Методическая разработка классного часа для 2 класса
Цели и задачи
— воспитывать такие нравственные качества, как ответственность, послушание.
Предварительная работа
Подготовка к чтению стихотворения С. Михалкова «Про Фому» по ролям.
Ход классного часа
Чтение и обсуждение сказки В. Даля «Привередница»
Учитель. Послушайте сказку «Привередница» В. Даля и подумайте, о чем мы сегодня будем с вами говорить на занятии.
Жили-были муж да жена. Детей у них было двое — дочка Малашечка да сынок Ивашечка. Малашечке было годков десяток или поболее, а Ивашечке всего пошел третий.
Отец и мать в детях души не чаяли и так уж их избаловали! Коли дочери что наказать надо, то они не приказывают, а просят. А потом ублажать начнут:
— Мы-де тебе и того дадим и другого добудем!
А уж как Малашечка испривередничалась, так такой другой не то что на селе, чай, и в городе не было! Ты подай ей хлебца не то что пшеничного, а сдобненького, — на ржаной Малашечка и смотреть не хочет!
А испечет мать пирог-ягодник, так Малашечка говорит: «Кисел, дай медку!» Нечего делать, зачерпнет мать на ложку меду и весь на дочернин кусок ухнет. Сама же ест пирог без меду: хоть они и с достатком были, а сами так сладко есть не могли.
Вот раз понадобилось им в город ехать, они стали Малашечку ублажнять, чтобы не шалила, за братом смотрела, а пуще всего, чтобы его из избы не упускала.
— А мы-де тебе за это пряников купим, да орехов каленых, да платочек на голову, да сарафанчик с дутыми пуговками. — Это мать говорила, а отец поддакивал.
Дочка же речи их в одно ухо впускала, а из другого выпускала.
Вот отец с матерью уехали. Пришли к ней подруги и стали звать посидеть на травке-муравке. Вспомнила было девочка родительский наказ, да подумала: «Не велика беда, коли выйдем на улицу!» А их изба была крайняя к лесу.
Подруги заманили ее в лес с ребенком — она села и стала брату веночки плести. Подруги поманили ее в коршуна поиграть, она пошла на минуточку да заигралась на час.
Вернулась к брату. Ой, брата нет, и местечко, где сидел, остыло, только травка помята.
Что делать? Бросилась к подругам — та не знает, другая не видела. Взвыла Малашечка, побежала, куда глаза глядят, брата отыскивать: бежала, бежала, набежала в поле на печь.
— Печка-печурка! Не видала ли ты моего брата Ивашечку?
А печка ей говорит:
— Девочка-привередница, поешь моего ржаного пирожка, поешь, так скажу!
— Вот, стану я ржаной хлеб есть! Я у матушки да у батюшки и на пшеничный не гляжу!
— Эй, Малашечка, ешь хлеб, а пироги впереди! — сказала ей печь.
Малашечка рассердилась и побежала далее. Бежала, бежала, устала, — села под дикую яблоню и спрашивает кудрявую:
— Не видела ли, куда братец Ивашечка делся?
А яблоня в ответ:
— Девочка-привередница, поешь моего дикого, кислого яблочка — может статься, тогда и скажу!
— Вот, стану я кислицу есть! У моих батюшки да матушки садовых много — и то ем по выбору.
Покачала на нее яблоня кудрявой вершиной да и говорит:
— Давали голодной Маланье оладьи, она и говорит: «Испечены неладно!»
Малаша побежала далее. Вот бежала она, бежала, набежала на молочную реку, на кисельные берега и стала речку спрашивать:
— Речка-река! Не видала ли ты братца моего Ивашечку?
А речка ей в ответ:
— А ну-ка, девочка-привередница, поешь наперед моего овсяного киселька с молочком, тогда, быть может, дам весточку о брате.
— Стану я есть твой кисель с молоком! У моих батюшки и матушки и сливочки не диво!
— Эх, — погрозилась на нее река, — не брезгай пить из ковша!
Побежала привередница дальше. И долго бежала она, ища Ивашечку, наткнулась на ежа, хотела его оттолкнуть, да побоялась наколоться, вот и вздумала с ним заговорить:
— Ежик, ежик, не видал ли ты моего братца?
А ежик ей в ответ:
— Видел я, девочка, стаю серых лебедей, пронесли они в лес на себе малого ребенка в красной рубашонке.
— Ах, это-то и есть мой братец Ивашечка! — завопила девочка-привередница. — Ежик, голубчик, скажи мне, куда они его понесли?
