Классный час «Я и планета Земля», 1 класс

Поделиться:

Итоговый классный час для 1 класса по экологии

Цели и задачи

— помочь детям осознать себя частью природы;

— учить любить природу, бережно к ней относиться.

Оборудование

Репродукции картин с изображением природы, растений, птиц, животных, листы бумаги, карандаши, краски.

Предварительная работа

Разучивание стихотворений, разгадывание загадок о природе, подготовка индивидуальных сообщений.

Ход классного часа

Вступительное слово учителя

Учитель. Велика наша земля, велика и прекрасна. Наверное, не найти такой краски, которой бы не было в природе.

Дети рассматривают репродукции картин о природе.

Голубое небо, высокое-высокое, будто бездонный океан; синяя речка, убегающая вдаль и манящая нас к себе; пестрый луг, вытканный белыми ромашками, голубыми колокольчиками, сиреневыми анютиными глазками.

Обсуждение стихотворения

Плачет воздух, речка, поле,

Гибнут звери, птицы, море,

Стонет лес, земля и луг,

Все, что видим мы вокруг.

 

Ветви тянет к нам сосна,

Ищет помощи она.

Ждет сочувствия подснежник,

Красоты земной наследник.

 

Нет к природе в нас тепла,

Нет душевного родства.

Есть один простой закон:

От природы все возьмем.

 

Что за варварство такое?

Травим рыбу, речку, море,

Глушим рыбу, рвем цветы

Для минутной красоты.

 

А одно понять не можем:

Без природы мы не сможем

Ни дышать, ни петь, ни жить,

Ни смеяться, ни любить.

 

Мы с природою едины,

С нею мы не разделимы.

Ведь природа — Я и Ты,

Речка, воздух и цветы.

Вопросы для обсуждения:

— Ребята, как вы думаете, о чем мы сегодня будем с вами говорить на занятии?

— А почему мы будем говорить о природе? Что сейчас происходит в природе? Кто в этом виноват?

Учитель. Мы сегодня отправимся с вами в путешествие к матушке Природе. У нее много сестер. Угадайте, куда мы отправимся в первую очередь?

Речка-матушка, скажи,

Как живешь в лесной глуши?

Как журчит вода-светлица,

Как рыбешка в ней резвится?

Выходит девочка, на плечах у нее большой голубой платок. Она делает движения руками, покачивая их из стороны в сторону, изображая волны. Она — речка.

Речка.

Были дни, когда журчала,

Веселилась, не скучала,

Бирюзою рассыпалась,

Вся искрилась и плескалась.

Но пришел хозяин мой

И воздвиг завод с трубой.

Стала я преображаться,

Задыхаться стала я,

Мертвой стала плоть моя.

Солнце больше не искрится,

Рыба здесь не нерестится.

Помогите мне, друзья,

Так существовать нельзя.

Учитель. Да, ребята, речке очень плохо, если рядом с ней появляется завод. Завод сбрасывает в водоем загрязняющие вещества, и речка постепенно умирает. Сколько уже речек умерло!

Не только заводы загрязняют речки и водоемы, но и люди. Послушайте стихотворение «Прогулка» и подумайте, видели ли вы такие же картины?

Обсуждение стихотворения

Ученик.

Мы приехали на речку

Воскресенье провести,

А свободного местечка

Возле речки не найти!

 

Тут сидят и там сидят:

Загорают и едят,

Отдыхают, как хотят,

Сотни взрослых и ребят.

 

Мы по бережку прошли

И поляночку нашли.

Но на солнечной полянке

Тут и там — пустые банки

И, как будто нам назло,

Даже битое стекло!

 

Мы по бережку прошли,

Место новое нашли,

Но и здесь до нас сидели;

Тоже пили, тоже ели,

Жгли костер, бумагу жгли —

Насорили и ушли!

 

Мы прошли, конечно, мимо….

— Эй, ребята! — крикнул Дима. —

Вот местечко хоть куда!

Родниковая вода! Чудный вид!

