Внеклассное занятие в 1 классе. Теремок «Смекалка»
Методические рекомендации. Занятие расширяет представления детей об обитателях леса; развивает внимание, память, мышление, пространственную ориентацию; воспитывает чувство доброты, формирует элементарные навыки поведения в лесу.
Оборудование: рисунки мухи, блохи, комара, мыши, лягушки, зайца, лисы, волка, медведя или таблички с названиями данных животных; рисунки цветов, состоящих из геометрических фигур, цветные карандаши, бумага.
Учитель. Всем известна русская народная сказка «Теремок». А я предлагаю вам «Теремок» на новый лад. Называется она «Теремок «Смекалка». Вспомним главных действующих лиц «Теремка».
Разминка.
➢ Целый день летает, всем надоедает,
Ночь настаёт, тогда перестаёт. (Муха.)
➢ Её подковал Левша. (Блоха.)
➢ Придет месяц май,
Вылетит птица в рай.
Нос, как спица,
Саму чуть видно,
А голос слышно. (Комар.)
➢ Зубы точит, дверь в полу сделать хочет. (Мышь.)
➢ Сестра жабы. (Лягушка.)
➢ Косоглазый, маленький, в белой шубе, в валенках. (Заяц.)
➢ Рыжая плутовка, хитрая да ловкая,
➢ В сарай попала — всех кур пересчитала. (Лиса.)
➢ Кто зимой холодной в лесу ходит злой, голодный? (Волк.)
➢ Летом бродит без дороги между сосен и берез.
А зимой он спит в берлоге, от мороза прячет нос. (Медведь.)
Учитель. Итак, начинает сказка сказываться…
Построила муха в лесу терем и назвала его «Теремок «Смекалка», даже вывеску, написанную крупными буквами, на терем повесила, чтобы все знали, что живет в нем не. обычная, назойливая муха, которая ко всем пристает, всем надоедает. А муха любознательная, сообразительная, которая если и пристает к кому, то не по пустякам, а по очень важным вопросам, например, попросит задачку решить, ребус разгадать или кроссвордом заняться.
И вот как-то бежит мимо теремка блоха-попрыгуха и стучится:
— Кто, кто в теремочке живет?
— Я, муха-горюха. А ты кто?
— А я блоха-попрыгуха. Пусти меня к себе жить.
— Пущу, если ты мое задание выполнишь.
— Постараюсь.
— Ну, слушай. Мы с тобой в лесу живем, значит, должны хорошо знать лес и его обитателей. Ответь- ка на вопросы.
Учитель. Ребята, давайте-ка мы поможем блохе-попрыгухе выполнить задание. Вопросы.
• Про какого зверя говорят, что его ноги кормят? (Про волка.)
• Какой страшный зверь любит малину? (Медведь.)
• Что делает зимой ёж? (Спит.)
• Кто такие листопаднички? (Зайчата.)
• У каких деревьев листья осенью красные? (Клен, рябина.)
• Какой лесной зверь сушит себе на деревьях грибы? (Белка.)
• Кем раньше была лягушка? (Икринкой, головастиком.)
• Какая птица в лесу самая болтливая? (Сорока.)
Учитель. Стали они жить вдвоем. Летит мимо комар-пискун и стучится:
— Кто, кто в теремочке живет?
— Я, муха-горюха.
— Я, блоха-попрыгуха. А ты кто?
— А я комар-пискун. Пустите меня к себе жить.
Муха говорит:
— Пустим, если ты мое задание выполнишь.
— Я буду очень стараться.
— Ну, слушай. Возьми цветные карандаши и раскрась части цветка таким образом:
Красный лепесток — под номером 1.
Синий —- слева от него.
Коричневый находится внизу.
Зеленый лепесток предшествует коричневому лепестку.
Черный находится между синим и красным.
Сердцевина — желтая.
Учитель. Поможем комару?
Примечание: дети срисовывают с доски цветок. Выполняют задание под (руководством учителя.
Учитель. Стали они жить втроем.
Бежит мышка-норушка и стучится в теремок:
— Кто, кто в теремочке живет?
Учитель. Ребята, глядя на рисунки (или таблички с названиями) героев сказки, расположенные на доске, продолжите разговор мышки-норушки с обитателями теремка. (Дети продолжают разговор.)
… Говорит муха:
— Посмотри на рисунки цветов и скажи, какие геометрические фигуры ты видишь.
Учитель. Не хотите ли помочь маленькой мышке? (Дети выполняют задание.)
Думаю, теперь мышку пустят в теремок. А кто скажет, как надо обращаться с цветами в лесу? (Ответы детей.) Послушайте замечательное стихотворение:
Я должен над цветами наклониться
Не для того, чтоб рвать или срезать,
А чтоб увидеть добрые их лица
И доброе лицо им показать. (С. Вургун)
… Стали они жить вчетвером.
Скачет мимо лягушка-квакушка, стучится:
— Кто, кто в теремочке живет?
Учитель. Продолжите разговор лягушки с жителями теремка. (Дети продолжают.) …
Говорит муха:
— Ну, слушай. Я буду называть слова, а тебе надо исключить лишнее слово и объяснить свой выбор.