Вот и стал еж сказывать: что-де в этом дремучем лесу живет Яга Баба, в избушке на курьих ножках; в послугу наняла она серых гусей, и что она им прикажет, то гуси и делают.
И ну Малашечка просить ежа, ласково просить:
— Ежик ты мой рябенький, ежик игольчатый! Доведи меня до избушки на курьих ножках!
— Ладно, — сказал он и повел Малашечку в самую чащу, а в чаще той все съедобные травы растут: кислица да борщовник, по деревьям седая ежевика вьется, переплетается, за кусты цепляется, крупные ягоды на солнышке дозревают.
«Вот бы поесть!» — думает Малашечка, да уж до еды ли ей! Махнула на сизые плетенницы и побежала за ежом. Он привел ее к старой избушке на курьих ножках.
Малашечка заглянула в отворенную дверь и видит — в углу Баба Яга спит, а на прилавке Ивашечка сидит, цветочками играет.
Схватила она брата на руки и вон из избы!
А гуси-наемники чутки. Сторожевой гусь вытянул шею, гагакнул, взмахнул крыльями, взлетел выше дремучего леса, глянул вокруг и видит, что Малашечка с братом бежит. Закричал, загоготал гусь, поднял все стадо густое, а сам полетел к Бабе Яге докладывать. А Баба Яга — костяная нога так спит, что с нее пар валит, от храпа оконницы дрожат. Уж гусь ей то в одно ухо кричит, то в другое — не слышит! Рассердился шипун, щипнул Ягу в самый нос. Вскочила Баба Яга, схватилась за нос, а серый гусь стал ей докладывать:
— Баба Яга — костяная нога! У нас дома неладно что-то сделалось — Ивашечку Малашечка домой несет!
Тут Баба Яга как расходилась:
— Ах вы трутни, дармоеды, из чего я вас пою, кормлю! Вынь да положь, подай мне братца с сестрой!
Полетели гуси вдогонку. Летят да друг с дружкой перекликаются. Заслышала Малашечка гусиный крик, подбежала к молочной реке, кисельным берегам, низенько ей поклонилась и говорит:
— Матушка река! Скрой, схорони ты меня от диких гусей!
А река ей отвечает:
— Девочка-привередница, поешь наперед моего овсяного киселя с молоком.
Устала голодная Малашечка, в охотку поела овсяного киселя, припала к земле и всласть напилась молока. Вот река ей и говорит:
— Так-то вас, привередниц, голодом учить надо! Ну, теперь садись под бережок, я закрою тебя.
Малашечка села, река прикрыла ее зеленым тростником; гуси налетели, покрутились над рекой, поискали брата с сестрой да с тем и полетели домой.
Рассердилась Яга пуще прежнего и прогнала их опять за детьми. Вот гуси летят вдогонку, летят да меж собой перекликаются. А Малашечка, заслыша их, подбежала к дикой яблоньке и просит ее:
— Матушка зеленая яблонька! Схорони, укрой меня от беды неминуючей, от злых гусей!
А яблоня ей в ответ:
— А поешь моего самородного яблочка, так, может статься, и спрячу тебя!
Нечего делать, принялась Малашечка дикое яблоко есть, и показалось оно голодной Малашечке слаще наливного садового яблочка.
А кудрявая яблонька стоит да посмеивается:
— Вот так-то вас, привередниц, учить надо! Давеча не хотела в рот взять, а теперь ешь над горсточкой!
Взяла яблонька и обняла ветвями брата с сестрой и посадила их в середочку, в самую густую листву.
Прилетели гуси, осмотрели яблоню — нет никого! Полетали еще туда, сюда да с тем и к Бабе Яге вернулись.
Как завидела она их порожнем, закричала, затоптала, завопила на весь лес:
— Вот я вас, трутней! Вот я вас, дармоедов! Все перышки ощиплю, на ветер пущу, самих живьем проглочу!
Испугались гуси, полетели назад за Ивашечкой и Малашечкой. Летят да жалобно друг с дружкой, передний с задним, перекликаются:
— Ту-та, ту-та? Ту-та не-ту!
Стемнело в поле, ничего не видно, негде и спрятаться, а дикие гуси все ближе и ближе; а у девочки-привередницы ножки, ручки устали — еле плетется.
Вот видит она — в поле печь стоит, что ее ржаным хлебом потчевала. Она к печи:
— Матушка-печь, укрой меня от Бабы Яги!
