Внеклассное мероприятие по профориентации во 2 классе
Тематический вечер во 2 классе «Мы труд воспеваем и славим работу»
Цели: формировать представление учащихся о разнообразии профессий, углубить знания о том, что люди должны делать и знать, чтобы научиться определенной профессии, чем отличаются та или иная работа от других; обогатить речь детей профессиональной лексикой; воспитывать трудолюбие, уважительное отношение к людям труда.
Оборудование: выставка фотографий «Каким делом заняты ваши родители»; плакат с пословицами: «Белые руки чужие труды любят», «Дело и учит, и мучит, и кормит»; карточки- задания; предметные карточки с изображением инструментов, механизмов, относящихся к какой-либо профессии; предметы и инвентарь трудовой и профессиональной деятельности — письма, лекарства, термометр, краски, кисти, фотоаппарат, половник, кастрюля, метла, расческа и т. п.
Ход мероприятия
I. Вступительное слово учителя.
У каждого в жизни своя забота:
Чтоб всегда любимая была работа.
Кто из вас смекалкою обладает,
Пусть загадку хитрую отгадает.
Ответ услышать буду рада,
Только говорите дружно, складно.
Чтоб заиграл красиво музыкант,
Проявить ему нужно … (талант).
Чтоб сшить модные брюки,
Нужны портному умелые … (руки).
Чтоб шоферу автобусом управлять,
Нужно правила … (движенья знать).
Чтоб у повара пирожки получились вкусные,
Надо владеть технологическими операциями … (искусно).
Вижу, что знаете вы, друзья,
Трудом гордится … (Земля).
Ребенку и взрослому нужен … (труд),
Умение, терпенье все … (перетрут).
— Ребята, вы конечно же догадались, чему посвящается наш сегодняшний тематический вечер. Прочтите все вместе тему классного часа выразительно, с таким отношением, которое вы испытываете к этим словам.
Учащиеся. Мы труд воспеваем и славим работу!
Учитель. Мне очень хочется, чтобы вы, не стесняясь и не смущаясь, порассуждали о различных профессиях, о том, что должны делать и знать люди, чтобы научиться определенной профессии. Я надеюсь на ваше активное участие, любознательность, инициативность, смекалку, сообразительность, творческое расположение. Согласны? Готовы? Наш тематический вечер по ознакомлению с увлекательными профессиями (показывает табличку с надписью «Открыт»)…
Дети. Открыт!
II. Игра «Ищи Петину ошибку!».
Учитель. Сначала хочу вас проверить: действительно ли вы разбираетесь в профессиях и можете безошибочно сказать, что входит в обязанности человека определенной профессии?
Некоторые ребята подготовили чтение стихотворения по ролям. Послушайте внимательно: все ли в нем правильно, нет ли какой-то путаницы? (Заранее подготовленные ученики читают стихотворение по ролям).
ПУТАНИЦА О ПРОФЕССИЯХ
(отрывок)
Наш знакомый мальчик
Петя Неплохой парнишка, но…
Говорит, что все на свете
Знает он давным-давно.
Как-то собрались ребята
Во дворе у нас гурьбой.
— Санитар, — спросила Ната, —
Это кто еще такой?
— А связист? — спросил Сережа, —
Слесарь кто — не знаю тоже…
— Погодите, — крикнул Вова, —
Спросим Петю Иванова.
Петя так сказал: — Друзья!
Вам на все отвечу я.
Все профессии я знаю.
Так! Внимание! Объясняю!
Санитар — на санках мчится,
Ничего с ним не случится.
Он ведь мастер в санном спорте,
Тут со мною вы не спорьте.
По горам, по перевалам
Все идет горняк усталый.
Он к горам давно привык.
Покорит он горный пик.
Под морзянки бодрый свист
Свитер свяжет вам связист:
Он в вязании на спицах
Лучший наш специалист!
Ищет клады кладовщик
И находит в тот же миг!
А потом он эти клады
Бережно хранит на складе.
Собирает банщик банки,
А потом хранит в Сбербанке.
Очень ими дорожит.
Банк с ружьем он сторожит.
Мельник стены белит мелом
И рисует между делом –
На асфальте мелом тоже,
Всем портреты. Так похожи!
В офисе официант
Всем покажет свой талант:
Вмиг бумаги разнесет,
К телефону позовет.
Вот в машину машинист
Вновь закладывает лист.
Тук-тук-тук! Помчались строчки
От начала и до точки.
Операция идет:
Кровельщик здесь кровь сдает.
Кровь вливается больному…
Он уже здоров — и дома.
А печник печет печенье,
Очень вкусное, с вареньем!
Может булочку испечь.
Ах, была бы только печь!
Дорогие наши дети!
Что здесь перепутал Петя?
