Методическая разработка итогового классного часа для 4 класса
Цели мероприятия
1. Учить детей анализировать и фиксировать свои успехи и достижения.
2. Содействовать осознанию детьми уникальности каждого человека и его права на проявление своей индивидуальности.
3. Помочь учащимся подвести итоги саморазвития.
Подготовка
1. Составление классным руководителем плана проведения классного часа.
2. Подготовка раздаточного материала для работы детей.
3. Подбор музыкального сопровождения классного часа.
Участвуют учащиеся 4-го класса, классный руководитель, вожатые класса.
На доске написано слово «портфолио», подготовлен лист ватмана — шаблон странички «Мои вершины», который будет заполнять классный руководитель, конверт для каждого ученика с набором карточек-символов (ствол и крона любимого дерева, облака, солнышко, направления жизнедеятельности, персонажи в состоянии радости, печали, гнева, страха, равнодушия), листы бумаги формата А4, клей, мягкая игрушка. На столе расположены магнитофон и аудиокассета.
Ход классного часа
Дети занимают места в классе за тремя столами.
Вступительное слово классного руководителя
Классный руководитель. Дорогие ребята! Сегодня нам с вами предстоит сделать большую работу. Прежде чем мы к ней приступим, я хочу вам предложить похвалить себя. Для этого я попрошу вас назвать одно качество или особенность, присущую вам и начинающуюся на первую букву вашего имени. Ведь каждый из вас хорош по-своему.
Дети передают друг другу игрушку и называют то или иное качество.
Совсем скоро прозвенит последний звонок и вы перейдете в пятый класс. За четыре года вы многому научились, многого достигли, многое узнали. Все ваши достижения вы собирали в портфолио. Нам осталось заполнить последнюю страничку. Все вы разные. Каждый из вас неповторим и уникален, у каждого есть определенные способности, которые развиваются на протяжении всей жизни. Каждый достиг определенных успехов — своих вершин. Давайте назовем нашу последнюю страничку портфолио «Мои вершины».
Положите, пожалуйста, перед собой чистый лист. Представьте себя облаком. Возьмите из конверта три облачка и разместите их в левом верхнем углу листа (в любом порядке), напишите на них свою фамилию и имя. А теперь представьте себя ярким раскаленным солнцем. Возьмите желтый круг и поместите его в правый верхний угол. В середине солнышка напишите любимое слово, которым вас чаще всего называют друзья или мама. Нарисуйте солнышку лучики и напишите на одном из них то качество, которое отличает вас от других. Потом передайте свой листочек портфолио ребятам в группе (по кругу) и запишите на листках своих друзей их отличительные качества.
Дети работают, передавая листки друг другу по кругу, пока свой листок не вернется к автору портфолио.
Ребята! При подготовке к классному часу я узнала, какое дерево нравится каждому из вас. Возьмите ствол и крону вашего любимого дерева и разместите их посередине листа. У любого дерева есть корни. И каждый из вас тесно связан с семьей, школой, друзьями. Поэтому напишите под корнями вашего дерева слова: «я», «семья», «школа», «друзья». Возьмите карточки с обозначением настроений, выберите и приклейте под каждым словом ту карточку, которая соответствует вашему настроению, когда вы дома, в школе, с друзьями, наедине с собой.
Дети выполняют задание.
В учебе, спорте, рукоделии, музыке, танцах, рисовании, выполнении поручений и многом другом вы добились больших успехов. Возьмите, пожалуйста, из конверта карточки-символы названных направлений жизнедеятельности, выберите и обозначьте данными символами свои успехи. Помните, чем больше ваш успех, тем ближе он должен располагаться к вершине дерева.
Выполнение работы детьми.
Вот мы и закончили работу по составлению последней странички нашего портфолио. Кто хочет рассказать всем нам о своих вершинах?
По желанию дети знакомят одноклассников со своей страничкой.
А закончить нашу работу я предлагаю высказыванием каждого: «Я достиг вершины в .., а хочу еще достичь в …».
Ученики произносят фразу, передавая друг другу игрушку.
И пусть еще не все достигли желаемых вершин. У каждого из вас есть возможность и время, чтобы покорить свою и только свою вершину. Дерзайте, друзья!
Литература
Маленкова Л.И. Воспитание в современной школе. М., 1999. Планирование воспитательной работы в классе / Под ред. Е.Н. Степанова. М., 2007.
Степанов Е.Н. Воспитание в начале XXI века: тенденции развития // Воспитание школьников. 2000. № 2.
Щуркова Н.Е. Классное руководство: теория, методика, технология. М., 1999.