— То-то, девочка, слушаться бы тебе отца-матери, в лес не ходить, брата не брать, сидеть да есть, что отец с матерью едят! А то «вареного не ем, печеного не хочу, а дареного и на дух не надо!»
Вот Малашечка стала печку упрашивать, умаливать: впереди-де таково не буду!
— Ну посмотрю я. Пока поешь моего ржаного хлебца!
С радостью схватила Малашечка и ну есть и братца кормить.
— Такого хлебца я отроду не видала — словно пряник-коврижка!
А печка, смеючась, говорит:
— Голодному и ржаной хлеб за пряник идет, а сытому и коврижка вяземская не сладка! Ну, полезай теперь в устье, — сказала печь, — да заслонись засовом.
Вот Малашечка скорехонько села в печь, затворилась заслоном, сидит и слушает, как гуси все ближе подлетают, жалобно друг дружку спрашивают:
— Ту-та, ту-та? Ту-та не-ту!
Вот полетали они вокруг печки. Не нашли Малашечки, опустились на землю и стали промеж себя говорить: что им делать? Домой ворочаться
нельзя: хозяйка их живьем съест. Здесь остаться также не можно: она велит их всех перестрелять.
— Разве что, братцы, — сказал передовой вожак, — вернемся домой, в теплые земли, туда Бабе Яге доступа нет!
Гуси согласились, снялись с земли и полетели далеко-далеко, за синие моря.
Отдохнувши, Малашечка схватила братца и побежала домой, а дома отец с матерью все село исходили, каждого встречного и поперечного о детях спрашивали; никто ничего не знает, лишь только пастух сказывал, что ребята в лесу играли.
Побрели мать с отцом в лес да подле села на Малашечку и Ивашечку и наткнулись.
Тут Малашечка во всем отцу с матерью повинилась, про все рассказала и обещала вперед слушаться, не перечить, не привередничать, а есть, что другие едят.
Как сказала, так и сделала, а затем и сказке конец.
Вопросы для обсуждения:
— Как вы можете назвать Малашечку?
— Кто такая «привередница»?
— А вам в жизни встречались привередники?
— Может быть, кто-то из вас иногда бывает привередником?
— Хорошо ли быть привередницей или привередником?
Чтение по ролям стихотворения С. Михалкова «Про Фому»
Учитель. Послушайте историю про Фому и вспомните похожие примеры из своего опыта.
В одном переулке
Стояли дома.
В одном из домов
Жил упрямый Фома.
Ни дома, ни в школе,
Нигде, никому —
Не верил
Упрямый Фома
Ничему.
На улицах слякоть,
И дождик,
И град.
«Наденьте калоши», —
Ему говорят.
«Неправда, —
Не верит Фома, —
Это ложь…»
И прямо по лужам
Идет без калош.
Мороз.
Надевают ребята коньки.
Прохожие подняли
Воротники.
Фоме говорят:
«Наступила зима».
В трусах
На прогулку выходит
Фома.
Идет в зоопарке
С экскурсией он.
«Смотрите, — ему
Говорят, —
Это слон».
И снова не верит Фома:
«Это ложь.
Совсем этот слон
На слона не похож».
Однажды
Приснился упрямому
Сон,
Как будто шагает по
Африке он.
С небес
Африканское солнце
Печет,
Река под названием
Конго течет.
Трусы и рубашка
Лежат на песке —
Упрямец плывет
По опасной реке.
Близка
Аллигатора хищная
Пасть.
«Спасайся,
Несчастный,
Ты можешь
Пропасть!»
Уже крокодил
У Фомы за спиной,
Уже крокодил
Поперхнулся Фомой;
Из пасти у зверя
Торчит голова,
До берега
Ветер доносит
Слова:
«Непра…
Я не ве…»
Аллигатор вздохнул
И, сытый,
В зеленую реку нырнул.
Трусы и рубашка
Лежат на песке.
Никто не плывет
По опасной реке.
Проснулся Фома,
Ничего не поймет,
Трусы и рубашку
Со стула берет.
Фома удивлен,
Фома возмущен:
«Неправда, товарищи,
Это не сон!»
Ребята,
Найдите такого
Фому
И эти стихи
Прочитайте ему.
Дети приводят примеры из личного опыта и обсуждают их.
Подведение итогов
Учитель задает детям итоговые вопросы:
— К чему ведет непослушание и упрямство?
— Приятно ли общаться с человеком, который ничему не верит, никого не слушает?
— А с какими людьми общаться приятно?