Он ошибок мно-о-го сделал!
Почему же? В чем тут дело?
Помогите поскорее
Разобраться, что к чему.
Если Петя подоспеет,
Объясните и ему.
Авторы: В. В. Агафонов, О. Л. Соболеве
— Кто нашел ошибки Пети?
— В чем он ошибся?
— Каким делом в действительности занимаются люди этих профессий?
— Давайте исправим путаницу и неурядицу в ситуациях. Я буду называть предмет, а вы — профессию или дело, работу.
Санки — спортсмен.
Санитар — работа по оказанию помощи больным.
Горы — альпинист.
Горняк — добывает руду.
Морзянка — радист.
Связист — на телефонной станции.
Спицы — вязальщик.
Клады — кладоискатель.
Склад — кладовщик.
Банкир — в Сбербанке.
Охранник — сторожит.
Мельник — мелет муку.
Маляр — красит, белит.
Художник — рисует.
Официант — в кафе, ресторане обслуживает.
Секретарь — в офисе.
Машинистка (секретарь) — печатная машинка.
Машинист — управляет тепловозом.
Кровельщик — кроет крыши.
Донор — сдает кровь для другого.
Печник — делает печки.
Кондитер, пекарь, повар — печенье, булочка, варенье.
III. Беседа «Что мы знаем о профессиях?».
— Как вы думаете, ребята, какая из этих профессий древнее, существует очень с давних пор?
— А какая из них появилась совсем недавно? Их можно назвать «молодыми»?
— Что необходимо человеку, чтобы получить нужную ему профессию?
— Что было, если бы люди не обучались профессиональным навыкам?
Учитель демонстрирует сюжетные и предметные картинки с изображениями различных профессий и выполнением разных видов работ.
— Что создают рабочие на заводе?
— Что делает гончар?
— Чем занимаются рыбаки?
— А что делают врачи, учителя, артисты?
— Чем отличается работа космонавта от труда рабочего на заводе?
— Кто такие секретари-референты, юристы, банкиры, бухгалтеры, программисты?
— Какие качества необходимы людям этих профессий?
IV. Развлекательно-игровые минутки — для дела, но ради шутки.
Игра «Что кому нужно».
Цель: упражнять детей в классификации предметов по признаку их необходимости людям отдельной профессии, воспитывать уважение к людям труда.
Игровое задание. Учитель (ученик) называет профессию человека, а дети говорят, что ему нужно для работы. Например, сапожнику — … (гвозди, молоток, кожа, сапоги, машинка, лапа, нож, клей, нитки); швее — … (игла, нитки, машинка, ткань, отделочные материалы, пуговицы, замок, оверлок и др.).
Побеждает тот, кто назовет быстрее и больше предметов.
Игра «Кто больше назовет действий?».
Цель: расширять представления детей о профессиях, активизировать словарный запас.
Игровое задание. Учитель называет профессию (врач, шофер, повар, программист, парикмахер и др.), а учащиеся называют действия человека этой профессии. Например, врач осматривает больных, выслушивает, дает лекарство, делает уколы, операции.
Кто больше назовет действий, считается выигравшим. Оборудование: карточки с изображением людей разных профессий, фишки.
Исполнение песенных куплетов на мотив песни «Ой, полным-полна коробушка».
Девочки.
Ой, полным-полна коробушка –
В ней профессий не сосчитать!
Покупайте, добры молодцы,
Можно цену набавлять.
Мы девчата-референты,
Хороши, как на подбор.
Вмиг оформим документы,
По-английски разговор.
Мы компьютер знаем прочно,
Дела в порядок приведем,
Выполним работу срочно,
Если надо, и споем.
Мальчики.
Специалисты нам такие
Просто позарез нужны.
Умные и молодые
В любой фирме так важны!
Мы юристы-правоведы,
Консультации дадим.
Пусть минуют фирму беды –
За этим мы уж проследим!
Мы банкиры и бухгалтеры,
Все расчеты проведем.
Знаем деньгам цену, бартеру,
От инфляции спасем.
(Поют все, обращаясь к учителю.)
Знанья нам нужны немалые,
Не торгуйся, не скупись!
Все хотим стать мастерами мы!
Учитель. Тогда за дело, не ленись!
Выходит ученик, исполняющий роль гостя Загадалкина.
Загадалкин.
Знаю, что в вашем классе, без сомненья,
Есть хорошие обычаи и увлеченья:
Умельцы трудиться, в игры играть,
Со смекалкой загадки загадать.
Умеете вы веселиться!
Хочется мне у вас поселиться!
Учитель.
Прошу, Загадалкин, проверь ребят:
Как они знают профессий отряд?
Загадалкин.
Согласен! Для задания вам – вот
О профессиях кроссворд!
