Методическая разработка классного часа о правах ребенка для младших школьников
Беседа-рассуждение в 3 классе. Тема: Я и общество
Цели:
— познакомить детей с понятиями декларация, ООН, статус;
— расширить знания о правах, обязанностях и ответственности детей до 11-летнего возраста согласно законодательству РФ.
Ход занятия
I. Введение.
Вступительное слово учителя.
Учитель. Сегодня мы поговорим о том, что нужно знать и уметь человеку, чтобы хорошо чувствовать себя рядом с другими людьми.
Как же правильно вести себя, как должен жить человек в обществе?
Еще с пеленок вас учили этому ваши родители. Они говорили два слова: «можно» и «нельзя». Потом стали говорить: «Ты поступил хорошо» или «Ты поступил плохо».
Вы слушали сказки и узнавали, что есть герои добрые и злые. Вы учились хорошим поступкам и определяли, как вы поступили, по оценке взрослых, по примерам сказочных героев.
А что же теперь, когда вы подросли? Почему стали говорить, что «ребенок был такой золотой, а теперь не слушается и делает все наоборот»?
Наверное, это потому, что вы выросли и поняли, что жизнь — это не сказка, а люди не делятся на плохих и хороших героев. Не всегда можно отличить зло от добра, они редко бывают в чистом виде, и вам бывает трудно разобраться во всем, можно и запутаться.
II. Основная часть занятия.
1. Постановка и решение проблемного вопроса.
Учитель. Как же решить теперь — как вести себя, чтобы тебя уважали не только за то, что у тебя привлекательный внешний вид, но и ценили как хорошего человека, как личность? Вы, ребята, задавались этим вопросом? Давайте попробуем вместе на него ответить.
Я думаю, что очень важно следующее:
1) Надо знать, по каким же принципам живут люди, какие моральные, то есть духовные ценности накопило все человечество за всю свою историю независимо от того, когда и в какой стране жил человек.
2) Надо уметь применять эти знания — думать, прежде чем действовать, уметь оценивать свои слова и поступки.
3) И, наконец, если научиться применять знания, то они станут вашими убеждениями. А за убеждения людей уважают (говорят: «Это принципиальный человек»), И никто не сможет заставить вас совершить дурной поступок, потому что вы будете точно знать, как поступить в данной ситуации.
2. Работа в группах.
Задания группам:
1) Класс разделить на три группы. Первая группа составляет права людей, какие они хотели бы видеть; вторая группа — законы, по которым бы хотели жить; третья группа — обязанности граждан.
На это задание отвести 10-15 минут. Учитель контролирует работу групп, помогает в случае затруднения.
2) Выступления представителей групп.
3.Ознакомление с понятием правовой статус.
Учитель. Давайте познакомимся с правами, обязанностями и ответственностью детей с рождения и до 11 лет.
1) Терминологическая работа.
Правовой статус — это положение человека в мире права. В праве положение определяют права, обязанности и ответственность. По мере взросления человек получает новые возможности, набирается опыта, а значит, приобретает новые права, обязанности, ответственность — меняется и статус.
2) Некоторые права, обязанности, ответственность детей в зависимости от возраста.
С рождения ребенок имеет права:
— на имя;
— жить и воспитываться в семье, насколько это возможно;
— знать родителей и жить с ними (если это не противоречит интересам ребенка);
— на заботу и воспитание родителями (или лицами, их заменяющими);
— на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства;
— выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы;
— на защиту своих прав и законных интересов родителями (лицами, их заменяющими), органами опеки и попечительства, прокурором и судом;
— на гражданство;
— собственности на имущество (полученное в дар или наследство, а также приобретенное на средства ребенка);
— на самостоятельное обращение в орган опеки и попечительства для защиты своих прав.
Обязанности:
— слушаться родителей и лиц, их заменяющих, принимать их заботу и воспитание, за исключением случаев пренебрежительного, жестокого, грубого, унижающего человеческое достоинство обращения, оскорбления или эксплуатации;
— соблюдать правила поведения, установленные в воспитательных и образовательных учреждениях, дома и в общественных местах.
Ответственность:
— перед родителями и лицами, их заменяющими, воспитателями и преподавателями;
— перед своей совестью.
С 6 лет добавляются:
Права:
— совершать мелкие бытовые сделки;
— совершать сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды, не требующие нотариального заверения или государственной регистрации, совершать сделки по распоряжению средствами, предоставленными родителями или другими людьми, с согласия родителей для определенной цели или свободного распоряжения.
Обязанности:
— получить основное общее образование (9 классов);
-соблюдать правила внутреннего распорядка учебного заведения, учебной дисциплины.
Ответственность:
— перед преподавателями, администрацией учебного заведения;
-за совершение общественно опасных действий, бродяжничество, пьянство.
С 8 лет добавляются:
Права:
— на участие в детском общественном объединении.
Обязанности:
— соблюдать устав, правила детского общественного объединения.
Ответственность:
— перед детским общественным объединением и его участниками.
С 10 лет добавляются:
Права:
— на учет своего мнения при решении в семье любого вопроса;
— быть заслушанным в ходе любого судебного разбирательства;
— давать согласие на изменение своего имени и фамилии, на восстановление родителя в родительских правах, на усыновление или передачу в приемную семью.
С 11 лет добавляются:
Ответственность:
— за помещение в специальное учебное воспитательное учреждение для детей и подростков (спецшкола) в случае совершения общественно опасных действий или злостного и систематического нарушения правил общественного поведения.
4. Ознакомление с понятиями ООН и декларация.
— Ответьте мне, существует ли организация, в которую входили бы представители разных народов со всего мира?
Да, действительно, эта организация существует и называется она Организация Объединенных Наций, или сокращенно ООН.
Создана ООН была в 1945 году, сразу по окончании Второй мировой войны, а ее основной задачей стало поддержание и укрепление мира и безопасности.
А в Уставе ООН (это основной документ с программой работы) написано, что ООН создана для того, чтобы «утвердить веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности, в равноправие мужчин и женщин и в равенства прав больших и малых народов».
Так вот, в 1948 году ООН издала документ, который называется «Всеобщая декларация прав человека».
В ее тридцати статьях перечислены все основные права и свободы человека, живущего в обществе.
На доске открывается запись:
«Декларация» (от лат. слова объявление, провозглашение) — заявление от имени организации или государства, торжественное провозглашение основных принципов, а также документ, в котором они изложены.
Итак, вы видите, ребята, что Декларация прав человека — это документ, в котором записаны основные права, которые должны быть у каждого человека.
Декларация — это не закон, а рекомендация. На ее основе каждое государство принимает закон о правах, который уже имеет обязательную силу для людей, живущих в этом государстве.
Вам интересно сравнить, что придумали вы сами, ребята, и что записано в этой Декларации, которую составляли очень многие умные люди из разных стран?
Классный руководитель зачитает некоторые положения из Декларации прав человека.
III. Итог занятия.
— Как же нам общаться с другими людьми, чтобы уважать себя и других, чтобы общество, в котором мы живем, было гуманным и справедливым? (Ответы учащихся.)
Учащийся читает стихотворение.
Я человек… Живу среди людей,
Тех, у которых множество идей.
Но все должны мы понимать друг друга —
И в этом состоит общественного жития наука!
Я человек… И ты, и он — всё человек!
Давайте в мире, пониманье жить вовек!
Н. Н. Бобкова