Прекрасный пляж!

Распаковывай багаж!

 

Мы купались, загорали,

Жгли костер, в футбол играли —

Веселились, как могли!

Пили квас, консервы ели,

Хоровые песни пели,

Отдохнули и ушли!

 

И остались на полянке

У потухшего костра:

Две разбитых нами склянки,

Две размокшие баранки,

Словом, мусора гора!

 

Мы приехали на речку

Понедельник провести,

Только чистого местечка

Возле речки не найти!

Учитель.

Куда мы отправимся дальше?

Стою на развилке дорог, у болота,

Бездумную чью-то идею кляня,

Мое дорогое, родное болото,

Кто так исковеркал, изъерзал тебя?

Мы клюкву отсюда мешками таскали,

На слабые детские плечи взвалив.

Ах, сколько мы ягод тогда собирали,

О наших забавах и играх забыв!

А эти мостки посредине болота?

Здесь клюква была и крупней, и алей.

Их здесь проложили с трудом и заботой

Какой-то Фома и наш прадед Сергей.

Ф. И. Быкова

Индивидуальное сообщение о росянке

А вы знаете, что на болоте можно встретить крохотное растеньице росянку. На ее листочках в любое время суток поблескивают мельчайшие прозрачные капельки, будто капельки росы. Вся верхняя сторона и края каждого листочка усажены еле заметными красными волосками — ресничками. Прозрачная капелька на конце каждого волоска вовсе не вода, а густая липкая слизь. Насекомое, попавшее в ловушку, обволакивается ею, край листа медленно загибается, и пища начинает перевариваться. Оказывается, это растение — хищник.

Учитель. Послушайте песню «Просьба» на стихи Р. Рождественского (в записи).

Раненая птица в руки не давалась,

Раненая птица птицей оставалась.

Этот сон давнишний до сих пор мне снится:

На траве кровавой раненая птица.

Припев:

Птицы, рыбы и звери в души людям смотрят,

Вы их жалейте, люди, не убивайте зря.

Ведь небо без птиц — не небо,

А море без рыб — не море.

И земля без зверей — не земля.

 

Люди-исполины, люди-великаны,

Есть у вас винтовки, сети и капканы.

Есть у вас бесстрашье, сила есть навечно

И должно быть сердце, сердце человечье.

Припев.

Люди-человеки, страны и народы,

Мы теперь навечно должники природы.

Надо с этим долгом как-то расплатиться,

Пусть расправит крылья раненая птица.

Припев.

Индивидуальное сообщение «Какие бывают птицы»

Птиц на земле, конечно, меньше, чем насекомых, но все-таки их довольно много — около 9 тысяч видов.

Есть птицы очень большие, чуть ли не двухметровой величины, есть и совсем крошечные, не больше бабочки или стрекозы, и весящие всего несколько граммов. Есть птицы, которые летают выше облаков, а есть и такие, которые вовсе не могут летать. Одни птицы живут в лесу, другие — только в горах или пустыне.

Одни птицы питаются рыбой, другие — насекомыми. Есть хищные, которые поедают других зверей и птиц, а есть «вегетарианцы», которые едят только растительную пищу, в основном ягоды и семена. Одни птицы селятся в дуплах, а другие вьют себе гнезда на земле или в ветвях деревьев и кустов.

Из книги Ю. Дмитриева

Загадки о птицах

• На шесте дворец,

Во дворце певец,

А зовут его … (скворец)

 

• Озорной мальчишка

В сером армячишке

По двору шныряет,

Крохи собирает.  (Воробей)

 

• Зимой на ветках яблоки!

Скорей их собери!

И вдруг вспорхнули яблоки —

Ведь это… (снегири).

 

• На скале он строит дом.

Разве жить не страшно в нем?

Хоть кругом и красота,

Но такая высота!

Нет, хозяин не боится

Со скалы крутой скатиться —

Два могучих крыла

У хозяина-(орла).

