Классный час на тему: Культура речи, 2 класс

Поделиться:

Конспект классного часа по культуре речи для 2 класса

Классный час «Культура речи» во 2 классе

Цели: способствовать формированию культуры поведения учащихся; закрепить правила культурного общения; развивать интерес к русскому языку.

Oборудование: памятки для учащихся.

Ход классного часа

Вступительное слово учителя

— Культура человека проявляется в его одежде, в поступках, в отношении к взрослым, в любви к России. И еще культура человека очень ярко проявляется в его речи, в том, как говорит человек. Тема нашего урока — культура речи. По тому, как говорит человек, какие слова он употребляет з речи, уже можно предположить, культурный ли он или нет.

Если человек скажет: «У меня болят ухи», «Отдай мой портфель», «Сколько часов?», уже видно, что большой культурой человек не отчается. Что же такое культура речи? (Выслушиваются ответы детей.)

Под культурой речи мы понимаем умение правильно, ясно, четко точно и коротко излагать свои мысли. А это очень трудное дело — говорить ясно, четко, понятно всем. Этому вас, ребята, учат в школе, прежде всего на уроках русского языка, литературного чтения и других предметов.

Немного истории

Задумывались ли вы над тем, какое значение имеет русский язык в жизни народа?

На протяжении всей истории нашего народа могучее русское слово объединяло людей, вело на борьбу за независимость, за укрепление нашего государства.

Наш язык

На свете много стран больших

И много малых есть,

И для народностей любых

Язык свой — это честь.

Гордиться вправе ты, француз.

Французским языком.

Ты говоришь всегда

На языке своем.

Китаец, турок, серб иль чех,

Датчанин, грек иль финн,

Конечно, вам дороже всех

Родной язык один.

А я судьбу благодарю,

Мне выше счастья нет,

Что вот на русском говорю

Уже я восемь лет.

Спокоен, весел и певуч,

Насмешлив и суров,

И беспощаден, и могуч,

И грозен для врагов.

Суворов одобрял солдат

На русском языке

Бессмертный Пушкин сочинял

На русском языке!

Менделеев дал закон,

На русском языке!

«Долой царя!» — народ сказал

На русском языке!

Автор: Н. Бойко

Русский язык является ценнейшим достоянием и величайшим достижением русской нации. Русские писатели, собирая и изучая все богатства народного языка, нарисовали чудесные картины родной природы.

Красочность и богатство русской речи хорошо показаны в стихотворении Н. Грекова.

Зарумянилась вишня и слива,

Налилась золотая рожь.

И как море, волнуется нива,

И в траве на лугах не пройдешь.

Солнце ходит высоко над сводом

Раскаленных от зноя небес.

Пахнет липа душистая медом,

И шумит полный сумрака лес.

— Что значит любить свой язык? (Ответы детей.)

Это значит глубоко, вдумчиво изучать его, стремиться говорить чистым, правильным, литературным языком; читать как можно больше книг, учиться грамотно писать, следить постоянно за своей речью и речью товарищей.

О культуре речи

— Чтобы овладеть литературным произношением, надо внимательно прислушиваться к речи артистов, дикторов радио, телевидения, читать больше книг. Надо следить за ударением в словах. Вот к чему может привести неправильная расстановка ударения. Послушаем рассказ школьного портфеля о мальчике Пете, который не ставит ударений в словах.

Знакомьтесь: Петя, мой сосед –

Ему уже двенадцать лет.

Но говорит он до сих пор

Не коридор, а колидор.

Дилектор входит в кабинет,

Закрыт магазин на обед.

Хозяйка моет стаканы,

Секет свеклу, пекет блины.

И до меня дошел черед:

Портфель он портфелем зовет.

Но мне не зря «Родную речь»

Судьбой доверено беречь.

И я придумал не шутя.

Пусть и его зовут Петя.

— Петя! — несется со двора –

Тебе домой идти пора!

Не трогай малыша, Петя,

Ведь ты большой, а не дитя!

Петя обижен на ребят,

Скажите, в чем я виноват?

Я не ругался, не грубил

И никого не оскорбил.

За что же среди бела дня

Отняли имя у меня?

— Как же помочь Пете, ребята? (Высказывания детей.)

