Классный час на тему: Зима, 3-4 класс

Поделиться:

Классный час на тему: Зимние каникулы, 3-4 класс

Задачи:

1. Привлекать школьников к занятиям спортом, развивать силу, ловкость, смекалку.

2. Воспитывать самостоятельность, творческое отношение к делу.

Подготовка: дать детям задание нарисовать рисунок на тему «Чем я занимаюсь в зимние каникулы» или «Мороз не велик, да стоять не велит», подготовить рассказ о любимом зимнем развлечении или занятии; оформить выставку работ.

Ход классного часа

Учитель. «Ура!» — кричат ребята, когда наступают каникулы. Закидывают подальше свои портфели и прямиком на улицу. Многие, конечно, проводят немало времени за компьютером. А ведь каникулы придуманы для того, чтобы ребята отдыхали, укрепляли свое здоровье. Этим лучше заниматься на свежем воздухе.

Сегодня мы поговорим с вами о том, чем можно заняться в зимние каникулы. Обратите внимание на работы, которые представлены на нашей выставке.

Можно сделать вывод, что любимое развлечение — это катание на санках.

(Ребята рассказывают о своем любимом занятии — катании на санках.)

Санки известны у нас с очень давних времен. О них упоминается еще в письменных источниках XII века. Да и само слово русского происхождения. Интересно, что слово «сань» в старославянском языке означало… «змея». Впрочем, если подумать, то в этом нет ничего удивительного — след от санных полозьев действительно напоминает след проползшей змеи. Кстати, слово «полозья» похоже на название змеи — полоз. Оба слова, вероятно, произошли от глагола «ползать».

А знаете ли вы, что санки — это игрушка, да еще спортивная? Если кто-то думает, что игрушки не имеют никакого отношения к такому серьезному делу, как спорт, то он ошибается.

Само слово «спорт» родилось во Франции и первоначально звучало несколько иначе — «депорт», что значит «развлечение», «забава». В Англии его стали произносить сначала как «деспорт», а потом потеряли частичку «де», и осталось просто «спорт». Так что он задуман как развлечение, а значит, санки, лыжи, коньки, шахматы, шашки и прочие спортивные предметы можно считать игрушками. Тем более что и делают их именно на игрушечных фабриках.

Еще одна зимняя «игрушка» — это лыжи.

(Учащиеся рассказывают о катании на лыжах.)

Лыжи тоже известны на Руси с давних времен. И слово тоже русское. Только на лыжах, как правило, ползают новички. А обычно на них бегают. Само слово и произошло от глагола «убегать» — лыз- нуть. Оно и сегодня сохранилось в нашем языке. Не случалось ли кому-нибудь улизнуть с урока?

Некоторые предпочитаю игру смелых — хоккей. Недаром в песне поется: «Трус не играет в хоккей!» Давайте дадим слово ребятам, которые умеют и любят играть в хоккей.

(Учащиеся рассказывают о своей любимой игре.)

Современный хоккей на льду, можно сказать, «случайная» игра. То есть ей положил начало случай. Однажды солдаты канадского военного гарнизона, прогуливаясь, увидели на льду озера Онтарио пустую консервную банку. День был морозный, и молодые люди решили погреться. Они схватили палки и начали гонять банку, пытаясь отбить ее друг у друга. Прошло 130 лет. Банку давно заменила литая резиновая шайба.

В России хоккей с шайбой появился только в 1946 году. У нас, как известно, в хоккей играют настоящие мужчины. В Канаде и в Англии — тоже. Только в Англии предпочитают хоккей на траве. Мягче падать, наверное.

Любимое зимнее развлечение многих девочек — это катание на коньках.

(Выступления ребят.)

Зимний день короток. Чем развлечь себя, когда на улице уже темно? Можно заняться спортом и дома, играя в шахматы или шашки. Пригласите в гости друзей и устройте шахматно-шашечный турнир.

Шашки и шахматы — самые древние из спортивных «игрушек». Шашки появились еще в Древнем Египте, веков пятьдесят назад. В каждой стране, куда они попадали, шашки немного видоизменялись, так что сегодня существует много шашечных систем. В Древнюю Русь эта игра пришла позднее, чем шахматы. Поэтому ее и назвали «шашки» — «малые шахматы».

