Сценарий классного часа для учащихся начальной школы «Без друзей меня чуть-чуть»
Цели деятельности педагога: создать условия для формирования у детей доброжелательного отношения к окружающим их людям, умений ценить друзей, дружбу, заботиться о близких людях; способствовать формированию ценностного отношения ребенка к себе и окружающим его людям, дружного и сплоченного коллектива; развитию артистических способностей у детей; на основе примеров и жизненного опыта детей показать важность и ценность настоящей дружбы.
Воспитательные результаты:
— результаты первого уровня: приобретение школьниками знаний о важности и ценности доброжелательного отношения к окружающим, дружбы, ее законах и правилах; овладение способами самопознания, рефлексии;
— результаты второго уровня: формирование ценностного отношения к дружбе, осознание важности и ценности настоящей дружбы.
Оборудование: запись песни «Улыбка» (муз. В. Шаинского, ел. М. Пляцковского); плакаты «Дружба в классе не нужна», «Дружба в классе нужна»; фотографии мам; вырезанные из бумаги цветы.
Сценарий занятия
I. Сообщение темы занятия.
— Сегодня мы будем вести разговор о дружбе, выясним, что такое настоящий друг, умеете ли вы дружить. Стихотворения и рассказы, ваши личные наблюдения помогут вам понять, важно ли иметь друга и кто может стать вашим настоящим, надежным другом.
Игра «Займи позицию».
В противоположных концах класса вывешиваются два плаката; на одном написано «Дружба в классе не нужна», на другом — «Дружба в классе нужна». Учащимся предлагается определить свою позицию.
Мозговой штурм «Дружба — это…».
Учащиеся высказывают свои мысли. Учитель подводит итог и дает определение понятию «дружба».
II. Беседа о дружбе.
— Дружба — это близкие отношения, основанные на взаимном доверии, преданности, общности интересов, идей, целей. Дружба связывает не только отдельных людей, но и целые коллективы, предприятия, классы. Есть дружба народов, существуют особые дружеские отношения между странами.
• Зачем дружба нужна людям?
• Кто такие друзья?
• Какого человека можно назвать другом?
— Друг — это человек, который непременно поможет в трудную минуту, с которым можно поделиться и радостью, и печалью, которому можно доверить самые сокровенные желания и тайны.
Подготовленный ученик читает стихотворение.
ТРЕБУЕТСЯ ДРУГ
Все живут, не тужат, а со мной не дружат!
…………………………………..
Предлагаю Ильиной: «Ты дружи со мной одной».
Есть разряд у Ильиной и девчонок свита.
Подружусь я с Ильиной — стану знаменита.
Все пятерки до одной у Светловой Нади.
Я прошу: «А ты со мной подружись хоть на день.
Будешь ты меня спасать — дашь контрольную списать».
А девчонки на дыбы! Говорят: «Молчала бы!»
Не вставать же на колени, уговаривать подруг…
Напишу я объявленье: Срочно требуется друг.
А. Барто
— Как вы думаете, какими должны быть друзья? (Верными, надежными.)
— Чем отличаются слова «друг», «товарищ», «приятель»?
— Какими качествами должен обладать настоящий друг? (Честный, преданный, порядочный, скромный, доброжелательный.)
Физкультминутка
Хлопайте в ладоши,
День такой хороший!
Вдвое веселее,
Если рядом друг.
Протяните руку,
Улыбнитесь другу,
И добрее станут
Сразу все вокруг!
— Какие отношения должны быть между друзьями?
III. Чтение и анализ литературных произведений.
Подготовленный ученик читает стихотворение.
ВРЕДНЫЕ СОВЕТЫ
Если друг твой самый лучший
Поскользнулся и упал,
Покажи на друга пальцем
И хватайся за живот.
Пусть он видит, лежа в луже, —
Ты ничуть не огорчен.
Настоящий друг не любит
Огорчать своих друзей.
Г. Остер
— Вам понравились советы «настоящим друзьям»? Почему?
— Как нужно поступить в этой ситуации?
