Классный час «К чему ведут капризы и упрямство», 2 класс

Поделиться:

Методическая разработка классного часа для 2 класса

Цели и задачи

— воспитывать такие нравственные качества, как ответственность, послушание.

Предварительная работа

Подготовка к чтению стихотворения С. Михалкова «Про Фому» по ролям.

Ход классного часа

Чтение и обсуждение сказки В. Даля «Привередница»

Учитель. Послушайте сказку «Привередница» В. Даля и подумайте, о чем мы сегодня будем с вами говорить на занятии.

Жили-были муж да жена. Детей у них было двое — дочка Малашечка да сынок Ивашечка. Малашечке было годков десяток или поболее, а Ивашечке всего пошел третий.

Отец и мать в детях души не чаяли и так уж их избаловали! Коли дочери что наказать надо, то они не приказывают, а просят. А потом ублажать начнут:

— Мы-де тебе и того дадим и другого добудем!

А уж как Малашечка испривередничалась, так такой другой не то что на селе, чай, и в городе не было! Ты подай ей хлебца не то что пшеничного, а сдобненького, — на ржаной Малашечка и смотреть не хочет!

А испечет мать пирог-ягодник, так Малашечка говорит: «Кисел, дай медку!» Нечего делать, зачерпнет мать на ложку меду и весь на дочернин кусок ухнет. Сама же ест пирог без меду: хоть они и с достатком были, а сами так сладко есть не могли.

Вот раз понадобилось им в город ехать, они стали Малашечку ублажнять, чтобы не шалила, за братом смотрела, а пуще всего, чтобы его из избы не упускала.

— А мы-де тебе за это пряников купим, да орехов каленых, да платочек на голову, да сарафанчик с дутыми пуговками. — Это мать говорила, а отец поддакивал.

Дочка же речи их в одно ухо впускала, а из другого выпускала.

Вот отец с матерью уехали. Пришли к ней подруги и стали звать посидеть на травке-муравке. Вспомнила было девочка родительский наказ, да подумала: «Не велика беда, коли выйдем на улицу!» А их изба была крайняя к лесу.

Подруги заманили ее в лес с ребенком — она села и стала брату веночки плести. Подруги поманили ее в коршуна поиграть, она пошла на минуточку да заигралась на час.

Вернулась к брату. Ой, брата нет, и местечко, где сидел, остыло, только травка помята.

Что делать? Бросилась к подругам — та не знает, другая не видела. Взвыла Малашечка, побежала, куда глаза глядят, брата отыскивать: бежала, бежала, набежала в поле на печь.

— Печка-печурка! Не видала ли ты моего брата Ивашечку?

А печка ей говорит:

— Девочка-привередница, поешь моего ржаного пирожка, поешь, так скажу!

—  Вот, стану я ржаной хлеб есть! Я у матушки да у батюшки и на пшеничный не гляжу!

— Эй, Малашечка, ешь хлеб, а пироги впереди! — сказала ей печь.

Малашечка рассердилась и побежала далее. Бежала, бежала, устала, — села под дикую яблоню и спрашивает кудрявую:

— Не видела ли, куда братец Ивашечка делся?

А яблоня в ответ:

— Девочка-привередница, поешь моего дикого, кислого яблочка — может статься, тогда и скажу!

— Вот, стану я кислицу есть! У моих батюшки да матушки садовых много — и то ем по выбору.

Покачала на нее яблоня кудрявой вершиной да и говорит:

— Давали голодной Маланье оладьи, она и говорит: «Испечены неладно!»

Малаша побежала далее. Вот бежала она, бежала, набежала на молочную реку, на кисельные берега и стала речку спрашивать:

— Речка-река! Не видала ли ты братца моего Ивашечку?

А речка ей в ответ:

— А ну-ка, девочка-привередница, поешь наперед моего овсяного киселька с молочком, тогда, быть может, дам весточку о брате.

— Стану я есть твой кисель с молоком! У моих батюшки и матушки и сливочки не диво!

— Эх, — погрозилась на нее река, — не брезгай пить из ковша!

Побежала привередница дальше. И долго бежала она, ища Ивашечку, наткнулась на ежа, хотела его оттолкнуть, да побоялась наколоться, вот и вздумала с ним заговорить:

— Ежик, ежик, не видал ли ты моего братца?

А ежик ей в ответ:

— Видел я, девочка, стаю серых лебедей, пронесли они в лес на себе малого ребенка в красной рубашонке.