— Да, во всех словах нужно правильно ставить ударение. Говорить точно, выражая свои мысли, очень трудно, и часто, стоя у доски, вы испытываете затруднение в подборе нужного слова. Еще труднее отыскать такое слово, когда урок плохо выучен. Тут вот и появляются в нашей речи слова-сорняки: значит, так сказать, это.

Мы должны все бережно относиться к русскому языку. Иначе у вас может появиться болезнь, какой болел Петя Крутилкин.

Сценка

Доктор. На что жалуешься, молодой человек?

Петя. Захворнул я малость, доктор. Только и делов, что в роте что-то пухнет и в горлу дерет.

Доктор. Во рту, говоришь?! Сейчас посмотрим (ставит термометр). В каком классе учитесь, молодой человек?

Петя. В третьем «Бы».

Доктор. В третьем «Бы»? Не знаю такого класса. А дружно вы живете в своем классе?

Петя. Ужасно дружно. У нас всегда жутко весело.

Доктор. Жутко и весело?! Гм! А учитесь как?

Петя. Порядочек! Железно! Особенно девчонки жмут. Их учительница в пух и прах хвалит.

Доктор. Порядочек. Железно. (Берет у Пети градусник.)

Ну-ка, открой рот. Я так и знал. У тебя серьезно болен язык. И врач тут ничем не поможет. Вылечиться ты можешь сам. Я тебе дам хороший рецепт [он извлекает из стола и показывает грамматику русского языка). Из нее ты узнаешь, как нужно говорить.

— Некоторые ученики следят за своей речью только в школе. Но стоит им выйти из класса, и появляются ненужные словечки, и даже грубые выражения.

А как неприятно слышать, когда ребята называют друг друга Валерка, Сашка, Димка, Танька. Откуда же произошли эти клички? Это раньше барин, желая подчеркнуть свое превосходство над крестьянами, называл их с пренебрежением:

— Петрушка! Вечно ты с обновкой — с разодранным локтем.

— Ты, Филька, ты — прямой чурбан.

А вы, ребята, живете в обществе, где нет ни слуг, ни помещиков, поэтому нужно забыть о таких именах. О тех, кто не уважает своих друзей, говорится в этом стихотворении.

«Спасибо», «здравствуйте», «простите»

Произносить он не привык.

Простого слова «извините»

Не одолел его язык.

Не скажет он друзьям по школе:

Алеша, Витя, Ваня, Толя.

Своих друзей зовет он только

Алешка, Витька, Ванька, Толька.

— Также очень неприятное впечатление производит, когда, разговаривая друг с другом, вы называете не имя, а клички, часто очень обидные. У поэта С. Михалкова есть хорошее стихотворение «Смешная фамилия».

Каких фамилий только нет:

Пятеркин, Двойкин, Супов,

Слюнтяев, Тропкин-Дармоед,

Пупков и Перепупов.

В фамилиях различных лиц,

Порою нам знакомых,

Звучат названия рыб и птиц,

Зверей и насекомых.

Лисичкин, Раков, Индюков,

Селедкин, Мышкин, Пчелкин,

Мокрицын, Волков, Мотыльков,

Бобров и Перепелкин.

Но может некий Комаров

Иметь характер львиный,

А некий Тигров или Львов

Умишко комариный.

Бывает, Коршунов иной

Синичкина боится.

— Какой вывод? Дело не в фамилии и в кличке, а в том, каков человек.

Прочитаем девять основных правил по культуре речи.

Правила «Культура речи»

1. Старайся говорить правильно, не употребляй в разговоре грубых выражений.

2. Говори только о том, что знаешь. Помни, что «говорить, не Думая, все равно, что стрелять, не целясь».

3. Не спеши высказать свои мысли.

4. Не будь многословен. Подбирай в беседе те слова, которые лучше других выражают твою мысль.

5. При разговоре не размахивай руками. Мысль надо выражать словами, а не жестами.

6. Не говори быстро, не проглатывай слова.

7. Не старайся перекричать собеседника, если он говорит слишком громко. Начни говорить тихо — собеседник тоже перестанет кричать.

8. Будь ласков и приветлив в разговоре с малышами.

9. Не давай кличек своим товарищам.