Шахматы появились в Индии около пятнадцати столетий назад. Конечно, первоначально они были куда проще, чем сейчас. Эта игра тоже путешествовала по странам, со временем усложняясь и совершенствуясь. Существует легенда о том, что индийские мудрецы придумали игру в шахматы не просто ради развлечения, а чтобы отвлечь людей от войн: зачем проливать кровь, когда можно мирно бороться на шахматной доске. Да еще получать от этого удовольствие и немалую пользу. Ведь шахматы развивают мышление, память, смекалку и воображение.

Зимой можно наблюдать различные явления — если бы вы уже изучали физику, вам было бы легко их объяснить. Думаю, вам будет интересно подумать над вопросами своеобразной зимней викторины.

1. Для чего на зиму вставляют вторые рамы? (Примерный ответ. Вторые рамы вставляют для предохранения комнаты от быстрого остывания. Неподвижный воздух, заключенный между двумя рамами, является плохим проводником тепла.)

2. Почему рыхлый снег предохраняет почву от промерзания лучше, чем утрамбованный? (Примерный ответ. Снег порист: между снежинками и даже внутри них много воздуха, который, повторим, является плохим проводником тепла. Воздух, содержащийся в снегу, задерживает тепло, излучаемое землей в атмосферу. Утрамбованный снег содержит меньше воздуха и поэтому задерживает тепло хуже.)

3. Почему вода в реках и озерах не промерзает до дна? (Примерный ответ. Водоемы не промерзают до дна потому, что лед легче воды. Охлажденные слои воды застывают на поверхности коркой льда, а затем лед и снег на нем предохраняют воду от промерзания. Если бы лед был тяжелее воды, он опускался бы на дно и вода замерзала бы сплошной глыбой.)

4. Почему зимой на внутренней стороне оконных стекол появляются морозные узоры? (Примерный ответ. Зимой воздух около оконных стекол сильно охлаждается, и часть водяных паров из него оседает на холодные стекла в виде кристалликов льда. На углах этих кристалликов образуются «рожки», которые начинают ветвиться и разрастаться. Затем кристаллики соединяются между собой и образуют на стеклах самые причудливые узоры.)

5. Почему пешеход, идя по глубокому снегу, проваливается, а лыжник нет? [Примерный ответ. Площадь подошв пешехода, на которую распределена тяжесть тела, невелика, поэтому они и продавливают снег. А вес лыжника распределяется по всей длине лыж, давление в каждой точке гораздо меньше.)

6. Почему коньки скользят по льду? (Примерный ответ. Стоя на коньках, конькобежец давит весом своего тела на очень маленькую площадь льда. Под большим давлением лед тает, между полозьями коньков и льдом образуется тонкий слой воды, по которому коньки скользят.)

7. Если в мороз открыть дверь с улицы в жарко натопленную комнату, то у порога начинает клубиться пар. Как он образуется? (Примерный ответ. Врывающийся снаружи в открытую дверь холодный воздух, соприкасаясь с теплым воздухом комнаты, охлаждает его. При этом часть водяных паров, содержащихся в теплом воздухе, конденсируется в водяной туман — пар.)

8. Почему во время снегопада температура воздуха, как правило, повышается? (Примерный ответ. Температура воздуха во время снегопада повышается, потому что при образовании снега из капелек воды или водяного пара выделяется тепло.)

9. Зачем зимой посыпать тротуары песком? (Примерный ответ. Тротуары посыпают песком затем, чтобы сила трения была больше и пешеходы не падали.)

10. Почему зимой даже от тщательно замазанного и заклеенного окна все же немного дует? (Примерный ответ. Дует, конечно, не с улицы. Все объясняется циркуляцией воздуха. Охлажденный у окна воздух «стекает» вниз, вытесняя теплый, затем он сам нагревается, вытесняется более холодным воздухом…)

11. Как мокрое белье высыхает на морозе? (Примерный ответ. Вода, находящаяся в мокром белье, на морозе превращается в мельчайшие кристаллики, которые постепенно выветриваются.)

12. Верно ли, что при безоблачном небе морозы бывают сильнее? (Примерный ответ. Верно. Облака для Земли — все равно что одеяло, они не дают ей остывать.)