— Ах, это-то и есть мой братец Ивашечка! — завопила девочка-привередница. — Ежик, голубчик, скажи мне, куда они его понесли?

Вот и стал еж сказывать: что-де в этом дремучем лесу живет Яга Баба, в избушке на курьих ножках; в послугу наняла она серых гусей, и что она им прикажет, то гуси и делают.

И ну Малашечка просить ежа, ласково просить:

— Ежик ты мой рябенький, ежик игольчатый! Доведи меня до избушки на курьих ножках!

— Ладно, — сказал он и повел Малашечку в самую чащу, а в чаще той все съедобные травы растут: кислица да борщовник, по деревьям седая ежевика вьется, переплетается, за кусты цепляется, крупные ягоды на солнышке дозревают.

«Вот бы поесть!» — думает Малашечка, да уж до еды ли ей! Махнула на сизые плетенницы и побежала за ежом. Он привел ее к старой избушке на курьих ножках.

Малашечка заглянула в отворенную дверь и видит — в углу Баба Яга спит, а на прилавке Ивашечка сидит, цветочками играет.

Схватила она брата на руки и вон из избы!

А гуси-наемники чутки. Сторожевой гусь вытянул шею, гагакнул, взмахнул крыльями, взлетел выше дремучего леса, глянул вокруг и видит, что Малашечка с братом бежит. Закричал, загоготал гусь, поднял все стадо густое, а сам полетел к Бабе Яге докладывать. А Баба Яга — костяная нога так спит, что с нее пар валит, от храпа оконницы дрожат. Уж гусь ей то в одно ухо кричит, то в другое — не слышит! Рассердился шипун, щипнул Ягу в самый нос. Вскочила Баба Яга, схватилась за нос, а серый гусь стал ей докладывать:

— Баба Яга — костяная нога! У нас дома неладно что-то сделалось — Ивашечку Малашечка домой несет!

Тут Баба Яга как расходилась:

— Ах вы трутни, дармоеды, из чего я вас пою, кормлю! Вынь да положь, подай мне братца с сестрой!

Полетели гуси вдогонку. Летят да друг с дружкой перекликаются. Заслышала Малашечка гусиный крик, подбежала к молочной реке, кисельным берегам, низенько ей поклонилась и говорит:

— Матушка река! Скрой, схорони ты меня от диких гусей!

А река ей отвечает:

— Девочка-привередница, поешь наперед моего овсяного киселя с молоком.

Устала голодная Малашечка, в охотку поела овсяного киселя, припала к земле и всласть напилась молока. Вот река ей и говорит:

— Так-то вас, привередниц, голодом учить надо! Ну, теперь садись под бережок, я закрою тебя.

Малашечка села, река прикрыла ее зеленым тростником; гуси налетели, покрутились над рекой, поискали брата с сестрой да с тем и полетели домой.

Рассердилась Яга пуще прежнего и прогнала их опять за детьми. Вот гуси летят вдогонку, летят да меж собой перекликаются. А Малашечка, заслыша их, подбежала к дикой яблоньке и просит ее:

— Матушка зеленая яблонька! Схорони, укрой меня от беды неминуючей, от злых гусей!

А яблоня ей в ответ:

— А поешь моего самородного яблочка, так, может статься, и спрячу тебя!

Нечего делать, принялась Малашечка дикое яблоко есть, и показалось оно голодной Малашечке слаще наливного садового яблочка.

А кудрявая яблонька стоит да посмеивается:

— Вот так-то вас, привередниц, учить надо! Давеча не хотела в рот взять, а теперь ешь над горсточкой!

Взяла яблонька и обняла ветвями брата с сестрой и посадила их в середочку, в самую густую листву.

Прилетели гуси, осмотрели яблоню — нет никого! Полетали еще туда, сюда да с тем и к Бабе Яге вернулись.

Как завидела она их порожнем, закричала, затоптала, завопила на весь лес:

— Вот я вас, трутней! Вот я вас, дармоедов! Все перышки ощиплю, на ветер пущу, самих живьем проглочу!

Испугались гуси, полетели назад за Ивашечкой и Малашечкой. Летят да жалобно друг с дружкой, передний с задним, перекликаются:

— Ту-та, ту-та? Ту-та не-ту!

Стемнело в поле, ничего не видно, негде и спрятаться, а дикие гуси все ближе и ближе; а у девочки-привередницы ножки, ручки устали — еле плетется.

Вот видит она — в поле печь стоит, что ее ржаным хлебом потчевала. Она к печи:

— Матушка-печь, укрой меня от Бабы Яги!

