Классный час «Красота жизни», 3 класс

Поделиться:

Конспект классного часа – беседы для учащихся начальной школы. Тема: Красота жизни

Учитель. Ответьте мне, пожалуйста, что вам больше нравится: когда светит солнышко или когда льет дождь?

Дети. Когда светит солнышко.

Учитель. Значит, что нам легче полюбить: солнце или дождь?

Дети. Солнце.

Учитель. А что легче полюбить: доброту или злобу?

Дети. Доброту.

Учитель. Можно приводить много разных примеров, но всегда вывод будет простым. Все красивое нравится сразу, поэтому полюбить красивое легко, а некрасивое — очень трудно. Безобразное полюбить вообще нельзя, но к нему, к сожалению, можно привыкнуть. Вспомните сказку «Федорино горе» Корнея Чуковского. Ленивая Федора привыкла, что ее постоянно окружает грязная посуда, ей было уже все равно, какая у нее посуда, чистая или грязная. Это очень яркий пример того, как человек привыкает к безобразию. Сначала гора немытой посуды, потом грязь в доме, а потом и сам человек привыкает ходить грязным и неухоженным. Ему все равно, как он выглядит, грязная у него одежда или чистая, что он говорит, что он делает. В таких случаях говорят: «Человек опустился». Это значит, что красота ушла от человека, он утратил ее понимание, а следовательно, и окружающий его мир стал некрасивым, ведь он сам и создает этот мир безобразия. Давайте вспомним несколько строчек про Федору, когда она поняла свою ошибку:

Долго, долго целовала

И ласкала их она,

Поливала, умывала,

Полоскала их она:

 

«Уж не буду, уж не буду

Я посуду обижать,

Буду, буду я посуду

И любить и уважать».

Но если человек любит красоту, он стремится жить среди красоты, которая есть в первую очередь чистота. Чистота мыслей, слов, дел, одежды, среды обитания и т. д. Есть русская пословица «Грязью играть — руки марать», которая учит тому, что грязь, в чем бы она ни проявлялась (слово, дело, мысль), сделает человека грязнее, то есть хуже. Стремление к красоте — это, прежде всего, желание быть с тем, что человеку нравится, быть с тем, кого он любит. Полюбив красоту движений в танцах, человек стремится попасть на концерты танцоров, готов сам подолгу учиться красиво танцевать, он хочет, чтобы танцы стали его жизнью. (Показать в видеозаписи танец в исполнении Махмуда Эсамбаева и рассказать немного о его судьбе, как наперекор всему он стал всемирно известным танцором.)

Полюбив красоту и устремляясь к ней, человек становится трудолюбивым, сильным и смелым. Рядом с любимой красотой человек меняется в лучшую сторону. Если у человека красивое сердце, то многие хотят с ним общаться, потому что этот человек нравится, он как магнит, как солнышко притягивает к себе других людей. И, общаясь с ним, люди становятся лучше, потому что хотят быть похожими на него, им стыдно проявлять свои плохие качества. А с плохим человеком быть хорошим совсем не хочется, поэтому все самое неприятное может проявиться в человеке, если он общается с плохими людьми. Вот вам, например, в солнечную погоду хочется капризничать или у вас хорошее, доброе настроение?

Дети. В солнечную погоду капризничать не хочется, хочется радоваться.

Учитель. А в пасмурную?

Дети. В пасмурную погоду настроение тоже может стать плохим.

Учитель. Вот видите, в чем бы ни проявлялись красота и добро, будь то погода или характер человека, они вызывают в нас соответствующие чувства красоты и добра. То же происходит с безобразием и злом. Но если человек полюбил красоту, если он стремится к прекрасному, он уже не приемлет безобразия, ему становится неприятно общаться с некрасивым, тем более с безобразным. Если человек полюбил красивые стихи, ему перестают нравиться дразнилки и некрасивые стишки, если человек полюбил красивую музыку, то всякая некрасивая музыка вызывает в нем неприятие и протест.