— Как можно переубедить героя стихотворения изменить его представление о дружбе?
— Как помочь ему стать добрее, внимательнее?
— Что такое уважение? (Уважение — это почтительное отношение к человеку.)
— Что такое взаимопомощь и дружба? (Взаимопомощь — это взаимная помощь, помощь друг другу; дружба — это уважительные отношения между людьми, помогающими друг другу.)
— Что такое порядочность и честность? (Порядочность — это выполнение человеком своих обещаний, честность — это умение всегда говорить правду.)
Подготовленные учащиеся читают стихотворения о дружбе.
БЕРЕГИТЕ ДРУЗЕЙ
Знай, мой друг, вражде и дружбе цену,
Ты судом поспешным не греши.
Гнев на друга, может быть, мгновенный,
Изливать покуда не спеши.
………………………….
Люди, я прошу вас, ради бога,
Не стесняйтесь доброты своей,
На земле друзей не так уж много:
Опасайтесь потерять друзей.
Р. Гамзатов
* * *
Иметь на свете друга совсем не так-то просто.
Приходится тянуться, раз друг большого роста.
А если привязался ты к маленькому другу,
Приходится нагнуться, чтоб оказать услугу.
Друзей не выбирают, друзей находят просто.
Какой уж попадется — такого будет роста.
И ты не хвастай другом огромной высоты,
Куда важнее в дружбе, какого роста ты.
Л. Устинов
* * *
Кто в дружбу верит горячо,
Кто рядом чувствует плечо,
Тот никогда не упадет,
В любой беде не пропадет,
А если и споткнется вдруг,
То встать ему поможет друг!
Всегда в беде надежный друг
Ему протянет руку.
С. Михалков
* * *
Если есть друзья на свете –
Все прекрасно, все цветет.
Даже самый сильный ветер,
Даже буря не согнет.
Мы и в дождь, и в снег, и в стужу
Будем весело шагать.
При любой погоде дружим –
Дружбы этой не порвать.
И любой из нас ответит,
Скажут все, кто юн и смел:
Мы с тобой живем на свете
Для хороших, славных дел.
И. Пшеницын
* * *
Раздаются порой голоса,
Что чудес никаких не имеется.
Есть на нашей Земле чудеса,
Но их надо найти, разумеется.
Дружба — главное чудо на свете всегда.
Сто открытий — для всех настоящие.
И любая беда не беда,
Если рядом друзья настоящие.
Друг не будет смотреть свысока,
Наизусть он характер твой выучит.
Нужно верить, что друга рука
В трудный час обязательно выручит.
— Вспомните слова с корнем -друж-.
— Именно дружить, общаться с людьми надо учиться с детства. Нельзя оставаться равнодушным к чужому горю; надо всегда помнить, что человек живет один раз, поэтому каждый день нужно творить добро.
Не стой в стороне равнодушно,
Когда у кого-то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту, всегда.
И если кому-то поможет
Твоя доброта, улыбка твоя,
Ты счастлив, что день
Не напрасно был прожит!
Что годы живешь ты не зря.
Будь весел, чтоб радостней стало
Тому, с кем подружишься ты,
Чтоб каждому в жизни хватало
Прекрасной людской доброты.
Услышишь ты песенку чью-то,
И станет светлее кругом:
Волшебное самое чудо
Мы дружбой недаром зовем.
М. Пляцковский
— За что люди ценят дружбу? (За то, что другу можно доверить самые сокровенные тайны и не бояться, что о них узнают окружающие. Друг всегда выручит и поможет.)
— А вы сами умеете дружить? Много ли у вас друзей? Что вы делаете для того, чтобы сохранить дружбу?
— Как вы понимаете смысл пословицы «Не имей сто рублей, а имей сто друзей»?
— Всегда ли все гладко и хорошо в отношениях друзей? Могут ли друзья ссориться, спорить, мириться? Почему? (Ссорятся, потому что у каждого человека своя точка зрения на происходящее и каждому человеку свойственно ошибаться. Твое мнение не всегда может совпадать с мнением товарища. А мирятся потому, что если это настоящие друзья, то они не могут друг без друга. Они всегда простят друг другу ошибки.)