Кроссворд «Профессии»:
1. Наведем стеклянный глаз,
Щелкнет раз — и помним вас.
2. С огнем бороться мы должны –
Мы смелые работники,
С водою мы напарники.
Мы очень людям всем нужны,
Так кто же мы?
3. Кто в дни болезней,
Всех полезней,
И лечит нас от всех
Болезней?
4. Скажи, кто так вкусно
Готовит щи капустные,
Пахучие котлеты,
Салаты, винегреты,
Все завтраки, обеды?
5. Встаем мы очень рано,
Ведь наша забота –
Всех отвозить
По утрам на работу.
6. Мы учим детишек
Читать и писать,
Природу любить,
Стариков уважать.
7. Вот на краешке с опаской
Он железо красит краской,
У него в руках ведро,
Сам расписан он пестро.
Ответы: 1. Фотограф. 2 Пожарник. 3. Доктор. 4. Повар. 5. Водитель. 6. Учитель. 7. Маляр.
Игра «Знаю кто».
— У вас на столе маленькие листочки, на них в столбик по порядку вы должны написать названия профессий в цепочках, которые записаны на доске.
Ткань — швейная машина — … — одежда.
Мука — тесто — печь — … — хлеб.
Кирпич — раствор -… — дом.
Кисти — краски — холст — … — картина.
Доски — инструменты — … — мебель.
V. Творческая работа.
Самостоятельная работа или в группах.
«Наш подарок первоклассникам».
Выходит девочка-мастерица (рукодельница) с пяльцами или другим шитьем и принадлежностями.
Мастерица.
Я пока стежок простой
Ниткой делаю с иглой.
Рукоделию учусь, потом
Картину буду вышивать крестом.
Сделаю подарок маме, брату,
Первоклашкам — они будут рады!
В каждой работе — скатерти, салфетке –
Труд мастерицы, не правда ли, детки?
Учитель. Ребята, предлагаю вам сделать сувениры для учеников 1 класса. Ведь вы уже многому научились на занятиях по технологии. Они увидят ваши поделки и тоже будут стараться достигнуть таких же успехов. Но сначала давайте вспомним правила безопасной работы с инструментами и оборудованием.
Учитель.
Ты не бери иголку в рот:
Иголка острая — не плод!
Иголка в работе весела,
Она тонка и так мила!
Не будешь класть её на место,
Вдруг потеряется в отместку
И затаится в беспорядке…
Тебе ж потом воткнётся в пятку.
Иголки надо сосчитать,
Потом садиться вышивать.
С напёрстком, право, лучше жить:
Как щит, он может защитить.
Иголки нрав колючий
Он непременно укротит.
Работать ножницами можно,
Но только очень осторожно.
Не бегай с ними по квартире –
Так можно сделать харакири.
Коль кто-то просит, не зевай,
Вперёд колечками подай.
Храните ножницы на месте
С концами, сомкнутыми вместе.
Учащиеся выполняют творческую работу-игру «Наш подарок первоклассникам».
Цель: формировать способность самостоятельно осуществлять свои замыслы, находить изобразительно-выразительные средства.
Игровые задания:
1) Участники игры («художники», «скульпторы», «декораторы», «оформители», «иллюстраторы» и т. д.) самостоятельно объединяются в 2-3 небольшие группы по интересам для выполнения определенного вида работы: лепки, аппликации, рисования и др., обсуждают замысел коллекционной работы (картина, панно, скульптурная группа, коллаж) и приступают к ее выполнению. (На работу дается 20 минут.)
2) Каждая группа оформляет «паспорт» своей работы- подарка (лист плотной бумаги или картона размером примерно 10 х 10 см); пишут название картины или скульптуры, имена исполнителей (каждый участник пишет свое имя).
3) Подарки для первоклассников вручаются учителю.
Каждая группа готовит свой сценарий поздравления и вручения подарков.
Оборудование: пластилин, стеки, бумага, природный и дополнительный материал, карандаши, краски, ручка, ножницы, клей, ткань, нитки, иголки и др.
VI. Итог.
— Кем бы вы хотели стать? Почему?
— Что нужно делать вам сейчас, чтобы в будущем получить желанную профессию?
— Послушайте в заключение стихотворение Л. Дьяконова:
ПЕРВОКЛАШКАМ
Трактористы и врачи,
Лесорубы и шахтеры,
Комбайнеры и актеры,
Повара и кузнецы,
Водолазы и пловцы –
Все когда-то в первый раз
Приходили в первый класс.
И директор ваш, ребята,
С букварем ходил когда-то,
И учительница ваша
Начинала точно так же…
Ваша очередь сейчас.
Год за годом промелькнет,
И от школьного порога
В жизнь откроется дорога.
Автор: Г. П. Попова