Классный час на тему «Театр», 3 класс

Поделиться:

Конспект классного часа по эстетическому воспитанию для детей начальной школы

Учитель. Театры бывают разные: кукольные, юного зрителя, музыкальные, оперы и балета, драматические и т. д. Театр — это не только здание, в котором показывают представления, это особый вид искусства. Это любимый вид искусства для многих людей. Дети любят кукольный и театр юного зрителя, а взрослые выбирают театр в зависимости от пристрастий и настроения. За что же так любят театр? Давайте возьмем, к примеру, кукольный театр. Когда, в какой стране он возник? Чьи руки создали первую в мире куклу? Этого никто не знает, но куклы были у человека и тысячу и десять тысяч лет назад — у всех народов мира. Кукол делали из глины, дерева, соломы и тряпок. И дети играли в них: укладывали спать, лечили, кормили и т. д. Игра ребенка с куклами — это прообраз кукольного театра. Взрослые в древние времена делали фигурки, изображающие богов. Богов у разных народов было много: бог солнца, бог воды, бог земли, бог охоты… Фигурки богов показывали на растянутом полотне при свете масляной лампы. Но вот с куклами все чаще стали разыгрывать сказки, басни, легенды, смешные сценки. Главным героем таких сценок в России был Петрушка (показать куклу Петрушку или иллюстрацию.) В кукольном театре все по-настоящему: играет оркестр, устанавливают декорации, работают настоящие актеры, но не они главные в кукольном спектакле. Главные актеры в них куклы, а люди-актеры во время спектакля не появляются перед зрителями, потому что они водят кукол. Есть четыре основных вида вождения кукол: на пальцах, на нитках, на тростях и теневые фигуры. Петрушка был куклой на пальцах. Такими куклами и теперь играют во многих странах мира. Актер с куклой на пальцах стоит за ширмой, подняв руку. Кукла видна над ширмой. Куклой на нитках управляют сверху. Такие куклы называют марионетками. (Желательно показать все виды кукол.) В чем же состоит интерес игры с куклами, как вы думаете? (Ответы.) Наверное, прежде всего, в том, что мы можем заставить куклу вести себя так, как мы хотим, делать то, что мы хотим. Мы ведем себя по отношению к кукле, как учитель к ученику, мы учим кукол правильно себя вести и говорить.

А вот в кукольном спектакле все происходит наоборот, куклы учат и детей, и взрослых. А происходит это потому, что слова, которые произносит кукла, — это озвученные куклой мысли взрослого и мудрого человека. Человека, который написал сказку, легенду или рассказ, по которым сделали кукольный спектакль. Поэтому мы с полной уверенностью можем сказать, что главное в театральном представлении — это мысль или идея, которая лежит в основе спектакля. Мы уже немного говорили с вами о том, что без мысли нет ни слова, ни действия, потому что действию, как и слову, предшествует мысль. Очень важно понять, что представитель любого вида искусства старается передать людям свои мысли, свои переживания, свои идеи. Именно поэтому самым интересным в восприятии любого вида искусства является понимание мысли автора. Желание понять, что хотел сказать автор своей работой, развивает мышление человека. А зачем человеку нужно развивать мышление? Формула «Я мыслю, следовательно, я существую» (Декарт) означает, что мыслительный процесс в жизни человека самый главный. (Записать формулу в тетрадь.) Именно мысль человека, его развитое мышление создает настоящего человека, Человека с большой буквы. Безмыслие и рассеянность мышления вредят человеку, делают его слабовольным и притупляют возможности сознания. Необходимо всегда стараться упражнять и развивать мышление, мыслить ясно, постоянно, последовательно, подвижно. Сосредоточенность и четкость мышления — верная дорога к знаниям. Но люди умеют думать как о красивом и добром, так и о безобразном и злом. Стараясь думать о хорошем, человек становится лучше, а думая о плохом, человек становится хуже. Когда человек стремится к искусству (красоте), его мысли заняты им, а это гарантия того, что мысли у человека в это время хорошие. А чем больше у человека хороших мыслей, тем меньше времени у него на плохие мысли. Хорошо это или плохо?

Дети. Хорошо.

Учитель. Мышление — это тоже искусство. Это искусство ведет к утончению чувств и гармонии. Постоянные мысли о хорошем — верный путь улучшения (совершенствования) человека. Можно представить улучшение мышления и совершенствование человека как восхождение по лестнице, у которой не видно конца. На каждой новой ступеньке мысли становятся все красивее и человек становится лучше.