Внеурочное занятие о транспорте для 1 класса
Цель: расширить представления детей о транспорте, его видах (наземный, подземный, воздушный, водный, а также грузовой и пассажирский); повторить элементарные правила движения; развивать внимание, мышление, зрительную память, воображение, фантазию, речь.
Оборудование: у учителя — ребус (см. приложение), рисунок ракеты, аудиозапись «космической» мелодии, магнитофон; у учащихся — тетрадь, ручка, цветные карандаши.
Учитель. Ребята, расшифруйте тему нашего занятия. (Учитель демонстрирует ребус. См. приложение)
Ответ. Транспорт.
Транспорт — это все известные нам средства передвижения, т.е. все то, что помогает нам переместиться из одного пункта в другой. Вспомнить различные виды транспорта нам поможет разминка.
Разминка
Я мчусь, держась за провода.
Не заблужусь я никогда. (Троллейбус)
Дом на рельсах тут как тут —
Всех умчит он в пять минут.
Ты садись и не зевай —
Отправляется… (трамвай).
В поле лестница лежит,
Дом по лестнице бежит. (Поезд)
Я в любое время года
И в любую непогоду
Очень быстро в час любой
Провезу вас под землей. (Метро)
В этом доме тишина,
Много окон, дверь одна.
Дом летит под небеса.
За окошком вся страна.
Дом отправился в полет,
Значит, это… (самолет).
Не летает, не жужжит,
Жук по улице бежит.
И горят в глазах жука
Два слепящих огонька. (Автомобиль)
Без разгона ввысь взлетает,
Стрекозу напоминает.
Отправляется в полет
Винтокрылый … (вертолет).
Едет он на двух колесах,
Не буксует на откосах,
И бензина в баке нет —
Это мой… (велосипед).
Бежит при ветре споро
Без весел и мотора. (Парусник)
Весь мир прочитал
Сообщенье в газете,
Что Белка и Стрелка
Летали в… (ракете).
По воде идет,
Крыльями упирается,
Водой умывается. (Лодка)
На море, в реках и озерах
Я плаваю, проворный, скорый.
Среди военных кораблей
Известен легкостью своей. (Катер)
Что за чудо этот дом!
Ребятишек много в нем.
Носит обувь из резины
И питается бензином. (Автобус)
По ходу отгадывания загадок учитель записывает отгадки на доске в 4 столбика:
1) троллейбус 2) парусник 3) самолет 4) метро
трамвай лодка вертолет
поезд катер ракета
автомобиль
автобус
велосипед
Учитель. Догадайтесь, почему я разделила слова-отгадки в 4 столбика. (Первый столбик объединяет слова, называющие наземный транспорт; 2 — водный; 3 — воздушный; 4 — подземный.)
Определите, в какие столбики следует поместить слова, называющие следующий транспорт: такси, воздушный шар, пароход, космический корабль, электричка, ледокол, машина скорой помощи, плот, ковер-самолет, сапоги-скороходы, гуси- лебеди, Емелина печь, ступа Бабы Яги, летучий корабль, бочка КНЯЗЯ Гвидона.
Транспорт можно разделить на грузовой и пассажирский.
Груз — это товары, вещи, которые перевозятся из одного пункта назначения в другой. Какой транспорт может использоваться как грузовой? Что на нем можно перевозить? (Ответы детей.)
Пассажир — это тот, кто едет на каком-либо виде транспорта. Пассажирами могут быть не только люди, но и животные. Вспомните, например, кинокомедию «Полосатый рейс». Каких пассажиров перевозил корабль в этом фильме?
Учитель демонстрирует рисунок ракеты в течение 10—15 секунд.
Учитель. Посмотрите на рисунок внимательно, постарайтесь запомнить все детали.
Рисунок убирается. Учащиеся по памяти рисуют ракету в тетради. Проверка.
Учитель. Разукрасьте ракету в цвета, такие же необычные, как путешествие, которое вам сейчас предстоит совершить на этой ракете. (Дети разукрашивают. Обмен впечатлениями.)
А теперь — внимание! Займите места в своих ракетах. Приготовьтесь к путешествию. Интересно, что или кто встретится вам в полете? Может быть, марсиане? Или жители другой галактики? А может, вы столкнетесь с неопознанным летающим объектом?
Дети закрывают глаза, кладут головы на парты. Учитель включает аудиозапись «космической» мелодии (1—2минуты).
Учитель. С возвращением на Землю! Расскажите о своем космическом путешествии. (Рассказы учащихся.)
Ответьте, кто управляет:
— поездом (машинист);
— трамваем (вагоновожатый);
— такси (водитель, шофер, таксист);
— мотоциклом (мотоциклист);
— самолетом (летчик, пилот);
— вертолетом (вертолетчик, пилот);
— велосипедом (велосипедист);
— космическим кораблем (космонавт, аэронавт);
— лодкой (гребец);
— танком (танкист).
Исключите из ряда слов лишнее.
— Вертолет, пропеллер, хвост, кабина.
— Пилот, штурман, контролер, стюардесса.
— Автобус, такси, велосипед, автомобиль.
— Мачта, палуба, иллюминатор, шины.
— Троллейбус, автобус, автомобиль, пожарная машина.
— Вокзал, фара, аэропорт, пристань.
Здесь, разумеется, возможны другие варианты ответов.
Учитель. Скажите, пожалуйста, для какого вида транспорта существуют светофоры? (Для наземного городского.) А еще для кого существуют светофоры? Для пешеходов, конечно. Послушайте стихотворение
Про светофор
Что такое? Встали все —
Загорелся красный свет.
А машинам — путь свободный,
Потому что им — зеленый.
Мы на красный не пойдем,
Постоим и подождем.
Правила движения
Достойны уважения!
Желтый вспыхнул, словно солнце,
Подмигнул нам: «Приготовьтесь!»
Вот зеленый свет. Ура!
Значит, нам идти пора.
Вдруг сирена загудела.
Что такое? В чем же дело?
Помощь скорая спешит
И на красный свет летит.
У нее так много дел —
Кто-то сильно заболел.
Скорой помощи — дорогу!
Постоим еще немного.
Вдруг какая-то машина
Пронеслась на красный мимо.
«Стой, разбойник, стой, бандит!» —
Ей милиция гудит.
«Нарушителю — позор!» —
Возмутился светофор.
Нарушителя поймают.
Все, конечно, это знают —
Правила движения
Достойны уважения.
Мы же за руку, ребята,
На зеленый свет — вперед!
Словно зебра, полосатый
Пешеходный переход.
А. Чурбанова
Какие правила движения вы вспомнили? (Ответы детей.)
Наше занятие подошло к концу. Продолжите, пожалуйста, фразу: «Сегодня я понял…».
Приложение