Разработка классного часа на нравственную тему для учащихся начальной школы
Цели и задачи:
• воспитание культуры речевого общения учащихся;
• знакомство учащихся с устойчивыми формами приветствия, прощания, просьбы, благодарности, извинения.
Оборудование:
• аудиозаписи музыкальных фрагментов из инсценировки В. Сечена на музыку Н. Богословского «Остров сокровищ» (фрагменты темы «Мрачного острова» и «Кровавого Джека»), аудиозаписи музыки из кинофильма «Дети капитана Гранта» («Вальс» и «Увертюра» И. Дунаевского);
• бумага, ручки, фломастеры;
• музыкальный центр (вне поля зрения учащихся).
Ход классного часа
♦ Учащиеся рассаживаются на стулья, образуя замкнутый круг.
Учитель: Здравствуйте! Как вы думаете, умеете ли вы хранить секреты?
♦ Заслушиваются ответы учащихся.
Учитель: Если умеете, тогда заседание тайного общества искателей золотых слов считаю открытым. С сегодняшнего дня мы с вами начнем добывать из массы слов, как из пустой породы, золотые слитки яркой и выразительной речи. А когда мы добудем достаточное их количество, тогда предложим провести соревнование с параллельным классом. Посмотрим, у кого окажется больший запаса золотых слов и какой класс может быть допущен в Высокое собрание. Для того чтобы никто не узнал наши «месторождения», мы будем вести себя очень осторожно.
Итак, начинаем поиск золотосодержащих слов. Давайте сначала поищем ласковые слова, какими мамы обычно называют своих детей или обращаются к ним. А как вас мамы называют ласково? Какие вы знаете ласковые слова?
♦ Заслушиваются ответы учащихся.
Учитель: Нам надо не только добыть как можно больше золотых слов, но и запомнить их. Для этого давайте их сгруппируем. Я буду называть группу слов, а вы добавлять в эту группу слова. (Обращение по цвету волос (златовласка, смоляночка, белоснежка), по цвету глаз (синеглазка, черноокая, сероглазая), по названиям частей тела (глазастик, лапочка, хвостик, ушастик), по ощущениям (радость), по внешнему виду и поведению (красотуля, шустрик), по отношению (миленький, дорогая, любимый), используя названия животных (лисёнок, зайка, медвежонок, ласточка, птенчик, рыбка), цветов, деревьев, ягод (розочка, василёк, берёзка, дубок, вишенка, ягодка), природных тел и явлений (звёздочка, капелька, солнышко, ураганчик), сказочных героев (принцесса, рыцарь, волшебница) и т.д.)
♦ Заслушиваются ответы учащихся.
Учитель: По моим подсчётам набирается более ста пятидесяти золотых слитков ласковых обращений. Чтобы проверить мои подсчёты, запишите дома те обращения, которые вы сегодня узнали, и те, которые найдете ещё.
♦ Дверь тихо открывается и входит «сыщик».
Сыщик: А что это вы тут делаете?
Учитель: Ничего особенного, просто учимся говорить, играя.
Сыщик: Как это вы играете, если вы сидите?
Учитель: Смотрите — играем! Я перехожу от одного ученика к другому, говорю фразу, а каждый повторяет её три раза.
Давайте продемонстрируем сыщику, как мы играем. Внимание, если вы ошибаетесь, я перехожу к другому ученику. Слушайте внимательно и повторяйте! «Купи кипу пик», «Милу мама мыла мылом», «Не руби дрова на траве двора», «Раз дрова, два дрова, три дрова», «У Саши в каше сыворотка из-под простокваши», «Цапля чахла, цапля сохла», «Шла Саша по шоссе и сосала сушку», «Орел- король», «Саша шапкой сшибла шишку», «Стоит воз овса, возле воза — овца», «От топота копыт пыль по полю летит», «У Паши шахматы, у Саши шашки», «Архип осип, Осип охрип».
♦ Учащиеся выполняют задание.
Сыщик: Убедили. Играете.
♦ Сыщик уходит.
Учитель: Наверное, это сыщик хотел узнать, не нашли ли мы золотые слитки. Ребята, скажите, сколько этикетных ошибок он сделал?
Учащиеся: Не постучался, не поздоровался, не попросил разрешения войти, не извинился, что прервал наше общение, не представился, не попрощался.