Обсуждение и проигрывание проблемной ситуации: «Кристина потеряла во время прогулки на площадке свою заколку. Она очень расстроена и готова заплакать. Заметив это, Максим подошел к ней, попытался успокоить девочку и предложил вместе поискать потерянную заколку». (Дети обыгрывают ситуацию. Обращают внимание на моральную помощь, которая выражается в сочувствии в связи с потерей.)
IV. Мама — близкий друг.
— Объясните пословицу «Нет лучше дружка, чем родная матушка». Кто ваш самый верный друг? (Мама.)
— С мамой вы всегда делитесь и радостью, и горем. Мама в любое время придет на помощь. Даже когда вы подрастете, все равно останетесь для нее самыми лучшими и любимыми.
Подготовленный ученик читает стихотворение.
МАМА
Руки морщинисты, волосы седы — мама!
Знаю, коснулись не раз тебя беды — мама!
Слово, как символ, носят столетья — мама!
Имя твое остается бессмертным — мама!
Жизнь и надежду дала нам с рожденья,
Счастье и горе несла с восхищеньем.
Ночи не спала, нас согревала,
Мягкой рукой лоб охлаждала — мама!
Первое слово сказал я простое,
Первое чувство хранит все святое,
Разные мамы на нашей планете,
И повторяют им радостно дети — мама!
Новая мама на старой планете,
Новое счастье и новые дети.
Вечная жизнь переливами света,
Новой любовью, как солнцем, согрета — мама!
Слова какого касаются беды,
Руки морщинисты, волосы седы,
Слово, как символ, коснулось столетья — мама,
Имя твое остается бессмертным — мама!
А. Стовба
— А только ли мама может быть настоящим другом? (Им может быть и папа, и бабушка, и дедушка, и т. д.)
-У вас на партах лежат листочки. Напишите па них имена своих домочадцев, а рядом нарисуйте сердечки. Напротив того, кого вы считаете своим другом, нарисуйте сердечко побольше. Раскрасьте их.
— А только ли с человеком можно дружить? (Рассказы о животных.)
— Произносишь слово «дружба» — и сразу вспоминаешь веселых героев мультфильмов. Мир кино, мир книги, мир, в котором мы живем, который дарит нам прекрасное общение с друзьями. Перед вами карточки с изображением разных сказочных героев. Как вы думаете, кто с кем дружит?
Забавные бурундуки Чип и … (Дейл).
Прекрасная Русалочка и … (рак Себастьян).
Добрая Белоснежка и … (семь гномов).
Забавный Винни-Пух и … (Пятачок).
Добрый Малыш и … (Карлсон).
Доверчивый Буратино и … (Мальвина, Пьеро, папа Карло).
Зеленый Крокодил Гена и … (Чебурашка).
— А как вы думаете, с чего начинается дружба? (С улыбки.)
V. Решение проблемных ситуаций.
Учащиеся обсуждают ситуации и предлагают их решение.
1. Твой друг не сделал домашнее задание и просит у тебя тетрадь, чтобы его списать.
2. Твой друг употребляет плохие слова и выражения.
3. Твой друг совершает плохой поступок, и об этом узнают все, в том числе и ты.
4. Твой друг сделал что-то, а наказывают за него тебя.
5. Твой друг предлагает тебе поступить плохо.
6. Твой друг получает плохие отметки за четверть, и тебе запрещают с ним дружить.
— Вы умеете выходить из трудных ситуаций. Именно дружить, общаться с людьми надо учиться с детства. Дружба должна быть светлой и радостной. Друзья всегда должны улыбаться и радоваться.
— Мы выяснили, кто такой друг и что такое дружба. Для того чтобы на этой планете наши дома дружбы не были пустыми, пусть каждый из вас нарисует своего друга, мы их поселим в эти дома. А на цветочках напишите пожелания: «Я хотел бы, чтобы мой друг…», которыми мы украсим нашу планету.
