Беседа-размышление с учащимися 1-4 классов «Мы — за режим дня!»
Цели и задачи
— убедить учащихся в необходимости соблюдения распорядка дня;
— учить составлять режим дня;
— ознакомить с правилами распределения времени на работу и отдых.
Оборудование, реквизит
2—3 парты, стулья для сценки, колокольчик для имитации звонка, таблица «Режим дня», карточки с режимными моментами — «подъем», «зарядка», «водные процедуры», «завтрак», «дорога в школу», «занятия в школе», «дорога из школы», «обед».
Ход классного часа
Постановка проблемного вопроса
Учитель. Как вы считаете, ребята, стоит ли следовать режиму дня? Может, без режима жить намного интересней? Спи, сколько хочешь, играй, сколько хочешь, телевизор можно смотреть, пока самому не надоест… Вы согласны? (Отклик детей.)
Сценка «О значении режима»
Действующие лица
Учитель
Ученики — Леша, Леня, Андрей, их одноклассники.
Звенит звонок на урок. Дети стоят возле парт. Входит учитель.
Учитель. Здравствуйте. Садитесь. Сегодня на уроке мы поговорим о значении режима. Режим — это четкий распорядок дня. Правильное выполнение режима, чередование труда и отдыха улучшают работоспособность, приучают к аккуратности, дисциплинируют человека, укрепляют его здоровье. Ребята, вы все выполняете режимные моменты?
Дети. Да!
Леша. А я даже перевыполняю!
Учитель. Ну-ка, ну-ка, расскажи…
Леша. Ну, вот, например, по режиму принимать пищу надо четыре раза в день, а я принимаю восемь. Или: гулять на свежем воздухе полагается три часа, а я гуляю шесть.
Учитель. Ты у нас, Леша, большой шутник. Надеюсь, это твоя очередная шутка. Иначе при таком раскладе из тебя может вырасти большой лентяй.
Леша. Я пошутил, Елена Андреевна!
Андрей громко зевает, извиняется.
Учитель. Утренняя зарядка, умывание, растирание мокрым полотенцем помогают отойти ото сна, взбодриться. Кто привык к режиму, тот даже просыпается без будильника и никогда не опаздывает в школу. Опаздывает тот, кто не ложится спать в одно и то же время. (Андрей зевает, извиняется.) Если запыхавшийся ученик влетает в класс после звонка…
Раздается грохот за дверью, в класс врывается Леня.
Леня. Извините, я опоздал.
Учитель. Это мы видим. Объясни нам, Леня, почему ты все время опаздываешь? Вот, например, только на этой неделе ты опоздал во вторник, в четверг и сегодня.
Леня.
Во вторник подвела постель —
Не смог я вовремя проснуться.
Позавчера забыл портфель,
В нем был банан —
Пришлось вернуться.
В своих ошибках разобрался,
Сегодня в срок придти хотел,
Но слишком сильно разогнался
И мимо школы пролетел.
В. Лейкин
Учитель. Садись, горе ты наше. Советую тебе поработать над своим режимом дня.
Андрей громко зевает, извиняется.
Учитель. Продолжим урок. Сейчас я познакомлю вас с аутотренингом. Он необходим для того, чтобы отдохнуть, переключиться с одной мысли на другую, расслабиться. Сядьте поудобней, закройте глаза, постарайтесь представить себе то, о чем я говорю.
«Утро. Я открываю глаза, потягиваюсь. Ласковые лучи весеннего солнца пробиваются в мою комнату. Я встаю, подхожу к окну, раздвигаю шторы. Сказочная картина предстает передо мной: голубеет чистое небо, нежная молодая зелень радует взгляд. Чувствую, как весеннее тепло разливается по всему телу. На душе спокойно и радостно, спокойно и радостно. Весна, весна вливается в мое тело». Откройте глаза.
Андрей (не просыпается, храпит, кричит во сне). Не надо, пожалуйста, не надо! Не бей меня больше! Я сдаюсь!
Его толкает сосед по парте, он просыпается.
Андрей (приходя в себя). Вчера спать лег в три часа ночи. По телеку бокс показывали — поединок между Валуевым и Кличко.
Учитель. Вот вам наглядный пример несоблюдения режима дня. (Звонок.) Может быть, звонок тебя разбудит окончательно. Отдыхайте.