Учитель: Давайте продолжим поиски слов. Начнем искать те слова, которых так не хватило сыщику.
Итак, начинаем добывать золотые россыпи слов, которыми люди приветствуют друг друга. Прошу выйти первую четверку учащихся и называть слова приветствий. Остальные слушают внимательно, чтобы заменить золотоискателя, если наступит пауза. Начинаем.
Учащиеся: «Доброе утро!», «Добрый день!», «Здравствуйте!», «Приветствую вас!», «Привет!», «Рад встрече!» и т.д.
Учитель: Теперь выходят следующие четыре человека. Вас попрошу заняться добычей слов, которыми можно попрощаться. Начинаем.
Учащиеся: «Всего доброго!», «Всего хорошего!», «Спокойной ночи!», «Приятных сновидений!», «Пока, пока!», «В добрый путь!», «Счастливо!», «Приятной дороги!», «Мягкой посадки!», «Рада была вас видеть!», «Приятно было пообщаться», «Доброго пути!», «Будьте счастливы!» и т.д.
Учитель: Для следующей пары учеников такое задание — надо обратиться с просьбой и попросить книгу.
Учащиеся: «Дай мне, пожалуйста», «Прошу тебя», «Не мог бы ты одолжить мне», «Одолжи на время», «Если не трудно» и т.д.
Учитель: А теперь представьте, что покупатель просит продавца показать ему книгу.
Учащиеся: «Разрешите посмотреть», «Покажите мне, пожалуйста», «Если не трудно» и т.д.
Учитель: Для следующей пары учеников такое задание — позвонить по телефону и обратиться с просьбой к кому-то, чтобы позвали вашу маму.
Учащиеся: «Здравствуйте! Я (имя, фамилия). Позовите, пожалуйста, к телефону Нину Ивановну» и т.д.
Учитель: А как вы позовёте своего друга к телефону, если трубку взял его папа?
Учащиеся: «Здравствуйте! Я (имя, фамилия). Позовите, пожалуйста, Сашу» и т.д.
Учитель: Сколько времени можно занимать общий телефон? Какой самый короткий разговор может состояться между приятелями? Приведите пример.
Учащиеся: «Привет! Ты сегодня приходишь на секцию?». — «Да». — «Отлично. Встретимся».
Учитель: Вновь выходят два человека. Вас попрошу заняться добычей слов благодарности.
Учащиеся: «Благодарю вас», «Большое спасибо», «Вы были очень внимательны», «Вы меня очень выручили», «Я никогда не забуду того, что вы для меня сделали» и т.д.
Учитель: Давайте теперь попробуем найти вежливые обращения к знакомому или незнакомому человеку.
Учащиеся: «Будьте добры», «Будьте любезны», «Разрешите спросить», «Разрешите обратиться», «Подскажите, пожалуйста», «Скажите, пожалуйста», «Уточните, если не трудно» и т.д.
Учитель: Вспомните, как обращались люди друг к другу в разные времена.
Учащиеся: «Господин», «милостивый государь», «ваше благородие», «любезный», «батюшка», «сударь», «барин», «товарищ», «гражданин» и т.д.
Учитель: Послушайте музыкальные отрывки и скажите, какие чувства вызывают они у вас?
♦ Звучат аудиозаписи музыкальных фрагментов Н. Богословского и И. Дунаевского. Заслушиваются ответы учащихся.
Учитель: Добрые чувства выражаются ласковыми словами и радостной мелодией. А теперь я предлагаю за три минуты нарисовать «добро» и «зло», как вы их себе представляете.
♦ Учащиеся выполняют задание. Рисунки учащихся размещаются на стенде.
Учитель: Посмотрите, яркими красками нарисовано «добро», темными —- «зло».
А почему говорят: «Доброе слово и кошке приятно»?
♦ Заслушиваются ответы учащихся.
Учитель: Как вы думаете, как правильно сказать: «Извините, пожалуйста» или «извиняюсь»?
Учащиеся: «Извините, пожалуйста».
Учитель: А как еще можно попросить извинения друг у друга?
Учащиеся: «Извини», «Прости» и т.д.
Учитель: Сегодня на классном часе мы добыли много золотых добрых выражений. Давайте их использовать в своей речи.
На этом заседание тайного общества искателей золотых слов считаю закрытым.
Автор: Ю.В. Ушакова, г. Геленджик