Классный час для 3-4 класса по теме «Путешествие в страну прекрасного»

Поделиться:

Методическая разработка классного часа для начальной школы

Данный классный час можно провести ко Дню славянской письменности и культуры, который отмечают 24 мая.

Конспект классного часа «Путешествие в страну прекрасного (Русское народное декоративно — прикладное искусство)»

Подготовительная работа: перед проведением заочного путешествия класс делят на группы, каждая из них получает задания:

1. Рассмотреть изделия народных мастеров-умельцев, найти информацию о них, подготовить рассказ об одном из этих изделий.

2. Посетить краеведческий музей, познакомиться с местными народными умельцами, поискать в своей семье образцы декоративного искусства.

3. Подготовить альбом, праздничную газету, открытки-по- здравления, закладки, оформленные в стиле народного декоративного искусства.

4. Оформить в классе выставку рисунков, поделок.

5. Собрать открытки, фотографии с образцами декоративно- прикладного искусства.

Оборудование: карта России с обозначенными маршрутами путешествий по народным промыслам, предметы народных промыслов, фотографии.

Ход классного часа

Учитель. В одной сказке Андерсена волшебница дала поэту свои очки и слуховой рожок — и все вещи вокруг него ожили и заговорили. Вот так и мы порой проходим мимо удивительных вещей и ничего не замечаем. Вот серая и красная глина, липовые и березовые чурочки, куски жести, цветные нити и овечья шерсть. На первый взгляд, совсем простые, обычные вещи. Но есть на свете мастера-волшебники, в руках которых эти предметы могут «заговорить» на своем особом языке — языке красоты. Любой природный материал красив, но его красота открывается не сразу. Грубый серый кусок глины не привлекает внимания, а в ловких руках гончара он превращается в красивый сосуд, липовая чурочка в руках художника становится расписной ложкой, лист жести — изящным сосудом или удивительным подносом.

Сегодня на занятии мы познакомимся с такими чудесными превращениями, которые происходят с самыми простыми вещами в руках народных мастеров-умельцев.

— Вспомните, какие виды произведений изобразительного искусства вы знаете? (Ответы детей.)

— К какому виду относятся эти предметы (показываются предметы декоративно-прикладного искусства, стоящие на столике у доски)? (Ответы детей.)

— Что обозначают слова «декоративно-прикладное искусство»? (Ответы детей.)

— На какие жанры по технике исполнения, обработки материалов делятся произведения декоративно-прикладного искусства?

(По красочной таблице ребята классифицируют изделия по технике обработки материалов: «Резьба по дереву», «Гончарные изделия», «Художественная роспись дерева» и т. д.)

Сейчас мы совершим путешествие в Страну прекрасного. Недалеко от Москвы находится Гжель — известный центр народной керамики. У нас под ногами клад. Клад этот — глина, из которой умелые руки гончаров делают посуду, изразцы для печей и детские игрушки. Здесь изготовляют из красной глины всевозможные кувшины, горшки, наборы посуды.

(Демонстрация слайдов «Гжельская керамика».)

Изделия Гжели просты и красивы по форме и цвету. Также проста и выразительна их роспись.

И вот мы на фабрике. Она выпускает вазы, кувшины для воды и молока, горшки для цветов.

(Демонстрация предметов.)

Работники фабрики заливают в формы жидкую глину, сушат изделия, затем обжигают их в печах, расписывают узорами, покрывают глазурью и снова закаляют в печах. Вот какой путь проходит кусок глины, прежде чем станет декоративным сосудом. Художники расписывают изделия от руки. Легкими движениями они наносят цветы, веточки, завитки синими красками.

Наш путь лежит на север, в Тульскую область. Мы в селе Филимоново Тульской области. Здесь издавна лепят народные игрушки из глины. Свистульки, звери, птицы, люди — любимые изображения мастеров. Фигурки лепят из красной глины. После обжига их не забеливают, роспись наносят на естественный цвет глины. Орнамент очень прост: это поперечные и продольные полосы зеленого и малинового цветов. Сочетание цвета и формы настолько едины, что каждая игрушка — неповторимое произведение искусства.