13. Почему зимнюю одежду стараются делать из меха или шерсти? (Примерный ответ. Мех и шерсть — плохие проводники тепла, поэтому они лучше всего предохраняют тело от холода (от потери тепла).) Снежки — излюбленная забава детворы. Играя в снежки, ребята учатся меткости; тут нужны и сила, и ловкость, и смелость. Можно построить крепость, смастерить горку, снеговика. В общем, зимние каникулы можно сделать настолько интересными, что вы будете ждать следующих с нетерпением.

Дополнительный материал

Загадочные снежки

Играть в «снежки» можно в коридоре на перемене. Нужно сделать из белой бумаги шарик. Водящий кидает «снежок» игроку и загадывает загадку о зиме.

Бегут по дорожке

Доски да ножки. (Лыжи.)

 

Один человек

На двух лошадях сразу едет. (Лыжник.)

 

Все лето стояли,

Зимы ожидали.

Дождались поры –

Помчались с горы. (Санки.)

 

Мчусь, как пуля, я вперед,

Лишь поскрипывает лед

И мелькают огоньки.

Что несет меня? (Коньки.)

 

Ног от радости не чуя,

С горки снежной вниз лечу я.

Стал мне спорт родней и ближе.

Кто помог мне в этом? (Лыжи.)

 

Бежала — шумела,

Заснула — заблестела.

Что это? (Река летом и зимой.)

 

Вырос лес,

Белый весь,

Пешком в него не войти,

На коне не выехать. (Морозный узор на окне.)

 

Летит — молчит,

Лежит-молчит,

Когда умрет,

Тогда заревет. (Снег.)

 

В новой стене,

В круглом окне

Днем стекло разбито.

За ночь вставлено. (Прорубь.)

 

Зимой греет,

Весной тлеет,

Летом умирает,

Осенью оживает. (Лед.)

 

Тройка, тройка прилетела,

Скакуны в той тройке белы,

А в санях сидит царица –

Белокоса, белолица,

Как махнула рукавом –

Все покрыла серебром. (Зимние месяцы.)

 

Белая звездочка с неба упала.

Мне на ладошку легла — и пропала. (Снежинка.)

 

Схватил за щеки, кончик носа,

Раскрасил окна все без спросу.

Но кто же это? Вот вопрос!

Все это делает… (мороз).

 

Едва повеяло зимой,

Они всегда с тобой.

Согреют две сестрички,

Зовут их… (рукавички).

 

С одной стороны лес,

С другой — поле. (Шуба.)

Шахматы

Шахматы — особенная спортивная игра.

Прежде всего, это соревнование умов, но вместе с тем от шахматиста требуются отменная физическая подготовка, выносливость, умение распределять силы на длинной дистанции турнира. Словом, шахматы, безусловно, тоже спорт, причем любимый очень многими людьми.

Играли в шахматы Лев Николаевич Толстой и Антон Павлович Чехов. За партией в шахматы запечатлен на одной из фотографий Дмитрий Иванович Менделеев, а соперник его — художник Архип Иванович Куинджи.

В романе «Три мушкетера» говорится, что король Людовик XIII и кардинал Ришелье чуть ли не ежевечерне встречались за шахматной доской. Любил шахматные сражения и другой французский король — Генрих IV. Упоминаются шахматы в знаменитых рыцарских произведениях «Тристан и Изольда» и «Песнь о Роланде»…

Эта игра настолько древняя, что теперь неизвестны ни имя того, кто ее придумал, ни точное место, где она появилась. Зато с происхождением шахмат связано немало легенд, да и писатели-фантасты тоже не остались в стороне от этой темы.

В журнале «Юный техник», например, был опубликован рассказ «Бесценный дар», и в нем утверждалось, что играть в шахматы научил землян

капитан некоего инопланетного корабля, побывавшего на Земле в незапамятные времена.

Действительно, правила этой умной игры настолько продуманные и взвешенные, что ее вполне можно счесть изобретением некоего совершенного внеземного разума. Но все же прислушаемся к более земным объяснениям.

Родиной шахмат считается Древняя Индия. Как полагают ученые, именно там не позднее V века появилась игра под названием «чатуранга».

Как говорится в древних рукописях, в игре одновременно принимали участие четыре противника, и «войско» каждого состояло из слонов, коней, боевых колесниц и пехоты. Ходы делались поочередно, количество ходов каждого игрока определялось метанием игральной кости.