 

• Черный, проворный,

Кричит «крак!»,

Червякам враг. (Грач)

Учитель. Как вы думаете, почему надо беречь и охранять птиц? (Ответы детей.)

Вспомните сказку о том, как мужик поссорился с совой. Сова перестала уничтожать мышей на поле мужика. Мыши расплодились и поели весь его урожай. Мужик остался без еды.

Отгадайте загадку.

Толстущий, большущий, косолапый,

Мед ест, ходит растяпой. (Медведь)

Медведя называют «хозяином леса». Семейство медвежьих насчитывает несколько видов: бурый, белый, черный, очковый, губач, панда, коала и другие.

Индивидуальные сообщения

1-й ребенок. Бурый медведь расселился по всей лесной полосе. Шуба у него густая, плотная, а вот холода он боится, поэтому и спит в берлоге всю зиму. Бурый мишка ест много и часто. Он любит полакомиться фруктами, желудями, насекомыми, ягодами, птицей и их яйцами, рыбой. Ростом медведь бывает до 2 метров и весом до 250 кг.

2-й ребенок. Белый мишка живет за Полярным кругом среди вечных снегов. Он самый большой из медведей. Весит медведь до 700 кг. Холода он не боится. В самые лютые морозы купается в ледяной воде. Любимая пища его — тюлени, морские водоросли, птичьи яйца, песцы.

3-й ребенок. Черный мишка живет в нашей стране только на Дальнем Востоке. В поисках пищи он поднимается высоко в горы. Этот мишка питается корнями, луковицами, ягодами, любит насекомых, бабочек. Зимой спит в дуплах больших и старых деревьев, иногда в пещерах.

4-й ребенок. Мишка в очках живет в Южной Америке. Он крупный зверь. Шуба у него густая, черная и лишь на шее светло-желтая. А очковым его назвали потому, что вокруг глаз у него светлые кольца, или пятна, создающие впечатление надетых больших очков. Этот мишка очень быстрый. Он может за несколько секунд забраться на высоту 20—30 метров. Питаются медведи плодами деревьев, птичьими яйцами, ящерицами.

5-й ребенок. Мишка-губач живет в густых зарослях Индии. Морда у него сильно вытянута вперед, губы большие и очень подвижные. Рост губача — до 2 метров, вес — больше 100 кг. Шуба у него густая, шерсть длинная, цвет ее черный и лишь на груди белая подкова. Питаются губачи растительной пищей, мелкими животными.

6-й ребенок. Коала — это сумчатый медведь.

Внешне он похож на медведя, но только очень маленького роста, рост его 60 см. Коалы живут только в Австралии. Младенцы живут до 8 месяцев у мамы в сумке. Питаются только листьями эвкалипта.

7-й ребенок. Панда живет в бамбуковых лесах. Днем панда не выходит из своего укрытия — берлоги. С наступлением темноты принимается искать пишу. Их любимое лакомство — бамбуковые побеги. Панда может поедать бамбук 10 часов без остановок.

Учитель. Медведей часто уничтожают, и их становится все меньше и меньше на земле. Поэтому их и еще много растений и животных занесли в Красную книгу.

Какой мы можем сделать вывод?

Давайте, люди, дружить друг с другом,

Как птица с небом, как травы с лугом,

Как ветер с морем, поля — с дождями,

Как дружит солнце со всеми нами.

 

Давайте, люди, к тому стремиться,

Чтоб нас любили и зверь и птица

И доверяли повсюду нам,

Как самым верным своим друзьям.

 

Давайте, люди, беречь планету,

Во всей Вселенной похожей нету,

Во всей Вселенной на всех одна.

Что будет делать без нас она?

И. Мазин

Учитель. Я вам предлагаю поработать в командах и нарисовать плакаты, призывающие беречь природу.

Коллективная творческая работа «Береги природу»

Все плакаты, созданные в результате коллективной творческой работы, прикрепляются на доске.

Подведение итогов

Дети предлагают свои способы охраны природы, помощи птицам, животным, растениям.