Выступление медработника. «Зачем жить по расписанию?»
Учитель. Сегодня к нам на классный час мы пригласили медработника школы Татьяну Витальевну и попросили ее рассказать о том, зачем нужно жить по расписанию, то есть соблюдать режим дня.
Медработник. У человеческого организма есть две особенности: ему полезна работа и он умеет прекрасно приспосабливаться к разным условиям.
Но есть еще третья особенность, о ней нельзя забывать. Наш организм очень любит соблюдать свое внутреннее расписание и страдает от нарушений этого порядка.
Вот, скажем, вы увлеклись настольной игрой и совсем забыли о том, что в два часа обед. И вдруг что-то начинает посасывать в желудке. Дальше — больше, во рту появилась слюна. Наконец вы понимаете, что голодны, смотрите на часы.
Так и есть! Уже два часа. Однако как же узнал об этом организм?
На часы он, конечно, не смотрел. Но его железы привыкли выделять пищеварительный сок именно в это время. А их работа создает ощущение голода.
Или вечером вы зачитались интересной книгой. И вдруг глаза начинают слипаться. Вы зеваете раз, другой, третий. В чем дело? Смотрите на часы. Их стрелка подошла к тому часу, когда вы обычно ложитесь спать. Организм опять напомнил об этом. Если мешать своему организму соблюдать привычное для него расписание, он взбунтуется. Садишься обедать, а аппетита нет. Ложишься спать, а заснуть никак не можешь. Пора вставать, а глаза не раскрываются. Если же всегда придерживаться разумного распорядка — спать и есть, гулять и работать вовремя, организму будет легко работать, и вы будете чувствовать себя здоровыми и бодрыми.
(По А. Дорохову)
Слово учителя. «Основные правила составления режима дня»
Учитель. Чтобы режим дня помогал человеку в жизни, нужно его правильно составить. Необходимо учитывать, что в течение суток мы не всегда одинаково бодро себя чувствуем. Так, например, отмечаются два пика активности нашего организма.
С 8 до 13 и с 16 до 19 часов. (Запись на доске.)
Как вы думаете, чем полезнее всего заняться в эти временные промежутки? (Заниматься в школе или выполнять домашнее задание). Остальное время следует распределить для физической работы и отдыха, но так, чтобы они чередовались.
В сутках, как вы знаете, 24 часа. Они должны быть распределены так.
7—8 ч — работа, 9—10 ч — сон, 6—7 ч — активный отдых. (Запись на доске.)
Объясните, что вы понимаете под словами «работа», «активный отдых»? (Ответы детей.)
Составление режима дня для ученика начальных классов
Учитель. Попробуем составить приблизительный режим для вас, учеников начальной школы, на первую половину дня. Скорректировать, то есть подправить его, а также выполнить подобную работу над распорядком второй половины дня дома для каждого индивидуально помогут вам родители.
На доску помещается таблица «Режим дня».
РЕЖИМ ДНЯ | |
7.00- | … |
7.00 — 8.00 — |
|
8.00-8.30- |
|
8.30-9.00- |
|
9.00- 12.30- |
|
12.30 — 13.00 — |
|
13.00 — 14.00- | … |
Учитель предлагает подойти детям к столу, на котором разложены карточки с записью режимных моментов, и, посовещавшись, прикрепить их рядом с соответствующей временной записью.
Проверка. Обсуждение.
Подведение итогов
Учитель. У некоторых детей никак не получается соблюдать режим дня — они не успевают его выполнять. В чем причина? Чаще всего им мешают две причины: они делают все очень медленно, а еще — постоянно отвлекаются. Таким детям обязательно должны прийти на помощь родители, подгоняя их где-то словом, а где-то применением будильника, отмеряющего данный на какое-либо задание определенный период времени. Но самый лучший помощник — это ваш самоконтроль.
Одно из самых трудных дел —
Не делать сразу двадцать дел.
А что ни час —
Уметь все время
Иметь на все свой час и время:
И на веселье,
И на труд.
На шум и шутки
Пять минут.
И на потеху —
Сладкий миг.
И долгий час
На чтенье книг!
И. Мазнин
Учитель. Продолжите, пожалуйста, фразу: «Сегодня я узнал (понял)…». Мы за режим дня или против? (Отклик детей.)