д.)

-У вас на партах лежат листочки. Напишите па них имена своих домочадцев, а рядом нарисуйте сердечки. Напротив того, кого вы считаете своим другом, нарисуйте сердечко побольше. Раскрасьте их.

— А только ли с человеком можно дружить? (Рассказы о животных.)

— Произносишь слово «дружба» — и сразу вспоминаешь веселых героев мультфильмов. Мир кино, мир книги, мир, в котором мы живем, который дарит нам прекрасное общение с друзьями. Перед вами карточки с изображением разных сказочных героев. Как вы думаете, кто с кем дружит?

Забавные бурундуки Чип и … (Дейл).

Прекрасная Русалочка и … (рак Себастьян).

Добрая Белоснежка и … (семь гномов).

Забавный Винни-Пух и … (Пятачок).

Добрый Малыш и … (Карлсон).

Доверчивый Буратино и … (Мальвина, Пьеро, папа Карло).

Зеленый Крокодил Гена и … (Чебурашка).

— А как вы думаете, с чего начинается дружба? (С улыбки.)

V. Решение проблемных ситуаций.

Учащиеся обсуждают ситуации и предлагают их решение.

1. Твой друг не сделал домашнее задание и просит у тебя тетрадь, чтобы его списать.

2. Твой друг употребляет плохие слова и выражения.

3. Твой друг совершает плохой поступок, и об этом узнают все, в том числе и ты.

4. Твой друг сделал что-то, а наказывают за него тебя.

5. Твой друг предлагает тебе поступить плохо.

6. Твой друг получает плохие отметки за четверть, и тебе запрещают с ним дружить.

— Вы умеете выходить из трудных ситуаций. Именно дружить, общаться с людьми надо учиться с детства. Дружба должна быть светлой и радостной. Друзья всегда должны улыбаться и радоваться.

— Мы выяснили, кто такой друг и что такое дружба. Для того чтобы на этой планете наши дома дружбы не были пустыми, пусть каждый из вас нарисует своего друга, мы их поселим в эти дома. А на цветочках напишите пожелания: «Я хотел бы, чтобы мой друг…», которыми мы украсим нашу планету.

Звучит запись песни «Улыбка», дети в это время рисуют и пишут.

— Посмотрите, какая яркая и веселая получилась наша планета Дружбы. Мы будем жить и дружить на этой планете. Есть мудрое правило: хочешь иметь друга — будь им. А когда у вас будет много друзей, вы не будете чувствовать себя одиноко. Подготовленный ученик читает стихотворение.

Ветерок с березкой шепчется,

На траве блестит роса.

Нам с тобой земля-волшебница

Снова дарит чудеса.

 

Если песня в небе кружится —

Веселей звенит листва.

Если все вокруг подружатся,

Будет больше волшебства.

 

Миллион чудес загадочных

Мы встречаем каждый час,

Словно самый добрый сказочник

Сочиняет их для нас.

 

Если песня в небе кружится –

Веселей звенят сады.

Если все вокруг подружатся –

Будет больше красоты.

 

Пусть цветы возьмутся за руки

И сойдутся в хоровод.

Пусть планета цвета радуги

Никогда не отцветет.

 

Если песня в небе кружится –

Веселей звенит заря.

Если все вокруг подружатся –

Улыбнется вся земля.

П. Синявский

VI. Рефлексия.

— И в заключение я обращаю ваше внимание на сердечко на доске. Оно не простое, а волшебное. В это сердце-кармашек вы опустите сейчас ладошку, которая лежит у вас на столе. На этой ладошке вы должны написать пожелание себе, другу или классу. Это сердце мы запечатаем и откроем его в четвертом классе.

— Помогайте друг другу в трудную минуту. Пусть у каждого из вас будет надежный и верный друг.

VII. Итог занятия.

— Что вы сегодня делали на занятии?

— Каковы результаты работы?

— Как вы чувствовали себя во время работы?

— Взаимодействие в группе помогало или мешало вам?

— Что нового о дружбе вы узнали в процессе работы?

— Можно ли назвать наш класс дружным?

— Какое прекрасное слово — «дружба»! Произносишь его — и сразу вспоминаешь своего друга, с которым тебе интересно играть, читать новую книгу или посекретничать о своем. Произносишь слово «дружба» — и сразу вспоминаешь веселых героев мультфильмов: это забавный Маугли со своим умным Балу, это веселый Львенок и мудрая Черепаха, это Винни-Пух и его друзья. Мир кино, мир героев мультфильмов, мир книг, мир, в котором мы живем, дарит нам прекрасное общение — общение с друзьями. Друг — это любимая книга, которую ты с интересом читаешь; друг — это мама, которая обязательно поможет тебе в трудную минуту; друг — это школьный учитель, который поможет тебе заглянуть в тайны знаний; друг — это старый плюшевый медвежонок, который выслушает тебя, когда тебе плохо.

Учитель дает советы:

— Другу всегда помогай, друга всегда выручай; не жди, когда тебя попросят о помощи; учись сам видеть, кому она нужна.

— Нельзя смеяться над другом, если он попал в трудную ситуацию.

— Добрые дела всегда нужны и приятны людям.

— Какое важное и емкое слово — «дружба»! Дружить можно со всеми и с кем-то одним, дружить надо уметь.

ПРО ДЕВЧОНОК

Со Светкой-соседкой не буду водится,

Она то смеется, то плачет, то злится.

Но мама сказала, что так не годится,

Что с девочкой нужно уметь подружиться,

 

Что с папой они еще с детства дружили,

И вместе играли, и рыбу удили…

С такою девчонкой, как мама моя,

Конечно, бы мог подружиться и я.

О. Бундур

— Вот и подходит к концу классный час о дружбе. Давайте сделаем нашу жизнь лучше, давайте помогать друг другу в трудную минуту, давайте выбирать хороших и верных товарищей, не будем ссориться и скажем друг другу слова известного мультипликационного героя, терпеливого и доброго Кота Леопольда: «Ребята, давайте жить дружно!»

А завершим мы классный час конкурсом рисунков на тему: «Я друзей своих рисую».