Конспект классного часа, посвящённый 4 ноября — Дню согласия и примирения
Цели: показать ученикам, что каждому человеку необходимо переживать свою принадлежность к чему-то большему, чем он сам, стремиться быть частью какого-то объединения, общности людей; познакомить учащихся с понятием конфликт, причинами его возникновения; познакомить с компромиссом, как одним из способов решения конфликта; ввести понятие сотрудничества; привлечь внимание учащихся к тематике данного праздника, показав значимость его для людей всего мира.
Материалы: толковый словарь русского языка С. И. Ожегова; две пустые коробки из-под обуви.
Ход классного часа
I. Разминка. Игра «Звездочки и созвездия».
Учитель. Представим себе, что все мы — отдельные звездочки. Звездочки могут объединяться в созвездия. Число звездочек в созвездии может быть разное, его я буду задавать вам сама. По хлопку, как только я назову число (например, 3), вы объединитесь в созвездия по три человека. Объединиться в созвездия можно по-разному: прикасаясь друг к другу руками, ладонями, плечами, головами и т. д.
Учитель подбирает числа так, чтобы никто не оставался лишним. (Например, если в классе 20 человек, то учитель называет числа 2, 10, 5.) После нескольких попыток объединения игра завершается, учащиеся остаются в тех созвездиях, которые образовались последними.
II. Работа по теме классного часа.
1. Знакомство с понятием «Мы — часть чего-то».
Учитель. Придумайте название своему созвездию. На что похоже ваше созвездие? Как оно движется? Покажите. Как живет ваше созвездие, по каким правилам (законам)?
Учащиеся делятся своими впечатлениями, придумывают название своей группе.
Учитель. Как сегодня мы объединялись в разные созвездия, так и все люди живут, существуют в разных группах, общностях. У каждого из нас есть семья со своими традициями, укладом, со своими семейными ценностями и праздниками. Как вы думаете, а в какие еще общности вы входите?
Ученики. Класс, школа, друзья во дворе, кружки и секции…
Учитель. В каждой такой группе нас объединяют общие интересы, ценности. Каждое объединение по-своему ценно и значимо для нас. Но есть и такие ценности, которые объединяют людей в более крупные сообщества: страны и государства. Но живут эти обширные сообщества по тем же самым законам, по которым существовали ваши созвездия.
Учитель подводит учеников к главным понятиям классного часа: согласие, мир и сотрудничество.
В результате этой разминки на доске появляются слова:
ПОНИМАТЬ И ДОГОВАРИВАТЬСЯ
2. Знакомство с понятием «конфликт», причинами его возникновения.
Учитель. Всегда ли у вас получается понимать друг друга? А у вас бывали ссоры с друзьями или с родителями только потому, что кто-то кого-то неправильно понял?
После ответов учеников, учитель ставит проблему: Что означает выражение «правильно понимать других людей»? К чему может привести ситуация, когда люди не понимают друг друга?
Ученики своими словами раскрывают смысл данного выражения: надо уметь выслушать собеседника, уметь объяснить, что ты хочешь, не считать себя лучше других и т. д.
Ученики. Между людьми возникает непонимание, это ведет к спорам и ссоре. Возможно, они просто не захотят больше общаться, но могут прибегнуть к силе.
Учитель. Ссора может перерасти в конфликт. Как вы понимаете слово «конфликт»?
Ученики высказывают свое мнение.
• Работа со словарем.
Учитель. Обратимся за подсказкой к Толковому словарю русского языка С. И. Ожегова: «Конфликт — это столкновение, серьезное разногласие, спор» (с. 292).
Учитель. Всегда ли можно договориться друг с другом? Может ли конфликт быть неизбежен? Игра «Трио» поможет нам в этом разобраться.
• Игра «Трио».
Необходимые материалы: две пустые коробки из-под обуви.
Учитель. Я приготовила для вас сложную задачу, решая которую, вы можете показать, насколько хорошо вы взаимодействуете друг с другом. Мне понадобятся три добровольца. Они должны встать в одну шеренгу плечо к плечу. Тот, кто стоит посередине, ставит свои ноги в две пустые коробки. В одну коробку — левую ногу, в другую — правую ногу. Двое других ребят ставят по одной ноге в те же коробки: стоящий справа ставит левую ногу рядом с правой ногой того, кто в центре, а стоящий слева ставит свою правую ногу в одну коробку с его левой ногой. Теперь все трое должны попробовать пройти несколько метров. При желании вы можете поменяться местами и обсудить друг с другом, как вам лучше поступить, чтобы ваша маленькая команда могла лучше справиться с заданием.
Учитель вместе с классом подбадривает учеников.
Учитель. Что мешало, а что помогало проходить дистанцию? Помогал ли кто-нибудь вам? А вы кому-нибудь оказали помощь и поддержку? Трудно ли вам было договариваться?
Отвечая на вопросы учителя, ученики приходят к выводу, что договариваться между собой трудно, каждый настаивает на своей точке зрения, не хочет уступить другому.
Учитель. Именно поэтому конфликтов нам не избежать!
Учитель. Как вы думаете, к чему может привести конфликт между государствами? Можно ли победить в таком конфликте?
Ученики. Такой конфликт приведет к войне между этими странами (государствами). Победителей в таком конфликте уже не будет!
3. Способы разрешения конфликта.
Учитель. Следовательно, надо научиться разрешать конфликт. Поделитесь с классом своим жизненным опытом решения конфликтов. Вспомните, какие конфликтные ситуации произошли в вашей жизни и как вы поступили: решали вопрос мирно или нет?
Учитель. Участники конфликта могут договориться. Такой путь решения конфликта, с помощью уступок друг другу, называется компромиссом.
Можно выслушать ситуации из жизни учащихся, когда им удалось разрешить конфликт с помощью взаимных уступок, путем компромисса.
III. Подведение итогов.
Учитель. Вернемся к словам, с которых начался наш классный час: «ПОНИМАТЬ И ДОГОВАРИВАТЬСЯ». Можно ли назвать эти слова самыми важными правилами для жизни в обществе? Обоснуйте свой ответ.
(Ученики высказывают свое мнение по данному вопросу.)
Учитель. Умение договариваться, приходить к общему соглашению — это залог мира во всем мире. Именно поэтому, 4 ноября мы празднуем День согласия и примирения, призывая тем самым все человечество к миру и сотрудничеству.
Учитель. Сотрудничество. Именно этим словом мне хочется завершить наш классный час, потому что в нем мы найдем подсказку, как нам научиться понимать друг друга и договариваться друг с другом. Надо вместе решать наши проблемы, помогать и поддерживать друг друга, высоко ценить не только свои, но и чужие интересы.
(Можно предложить ученикам следующее творческое домашнее задание: объединитесь по желанию в группы и разработайте несколько правил, которые могут помочь избежать конфликта или выйти из него. Можно эти правила записать на плакате и дополнить рисунками.)