ЗАПОМНИ ЭТИ ПРАВИЛА И ВЫПОЛНЯЙ ИХ.

Физкультминутка

Маленький кролик по имени Кролик

(Показать с помощью рук маленький размер кролика.)

Всех нас смеяться заставил до колик:

(«Погладить» кролика.)

Прыгал за белкой, за уткой скакал,

(Прыжки на месте.)

Лапкой тюльпан поднимал, как бокал.

(Двумя пальцами руки «поднять» бокал.)

Ах, как смешно его уши торчали!

(Руки поднять вверх и слегка развести в стороны — показать «уши».)

Мы хохотали, души в нем не чая,

(Хлопки в ладоши.)

Но, на опушке заметив лису,

(Одну руку поднести к глазам — «вглядеться» вдаль.)

Он подмигнул нам и скрылся в лесу.

(Подмигнуть друг другу и присесть.)

— Культура речи — это и употребление вежливых слов. Давайте их повторим.

— Добрый день! — тебе сказали,

— Добрый день! — ответил ты.

Как две ниточки связали –

Теплоты и красоты.

 

— Здравствуйте! — ты скажешь человеку.

— Здравствуй! — улыбнется он в ответ.

И, наверно, не пойдет в аптеку,

И здоровым будет много лет.

 

Отменить, что ли, «Пожалуйста»?

Повторяем его поминутно.

Нет! Пожалуй, без «пожалуйста»

Нам становится неуютно.

 

За что мы говорим «Спасибо»?

За все, что делают для нас.

И мы припомнить не могли бы –

Кому сказали? Сколько раз?

 

Простите, я больше не буду

Нечаянно бить посуду

И взрослых перебивать.

И что обещал — забывать.

Но если я все же забуду, —

Простите, я больше не буду.

 

Будьте добры! — Это я говорю по секрету.

Будьте добры! — И не ждите за это конфету

Будьте добры! — Без игры и во время игры.

Если сумеете,

Будьте скорее добры.

 

Нам желают доброго пути!

Будет легче ехать и идти.

Приведет, конечно, «добрый путь»

Тоже к доброму чему-нибудь.

 

Эти слова всем известны давно,

Видишь, они и просты, и не новы,

Но я еще повторю все равно:

— Добрые люди, будьте здоровы!

— Встретились два человека, поздоровались, один спросил другого, как дела, тот ответил, что все хорошо. Можно заканчивать разговор? Да, можно.

А если в ответ прозвучало, что дела плохи? Можно закончить разговор? Конечно, нет. Если человеку плохо и он жалуется на свои дела, вы должны продолжить разговор, спросить, что случилось.

Беседа

— Как много зависит от окружающих нас людей! Хорошее настроение зависит от доброжелательности, приветливости, плохое настроение — от раздражения, злости. Обижаясь на кого-нибудь, мы говорим: «Невоспитанный человек, некультурный человек». Восточная мудрость гласит: «Относись к людям так, как ты хотел бы, чтобы они относились к тебе…» Если бы все следовали этому совету, насколько легче было бы людям общаться друг с другом.

Вы еще младшие школьники, но уже не малыши. Вам нужно воспитывать в себе привычку заботиться о других, быть отзывчивыми, внимательными. Например, не хлопать дверью, когда выходишь из подъезда, не кричать на лестнице. Ведь в какой-то квартире может оказаться больной человек. А может, чьи-то папа или мама отдыхают после ночной смены? Может быть, они не спали всю ночь, чтобы испечь тебе к завтраку вкусную булочку. Ты кричишь, а за стенкой мама только что убаюкала своего малыша или кто-то напряженно работает за письменным столом.

Не считай себя центром вселенной. Помни о тех, кто рядом с тобой. Еще в Древней Греции говорили: культурный человек не говорит громко. Громкая речь назойлива, мешает окружающим, раздражает их. Помните, в песне: услышать сердце человека возможно только в тишине…

А сейчас попробуем раскрыть понятие «воспитанный человек». Ребята часто дразнят толстых или худых детей, высоких или низких, придумывают товарищам обидные прозвища, не понимая, что тем самым глубоко оскорбляют их человеческое достоинство. Все это несовместимо с понятием «воспитанный человек».