Учитель. Ребята, давайте поможем лягушке-квакушке.
• Волк, лиса, заяц, медведь. (Заяц, т.к. он не хищник.)
• Лиса, волк, баран, заяц. (Баран, т.к. это домашнее животное.)
• Белка, сорока, крот, ёж. (Сорока, т.к. это птица.)
Учитель. Стали они жить впятером. … Идет зайчик-побегайчик. Стучится он в теремок:
— Кто, кто в теремочке живет?
Ребята, поддержите беседу зайчика с героями сказки. (Дети продолжают разговор.) …
Говорит муха:
— Отгадай загадки о лесных ягодах.
Учитель. Требуется ваша поддержка, ребята!
Под листом на каждой ветке
Сидят маленькие детки.
Тот, кто деток соберет,
Руки вымажет и рот. (Черника.)
Красненькая матрешка,
Беленько сердечко. (Малина.)
Я красна, я кисла,
На болоте я росла.
Подмигнет тебе украдкой
Дозревала под снежком.
Из травы фонарик сладкий.
Ну-ка, кто со мной знаком? (Земляника.) (Клюква.)
Учитель. Стали они жить вшестером. Бежит мимо лисичка-сестричка — стук-постук:
— Кто, кто в теремочке живет?
Ребята, изображения героев сказки, помещенные на доске, помогут вам продолжить разговор лисы с обитателями теремка. (Дети продолжают разговор.) …
Говорит муха:
— Давай с тобой поиграем в игру «Съедобное-несъедобное». Я буду называть грибы. Если они съедобные — похлопай лапами, а если нет — потопай. Будь внимательна!
Давайте мы тоже поиграем, заодно и лисичке- сестричке подскажем!
Масленок! (Хлопают.)
Моховик! (Хлопают.)
Поганка! (Топают.)
Боровик! (Хлопают.)
Волнушка. (Хлопают.)
Хлопушка! А-а-а! Нет такого грибочка! Я пошутила! Шампиньон! (Хлопают.) Лисичка! (Хлопают.)
Сестричка! Ага! Попалась, лиса! Это я придумала!
Подберезовик! (Хлопают.)
Сыроежка! (Хлопают.)
Мухомор! (Топают.)
Груздь! (Хлопают.)
Рыжик! (Хлопают.)
Чижик! Чижик-пыжик, где ты был? Да не гриб это!
Опенок! (Хлопают.)
Слоненок! (Топают.)
…Стали они жить всемером.
Идет мимо волчище-серый хвостище.
— Кто, кто в теремочке живет?
Учитель. Вам слово, ребята. (Дети продолжают разговор волка с другими героями сказки.) … Говорит муха:
— Отгадай загадки про грибы.
Ребята, поможем серому волку? (Дети отгадывают загадки.)
Этот гриб красив, хорош,
На опавший лист похож.
Как березка, ножка,
Виден он с дорожки. (Подберезовик)
Нет дружней грибов, чем эти.
Знают взрослые и дети:
На пеньках растут в лесу
Как веснушки на носу (Опята)
Пока дети — каждый
в берете.
Повзрослели — шляпы
надели. (Рыжики)
Он в лесу стоял,
никто его не брал
В красной шапке модной никуда
не годный (Мухомор)
Учитель. Дети, кто скажет, можно ли сбивать несъедобные грибы? Почему?
Если вы сомневаетесь, съедобный гриб или нет, вспомните правило грибников: «Неизвестный тебе гриб — не твой гриб!»
… Стали они жить ввосьмером.
Идет медведь косолапый и ревет во всю мочь
— Кто, кто в тереме живет?
Ребята, продолжите разговор героев сказки (Дети продолжают.)
… Испугалась муха грозного голоса медведя косолапого и решила загадать ему самое трудное задание.
— Ну, слушай. Я буду говорить предложение, а ты отвечай одним словом — «да» или «нет».
Учитель. Ребята, будем медведю помогать? (Отклик детей.) Вспомните, что случилось в русской народной сказке «Теремок», когда медведю разрешили поселиться в теремке. Он не мог войти через дверь, полез на крышу и раздавил теремок. Маловато оказалось жилище для бедолаги. Пусть он лучше себе другой дом поищет.
«Да» или «Нет»?
• Ворона — перелетная птица. (Нет)
• Скворцы прилетают к нам осенью. (Нет)
• Грач открывает весну. (Да)
• Жаворонок любит петь над полем. (Да)
• Кукушка подбрасывает свои яйца в чужие гнезда. (Да)
• Дятел — санитар леса. (Да)
• Соловей — очень красивая птичка. (Нет)
• Трясогузка трясет хвостиком. (Да)
• Сорока — молчаливая птица. (Нет)
• Синички любят сало. (Да)
Учитель. Не смог медведь правильно выполнить задание и пошел искать себе другой дом — берлогу. А теремок «СМЕКАЛКА» до сих пор стоит.
Занятие окончено. Поделитесь, пожалуйста, своими впечатлениями.