Разработка классного часа на тему «Поговорим о собаках», 2 класс
Цель: расширить знания детей о собаках; развивать внимание, слуховую память, мышление, фантазию; воспитывать доброжелательное отношение к животным.
Оборудование: у учителя — распечатка изображения собаки по клеточкам для каждого ученика, распечатка задания «Расшифруй крылатое выражение» для каждого ученика, распечатка задания «Соедини начало и конец пословицы» для каждой пары, распечатка кроссворда для каждой пары; у учащихся — тетрадь в клетку, ручка, цветные карандаши.
Учитель. Сегодня мы поговорим о собаках. Для начала предлагаю вам срисовать в тетрадь по клеточкам изображение собаки.
Учащиеся получают карточки-распечатки. Самостоятельная работа.
Дорисуйте необходимые детали, раскрасьте рисунок. Придумайте кличку этой собаке.
Ребята, у кого дома есть собака? Расскажите о ней.
Ответы детей.
Собака произошла от волка. Она была первым животным, прирученным первобытным человеком много тысяч лет назад.
Всего на планете насчитывается около 400 пород собак. Они делятся на служебных, охотничьих и декоративных.
Собаки используются на охоте, в охране границы, для перевозки людей и грузов в северных районах, в качестве помощников пастухов, в караульной службе. Безукоризненно выполняют задания собака-ищейка, собака-геолог, собака-миноискатель, собака-связист, собака-санитар, собака-сторож, собака-поводырь, собака-спасатель, собака-артист цирка, собака — подопытное животное в научных учреждениях. Велика заслуга собак в освоении космоса — они принимали участие в орбитальных полетах в кабинах искусственных спутников Земли. Пожалуй, только о декоративных собаках нельзя сказать, что они имеют какое-либо практическое значение. Но их тоже любят и ценят за оригинальные формы, и для кого-то они стали почти членами семьи.
Словом, настало время подвести итог. Чем же является собака в жизни человека? Расшифруйте крылатое выражение.
Дети получают распечатки задания.
Самостоятельная работа.
Проверка.
Ответ. Собака — друг человека.
Учитель. Я уже говорила, что в мире насчитывается около 400 пород собак. Сейчас я назову несколько из них. Ваша задача — постараться запомнить как можно больше пород.
Породы собак: болонка, колли, спаниель, такса, далматин, гончая, овчарка, легавая, бульдог, терьер, боксер, дог, ротвейлер, пинчер, чау-чау, сенбернар, пекинес, чихуахуа, лайка.
Запишите названия пород, которые вы запомнили.
Запись в тетрадь.
Подсчет количества записанных пород собак.
Сейчас проверим, много ли особенностей в поведении собак вы знаете.
Игра «Потопаем — похлопаем». Я буду произносить фразу. Если вы с ней согласны, похлопайте в ладоши, если не согласны — потопайте ногами.
• Собака свою добычу догоняет, преследует, а не стережет, как кошка. (Хлопаем)
• Собака умеет когти на лапах выпускать и втягивать. (Топаем — втягивать не умеет.)
• Собака ведет ночной образ жизни. (Топаем)
• Существуют памятники собакам. (Хлопаем)
• Выражая радость, собака виляет хвостом. (Хлопаем)
• Собака любит умываться. (Топаем)
• Собака цветов не различает. (Хлопаем)
• У собаки отличный нюх. (Хлопаем)
• У собаки слух такой же, как и у человека. (Топаем — тоньше.)
• Во время еды собаке никто не должен мешать. (Хлопаем)
Учитель. Собака живет рядом с человеком очень
давно, и неслучайно о ней сложено множество пословиц и поговорок.
Задание: соедините начало и конец пословицы.
Учащиеся получают распечатки задания. Работа в парах. Проверка.
НА ОХОТУ ЕХАТЬ — | ВЕТЕР НОСИТ |
СОБАКА ЛАЕТ, | А ЗУБЫ СКАЛИТ |
КАК СОБАКА НА СЕНЕ: | СОБАК КОРМИТЬ |
ХВОСТОМ ВИЛЯЕТ, | КАК КОШКА С СОБАКОЙ |
. ЖИВУТ, | И САМА НЕ ЕСТ, И ДРУГИМ НЕ ДАЕТ |
Объясняется значение пословиц.
Учитель. А сейчас — внимание! — я прочту вам приметы, связанные с особенностями поведения собак.
1. Собака ест траву, катается по земле — к дождю.
2. Собака много спит — к ненастью.
3. Собака валяется в снегу, катается по нему — к метели.
4. Собака свернулась клубком — к холоду.
5. Собаки душераздирающе воют по всей округе — к землетрясению.
Проверим вашу внимательность. Закончите фразы.
Учитель читает приметы вразнобой, например, «Собака свернулась клубком -…», дети заканчивают их.
Обратимся к собакам, ставшим героями сказок. Предлагаю вам разгадать кроссворд.
Дети получают распечатки кроссворда. Работа в парах. Проверка.
Вспомните клички собак.
1. Пес из «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях». (Соколко)
2. Четвероногий друг Элли. (Тотошка)
3. Рассказ Н. Носова называется «… в гостях у Барбоса». (Бобик)
4. Собака доктора Айболита. (Авва)
5. Эта собака помогала тянуть репку. (Жучка)
6. Он со своими друзьями живет в Простоквашино. (Шарик)
Учитель. В заключение выполните интересное задание — нарисуйте несуществующую собаку, например, с головой жирафа и с хвостом лошади или с ногами слона и крыльями вороны.
Дети рисуют. Обмен впечатлениями.
Учитель. Всегда помните о том, что собаки — наши самые давние, верные и преданные друзья. Никогда не обижайте их и не позволяйте этого делать другим. Но также помните и об осторожности по отношению к собакам, особенно бездомным. Мы, люди, виноваты в том, что у них нет хозяев. Это мы сделали их злыми и порой опасными. Не забывайте об ответственности перед живым существом, когда приносите его в дом. Будьте добрыми и человечными. Будьте людьми.
Занятие окончено. Продолжите, пожалуйста, фразу: «Сегодня я узнал…».