(Демонстрация филимоновской игрушки.)

Летим в город Киров. Нас заинтересовала история глиняного коняшки. Почему эту игрушку назвали дымковской? В селе Дымково, пригороде Кирова, издавна занимаются лепкой игрушек из глины. Вылепленные игрушки сушат на деревянных столах, затем обжигают в печи. От огня игрушки становятся прочными и легкими. Мастера покрывают их ровным слоем мела, разведенного на молоке, и ставят сушиться на сквозняк. Затем игрушки раскрашивают красками, просушивают и закрепляют красочный слой яичным белком. Орнамент дымковской игрушки включает всего лишь пять элементов: круги, точки (горошины), прямые вертикальные и горизонтальные, волнистые линии. В росписи используют яркие, насыщенные краски: красная, желтая, зеленая, синяя, черная. На белом фоне они смотрятся празднично и нарядно. Очень красива и форма дымковской игрушки. В наши дни дымковскую игрушку очень любят и взрослые, и дети.

А теперь — путешествие в сказочный мир Городца. Мы познакомились с художественной росписью по дереву, узнали о росписи деревянной мебели, посуды, детских игрушек.

(Показ изделий городецкой росписи: кони, птицы, розаны.)

— Где цветут такие цветы?

— Где скачут эти чудо-кони?

— В каких садах поют эти жар-птицы?

(Ответы детей.)

На берегу Волги мы попали в удивительный мир русской сказки, созданный руками мастеров из Городца. Много лет назад городецкие умельцы стали делать игрушки, деревянную посуду, прялки.

(Показ прялки, кухонной доски.)

Яркие цветы, жар-птицы украшали эти предметы. Теперь мы пьем чай из другой посуды, играем в другие игрушки. Но красота городецких узоров не исчезла. И сейчас пышно цветут сказочные розаны, летят волшебные птицы, скачут чудо-кони на детских столиках, креслах-качалках, деревянных хлебницах, кухонных досках. И это все создают городецкие мастера. А если вы сами захотите стать сказочниками, возьмите кисточки, яркие краски — и за дело. Сначала надо научиться рисовать розаны, купавки, ягодки, листочки, а потом создавать декоративный орнамент.

— А теперь отправляемся в гости к золотой хохломе. Что означают слова «золотая хохлома»?

(Ответы детей.)

Свое название роспись получила от села Хохлома. В старину оно было большим торговым центром, откуда во все края России развозили расписную деревянную посуду. В наши дни производство изделий с хохломской росписью сосредоточено в городе Семенове, в селах Семино и Новопокровское Ковернинского района Нижегородской области.

Роспись хохломских изделий выполняется кистевыми приемами без предварительного нанесения контура рисунка. Основной прием хохломской росписи — «травный», реже фон закрывают красной или черной краской, а орнамент выступает в виде золотистых силуэтов.

— Хохломские изделия ярки и красочны, словно пронизаны солнцем. Отгадайте, о какой игрушке идет речь в загадке:

Ростом разные подружки,

Не похожи друг на дружку,

Все они сидят друг в дружке,

А всего одна игрушка. (Матрешки.)

Вот они, подружки, сидящие друг в дружке, — нарядные, веселые русские модницы, известные во многих странах мира.

(Показ матрешек.)

Матрешку делают так: игрушку точат на токарном станке из липы, затем раскрашивают анилиновыми красками и покрывают бесцветным лаком.

По типу росписи различают загорские, семеновские, пол- хов-майданские матрешки. Загорская матрешка одета в сарафан, кофточку с вышивкой, яркий платок и передник. Семеновская матрешка расписана яркими декоративными цветами. В селе Пол- ховский Майдан на матрешку сначала наводится контур тушью, а потом свободными кистевыми приемами матрешку украшают цветами и ягодами. Матрешка в наши дни — одно из популярных произведений декоративно-прикладного искусства не только в нашей стране, но и за рубежом. Ее увозят во все страны мира. Русская матрешка стала великой путешественницей.

Мы провели операцию «Бабушкин сундучок». В результате мы нашли кружева, вышитые гипюром блузки, расшитые крестом льняные скатерти, наволочки, полотенца…

(Демонстрация изделий.)

