Классный час для младших школьников 1 класса. Разработка
Цели и задачи
— воспитывать такие черты характера, как смелость, вежливость, приветливость;
— формировать правильное отношение к хвастовству, лжи, грубости, ябедничеству.
Оборудование
Листы бумаги, карандаши, краски.
Предварительная работа
Инсценирование стихотворения В. Лифшица «Два козла», разучивание частушки.
Ход классного часа
Звучит песня «Из чего же сделаны наши мальчишки».
Беседа о характере и поведении мальчиков
Учитель. Есть такие вежливые мальчики, которые похожи на сказочных принцев или эльфов. Они всегда вежливо подадут руку девочке или маме, подвинут стул. Они себя воспитанно ведут в транспорте, всегда уступят женщинам место. Очень приятно разговаривать с такими вежливыми мальчиками: они доброжелательны, приятны в общении. Каждая девочка с детства мечтает о дружбе с таким мальчиком — джентльменом.
Но есть и другие мальчики. Вот о них мы сегодня и поговорим.
Обсуждение стихотворения А. Барто «Про Ванечку»
Жил на свете Ванечка,
И должно ж случиться, —
Начал этот Ванечка
Чваниться, кичиться.
— Я букварь, товарищи,
Прочитал до корочки!
У меня, товарищи,
В дневнике «пятерочки»!
Ванечка, Ванечка,
Перестал бы чваниться!
Нечего кичиться —
Все должны учиться!
Вопросы для обсуждения:
— Что означают слова «хвалиться» и «кичиться»?
— Что вы можете сказать о характере Ванечки?
— Как можно назвать Ванечку? (Хвастун)
— Вежливо ли хвастаться?
Чтение и обсуждение рассказа Л. Толстого «Косточка»
Купила мать слив и хотела их дать детям после обеда. Они ещё лежали на тарелке. Ваня никогда не ел слив и все нюхал их. И очень они ему нравились. Очень хотелось съесть. Он все ходил мимо слив. Когда никого не было в горнице, он не удержался, схватил одну сливу и съел. Перед обедом мать сочла сливы и видит, одной нет. Она сказала отцу.
За обедом отец и говорит: «А что, дети, не съел ли кто из вас одну сливу?» Все сказали: «Нет». Ваня покраснел, как рак, и сказал тоже: «Нет, не ел».
Тогда отец сказал: «Что съел кто-нибудь из вас, это нехорошо; но не в том беда. Беда в том, что в сливах есть косточка, и если кто не умеет их есть и проглотит косточку, то через день умрет. Я этого боюсь».
Ваня побледнел и сказал: «Нет, я косточку бросил за окошко».
И все засмеялись, а Ваня заплакал.
Учитель. Почему Ваня заплакал? Правильно, ему стало стыдно. За какие свои поступки ему стало стыдно? Ведь недаром говорят: «Все тайное всегда становится явным».
Если ты солгал, то ложь откроется и человеку станет очень стыдно за свой поступок. Поэтому лучше говорить правду, какой бы горькой она ни была.
Один из мальчиков исполняет частушку.
Ребенок.
Ваня ссорится с друзьями,
В ход пускает кулаки.
У задиры под глазами
Не проходят синяки.
Учитель. Как вы думаете, хорошо ли быть задирой? Почему?
Инсценирование стихотворения В. Лифшица «Два козла»
Однажды на лужайке
Подрались два козла.
Подрались для забавы,
Не то что бы со зла.
Один из них тихонько
Приятеля лягнул.
Другой из них легонько
Приятеля боднул.
Один лягнул приятеля
Немножко посильней,
Другой боднул приятеля
Немножко побольней.
Один разгорячился,
Лягнул, что было сил!
Другой его рогами
Под брюхо подцепил!
Кто прав, кто виноват —
Запутанный вопрос,
Но уж козлы дерутся
Не в шутку, а всерьез…
Я вспомнил эту драку,
Когда передо мной
На школьной переменке
Такой же вспыхнул бой.
Вопросы для обсуждения:
— Как вы думаете, у драчунов и забияк много друзей? Почему?
— Какими должны быть настоящие мальчики?
Чтение и обсуждение сказки «Волк-ябедник»
Было или не было, но однажды тигр, падишах всех зверей, заболел. Насморк! Известно, от этой болезни не умирают.
Но испортилось настроение повелителя, а это смертельно опасно для подданных. Поэтому все звери, как один, явились к тигру, чтобы засвидетельствовать ему свою преданность. И только лиса не явилась.
Тигр, который в этот день не желал видеть дальше своего носа, вероятно, не заметил бы ее отсутствия, если бы не волк.
— О, государь! — зашептал волк в тигриное ухо. — Все звери явились, чтобы сказать «Будь здоров!» — едва ты чихнешь. И только голоса лисы не слышно.
Тигр разгневался и приказал доставить лису пред свои желтые очи. Узнала об этом лиса и сама поскорее прибежала к тигру.
— Рыжая тварь! — зарычал повелитель. — Все звери как звери, пришли меня проведать, а ты?
— Не сердись, о государь, — ответила лиса. — Я, как только узнала о твоем недуге, сразу же побежала искать лекарство.
— Ах, так… — смягчился тигр.— И нашла?
— Да! Самое верное лекарство от насморка спрятано в задней левой пятке нашего волка.
— Неужели? — удивился тигр. — Только смотри: если средство не поможет, страшись!..
Но лиса ничуть не страшилась. Ведь насморк — это такая болезнь: лечи ее чем угодно, только поскорее, а то сама пройдет!
Через несколько дней идет лиса по лесу, а навстречу ей волк. На трех ногах!
Тут лиса ему и сказала:
— Запомни, друг мой: ябедник подобен тому, кто плюет в небо, а потом удивляется, что это за роса упала ему на голову.
Вопросы для обсуждения:
— Почему ябедничать нехорошо?
— Кому делает плохо ябедник?
— Как вы понимаете последние слова лисы?
Конкурс рисунков «Вежливый мальчик»
Подведение итогов
Учитель. Каких мальчиков и девочек мы бы не хотели видеть в нашем классе (капризных, грубых, хвастунов, лгунов, ябедников и т. д.)?
Я надеюсь, что наши девочки и наши мальчики сделали правильные выводы, и мы будем видеть в нашем классе настоящих вежливых девочек и настоящих галантных мальчиков.
Звучит песня «Из чего же сделаны наши мальчишки».