— То-то, девочка, слушаться бы тебе отца-матери, в лес не ходить, брата не брать, сидеть да есть, что отец с матерью едят! А то «вареного не ем, печеного не хочу, а дареного и на дух не надо!»

Вот Малашечка стала печку упрашивать, умаливать: впереди-де таково не буду!

— Ну посмотрю я. Пока поешь моего ржаного хлебца!

С радостью схватила Малашечка и ну есть и братца кормить.

— Такого хлебца я отроду не видала — словно пряник-коврижка!

А печка, смеючась, говорит:

— Голодному и ржаной хлеб за пряник идет, а сытому и коврижка вяземская не сладка! Ну, полезай теперь в устье, — сказала печь, — да заслонись засовом.

Вот Малашечка скорехонько села в печь, затворилась заслоном, сидит и слушает, как гуси все ближе подлетают, жалобно друг дружку спрашивают:

— Ту-та, ту-та? Ту-та не-ту!

Вот полетали они вокруг печки. Не нашли Малашечки, опустились на землю и стали промеж себя говорить: что им делать? Домой ворочаться

нельзя: хозяйка их живьем съест. Здесь остаться также не можно: она велит их всех перестрелять.

— Разве что, братцы, — сказал передовой вожак, — вернемся домой, в теплые земли, туда Бабе Яге доступа нет!

Гуси согласились, снялись с земли и полетели далеко-далеко, за синие моря.

Отдохнувши, Малашечка схватила братца и побежала домой, а дома отец с матерью все село исходили, каждого встречного и поперечного о детях спрашивали; никто ничего не знает, лишь только пастух сказывал, что ребята в лесу играли.

Побрели мать с отцом в лес да подле села на Малашечку и Ивашечку и наткнулись.

Тут Малашечка во всем отцу с матерью повинилась, про все рассказала и обещала вперед слушаться, не перечить, не привередничать, а есть, что другие едят.

Как сказала, так и сделала, а затем и сказке конец.

Вопросы для обсуждения:

— Как вы можете назвать Малашечку?

— Кто такая «привередница»?

— А вам в жизни встречались привередники?

— Может быть, кто-то из вас иногда бывает привередником?

— Хорошо ли быть привередницей или привередником?

Чтение по ролям стихотворения С. Михалкова «Про Фому»

Учитель. Послушайте историю про Фому и вспомните похожие примеры из своего опыта.

В одном переулке

Стояли дома.

В одном из домов

Жил упрямый Фома.

Ни дома, ни в школе,

Нигде, никому —

Не верил

Упрямый Фома

Ничему.

На улицах слякоть,

И дождик,

И град.

«Наденьте калоши», —

Ему говорят.

«Неправда, —

Не верит Фома, —

Это ложь…»

И прямо по лужам

Идет без калош.

Мороз.

Надевают ребята коньки.

Прохожие подняли

Воротники.

Фоме говорят:

«Наступила зима».

В трусах

На прогулку выходит

Фома.

Идет в зоопарке

С экскурсией он.

«Смотрите, — ему

Говорят, —

Это слон».

И снова не верит Фома:

«Это ложь.

Совсем этот слон

На слона не похож».

Однажды

Приснился упрямому

Сон,

Как будто шагает по

Африке он.

С небес

Африканское солнце

Печет,

Река под названием

Конго течет.

Трусы и рубашка

Лежат на песке —

Упрямец плывет

По опасной реке.

Близка

Аллигатора хищная

Пасть.

«Спасайся,

Несчастный,

Ты можешь

Пропасть!»

Уже крокодил

У Фомы за спиной,

Уже крокодил

Поперхнулся Фомой;

Из пасти у зверя

Торчит голова,

До берега

Ветер доносит

Слова:

«Непра…

Я не ве…»

Аллигатор вздохнул

И, сытый,

В зеленую реку нырнул.

Трусы и рубашка

Лежат на песке.

Никто не плывет

По опасной реке.

Проснулся Фома,

Ничего не поймет,

Трусы и рубашку

Со стула берет.

Фома удивлен,

Фома возмущен:

«Неправда, товарищи,

Это не сон!»

Ребята,

Найдите такого

Фому

И эти стихи

Прочитайте ему.

Дети приводят примеры из личного опыта и обсуждают их.

Подведение итогов

Учитель задает детям итоговые вопросы:

— К чему ведет непослушание и упрямство?

— Приятно ли общаться с человеком, который ничему не верит, никого не слушает?

— А с какими людьми общаться приятно?