Точные правила этой предшественницы современных шахмат неизвестны, однако ясно, что конечной целью каждого из игроков было уничтожение «армии» противника.

Между прочим, одна из легенд, связанных с шахматами, гласит: индийские мудрецы придумали эту игру специально для того, чтобы искоренить настоящие войны. Зачем тратить на них человеческие жизни и средства, если правители могут встречаться за обыкновенной деревянной доской и побеждать друг друга не оружием, а силой мысли? А кто победит, тот и диктует свои условия побежденному…

Увы, такой способ разрешения конфликтов так нигде и не привился, а жаль. Зато сама увлекательная игра быстро распространилась по всему свету.

К VIII веку, уже в арабских странах, она претерпела немалые изменения и теперь называлась «шатрандж», число игроков сократилось до двух, играли не до «последней фигуры», а до объявления мата противнику.

В общем, это уже почти шахматы. Однако слон в шатрандже мог перепрыгивать через фигуры, как конь, а ферзь, ныне самая сильная фигура, мог ступать лишь на одно поле и только по диагонали…

Менялись со временем не только правила игры, но и внешний вид шахматного «войска». Очень непохожи шахматные фигуры разных стран и разных времен. Но по изменениям в них можно судить о том, сколь быстро распространялась игра по свету. В Европу она попала, скорее всего, из Испании, большей частью которой тоже долгое время владели арабы. И по-видимому, здесь же, в Испании, к XV веку шахматы и правила игры обрели свой нынешний вид.

Как шахматы стали видом спорта

Шахматы — это состязание двух умов. Побеждает за доской тот, кто дальновиднее, кто может просчитать варианты партии на много ходов вперед, кто думает не только за себя, но и за своего противника, заблаговременно проникая в самые отдаленные его замыслы.

А раз шахматы — это состязание, рано или поздно они обязательно Должны были стать своеобразным видом спорта с турнирами и матчами, где выясняется, кто на данный момент лучший шахматист города, страны, всего мира.

Считается, что самый первый международный шахматный турнир прошел в 1575 году при дворе испанского короля Филиппа II. Два шахматиста-

испанца сражались за досками с двумя итальянцами и одержали победу. С XVIII века матчи стали проводиться и в других странах Европы. Местом их проведения обычно служили кафе, а победители становились знаменитостями. История сохранила имена французских шахматистов К. Легаля, А. Дешапеля, П. Сент-Амана, англичан А. Макдонелла и Г. Стаунтона, немцев Т. Лаза, А. Андерсена, И. Цукерторта…

В 1851 году в Лондоне был проведен первый официальный международный шахматный турнир. Победу на нем одержал немецкий мастер А. Андерсен. В 1858 году всех своих противников, в том числе и А. Андерсена, одолел американец П. Морфи, который и был провозглашен сильнейшим шахматистом мира.

А вот имена других замечательных мастеров шахматной игры, которые в разное время становились чемпионами мира, подтверждая свои титулы в различных соревнованиях, — кубинец X. Капабланка, голландец М. Эйве, наш соотечественник А. Алехин. С особой гордостью надо отметить, что начиная с 1948 года чемпионами мира, за одним-единственным исключением, становились именно наши гроссмейстеры. Только в 1972 году чемпион мира Б. Спасский проиграл это звание американцу Р. Фишеру, однако уже через три года сильнейшим шахматистом был назван А, Карпов. Долгое время шахматная корона принадлежала россиянину Гарри Каспарову. В наши дни звание чемпиона мира носит Владимир Крамник.

Не так давно в шахматном мире произошло одно очень громкое событие: Владимир Крамник проиграл матч суперкомпьютеру «Фритц». Уже не первый раз машина оказалась сильнее человека. Только вряд ли стоит особенно огорчаться по этому поводу: рано или поздно так и должно было случиться.

Ведь, несмотря на огромное число вариантов шахматных ходов, электронный мозг, если у него сверхмощная память и невероятное быстродействие, просчитает, как могут развиваться дальнейшие события на доске после любого хода, не хуже гроссмейстера. К тому же «фритц» прошел и солидную теоретическую подготовку — «изучил» все известные партии лучших шахматистов за целый век.

Гроссмейстеры, разумеется, тоже в совершенстве знают теорию, но все же и память у человека не та, и реакция, да и усталость во время долгой игры подстерегает…