Наблюдая за вами, я сделала вывод: ваши ссоры зачастую начинаются из-за пустяка: толкнул, выхватил, задел. Как вы думаете, что легче: ссориться или мириться? Почему? Я предлагаю вам такую нравственную задачу. Ты принес в школу альбом с марками, чтобы показать другу. Неожиданно кто-то из ребят выхватывает альбом из твоих рук и не хочет отдавать. Как ты поступишь? Условие: альбом надо получить мирным путем, без драк, ссоры, слез.

(Ролевой тренинг: двое ребят разыгрывают сценку, как это можно было бы сделать.)

 

— Хотелось бы напомнить вам слова: «Власть моих кулаков кончается возле носа моего соседа» (плакатик). Как вы их понимаете? «Мое тело — моя территория, чужое тело — чужая территория, я не имею права вторгаться на чужую территорию».

Ученые и врачи пытались ответить на вопрос, влияет ли грубость на здоровье человека. Оказывается, она может иметь самые серьезные последствия. Пережитая обида, оскорбление делают человека замкнутым, недоверчивым. Половина всех сердечных обид, болезней — результат грубости, хамства, равнодушия.

 

— Как вы думаете, нужно ли быть воспитанными в тех ситуациях, когда вас никто не видит? Или можно позволить себе расслабиться?

(Высказывания детей.)

— Что же такое воспитанность? (Вежливость, культура, любезность.)

Правила воспитанного человека надо выполнять всегда, когда ты на людях и когда тебя не видит никто. По тому, как ты ведешь себя дома, в школе, на улице, судят о твоей семье, о твоих родителях, школе. Так старайтесь же не ронять чести своего дома, школы. Всегда думайте об этом. Но одной внешней культуры недостаточно, нужна культура внутренняя. В том ли суть воспитанности, чтобы вежливенько улыбаться и говорить «спасибо»? Можно выучить все правила хорошего тона, знать, как вести себя в любой ситуации, можно иметь великолепные манеры и все-таки остаться некультурным, невоспитанным человеком, если ваше поведение будет лишено такта.

— Что же такое такт?

Такт в переводе с греческого — легкое прикосновение. Говорят, один человек тактичный, а другой бестактный. Такт-это внутренняя чуткость, это умение правильно вести себя в какой-либо ситуации так, чтобы не сделать человеку больно, не обидеть его, это легкое прикосновение к мыслям, чувствам, сердцу человека, это умение понять, что нужно человеку в данный момент: сочувствия, жалости, внимания.

Некоторые люди гордятся тем, что они всегда говорят правду. Но если подумать, это не всегда характеризует человека с положительной стороны. Сразу представляется резкий, нетактичный человек. Поэтому, прежде чем сказать что-либо неприятное другим, нужно взвесить, стоит ли это говорить, подумать, как это можно сказать, выбрать подходящий момент. Конечно, это не относится к тем случаям, когда надо поставить на место грубияна и подлеца. Неприятно прослыть бестактным человеком. Чтобы этого не случилось, стоит почаще вспоминать некоторые полезные рекомендации. Тактичный человек:

— не хвастается;

— не выясняет отношений в присутствии посторонних;

— не поставит другого человека в неловкое положение, сделает вид, что не заметил оплошности;

— терпим к недостаткам и слабостям других людей;

— никогда не рассказывает другим чужих тайн;

— в разговоре с людьми, имеющими какой-либо недостаток, избегает всего, что могло бы им об этом напомнить;

— не читает чужих писем, не заглядывает в чужие окна.

Подведение итогов

— Слово — очень сильное оружие. Бывает, что случайно брошенное слово переворачивает всю жизнь человека, помнится им всю жизнь и причиняет много страданий. («Словом стреляй осмотрительно в споре…»)

Обращайте внимание на позу людей, их мимику, жесты, зачастую они говорят о внутреннем состоянии человека больше, чем слова. Чаще смотрите в глаза людям, ведь глаза — это зеркало души, они многое могут рассказать о состоянии человека: в них может быть выражена радость, печаль, мольба о помощи, боль, отчаяние… Побольше сочувствия к окружающим людям.

Дополнительный материал для учителя

— А как вы понимаете слово «милосердие»? От каких слов оно образовалось? (Милое сердце.)