Люди всегда стремились украсить свое жилище, мебель, посуду, одежду, создать для детей яркие игрушки. Среди народных мастеров были и такие, которые хотели в миниатюрных картинах, написанных цветными лаками на изделиях из папье-маше, передать красоту народного подвига, быстроту движения.

Центрами миниатюрной лаковой живописи являются Палех, Холуй, Федоскино и Мстера. Используя богатые традиции древнерусской живописи, народные художники сумели не только сохранить лучшие из них, но и развить, обогатить их. Художники лаковой миниатюры создают произведения на исторические темы, на темы гражданской и Великой Отечественной войн, на темы русских народных сказок, сказок А.С. Пушкина.

(Просмотр открыток произведений лаковой миниатюры.)

По-своему пытаются запечатлеть красоту движений трудового народа мастера резьбы по кости из Архангельской области и Сибири.

Сколько может рассказать удивительного и интересного маленькая фигурка из кости, если попытаться раскрыть тайну ее прекрасной жизни!

(Демонстрация цветной таблицы «Резьба по кости» из набора «Де- коративно-прикладное искусство».)

Резьба по кости — это серьезный и кропотливый труд. Взяв в руки кусок кости, художник уже представляет, какой будет костяная скульптурка. Мысленно он продумывает сюжет, рисует эскизы, затем наносит рисунок острым карандашом на костяную пластину, а чтобы рисунок не стерся во время работы, его покрывают бесцветным лаком. И вот мастер приступает к резьбе. Перед

ним разложены многочисленные специальные инструменты. Они послушны в руках мастера. Трудно работать над фигурками: одно неверное движение — и ошибка непоправима. Срезанный кусочек не приклеишь. Карандашный рисунок прост, а фигурка должна получиться объемной, выразительной. Сначала выбирается фон, потом мастер придает фигуркам округлую форму, и лишь после этого переходит к отделке деталей. Весь процесс резьбы длится очень долго. Резьба по кости широко распространена у народов Севера, в Архангельской области, в Якутии. Фигурки режут из клыков моржей. Резьба по кости пользуется широким признанием не только в нашей стране, но и за рубежом. В маленьком кусочке кости художник оставляет частицу своей души, свои мысли.

— Итак, где мы сегодня путешествовали?

— О каких жанрах декоративно-прикладного искусства вы узнали?

— Какой росписи принадлежат эти элементы узоров (розаны, купавки, травка, решетки из прямых и волнистых линий)?

— Чему учит нас декоративно-прикладное искусство?

(Ответы детей.)

Чтец 1.

Я смотрю на жостовский поднос…

Как же можно сотворить все это?

Кажется, художник перенес

Кистью на металл кусочек лета.

 

Расцветает пышно дивный сад,

Каждый венчик озарен рассветом,

И тихонько лепестки дрожат,

Раскрываются под теплым летним ветром.

 

Долго можешь любоваться ты

Этой несравненной красотою.

Где же взять любви и доброты,

Чтобы чудо сотворить такое?!

 

Ярких красок нам не занимать,

Ведь Россия так щедра цветами.

Только кистью можно передать

То, что трудно выразить словами.

 

Лучше не ищите слов красивых,

Вряд ли нужно что-то говорить.

Если в сердце у тебя живет Россия —

Ты сумеешь это сотворить!

О. Дрынова

Чтец 2.

В Городец на ярмарку

Съехался народ.

Каждый покупает,

Каждый продает.

 

Славится талантами

Этот волжский край.

Здесь товар отменный —

Только выбирай!

 

Ах, порадовал людей

Славный Городец!

Доставай-ка денежку,

Удалой купец!

 

Расписные доски,

Чашки да посуда!

Без покупки не уйдешь

Ни за что отсюда!

 

А игрушки детворе —

Просто загляденье!

Ну, а прялки расписные

Всем на удивленье!

 

Роспись городецкая

Очень хороша!

Сердце не нарадуется,

И поет душа!

 

Тянется за кисточкой

Детская рука.

Роспись городецкая

Будет жить века!

О. Дрынова