Конспект внеклассного занятия для учащихся 3 класса на тему «Что такое счастье?»
Цели: определить, из чего складывается человеческое счастье; подвести детей к пониманию того, что человек сам должен строить своё счастье.
Ход занятия
I. Вступительное слово учителя.
— Недавно у Коли был день рождения. Вспомните, что вы ему желали? (Здоровья, хорошо учиться, слушаться маму, быть счастливым.)
— Одним словом, вы желали ему счастья.
— А что такое счастье?
II. Сообщение темы занятия.
Учитель. Наше занятие называется «Что такое счастье?».
— Почему название записано с вопросом?
— Я не утверждаю, а спрашиваю, так как у каждого своё представление о счастье.
— Что, по вашему мнению, нужно для того, чтобы быть счастливым?
— Расскажите случаи из вашей жизни, когда вы чувствовали себя счастливым.
Учитель обобщает ответы детей
Вывод. Счастье — это когда человеку хорошо, легко на душе.
Сейчас вы доказали, что у каждого человека своё представление о счастье.
Права ли пословица: «Счастье за деньги не купишь»?
Учитель обобщает ответы детей.
III. Работа с анкетой.
На доске запись:
деньги | любовь |
хорошая семья машина | успех на работе дача |
уважение квартира друзья | компьютер оружие сила |
— Выберите три самых главных, на ваш взгляд, условий для счастья. От чего бы вы могли отказаться?
(Результаты анкеты обсуждаются.)
IV. Работа со сказкой Г.-Х. Андерсена «Калоши счастья».
— Сколько существует человечество, столько человек хотел жить хорошо, счастливо.
Об этом даже писали в сказках. Так, всем известный датский сказочник Г.-Х. Андерсен написал сказку «Калоши счастья».
Ученик рассказывает первую часть сказки.
КАЛОШИ СЧАСТЬЯ
Дело было в Копенгагене. В одном доме собралось большое общество. Гости развлекались, беседовали. Зашла речь о жизни в прошлые времена, и многие находили, что в то далёкое время жилось гораздо лучше. Советник юстиции подумал, что неплохо бы оказаться в прошлом.
А пока гости беседовали, в переднюю вошли две женщины. Это были феи — фея Счастья и фея Печали.
Фея Счастья сказала:
— У меня сегодня день рождения. По этому случаю мне подарили пару калош. Они обладают замечательным свойством: могут исполнять любое желание того, кто их наденет, могут перенести в любое место любой эпохи — куда он только пожелает. Таким образом, могут сделать людей счастливыми.
На это её спутница возразила:
— Ты так думаешь? Знай же: он будет самым несчастным человеком и будет рад, когда избавится от твоих калош.
— Ну, это мы ещё посмотрим, — ответила фея Счастья. — А пока я оставлю их у дверей. Авось, кто-нибудь их наденет по ошибке вместо своих и станет счастливым.
Было уже поздно. Всё ещё мечтая о прежних временах, советник юстиции вместо своих калош надел калоши Счастья. Волшебная сила калош немедленно перенесла его во времена короля Ганса.
— Ну и грязища! Ни один фонарь не горит… — возмутился наш герой. — Люди одеты в странные костюмы. Что за маскарад?
Советник юстиции стал искать свою улицу, дом, но не мог отыскать. Никто из прохожих не мог ему помочь. Речь была незнакомой. Советник ужасно испугался. Он зашёл в трактир с надеждой получить объяснение происходящему, но хозяйка, увидев странно одетого человека и услышав странную речь, приняла его за иностранца. Напоила водой. Но ничего объяснить не могла.
Советник юстиции не на шутку испугался:
— Господи, где это я? Что со мной?
При одной мысли об этом у него закружилась голова и он упал. Калоши свалились с его ног, а с ними и рассеялось и волшебство.
Советник юстиции очнулся, он лежал на тротуаре. Он увидел свой дом и очень обрадовался.
— Какое счастье: я у себя дома, в своём родном городе!
Учитель. Принесли ли счастье волшебные калоши советнику юстиции?
— Когда он был по-настоящему счастлив? (Когда оказался дома.)
В данный момент счастьем для него были и его дом, его семья.
— Скажите, кто имеет право на счастье?
Вывод. Каждый человек на свете имеет право на счастье.
В 1948 году Генеральная Ассамблея ООН приняла очень важный международный документ — Всеобщую декларацию прав человека.