— А что значит милое сердце? (Доброе, жалостливое, сострадательное.)

Медицинских сестер называли сестрами милосердия. И если врач сказывал физическую помощь, то сестра милосердия помогала заживать ранам физическим и душевным, вселяла веру в выздоровление,

давала силы для борьбы с болезнью. Она лечила своим сердцем — добрым, жалостливым, чутким.

Я читала об одной женщине, замечательной мастерице вышивать. Однажды она прочла в газете о мальчике-детдомовце, сироте. Женщина вышила майку и послала ему. Через некоторое время она получила 20 писем из детского дома с просьбой прислать майки. Женщина не отмахнулась, она долго трудилась, вышила еще 20 маек и отправила их в детский дом. Вот это милосердие!

Наша страна большая и сильная, но многие люди нуждаются в помощи, есть дети-сироты, которым не так уж хорошо живется, хоть государство и заботится о них в меру своих возможностей. Созданы фонды милосердия, и каждый желающий может перечислить на их счет деньги. И многие отдают последнее, чтобы другим лучше жилось. Есть у нас и дома для престарелых, где живут старенькие люди, за которыми некому ухаживать. А бывает, что взрослые дети отдают в дом престарелых своих стареньких родителей. Эти люди совершили предательство, они забыли свой долг перед родителями, которые вырастили их. Быстро идет время, скоро и вы станете взрослыми и сильными, а ваши родители — слабыми и старенькими. Не повторяйте предательства по отношению к своим родителям.

— А как вы думаете, милосердие надо проявлять только по отношению к хорошим людям или к не очень хорошим тоже?

(Дети высказывают свои мнения.)

Послушайте рассказ

1945 год. Под окнами шестиэтажного дома огромная куча угля, бледные лица пленных немцев, сбрасывавших его в подвал. Вошла в кухню и остолбенела: за столом с ломтями хлеба перед миской с борщом сидят немцы. Они ели, потом, низко кланяясь, благодарили тетю русским словом «спасибо». Мне было тогда 8 лет: «Как? Ты все забыла? Ты кормишь их? Забыла, как нас расстреливали из пулемета, как бомбили, как умерли наши малыши?» А тетя просто и спокойно сказала: «Ведь они же голодные». Это был первый в моей жизни урок милосердия.

 

— Вы в этом случае на чьей стороне? Тети или девочки?

(Выслушивается мнение детей.)

Быть злым легко. Легко ответить на хамство хамством, на подлость подлостью. Как ты ко мне, так и я к тебе. Злому не страшны жестокость, бездушие, хамство: он сам такой. Но прежде чем отказать в милосердии плохим людям, надо понять, что сделало их дурными. Жалко злых, эгоистичных людей, ведь их никто не любит и мир кажется им враждебным и холодным. Они как больные, которые требуют неотложного лечения. А чем их лечить? Добротой, сердечностью, душевностью.

Милосердие — понятие емкое, оно включает в себя незлобивость, человеколюбие, благотворительность, сострадание, сердобольность, жалостливость, отзывчивость, чуткость, сердечность, душевность, доброту, добросердечность, мягкосердечность.

Памятка

♦ В вежливости проявляется отношение к другим людям. Вежливый человек не причиняет другому неприятностей и обид.

♦ Надо быть вежливым в словах, в тоне, в жестах и действиях. Вежливые слова (пожалуйста, спасибо, будьте добры и т. п.), сказанные грубым голосом или развязным тоном, перестают быть вежливыми.

♦ Вежливый человек всегда здоровается и прощается. Невежливо не отвечать на приветствие.

♦ Если ты сидишь, а в комнату вошел взрослый, встань, чтобы с ним поздороваться.

♦ Со взрослыми надо здороваться первым, но самому протягивать руку нельзя. За руку здороваются, если взрослый сам протягивает руку. Здороваясь, надо смотреть в лицо тому, с кем здороваешься.

♦ Если к тебе обратился взрослый, а ты сидишь, встань и разговаривай стоя.

♦ Вежливый человек не отвечает на грубость грубостью.

♦ Вежливый человек приветлив и внимателен к другим. Если его о чем-то спрашивают или просят оказать какую-то услугу (что-то принести, подать, кому-то помочь и т. д.), он всегда делает это охотно.