Звучит запись песни «Улыбка», дети в это время рисуют и пишут.
— Посмотрите, какая яркая и веселая получилась наша планета Дружбы. Мы будем жить и дружить на этой планете. Есть мудрое правило: хочешь иметь друга — будь им. А когда у вас будет много друзей, вы не будете чувствовать себя одиноко. Подготовленный ученик читает стихотворение.
Ветерок с березкой шепчется,
На траве блестит роса.
Нам с тобой земля-волшебница
Снова дарит чудеса.
Если песня в небе кружится —
Веселей звенит листва.
Если все вокруг подружатся,
Будет больше волшебства.
Миллион чудес загадочных
Мы встречаем каждый час,
Словно самый добрый сказочник
Сочиняет их для нас.
Если песня в небе кружится –
Веселей звенят сады.
Если все вокруг подружатся –
Будет больше красоты.
Пусть цветы возьмутся за руки
И сойдутся в хоровод.
Пусть планета цвета радуги
Никогда не отцветет.
Если песня в небе кружится –
Веселей звенит заря.
Если все вокруг подружатся –
Улыбнется вся земля.
П. Синявский
VI. Рефлексия.
— И в заключение я обращаю ваше внимание на сердечко на доске. Оно не простое, а волшебное. В это сердце-кармашек вы опустите сейчас ладошку, которая лежит у вас на столе. На этой ладошке вы должны написать пожелание себе, другу или классу. Это сердце мы запечатаем и откроем его в четвертом классе.
— Помогайте друг другу в трудную минуту. Пусть у каждого из вас будет надежный и верный друг.
VII. Итог занятия.
— Что вы сегодня делали на занятии?
— Каковы результаты работы?
— Как вы чувствовали себя во время работы?
— Взаимодействие в группе помогало или мешало вам?
— Что нового о дружбе вы узнали в процессе работы?
— Можно ли назвать наш класс дружным?
— Какое прекрасное слово — «дружба»! Произносишь его — и сразу вспоминаешь своего друга, с которым тебе интересно играть, читать новую книгу или посекретничать о своем. Произносишь слово «дружба» — и сразу вспоминаешь веселых героев мультфильмов: это забавный Маугли со своим умным Балу, это веселый Львенок и мудрая Черепаха, это Винни-Пух и его друзья. Мир кино, мир героев мультфильмов, мир книг, мир, в котором мы живем, дарит нам прекрасное общение — общение с друзьями. Друг — это любимая книга, которую ты с интересом читаешь; друг — это мама, которая обязательно поможет тебе в трудную минуту; друг — это школьный учитель, который поможет тебе заглянуть в тайны знаний; друг — это старый плюшевый медвежонок, который выслушает тебя, когда тебе плохо.
Учитель дает советы:
— Другу всегда помогай, друга всегда выручай; не жди, когда тебя попросят о помощи; учись сам видеть, кому она нужна.
— Нельзя смеяться над другом, если он попал в трудную ситуацию.
— Добрые дела всегда нужны и приятны людям.
— Какое важное и емкое слово — «дружба»! Дружить можно со всеми и с кем-то одним, дружить надо уметь.
ПРО ДЕВЧОНОК
Со Светкой-соседкой не буду водится,
Она то смеется, то плачет, то злится.
Но мама сказала, что так не годится,
Что с девочкой нужно уметь подружиться,
Что с папой они еще с детства дружили,
И вместе играли, и рыбу удили…
С такою девчонкой, как мама моя,
Конечно, бы мог подружиться и я.
О. Бундур
— Вот и подходит к концу классный час о дружбе. Давайте сделаем нашу жизнь лучше, давайте помогать друг другу в трудную минуту, давайте выбирать хороших и верных товарищей, не будем ссориться и скажем друг другу слова известного мультипликационного героя, терпеливого и доброго Кота Леопольда: «Ребята, давайте жить дружно!»
А завершим мы классный час конкурсом рисунков на тему: «Я друзей своих рисую».