Работа со словарём:
Ассамблея — собрание.
Декларация — важный документ.
ООН — организация объединённых наций. Её цель — поддерживать мир во всём мире.
В Декларации прав были названы важнейшие права и свободы, которые должны принадлежать каждому человеку просто потому, что он человек. Тем самым Всеобщая декларация прав человека дала всем странам и народам образец справедливого отношения к человеку и призвала государства признать и обеспечить эти права своим гражданам.
Учитель. Продолжаем слушать сказку.
— И вот калоши попали к писарю. Вздыхая и поглядывая на птичек, которые весело распевали, писарь подумал:
— Вот беззаботные существа. Им живётся гораздо лучше, чем мне. Как бы я хотел быть вот такой же птичкой.
И в ту же минуту руки его превратились в крылья и обросли перьями, а вместо калош появились коготки. Писарь подумал, что это сон. Но мы-то с вами знаем, что это явь. Он взлетел на ветку и запел. Внезапно вокруг стало темно. Ему почудилось, будто на него набросили одеяло. На самом деле это мальчишка накрыл его своей шапкой.
— Ах ты, негодный мальчишка! Как ты смеешь! Я полицейский писарь! Я тебе задам! — возмущённо закричал писарь.
Но мальчишка услышал только жалобный писк и посадил его в клетку с канарейкой.
Учитель. Писарю повезло, по счастливой случайности мальчик забыл закрыть клетку и форточку.
Оказавшись подальше от заточения, писарь-птичка сел передохнуть.
— Нет, уж лучше быть человеком, — подумал он и в ту же минуту вновь стал полицейским писарем. — Какое счастье быть человеком!
Учитель. Чему был рад писарь?
— Что имел в виду автор, когда использовал фразу «стал человеком»?
Учитель обобщает ответы детей.
Быть «человеком» — это значит жить по законам страны, в которой живёшь, приносить людям пользу.
Учитель. Продолжаем читать сказку.
На другой день к писарю зашёл его сосед, студент, и попросил одолжить калоши. Идя по своим делам, он увидел, как проехал дилижанс.
— О, путешествовать! — мечтательно сказал студент. — Что может быть лучше? Увидеть разные страны.
И вот он уже путешествует в дилижансе. От длительной тряски у него болело тело, шумела голова. Пошёл снег, подул ветер. Путешествие не радовало студента.
— Да, путешествовать, конечно, хорошо, но пусть бы тело лежало дома, а душа летала бы где угодно. И только он произнёс последние слова, как очутился дома в гробу. Его желание исполнилось: тело отдыхало, а душа странствовала.
И тут в комнату вошли наши знакомые феи.
— Ну, — спросила фея Печали, — много счастья принесли человеку твои калоши?
— Тому, кто здесь лежит, они принесли вечное блаженство, — ответила фея Счастья.
— О нет, — возразила подруга. — Он ушёл из мира раньше своего срока. Но я помогу ему.
И она стащила со студента калоши.
Смертный сон прервался. Студент встал. Фея Печали исчезла. А с ней и калоши.
Возможно, она решила, что счастье человек должен строить сам.
Учитель. Был ли счастлив студент, когда исполнились его желания?
— Почему фея Печали забрала калоши счастья? (Она решила, что человек должен сам строить своё счастье.)
V. Работа с пословицами.
— Дома вы должны были подобрать пословицы о счастье. Зачитайте их.
• Не родись красивой, а родись счастливой.
• Не было бы счастья, да несчастье помогло.
• Вся семья вместе, так и душа на месте.
• Счастье без труда не сыскать.
• Человек — кузнец своего счастья.
• Счастье лучше богатства.
(Дети объясняют смысл пословиц.)
Учитель. Какая из пословиц подходит к сказке Андерсена?
— Почему так решили?
— Что необходимо делать, чтобы быть счастливым?
(Учиться, чтобы быть грамотным и получить возможность заниматься любимым делом; приносить людям пользу; создавать хорошие отношения в семье и среди окружающих, чтобы люди тебя уважали; заботиться о счастье страны. Невозможно быть счастливым, если где-то идёт война, много злых людей.)
— От чего зависит ваше счастье?
VI. Создание коллажа из детских рисунков.
— Нарисуйте своё представление о счастье. (После обсуждения рисунков создаётся общий коллаж.)
Автор: Л. А. Абъятанова