Классный час «Как принять правильное решение», 4 класс

Поделиться:

Классный час – практикум в 4 классе. Вредные привычки. Разработка

Тема: «Как принять правильное решение» (практикум)

Цели и задачи классного часа

— Познакомить учащихся с теоретическим материалом о вреде наркомании, табакокурения;

— дать начальные знания о вреде наркотиков, табака, алкоголя, обобщить знания, полученные на классных часах данной тематики в 3-м классе;

— познакомить учащихся со стратегией принятия решений;

— начать отрабатывать практические навыки стратегии принятия решений и содействовать применению этой методики в реальной жизни.

Оборудование классного часа

Основные принципы методики «Шаги принятия решений» (плакат или запись на классной доске).

Ход классного часа

Обсуждение ситуации: «Сначала подумай, нужны ли в твоей жизни наркотики или алкоголь?»

Учитель: Итак, мы уже знаем, что приобщение подростков к наркотическим веществам в большинстве случаев происходит в группе. Напомню, что 70 % курильщиков гашиша начали его употреблять в группе сверстников по месту жительства или учебы.

Учитель задает вопросы учащимся:

— Как вы думаете, все ли они начали употреблять наркотики по доброй воле? А может быть, на них было оказано давление, и произошло это потому, что неудобно было отказать друзьям? Или не хотелось быть белой вороной? и т. д. (Ответы учеников).

Очень часто именно так и происходит, и мы уже знаем примеры, подтверждающие это.

Оказывается, нужно не только правильно давать отказ на предложение попробовать наркотическое вещество, но и постараться как можно реже попадать в ситуацию, где вам могут это предложить.

Важно уметь правильно принимать решение, не впопыхах, не под влиянием сиюминутного настроения, а основательно, обдуманно, чтобы не было потом горько за совершенные ошибки.

Есть специально разработанная методика, которая поможет принимать правильные решения не только в подростковом возрасте, но и на протяжении всей жизни, это так называемая стратегия принятия решений. В чем ее суть? Самое главное: прежде чем принять решение, нужно сначала подумать.

Предположим такую ситуацию:

«Вашего старшего брата друг приглашает в пятницу вечером к себе домой на молодежную вечеринку. Его родители в отъезде, и вы знаете, что там будут употреблять спиртное. Следует ли туда идти вашему брату?»

Специалисты выделяют следующие шаги принятия решения:

1. Определить суть проблемы.

Как вы думаете, в чем в данной ситуации суть проблемы? Самое главное здесь даже не в том, идти или не идти на вечеринку, главное в том, употреблять или не употреблять спиртное!

2. Собрать информацию.

Необходимо получить информацию о подобных случаях из всевозможных надежных источников. Этими источниками могут быть люди, книги, фильмы, собственный опыт. Если сведений недостаточно, то можно поговорить об этом с другом, подругой, со взрослым человеком, которого вы уважаете. Возможно, эти люди помогут увидеть проблему с неожиданной точки зрения. Также нужно учесть, кто будет на вечеринке, каковы отношения между этими людьми, как каждый из гостей относится к алкоголю.

3. Определить возможные варианты решения. В данном случае возможны два варианта:

а) пойти на вечеринку и не употреблять спиртное;

б) отклонить предложение.

4. Спрогнозировать последствия каждого из вариантов.

Нужно поразмышлять о том, что произойдет, чьи интересы будут задеты, кому это выгодно, кому повредит. Важно также взглянуть на ситуацию с позиции других людей, чтобы определить их вероятную реакцию.

Определить, какие нравственные и этические ценности данная проблема затрагивает. В нашем конкретном случае последствия могут быть следующие:

вариант «а»: поступлю против своих принципов и желаний, перестану уважать себя, возможны трения с родителями, могут быть непредвиденными последствия состояния опьянения, нанесение вреда здоровью и т. п.;

вариант «б»: могут быть трения с друзьями, они могут посчитать меня маменькиным сынком, трусом, отщепенцем, неловко будет оставаться единственным трезвым в подвыпившей компании, а может быть, наоборот, друзья начнут больше уважать меня за твердость характера и т. п.;

вариант «в»: последствия могут быть, как в варианте «б». Учащиеся могут добавить свои мысли по поводу исхода событий.

5. Установить, как ваши действия отразятся на других людях, какое косвенное воздействие на других могут оказать ваши поступки.

Здесь могут быть самые неожиданные воздействия, например, на друга, у которого собирается вечеринка, на ваших родителей и учителей как лиц, ответственных за ваше воспитание, на кого-то из участвующих в вечеринке и т. п.

6. Принять решение.

Только после получения всей информации и взвешивания всех возможных последствий можно принимать решение. При этом нужно обязательно удостовериться, что будущие действия безопасны, не противоречат нравственным принципам и законам общества и вполне подходят самому человеку, который принимает решение.

Конечно, чтобы пройти все эти шаги принятия решения, необходимо какое-то время, но если эта методика будет вами отработана, то времени понадобится не так уж и много. В кризисных ситуациях люди могут намного быстрее проходить эти шаги — за минуты, а иногда даже за секунды.

Практическая отработка стратегии принятия решений

Учитель предлагает учащимся сформировать подгруппы из 5—7 человек. Каждая подгруппа должна проработать все 6 шагов принятия решения и записать их.

Предлагается следующая ситуация:

«Вы с компанией друзей находитесь на школьной площадке, к вам подходит парень старшего возраста и спрашивает, не хочет ли кто-нибудь купить наркотик? Один или двое из группы соглашаются. Вы понимаете, что этот парень продает свой товар очень многим молодым людям. Вы также понимаете, что вашим друзьям не хотелось бы, чтобы вы были доносчиком. Что вы будете делать?» (Ситуация может быть любой по выбору учителя.)

После выполнения задания каждая подгруппа зачитывает свои шаги принятия решения, причем можно заслушать полностью подгруппу, потом остальные, а можно разбирать стратегию решений по одному шагу: подгруппа зачитывает свое видение первого шага, а остальные критикуют решения первой подгруппы или соглашаются с ним и, возможно, делают свои дополнения.

После этого учитель может провести с классом беседу по следующим вопросам:

— Считаете ли вы, что результаты оказались бы теми же самыми, если бы решения принимались в реальной жизни? Почему «да»? Почему «нет»?

— Как «шаги» помогли вам принять решение, которое вы приняли?

Учащимся предлагается переписать в тетради шаги принятия решений.

Подведение итогов классного часа

Классный руководитель проводит краткое собеседование с учащимися по вопросам (актуализация опорных знаний):

— Что такое давление группы?

— Какие положительные и отрицательные последствия для личности может иметь это давление?

— Как меняется поведение человека в группе?

— Где, как правило, происходит приобщение подростков к наркотическим веществам?