Методическая разработка внеклассного занятия для младших школьников 3 класса «Все мы люди разные»
Цель: дать представление о непохожести людей, познакомить с понятиями «инициалы», «вензель»; развивать внимание, память, мышление, воображение, речь.
Оборудование: кроссворды для каждой пары учащихся, зеркальце, цветные карандаши.
Учитель. Ребята, пользуясь кодом, расшифруйте тему занятия. (Запись на доске.)
Ответ: все мы люди разные…
Учитель. Все мы люди разные. У каждого свои достоинства и недостатки, свои привычки, увлечения, привязанности, свой характер… Один много читает, другой не отрывается от телевизора. Один любит лапшу, другой пельмени. Один увлекается музыкой, другой не представляет жизни без футбола. Один хочет стать врачом, другой бизнесменом. Один мечтает жить в городе, другой — поселиться в деревне… Все мы разные, и каждый имеет право на выбор. Но всех нас объединяет то, что мы живем в обществе, среди таких же людей, поэтому должны придерживаться общепринятых норм и правил, чтобы не мешать жить другим, по возможности приходить на помощь нуждающимся и всегда стремиться делать добро.
Народная мудрость гласит:
Д О Б Р Ы Й Ч Е Л
О В Е К В Д О Б Р
Е Ж И В Е Т В Е К
Расшифруйте эту пословицу.
Ответ: добрый человек в добре живет век. (Читаем строчками.)
Учитель. Как вы понимаете ее? (Ответы детей.) У каждого человека есть глаза, уши, нос, рот, брови, волосы… Но даже они все разные — по цвету, форме, размеру… Назовите цвет своих глаз, волос. (Отклик детей.)
Предлагаю вашему вниманию кроссворд о некоторых частях вашего лица и тела. (Дети получают кроссворды. Работа в парах.)
По горизонтали.
1. Мы на них стоим и пляшем.
Ну, а если им прикажем,
Нас они бегом несут.
Подскажи, как их зовут? (Ноги)
2. Два Егорки живут возле горки,
Живут в лад,
А друг на друга не глядят. (Глаза)
3. Есть он у чайника, у корабля,
Есть у тебя он и у меня. (Нос)
4. Известно даже малышу,
Что вешают на них лапшу. (Уши)
5. Пятерка братьев неразлучна,
Им вместе никогда не скучно.
Они работают пером,
Пилою, ложкой, топором. (Пальцы)
По вертикали.
6. Она у каждого одна,
Для размышлений нам дана. (Голова)
7. День и ночь стучит оно,
Словно бы заведено.
Будет плохо, если вдруг
Прекратится этот стук. (Сердце)
8. Тот, кто вредничать привык,
Непрочь и показать… (Язык)
Учитель. А теперь попробуйте найти среди различных букв знакомые слова, состоящие из русских букв. (Запись на доске.)
Ф | Q | А | R | S | М | И | Л | N | L | И | Я |
N | F | S | И | М | Q | R | L | F | Я | S | S |
R | О | Т | S | Ч | Е | С | S | Т | Q | в | О |
Ответ: фамилия, имя, отчество.
Учитель. Они есть у всех людей, и тоже разные.
Часто в анкетах или каких-либо документах пишут сокращенно — ФИО, что и означает: фамилия, имя, отчество. А вот первые буквы фамилии, имени, отчества называются инициалы. Это слово с латинского переводится как «первоначальный».
Напишите в тетради каждый свои инициалы. (Дети выполняют задание ручкой.)
А вот если вы возьмете цветные карандаши и нарисуете две первые буквы своего имени и своей фамилии, красиво переплетая их между собой, то вы получите вензель. В старину вензеля можно было увидеть на книгах личной библиотеки, на ценных вещах (оружии, посуде, украшениях), на предметах одежды, на письмах и т. д. (Учитель показывает образцы вензелей.)
Представьте себе, что вам нужно вышить свой вензель в уголке носового платка (задание для девочек) или украсить им свое послание другу (задание для мальчиков). Как вы это сделаете? Нарисуйте. (Самостоятельная работа. Проверка. Обмен впечатлениями.)
Посмотрите на доску. В левом столбике вы видите инициалы известнейших поэтов, в правом столбике — их произведения. Необходимо соединить стрелками инициалы авторов с названиями их произведений. (Коллективная работа.)
А. С. П. «МОЙДОДЫР»
А. Л. Б. «ВЕРЕВОЧКА»
К И. Ч. «СКАЗКА О ЦАРЕ САЛТАНЕ»
С. Я. М. ГИМН РФ
С. В. М. «КОШКИН ДОМ»
Ответ: Александр Сергеевич Пушкин — «Сказка о царе Салтане». Агния Львовна Барто — «Веревочка». Корней Иванович Чуковский — «Мойдодыр». Самуил Яковлевич Маршак — «Кошкин дом». Сергей Владимирович Михалков — Гимн РФ.
Учитель. Характеры у людей тоже разные. Кстати, по тому, какой цвет выбирает человек (отдает предпочтение), можно многое узнать о его характере. Положите перед собой карандаши следующих цветов: желтый, красный, голубой, зеленый. Выберите один карандаш, цвет которого вам нравится больше. Если вы выбрали голубой цвет, значит, вы человек впечатлительный, привязчивый, при этом легко впадаете в уныние в минуты неудач. Если же вам приглянулся зеленый цвет, значит, вы прямолинейны, самоуверенны, обладаете желанием насильно улучшать других. Если ваш любимый цвет красный, значит, вы мечтаете о том, чтобы ваша жизнь всегда была наполнена новыми, яркими впечатлениями, встречами, событиями. Также очень может быть, что агрессивность — это ваша проблема. Желтый цвет выдает стремление к независимости и надежду на счастливую жизнь. (По материалам газеты «Курочка Ряба».)
В каждом человеке есть положительные качества характера, у всех разные.
Давайте поиграем. Желающий будет выходить к доске и очень серьезно говорить, глядя на себя в зеркальце: «Я самый обаятельный (-ая) и привлекательный (-ая)… А еще я… (умный, добрый, любознательный и т. д.)». Задача — назвать как можно больше положительных качеств, желательно, соответствующих истине. (Игра повторяется несколько раз.)
Все мы люди разные… И это замечательно! Представьте, как было бы скучно, если бы все мы были с похожими лицами, фигурами, характерами, увлечениями; одинаково одевались, одинаково говорили… Согласны? (Отклик детей.)
Подведем итог занятия. Продолжите фразу: «Сегодня я узнал…».