Сценарий познавательного внеклассного мероприятия для учащихся 1-2 классов
Материал классного часа будет полезен для учителей начальной школы и воспитателей группы продлённого дня.
Сценарий мероприятия для 1-2 класса: В гостях у Лесовичка. Кто живет в лесу?
Цели: дать первоначальное представление об обитателях леса (в лесу живут разные звери — зайцы, белки, лисы, волки, медведи, лес дает им пищу, лес — их дом, там они выводят свое потомство); научить различать животных по внешним признакам; развивать умение устанавливать простейшие связи между обитателями леса; вызвать интерес к их жизни; воспитывать чуткое отношение к ним.
Оборудование: картины из серии «Дикие животные», изображения леса и его обитателей.
Словарная работа: животные, звери, обитатели, хищники, травоядные, окраска, сезонные изменения.
Ход мероприятия
В прошлый раз мы ходили в гости к гномику, а сегодня отправимся к старичку-Лесовичку, чтобы узнать об обитателях леса.
Здравствуй, лес!
Зеленый лес,
Полон сказок и чудес.
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной, грозовою?
Что там шепчешь на заре.
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи:
Ты же видишь — мы свои.
(Чтение рассказов Е. Чарушина «Заяц», «Волк», «Лиса». После знакомства с каждым из отрывков детям предлагается рассказать, что нового и интересного они узнали из рассказа о жизни описываемого автором обитателя леса.)
Лес — это большой дом, где по соседству живут самые разнообразные растения и животные. Они не только живут вместе, но и нужны друг другу. В лесу несколько этажей растений: высокие деревья, деревья пониже, кустарники и травы. На всех этажах леса и в почве обитают животные. Птицы, белочки, куницы живут на самом верхнем этаже лесного дома. Такие звери, как лиса, еж, медведь, обитают внизу.
— Каких живущих в лесу насекомых вы знаете? (Ответы детей.)
В лесу много животных, которые питаются различными частями растений: листьями, плодами, корой, почками. Таких животных называют травоядными. Интересно, что такое крупное животное, как медведь, предпочитает полакомиться малиной и другими лесными ягодами, любит сладкие коренья некоторых трав. Травоядным мы называем и зайчика.
— Чем он лакомится в лесу? (Ответы детей.)
Но есть в лесу много мелких и крупных хищников, которые питаются другими животными (лиса, волк, еж, куница).
— Что предпочтет на обед кумушка лиса? (Ответы детей.)
— А почему еж — хищник? (Ответы детей.)
Все обитатели леса не могут существовать друг без друга. Давайте поиграем в игру «Что было бы, если бы из леса исчезли…».
(Учитель предлагает убрать из леса насекомых.)
— Что бы произошло с остальными жителями? (Ответы детей.)
1. А если бы исчезли птицы?
2. А если бы пропали ягоды?
3. А если бы не было грибов?
4. А если бы ушли из леса зайцы?
Оказывается, не случайно лес собрал своих обитателей вместе. Все растения и животные леса связаны друг с другом. Они приспособлены к жизни в лесу: находят разнообразную пищу, убежище, устраивают место для выведения потомства (норы, гнезда, берлоги). Травоядные животные приспособлены защищаться от врагов, хищники — преследовать добычу. Как? Многие животные имеют маскировочную окраску, быстрые ноги, чуткий нюх. Все животные приспособлены к сезонным изменениям погоды (под зиму запасают корм, ложатся в спячку, меняют шубку на более теплую и т. д.).
Мы столько узнали с вами нового и интересного, а сейчас давайте разгадаем загадки Лесовичка о лесных обитателях.
Хвост пушист, а глазки зорки.
Прыгает по веткам елки.
На земле сорвет грибок
И в дупло с грибочком — скок! (Белка.)
Домик — хатка на реке,
И плотина вдалеке.
Это кто ж такой, скажите,
Архитектор и строитель? (Бобр.)
Самолетик не стальной,
С носом тоненьким — иглой.
Он летает и пищит,
Укусить нас норовит. (Комар.)
Я на пне ее застала,
Думала, она устала.
Я поймать ее хотела,
Но в ладошку поглядела —
Чудеса! Вот это да!
Ускользнула без хвоста! (Ящерица.)
Он иголками богат,
Но немного скуповат:
Сам хотя и не портной.
Не подарит ни одной. (Еж.)
Куцехвостик, длинноушка.
На пеньке он как игрушка.
Лапки ты свои поджал…
От лисички убежал? (Заяц.)
Загадки А. Кочергиной
(Учитель может прочитать детям стихотворение И. Шмы- ровой «Трусишка».)
Сон удивительный зайцу приснился,
Будто в медведя он превратился.
Бродит по лесу, деревья ломая,
Ревом могучим зверушек пугая.
Зайка проснулся — хвостик дрожит.
Смотрит: один под кустом он лежит.
Ай да зайчишка! Ай да зайчишка!
Он сам себя испугался, трусишка!
А теперь поиграем.
(Используя метод противоречий: волк злой — лиса хитрая, волк серый, а лиса рыжая и т. д., проводят игру «Противоположность» и пальчиковую гимнастику «Зайчик», «Волк».)