Какой вывод мы можем сделать из этого? Безобразие заразно, свыкаясь с ним, человек портится, от безобразия нужно вовремя оградить себя, нужно общаться с красивыми людьми и самому стремиться к красоте. (Учить, таким образом, детей при помощи наводящих вопросов делать правильные выводы.) Древний философ (Платон) говорил: «Красота есть благо», так и запомните, ибо это есть истинная правда. В каждой сказке есть герой, который совершает какой-то замечательный поступок или подвиг. Какой поступок совершил Буратино в знаменитой сказке про «Золотой ключик»? (Ответы.) Он не побоялся злого и страшного Карабаса Барабаса и встал на защиту кукол, которых тот обижал. Как вы думаете, каждый человек может стать героем? Может ли героем стать человек, который не любит красоту? (Ответы.)

Общаясь с красотой, человек испытывает радость. Радость — это такое чувство, которое дарит человеку много жизненной энергии. Говорят, что в радостном, приподнятом настроении человек может «горы свернуть», то есть совершить то, что в другом состоянии он никогда не сможет сделать. Такие поступки человека называют еще героическими. Буратино жил с папой Карло дружно, то есть красиво, и он хотел, чтобы все так жили. Именно красота дружбы дала Буратино силы сразиться с Карабасом. Как солнце дарит свои лучи для жизни всему живому, как вода питает цветы, так и красота наполняет человека радостью. Если человек находит красоту в природе, труде, чтении книг, приобретении знаний, защите слабых — в самой жизни, тогда он все больше и больше наполняет красотой, добром, радостью, любовью и жизненной энергией. Тогда он может совершать красивые деяния и героические поступки. Значит, в основании героизма человека лежит…

Дети. Красота.

Учитель. Запомните, красота всюду вокруг нас и она готова подарить радость тому человеку, которому нужна. Кто ищет ее и стремится к ней, кто хочет понимать красоту, получит много радости в своей долгой жизни.

Дополнительный литературный материал

Красота души

Скучно было Цветку стоять целый день на одной ножке посреди клумбы возле дома. Но в один из дней на него села совсем незнакомая Бабочка. Она, наверное, прилетела из далекой страны, потому что таких красивых крыльев Цветок еще никогда не видел. Бабочка тоже залюбовалась великолепием Цветка, и, пока она отдыхала, Цветок стал жаловаться Бабочке, как часто ему бывает скучно и одиноко. И тогда Бабочка сжалилась над одиноким Цветком. Она решила не лететь дальше, а поселиться поблизости, чтобы прилетать каждый день к Цветку и рассказывать ему интересные истории о тех местах, где она бывала.

Теперь Бабочка каждое утро и каждый вечер прилетала к Цветку с новостями, а он, раскрыв лепестки, радостно встречал свою подругу. Но однажды, когда Бабочки не было рядом, к Цветку подошел мальчик и захотел его сорвать. Цветок задрожал от страха и попросил не срывать его, а вместо себя предложил мальчику поймать его красивую подругу. Мальчик согласился и сходил домой за сачком. Вернувшись, он спрятался и стал дожидаться Бабочку. Вскоре она появилась в небе. Бабочка куда-то торопилась и летела мимо, но Цветок широко раскрыл свои лепестки и воскликнул: «Бабочка, лети скорей ко мне, я тебя давно жду, мне надо тебе кое-что сказать».

Бабочка радостно подлетела к Цветку и оказалась в сачке. Она хотела вырваться, но у нее ничего не получилось. Она билась крыльями, искала щелки, но было бесполезно. Внезапно ей удалось вырваться из плена. Она взлетела и сверху увидела, что от удара сачка Цветок сломался и лежал среди травы. Мальчик ушел, а Бабочка еще долго сидела рядом со своим поломанным и молчащим другом и, горько плача, говорила: «Это я виновата, это из-за меня тебя сломали, прости меня, Цветочек».

Вопросы к тексту

1. Кто из героев сказки был по-настоящему красив душой и сердцем?

2. Как поступил Цветок по отношению к Бабочке? (Некрасиво и безобразно.)

3. А может быть, кто-то считает, что Цветок поступил красиво, ведь он спасал свою жизнь? (На ответ «да»: если он поступил красиво, значит, вы хотели бы с ним дружить?)

4. Вам понравился мальчик или нет? Почему?

5. Что важнее красота души или красота внешняя?